Организация взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в процессе формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с литературой
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЛИТЕРАТУРОЙ . 7
1.1 Психолого-педагогические основы коммуникаций детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2 Содержание ознакомления детей старшего дошкольного возраста с
литературой 13
1.3 Формы, методы и приемы формирования этикетной речи старших
дошкольников 18
1.4. Содержание и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи: анализ образовательных программ 31
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЛИТЕРАТУРОЙ 43
2.1. Диагностика навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста 43
2.2 Комплекс мероприятий по взаимодействию семьи и детского сада по формированию навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с литературой 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Актуальность темы исследования. Современная педагогика с каждым годом усложняет требования к воспитанию ребенка. Сегодня ребенок дошкольного возраста должен интересоваться искусством, иметь хороший эстетический вкус и демонстрировать правильное поведение, манеры, наличие определенных навыков этикетной речи.
Начальные представления о принятых в обществе нормах поведения ребенок приобретает в семье и дошкольной образовательной организации. В детском саду он видит, что необходимо соблюдать правила поведения для нормального общения в коллективе. Поэтому семья и дошкольная образовательная организация являются важными институтами социализации детей. И, несмотря на то, что их воспитательные функции различаются, всестороннее развитие ребенка возможно при их взаимодействии.
Взаимодействие семьи и детского сада - это необходимое условие работы дошкольной образовательной организации по всем направлениям ее деятельности. Не исключение и работа с дошкольниками по формированию у них навыков этикетной речи, так как наилучшие результаты в любой деятельности можно получить при согласованных действиях педагогов и родителей. От правильного взаимодействия семьи и детского сада зависит успех воспитания детей [68].
Проблеме формирования у дошкольников основных навыков и умений употребления формул речевого этикета стали уделять внимание сравнительно недавно. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [66] необходимо обеспечение руководства дошкольной образовательной организации социально-коммуникативным развитием воспитанников, усвоение ими норм, нравственных и моральных ценностей, которые приняты в обществе, обеспечение развития взаимодействия и общения ребенка с взрослыми и детьми. В стандарте делается акцент на речевое развитие: речь рассматривается как средство общения и культуры, в соответствии с чем, необходимо формирование у ребенка всех сторон речи, развитие свободного общения с взрослыми и детьми, практическое овладение им нормами речи [66]. Следует отметить, что в содержании современных образовательных программ отражается эффективность художественно-речевой деятельности, как многофункционального и наиболее оптимального средства развития различных навыков и способностей дошкольника, включая речевое развитие детей дошкольного возраста [43].
Речь выполняет разнообразные функции в жизни ребенка. К основной функции относится коммуникативная, т.е. речь - это средство общения. Цель общения - поддержка социальных контактов, обмен информацией. Коммуникативная функция речи активно осваивается дошкольником и способствует развитию культуры речевого общения.
Степень разработанности проблемы.
К речевому развитию ребенка дошкольного возраста обращались такие исследователи как М.М. Алексеева [3], А. М. Бородич [11], М.Б. Елисеева [23], Н.И. Лепская [38], М.И. Лисина [39], В.И. Логинова [40], Н.В. Новотворцева [44], О.С. Ушакова [64 ] и другие. К проблеме исследования этикетной речи детей обращались такие ученые, как Б.В. Бушелева [13], М.Б. Ильяшенко [26], В.Д. Калишенко [27], Т.А. Ладыженская [36], Т.Н. Ушакова [63], Н. И Формановская [67] и др. Ученые рассматривали этикетную речь как вербальную речевую систему, как совокупность формул хорошего тона, которые обеспечивают комфортное общение и установление доброжелательных взаимоотношений. Благодаря усилиям ученых и практиков (А. Арушанова [6], Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина [45] и другие) были разработаны содержание, формы и методы работы дошкольной образовательной организации с семьей по развитию речи.
Анализ исследований показал, что, несмотря на значительной число работ по развитию речи детей дошкольного возраста, актуальными являются исследования, посвященные взаимодействию семьи и дошкольной образовательной организации по формированию навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с литературой.
Следовательно, проблема состоит в определении содержании методической деятельности педагога по формированию навыков этикетной речи в процессе взаимодействия с семьей. Названная проблема обусловила выбор темы исследования: «Методические основы организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в процессе формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с литературой».
Объект исследования: процесс формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по взаимодействию семьи и дошкольной образовательной организации в процессе формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с литературой.
Цель работы: определить теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации и разработать комплекс мероприятий по взаимодействию семьи и дошкольной образовательной организации в процессе формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с литературой
В соответствии с целью поставлены задачи исследования:
1. Рассмотреть этикетную речь как феномен коммуникаций.
2. Определить содержание ознакомления детей дошкольного возраста с литературой.
3. Выявить методы, формы, приемы формирования этикетной речи старших дошкольников.
4. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с литературой.
Теоретическую базу исследования составили: положения о
коммуникации детей старшего дошкольного возраста с литературой, идеи программ дошкольной образовательной организации в аспекте ознакомления детей дошкольного возраста с литературой (Т.И. Бабаева, М. А. Васильева, Н. Е. Веракса, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Комарова, О. В. Солнцева).
