ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10
1.1. Значение познавательной деятельности в образовательном процессе 10
1.2. Общая характеристика познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии 15
1.3. Активизация познавательной деятельности с использованием
интерактивной доски 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Дидактические и технические возможности интерактивной доски 34
2.2. Виды интерактивных заданий и особенности их применения на уроках
биологии 41
2.3. Развитие познавательной активности обучающихся при использовании интерактивной доски в процессе обучения биологии 46
ГЛАВА3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 54
3.1. Задачи и организация экспериментальной работы 54
3.2. Этапы проведения экспериментальной работы 58
3.3. Анализ эффективности экспериментальной работы 63
Заключение 78
Список источников и литературы 82
Приложения 91
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10
1.1. Значение познавательной деятельности в образовательном процессе 10
1.2. Общая характеристика познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии 15
1.3. Активизация познавательной деятельности с использованием
интерактивной доски 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Дидактические и технические возможности интерактивной доски 34
2.2. Виды интерактивных заданий и особенности их применения на уроках
биологии 41
2.3. Развитие познавательной активности обучающихся при использовании интерактивной доски в процессе обучения биологии 46
ГЛАВА3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 54
3.1. Задачи и организация экспериментальной работы 54
3.2. Этапы проведения экспериментальной работы 58
3.3. Анализ эффективности экспериментальной работы 63
Заключение 78
Список источников и литературы 82
Приложения 91
Актуальность исследования. В условия перехода школы к реализации новых современных технологий обучения главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Такая смена ориентиров возникла после выхода новых законодательных актов: Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» [38], Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [59], Национальной доктрины Российской Федерации [58],Фундаментального ядро основного общего образования [98], Концепции духовно-нравственного развития и Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС) [95].
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Существование в школьном образовании острых проблем, таких как разный уровень успеваемости, различия учебно-познавательных мотивов, снижение любознательности и инициативы значительной части, обучающихся на ступени среднего общего образования, а также снижение интереса к естественнонаучным предметам обусловленного недостаточной активизацией познавательной деятельности. Современная наука много времени уделяет средствам активизации познавательной деятельности обучающихся. С введением ФГОС ООО эти средства наполняются новым содержанием, в них появляется основа, направленная на развитие конкретных навыков с учетом требований к современным средствам обучения.
В настоящее время учителя отмечают снижение интереса учащихся старших классов к биологии, так как они не осознают возможности использования содержания предмета в своей жизнедеятельности. Учителями подчеркивается необходимость включения различных средств обучения, в том числе и интерактивных, что позволит перевести знания в ряд личностно значимых, способствуя развитию познавательной деятельности на уроках биологии.
Реализация принципа сознательной активности в обучении имеет ключевое значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества, как и деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Однако при этом методическая
составляющая данной темы раскрыта не полностью и недостаточно методических разработок по интерактивным средствам обучения в биологии. В связи этим, возникает проблема: каковы пути активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии.
Вследствие этого сложился ряд противоречий, на разрешение которых направлено исследование:
- между высоким потенциалом развития современных средств обучения для активизации познавательной деятельности и фрагментарностью их реализации по причине отсутствия методического обеспечения;
- между необходимостью разработки методических условий, последовательно включающих учащихся в процесс активизации познавательной деятельности с использованием интерактивного комплекса в классно-урочной системе и недостаточностью разработки этой методической проблемы;
-между необходимостью активизации познавательной деятельности обучающихся и не систематическим использованием интерактивной доски на уроках биологии.
Развитие познавательной активности учащихся в настоящее время относится к числу наиболее актуальных проблем педагогической науки и практики и в разное время находила отражение в работах разных представителей педагогической мысли.
На сегодняшний момент теоретические и практические аспекты развития познавательной активности рассматриваются в работах: Б.Г. Ананьева[5], Т.Г. Браже, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Е.Л. Яковлевой.
Вместе с тем еще остается не изученным условия формирования и активизации познавательной деятельности обучающихся с использованием интерактивной доски в старших классах.
В этих обстоятельствах был проведен педагогический эксперимент по активизации познавательной деятельности с использованием интерактивного комплекса на наиболее остром этапе личностного становления: при переходе от подросткового в юношеский возраст.
Таким образом, педагогическое и практическое значение данной проблемы определило выбор темы диссертации: «Интерактивная доска как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии».
Объект исследования: организация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии.
Предмет исследования: методические условия применения интерактивной доски для активизации познавательной деятельности обучающихся.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методические условия применения интерактивной доски как средства активизации познавательной деятельности обучающихся.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что активизация познавательной деятельности обучающихся возрастет, если особое внимание будет уделено:
- выявлению образовательных возможностей интерактивной доски как инновационного средства обучения;
- определению методических условий применения интерактивной доски для развития познавательного интереса обучающихся;
- разработке диагностического инструментария, позволяющего выявить изменения познавательного интереса обучающихся на уроках биологии.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную, методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Обосновать методические условия применения интерактивной доски как средства активизации познавательной деятельности на уроках биологии.
3.Экспериментально проверить эффективность методических условий по активизации познавательной деятельности с использованием интерактивной доски для учащихся 10 и 11 класса при изучении разделов «Размножение и развитие организмов» и «Эволюция человека».
Курс теоретико-методологических основ составили психолого-педагогические идеи, раскрывающие содержание познавательной деятельности и активности (Б.Г. Ананьев[4], И.Я. Лернер [47] [48], П.И. Подкасистый [63],[64]); основные положения теории познавательной деятельности (Л.С. Выготкий [20], П.Я. Гальперин [22], В.В. Давыдов [27], С.Л. Рубеншейн [75], [76]); развитие познавательной деятельности (В.И. Загвязинский [60], В.А. Сластенин [61]).
Для решения намеченных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследований: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме активизации познавательной деятельности, анализ учебных планов и программ, учебных пособий и методических рекомендаций по биологии, практическое и экспериментальное преподавание, беседы, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анализ контрольных работ учащихся, математические методы обработки результатов эксперимента и наблюдений.
Этапы исследования: Исследование проводилось с 2016 года по 2018 год.
Первый этап (октябрь 2016- декабрь 2016) - поисково-теоретический. Проводился анализ литературных источников. Были определены цель, объект, предмет, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза активизации познавательной деятельности обучающихся. Определялась методика констатирующего эксперимента, проведение которого было организовано в МАО СОШ № 178 г. Екатеринбурга, Свердловской области. Всего в констатирующем эксперименте участвовало 2 класса (10-а и 10-б).
На втором этапе (январь 2017-февраль 2018 года) на основе обобщения накопленного теоретического и эмпирического материала были определены методические условия активизации познавательной деятельности обучающихся с использованием интерактивной доски. Разработаны методические условия для проведения эксперимента и определена последовательность действий по активизации познавательной деятельности; учебно-методический комплекс уроков по разделам «Размножение и развитие человека», «Эволюция человека» включающий в себя: конструкты уроков с подробным описанием деятельности учителя и обучающихся, интерактивные задания по изучаемым разделам, а также комплекс интерактивных уроков. На данном этапе проводился формирующий эксперимент, в процессе которого проверялась эффективность прилагаемой методики.
На третьем этапе (март 2018- июнь 2018 года) осуществлялась обработка и систематизация теоретических и опытно-экспериментальных данных, полученных в ходе педагогического эксперимента. Происходило оформление результатов диссертационного исследования, формулирование выводов, оформление схем, таблиц, диаграмм и уточнение перспектив дальнейшего развития проблемы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
1. Доказана результативность интерактивной доски как средства активизации познавательной деятельности.
2. Разработан критериально - диагностический инструментарий активизации познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе на уроках биологии с применением интерактивной доски.
3. Впервые показана возможность соотнесения проблемного обучения с интерактивными средствами обучения на уроках биологии.
Практическая значимость исследования.
1. Предложена система заданий продуктивной направленности обучающихся с применением интерактивной доски;
2. Подготовлены методические рекомендации для совершенствования средств обучения с использованием интерактивной доски;
3. Показана возможность метода работы в группах с возможностью использования интерактивной доски.