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса мероприятий по организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации по формированию этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой.
Методы исследования теоретические: анализ психологической, педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме; систематизация полученной информации; анализ и синтез;
• эмпирические: изучение психолого-педагогической документации детей, проектирование, наблюдение за речевой деятельностью детей, тестирование, анкетирование, анализ детских диалогов;
• методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
База исследования: МБОУ «Белоярская СОШ № 14» детский сад «Берёзка», 15 детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.
Таким образом, проблема формирования навыков этикетной речи у старших дошкольников при ознакомлении с литературой является актуальной. Чтение и обсуждение литературных произведений, проведение дидактических игр по литературным произведениям обеспечивают благоприятную основу для усвоения и закрепления детьми формул речевого этикета, умений анализировать и подбирать адекватную ситуации общения соответствующую этическую речевую формулу.
В процессе исследования было выяснено, что этикетная речь представляет собой вид вербальной коммуникации, является частью этикета, связанной с общением людей, т.е. коммуникацией, состоит из совокупности правил речевого поведения людей, определяемых взаимоотношениями говорящих и отражающих вежливые отношения между людьми, обладающая такими признаками общения как ситуативность, согласованность. Под навыками этикетной речи дошкольников понимают выработанное упражнениями и привычкой умение придерживаться правил речевого поведения и в соответствии с ситуацией использовать нужные речевые формулы общения. Основной функцией этикетной речи является установление и поддержание контакта. Важнейшей чертой этикетной речи является ситуативность, т. е. этикетные формы, подбираются в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Важную роль в развитии речи, в том числе этикетной, играет художественная литература. Литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение всех сторон детской речи. Благодаря литературе, ребенок развивается полноценной взрослой личностью, может оценивать свои поступки, определить характер людей вокруг, адаптироваться к обществу.
Формирование навыков этикетной речи детей происходит при активном использовании разнообразных методов и приемов: чтение литературы, приучение, упражнения, ситуации, беседы, разъяснения и т.д.
Эффективными методами и приемами обучения дошкольников правилам речевого этикета являются игры-инсценировки, дидактические игры, речевые упражнения, речевые ситуации, словесные игры.
Первичное диагностирование показало, что 36% детей подготовительной группы обладают низким уровнем сформированности навыков этикетной речи, недостаточным уровнем культуры диалога. Преобладающей частью старших дошкольников при речевом общении со сверстниками и взрослыми проявляется средний уровень (40%) доброжелательности и вежливости, а также коммуникативных умений, умений подбирать слова к ситуации общения с формулами речевого этикета. Для формирования навыков этикетной речи, нами были сформулированы основные задачи. Разработка программы занятий кружка «Страна красивой речи», направленные на формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста и повышение компетентности родителей в области формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с литературой.
В целях повышения компетентности родителей в плане формирования у детей навыков этикетной речи был организован годовой цикл занятий, включающий проведение консультаций, бесед, родительских собраний, организации совместной деятельности родителей и детей.
Наблюдения педагога показали, что.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены.
1. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: парциальная программа для детей 3-6 лет [Текст] / Л. М. Шипицына [и др.]. - СПб. : Детство-Пресс, 2000. - 384 с.
2. Айвазян, О.О. Коммуникация и речь [Текст] / О. О. Айвазян //Стратегические направления устойчивого развития социальноэкономической политики южного региона: Сб. материалов (Майкоп, 25 декабря 2012 г.). с.- С.8-12
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений / М.М Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
4. Антонова, Л.Г. Развитие речи «Уроки риторики». Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] /Л. Г. Антонова - Ярославль, 1997
5. Арушанова, А. Истоки диалога: сценарии активизирующего общения [Текст] /А. Арушанова // Дошкольное воспитание. -6 2003.- № 10.- С.73 -80.
6. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [ Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - С. 51.
7. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова.- М.: Сов. энциклопедия, 1969.- 607 с.
8. Балакай, А.Г. Словарь русского речевого этикета [Текст]/ А.Г. Балакай.- 2-изд., испр. и доп.-М.:АСТ-ПРЕСС, 2001 - 672 с.
9. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 1998.- 92 с.
10. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] / М. К. Боголюбская, В.В. Шевченко. - 3-е изд. - М., «Просвещение» 2011. - 69с.
11. Бородич, А. М.. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
12. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей [Текст] / Н. М. Бутырина. - М. : «Белгор. гос. ун-т», 2009. - 177 с.
13. Бушелева, Б. В. Этика и этикет общения [Текст]/ Б. В. Бушелева ; - Петропавловск-Камчатский : Дальневост. кн. изд-во, Камч. отделение, 2003. - 168 с.
14. Васильева Н.В. Значение беседы в работе с дошкольниками // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/586942/. (дата обращения: 02.11.2018)
15. Великанова, И. Н. Методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И. Н. Великанова, Т. А. Евграфова - URL: http://festival.1september.ru//аrticles/ 602525/ (дата обращения 18.01.2019)...