Положения, выносимые на защиту.
1. Теоретико-методические основания конструирования методических условий по активизации познавательной деятельности с использованием интерактивной доски представлены идеями системно - деятельностного, личностного, подходов, а также принципами, которые обеспечивают их реализацию при изучении школьной биологии: наглядности, доступности, индивидуальности.
2. Активизация познавательной деятельности обучающихся учитывает
содержание и структуру, представленную целевым, содержательным, процессуальным, технологическим, результативно-оценочным компонентами; предполагает следующие этапы ее развития: мотивационно-ориентировочный, познавательно-продуктивный, связанные с развитием мотивационной, информационно-познавательной, ценностно-нормативной, коммуникативной, практико-ориентированной деятельности учащихся.
3. Методические условия по активизации познавательной деятельности обучающихся представлены: учебно-методическим комплексом интерактивных уроков по разделам «Размножение и развитие живых организмов» и «Эволюция человека», включающие в себя конструкты уроков, а также интерактивные уроки с заданиями по активизации познавательной деятельности.
Апробация результатов проходила в 2017 и 2018 годах в МАОУ СОШ №178 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга путем изложения полученных выводов в научных статьях и научно-практических конференциях. Основные положения отражены в публикациях и внедрены в процесс обучения.
Структура диссертации определена последовательностью решения основных задач исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Диссертация объемом 137 страниц включает 20 рисунков, 15 приложений, библиографический список содержит 100 источников.
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Существование в школьном образовании острых проблем, таких как разный уровень успеваемости, различия учебно-познавательных мотивов, снижение любознательности и инициативы значительной части, обучающихся на ступени среднего общего образования, а также снижение интереса к естественнонаучным предметам обусловленного недостаточной активизацией познавательной деятельности. Современная наука много времени уделяет средствам активизации познавательной деятельности обучающихся. С введением ФГОС ООО эти средства наполняются новым содержанием, в них появляется основа, направленная на развитие конкретных навыков с учетом требований к современным средствам обучения.
В настоящее время учителя отмечают снижение интереса учащихся старших классов к биологии, так как они не осознают возможности использования содержания предмета в своей жизнедеятельности. Учителями подчеркивается необходимость включения различных средств обучения, в том числе и интерактивных, что позволит перевести знания в ряд личностно значимых, способствуя развитию познавательной деятельности на уроках биологии.
Реализация принципа сознательной активности в обучении имеет ключевое значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества, как и деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Однако при этом методическая
составляющая данной темы раскрыта не полностью и недостаточно методических разработок по интерактивным средствам обучения в биологии. В связи этим, возникает проблема: каковы пути активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии.
Вследствие этого сложился ряд противоречий, на разрешение которых направлено исследование:
- между высоким потенциалом развития современных средств обучения для активизации познавательной деятельности и фрагментарностью их реализации по причине отсутствия методического обеспечения;
- между необходимостью разработки методических условий, последовательно включающих учащихся в процесс активизации познавательной деятельности с использованием интерактивного комплекса в классно-урочной системе и недостаточностью разработки этой методической проблемы;
-между необходимостью активизации познавательной деятельности обучающихся и не систематическим использованием интерактивной доски на уроках биологии.
Развитие познавательной активности учащихся в настоящее время относится к числу наиболее актуальных проблем педагогической науки и практики и в разное время находила отражение в работах разных представителей педагогической мысли.
На сегодняшний момент теоретические и практические аспекты развития познавательной активности рассматриваются в работах: Б.Г. Ананьева[5], Т.Г. Браже, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Е.Л. Яковлевой.
Вместе с тем еще остается не изученным условия формирования и активизации познавательной деятельности обучающихся с использованием интерактивной доски в старших классах.
В этих обстоятельствах был проведен педагогический эксперимент по активизации познавательной деятельности с использованием интерактивного комплекса на наиболее остром этапе личностного становления: при переходе от подросткового в юношеский возраст.
Таким образом, педагогическое и практическое значение данной проблемы определило выбор темы диссертации: «Интерактивная доска как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии».
Объект исследования: организация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии.
Предмет исследования: методические условия применения интерактивной доски для активизации познавательной деятельности обучающихся.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методические условия применения интерактивной доски как средства активизации познавательной деятельности обучающихся.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что активизация познавательной деятельности обучающихся возрастет, если особое внимание будет уделено:
- выявлению образовательных возможностей интерактивной доски как инновационного средства обучения;
- определению методических условий применения интерактивной доски для развития познавательного интереса обучающихся;
- разработке диагностического инструментария, позволяющего выявить изменения познавательного интереса обучающихся на уроках биологии.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную, методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Обосновать методические условия применения интерактивной доски как средства активизации познавательной деятельности на уроках биологии.
3.Экспериментально проверить эффективность методических условий по активизации познавательной деятельности с использованием интерактивной доски для учащихся 10 и 11 класса при изучении разделов «Размножение и развитие организмов» и «Эволюция человека».
Курс теоретико-методологических основ составили психолого-педагогические идеи, раскрывающие содержание познавательной деятельности и активности (Б.Г. Ананьев[4], И.Я. Лернер [47] [48], П.И. Подкасистый [63],[64]); основные положения теории познавательной деятельности (Л.С. Выготкий [20], П.Я. Гальперин [22], В.В. Давыдов [27], С.Л. Рубеншейн [75], [76]); развитие познавательной деятельности (В.И. Загвязинский [60], В.А. Сластенин [61]).
Для решения намеченных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследований: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме активизации познавательной деятельности, анализ учебных планов и программ, учебных пособий и методических рекомендаций по биологии, практическое и экспериментальное преподавание, беседы, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анализ контрольных работ учащихся, математические методы обработки результатов эксперимента и наблюдений.
Этапы исследования: Исследование проводилось с 2016 года по 2018 год.
Первый этап (октябрь 2016- декабрь 2016) - поисково-теоретический. Проводился анализ литературных источников. Были определены цель, объект, предмет, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза активизации познавательной деятельности обучающихся. Определялась методика констатирующего эксперимента, проведение которого было организовано в МАО СОШ № 178 г. Екатеринбурга, Свердловской области. Всего в констатирующем эксперименте участвовало 2 класса (10-а и 10-б).
На втором этапе (январь 2017-февраль 2018 года) на основе обобщения накопленного теоретического и эмпирического материала были определены методические условия активизации познавательной деятельности обучающихся с использованием интерактивной доски. Разработаны методические условия для проведения эксперимента и определена последовательность действий по активизации познавательной деятельности; учебно-методический комплекс уроков по разделам «Размножение и развитие человека», «Эволюция человека» включающий в себя: конструкты уроков с подробным описанием деятельности учителя и обучающихся, интерактивные задания по изучаемым разделам, а также комплекс интерактивных уроков. На данном этапе проводился формирующий эксперимент, в процессе которого проверялась эффективность прилагаемой методики.
На третьем этапе (март 2018- июнь 2018 года) осуществлялась обработка и систематизация теоретических и опытно-экспериментальных данных, полученных в ходе педагогического эксперимента. Происходило оформление результатов диссертационного исследования, формулирование выводов, оформление схем, таблиц, диаграмм и уточнение перспектив дальнейшего развития проблемы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
1. Доказана результативность интерактивной доски как средства активизации познавательной деятельности.
2. Разработан критериально - диагностический инструментарий активизации познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе на уроках биологии с применением интерактивной доски.
3. Впервые показана возможность соотнесения проблемного обучения с интерактивными средствами обучения на уроках биологии.
Практическая значимость исследования.
1. Предложена система заданий продуктивной направленности обучающихся с применением интерактивной доски;
2. Подготовлены методические рекомендации для совершенствования средств обучения с использованием интерактивной доски;
3. Показана возможность метода работы в группах с возможностью использования интерактивной доски.
Положения, выносимые на защиту.
1. Теоретико-методические основания конструирования методических условий по активизации познавательной деятельности с использованием интерактивной доски представлены идеями системно - деятельностного, личностного, подходов, а также принципами, которые обеспечивают их реализацию при изучении школьной биологии: наглядности, доступности, индивидуальности.
2. Активизация познавательной деятельности обучающихся учитывает
содержание и структуру, представленную целевым, содержательным, процессуальным, технологическим, результативно-оценочным компонентами; предполагает следующие этапы ее развития: мотивационно-ориентировочный, познавательно-продуктивный, связанные с развитием мотивационной, информационно-познавательной, ценностно-нормативной, коммуникативной, практико-ориентированной деятельности учащихся.
3. Методические условия по активизации познавательной деятельности обучающихся представлены: учебно-методическим комплексом интерактивных уроков по разделам «Размножение и развитие живых организмов» и «Эволюция человека», включающие в себя конструкты уроков, а также интерактивные уроки с заданиями по активизации познавательной деятельности.
Апробация результатов проходила в 2017 и 2018 годах в МАОУ СОШ №178 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга путем изложения полученных выводов в научных статьях и научно-практических конференциях. Основные положения отражены в публикациях и внедрены в процесс обучения.
Структура диссертации определена последовательностью решения основных задач исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Диссертация объемом 137 страниц включает 20 рисунков, 15 приложений, библиографический список содержит 100 источников.
Современные нормативно-правовые документы в области образования требуют готовности и способности, обучающихся к самостоятельной реализации своего потенциала в учебной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности, в основе которых лежит непрерывность образования.
Новое направление образования основной задачей ставит обеспечение условий для самоопределения, самореализации личности, признавая обучающегося не объектом, а субъектом познавательной деятельности. Репродуктивная деятельность должна быть заменена на активную деятельность, а субъект-объектные отношения должны превратиться в субъект-субъектные взаимоотношения педагога и учащегося.
В данном случае основная задача учителя - грамотно расставить акценты при оценивании результатов с понятий «умения», «знания» на понятия «компетенция», «компетентность».
На сегодняшний день существует классификация образовательных компетенций по трем уровням, соответствующим содержанию образования: предметные, метапредметные и личностные, относящиеся к общему содержанию образования. Примером метапредметной компетенции может служить информационно-коммуникативная, включающая в себя многочисленное количество образовательных компетенций, связанных с мыслительными и логическими процессами познания.
Соответственно, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методические условия применения интерактивной доски как средства активизации познавательной деятельности.
Гипотезой исследования стало высказывание: активизация познавательной деятельности обучающихся возрастет, если особое внимание будет уделено:
- выявлению образовательных возможностей интерактивной доски как инновационного средства обучения;
- определению методических условий применения интерактивной доски для развития познавательного интереса обучающихся;
- разработке диагностического инструментария, позволяющего выявить изменения познавательного интереса обучающихся на уроках биологии.
Для достижения поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой в нашем исследовании были определены задачи, которые были использованы для изучения научной и методической литературы по активизации познавательной деятельности.
Проведя анализ литературы, было определено, что «познавательная деятельность - это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид не только приобретает знания, но и учится взаимодействовать с окружающим миром». Познавательная деятельность обучающихся, занимает важное значение в процессе обучения. Данный вид деятельности включает в себя познавательную активность, познавательный интерес, а также пути активизации деятельности обучающихся, которые должны быть направлены на частично-поисковую и самостоятельную работу обучающихся.
Для активизации познавательной деятельности необходимо использовать информационно-коммуникативные технологии, одно из которых интерактивная доска. Данный интерактивный комплекс позволяет вывести обучение на новый уровень, способствует активизации деятельности обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Также нужно активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроках, включая туда задания с использованием интерактивной доски уже с 5 класса. На разных этапах урока использовать 79 различные приемы по составлению интерактивных заданий, которые позволяют сформировать устойчивый познавательный интерес, а в следствии активизировать познавательную деятельность обучающихся. Интерактивные задания должны использоваться не только в начале изучения нового материала, но и в качестве закрепления уже изученного, а также важно применять междисциплинарный подход при изучении явлений и процессов при изучении естественнонаучных дисциплин. Желательно систематически на уроках биологии при помощи интерактивных заданий отрабатывать приемы мыслительной деятельности (наблюдение, сравнение, классификация, анализ, синтез, эксперимент и т.д). Применять эти приемы в ходе самых разнообразных форм деятельности: беседа, игра, лабораторная работа и т. д, активизируя тем самым познавательную деятельность.
В проведенном исследовании по результатам опытного обучения было установлено, что в экспериментальном 10 А (11 А) классе в качестве методических условий по активизации познавательной деятельности было использовано систематическое применение интерактивных заданий, составленных по изучаемым разделам направленных на формирование приемов мыслительной деятельности.
Использование на уроках элементов проблемного и частично - поискового метода с активным привлечением на каждом уроке интерактивной доски позволило активизировать познавательную деятельность обучающихся.
В результате проведенного эксперимента можно сделать вывод о том, что благодаря методическим разработкам по активизации познавательной деятельности с использованием интерактивной доски учащихся экспериментального класса изучению таких разделов как «Размножение и развитие организмов» и «Эволюция человека» качество учебного процесса и познавательный интерес к предмету в этом классе повысились. В 10 А классе данный показатель увеличился на 10%, в 11 А на 32% по диагностике мыслительных операций, и в 10 А на 18% , в 11А на 23% по уровням 80
познавательной деятельности, что говорит о том, что использование интерактивной доски, как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии оказалось эффективным.
В результате исследования по активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии результаты научной работы были обобщены и опубликованы в виде статей и конструктов уроков в научно-методических сборнике «Инновационные научные исследования: теория, методология, практика», а также на научно-методической конференции «Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее».
В дельнейшем планируется продолжить работу активизации познавательной деятельности с использованием интерактивной доски в процессе обучения биологии. Внедрять и использовать более сложные интерактивные задания на уроках биологии, а также разработать учебно-методический комплекс заданий на интерактивной доске по наиболее сложным разделам в курсе биологии такие как «Генетика» и «Эволюция органического мира», в среднем звене общеобразовательной школы.
Таким образом, проведенное исследование позволило изучить процесс активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии с использованием интерактивного комплекса; выявить характерные черты и достоинства современных средств обучения, таких как интерактивная доска; разработать методический комплекс уроков с использованием интерактивной доски внедрить их в образовательный процесс; проверить эффективность разработанного комплекса с помощью диагностических приемов по активизации познавательной деятельности.
Считаю, что цели и задачи, поставленные в исследовании, считаются достигнутыми.
Новое направление образования основной задачей ставит обеспечение условий для самоопределения, самореализации личности, признавая обучающегося не объектом, а субъектом познавательной деятельности. Репродуктивная деятельность должна быть заменена на активную деятельность, а субъект-объектные отношения должны превратиться в субъект-субъектные взаимоотношения педагога и учащегося.
В данном случае основная задача учителя - грамотно расставить акценты при оценивании результатов с понятий «умения», «знания» на понятия «компетенция», «компетентность».
На сегодняшний день существует классификация образовательных компетенций по трем уровням, соответствующим содержанию образования: предметные, метапредметные и личностные, относящиеся к общему содержанию образования. Примером метапредметной компетенции может служить информационно-коммуникативная, включающая в себя многочисленное количество образовательных компетенций, связанных с мыслительными и логическими процессами познания.
Соответственно, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методические условия применения интерактивной доски как средства активизации познавательной деятельности.
Гипотезой исследования стало высказывание: активизация познавательной деятельности обучающихся возрастет, если особое внимание будет уделено:
- выявлению образовательных возможностей интерактивной доски как инновационного средства обучения;
- определению методических условий применения интерактивной доски для развития познавательного интереса обучающихся;
- разработке диагностического инструментария, позволяющего выявить изменения познавательного интереса обучающихся на уроках биологии.
Для достижения поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой в нашем исследовании были определены задачи, которые были использованы для изучения научной и методической литературы по активизации познавательной деятельности.
Проведя анализ литературы, было определено, что «познавательная деятельность - это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид не только приобретает знания, но и учится взаимодействовать с окружающим миром». Познавательная деятельность обучающихся, занимает важное значение в процессе обучения. Данный вид деятельности включает в себя познавательную активность, познавательный интерес, а также пути активизации деятельности обучающихся, которые должны быть направлены на частично-поисковую и самостоятельную работу обучающихся.
Для активизации познавательной деятельности необходимо использовать информационно-коммуникативные технологии, одно из которых интерактивная доска. Данный интерактивный комплекс позволяет вывести обучение на новый уровень, способствует активизации деятельности обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Также нужно активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроках, включая туда задания с использованием интерактивной доски уже с 5 класса. На разных этапах урока использовать 79 различные приемы по составлению интерактивных заданий, которые позволяют сформировать устойчивый познавательный интерес, а в следствии активизировать познавательную деятельность обучающихся. Интерактивные задания должны использоваться не только в начале изучения нового материала, но и в качестве закрепления уже изученного, а также важно применять междисциплинарный подход при изучении явлений и процессов при изучении естественнонаучных дисциплин. Желательно систематически на уроках биологии при помощи интерактивных заданий отрабатывать приемы мыслительной деятельности (наблюдение, сравнение, классификация, анализ, синтез, эксперимент и т.д). Применять эти приемы в ходе самых разнообразных форм деятельности: беседа, игра, лабораторная работа и т. д, активизируя тем самым познавательную деятельность.
В проведенном исследовании по результатам опытного обучения было установлено, что в экспериментальном 10 А (11 А) классе в качестве методических условий по активизации познавательной деятельности было использовано систематическое применение интерактивных заданий, составленных по изучаемым разделам направленных на формирование приемов мыслительной деятельности.
Использование на уроках элементов проблемного и частично - поискового метода с активным привлечением на каждом уроке интерактивной доски позволило активизировать познавательную деятельность обучающихся.
В результате проведенного эксперимента можно сделать вывод о том, что благодаря методическим разработкам по активизации познавательной деятельности с использованием интерактивной доски учащихся экспериментального класса изучению таких разделов как «Размножение и развитие организмов» и «Эволюция человека» качество учебного процесса и познавательный интерес к предмету в этом классе повысились. В 10 А классе данный показатель увеличился на 10%, в 11 А на 32% по диагностике мыслительных операций, и в 10 А на 18% , в 11А на 23% по уровням 80
познавательной деятельности, что говорит о том, что использование интерактивной доски, как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии оказалось эффективным.
В результате исследования по активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии результаты научной работы были обобщены и опубликованы в виде статей и конструктов уроков в научно-методических сборнике «Инновационные научные исследования: теория, методология, практика», а также на научно-методической конференции «Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее».
В дельнейшем планируется продолжить работу активизации познавательной деятельности с использованием интерактивной доски в процессе обучения биологии. Внедрять и использовать более сложные интерактивные задания на уроках биологии, а также разработать учебно-методический комплекс заданий на интерактивной доске по наиболее сложным разделам в курсе биологии такие как «Генетика» и «Эволюция органического мира», в среднем звене общеобразовательной школы.
Таким образом, проведенное исследование позволило изучить процесс активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии с использованием интерактивного комплекса; выявить характерные черты и достоинства современных средств обучения, таких как интерактивная доска; разработать методический комплекс уроков с использованием интерактивной доски внедрить их в образовательный процесс; проверить эффективность разработанного комплекса с помощью диагностических приемов по активизации познавательной деятельности.
Считаю, что цели и задачи, поставленные в исследовании, считаются достигнутыми.
Подобные работы
- МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО
ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «КЛЕТКА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ
SMART NOTEBOOK В КУРСЕ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Создание н применение н учебном процессе электронного учебного пособия по дисциплине профессионального цикла
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2020 - Разработка имитационной модели эволюции простейших организмов
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020



