ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Психолого-педагогические и лингвистические основы организации
работы в дошкольной образовательной организации по развитию речи старшего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста 15
1.3 . Организация работы в дошкольной образовательной организации
по развитию речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении окружающего мира 22
1.4 Анализ программного содержания примерных образовательных
программ дошкольных образовательных организаций в аспекте развития связной речи старших дошкольников при ознакомлении с окружающим миром 26
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 36
2.1. Диагностика уровня связной речи детей старшего дошкольного
возраста при ознакомлении с окружающим миром 36
2.2. Комплекс мероприятий по развитию речи детей старшего
дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68
Развитие речи является одной из значимых проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Родная речь, которая окружает ребенка с рождения - это важный источник получения знаний, необходимых для дальнейшего успешного обучения и воспитания, а также успешной социализации и адаптации в современном обществе. Центральной задачей речевого воспитания детей являются вопросы, которые связаны с процессом развития речи. Речь является высшей формой речи мыслительной деятельности, определяющей уровень речевого и умственного развития ребенка.
Среди многих важных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации обучение родному языку, речевое общение, развитие речи - одна из главных. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования эта задача включает в себя ряд специальных: обогащение, закрепление, активизации словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование диалогической и монологической речи, совершенствование грамматической правильности речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте.
Степень разработанности проблемы. Теоретический подход к проблеме развития речи дошкольников основывается на представлении о закономерностях их речевого развития, представленных в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, Д. Б. Эльконина, и др.
Вопросы методики развития речи представлены в работах М. М. Алексеевой, А. М. Бородич, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой, Б. И. Яшиной и д.р.
Основы методики развития речи дошкольников исследовали А. М. Леушина, Е. И. Тихееваи др. Проблему содержания и методов обучения монологической речи в дошкольной образовательной организации разрабатывали А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Ворошнина, В. В. Гербова, О. С. Ушакова и др.
Отечественная дошкольная педагогика представлена довольно широким кругом исследований по развитию речи. В работах В. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, рассматривается теория и методика развития речи при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства, при ознакомлении с художественной литературой и фольклором - в исследованиях О.В. Акулова, Л. М. Гурович, О. С. Ушаковой; развитие речи при ознакомлении с природой изучали Н. Ф. Виноградова, Е. Н. Водовозова, В. А. Сухомлинский, Е. И. Тихеева.
Однако проблема теории и методики развития речи при ознакомлении с окружающим миром как интеграцией природной, социальной, культурной, информационной среды в данных исследованиях не являлась основной целью.
Проблема определила тему выпускной квалификационной работы: «Организация деятельности педагога по развитию речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром».
Цель работы: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по организации деятельности педагога, направленный на развитие речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром.
Объект исследования: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по организации деятельности педагога, направленный на развитие речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром.
Задачи исследования:
1. Проанализировать лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить задачи организации речевой деятельности с детьми в области развития речи при ознакомлении с окружающим миром.
4. Описать методы и приемы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром.
5. Проанализировать программное содержание примерных
образовательных программ дошкольного образования в аспекте развития речи старших дошкольников при ознакомлении с окружающим миром
6. Подобрать диагностический инструментарий и провести диагностику уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром.
7. Разработать комплекс мероприятий по организации работы педагога с различными субъектами образовательной деятельности (педагог, родитель, старший дошкольник), направленный на развитие речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение лингвистической и методической литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение педагогического опыта, анализ и обобщение диагностического материала, полученного в ходе констатирующего этапа проектировочной работы) и эмпирические (анкетирование, диагностика, наблюдение, математическая обработка данных, проектировочная работа)
База исследования: МАДОУ Детский сад №192 г. Екатеринбург п. Исток.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 60 источников и 5 приложений.
По результатам выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что речь в развитии ребенка составляет основу интеллектуального развития - обеспечивает познание окружающего мира, успешное обучение.
2. Основная характеристика связной речи - ее понятность для собеседника. Связная речь - это речь, отражающая все существенные стороны своего предметного содержания.
Известны два основных вида связной речи - монологическая и диалогическая. Каждый вид имеет свои особенности. Развитие этих двух форм связной речи имеет огромное значение в процессе речевого развития дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы дошкольной образовательной организации по развитию речи.
3. К задачам организации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром относятся обогащение словарного запаса детей за счет последовательного формирования знаний об особенностях окружающего мира, подбор методов и способов развития речи, использование разнообразных форм организации. Преобладание у дошкольников наглядно - образного мышления, предполагает использование в работе наглядно - выставочного материала, игрушек, картин, натуральных предметов, специально - организованных ситуаций, дидактических словесных игр, которые повышают внимание детей, интерес к занятиям и речевую активность.
4. Педагогические задачи успешно реализуются, если правильно выбраны методы и приемы. Для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста используют такие методы как пересказ и рассказ. К методическим приемам организации пересказа относятся: подготовка к восприятию текста; первичное чтение текста педагогом; беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными); составление плана пересказа; повторное чтение текста педагогом; пересказ.
К приемам рассказывания можно отнести: проблемные вопросы, образец воспитателя, частичный образец воспитателя, план рассказа, коллективное обсуждение плана будущего рассказа, совместное рассказывание, составление рассказа подгруппами, оценка детских монологов.
Развитию связной речи способствует работа с родителями. Воспитатель должен познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка; повышать у родителей педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей; вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы. Для этого проводятся тематические родительские собрания, беседы, консультации групповые и индивидуальные, так же предполагается наличие в группе информационных стендов для родителей и т.д.
Грамотная и правильная речь педагога так же влияет на развитие речи дошкольника
5. Анализ содержания примерных образовательных программ дошкольного образования в аспекте развития связной речи при ознакомлении с окружающим миром показал, что главной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи.
6. Констатирующая диагностика монологической речи детей
проводилась с использованием следующих методик: составление
предложения по трем картинкам, пересказ текста, сочинение рассказа на основе личного опыта, составление рассказа по серии сюжетных картинок, составление рассказа-описания. По итогам комплексной диагностики было определено, что 80% детей имеют средний уровень развития связной монологической речи (80%).
Так же было проведено анкетирование родителей по теме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста», которое показало, что большинство родителей заинтересованы в речевом развитии своих детей, компетентны в данном вопросе. Однако есть семьи, в которых чтение книг заменяется компьютерными играми, так же некоторые родители не интересуются формированием речевых навыков детей.
Проведенное анкетирование педагогов по развитию у детей умений составлять рассказы показало заинтересованность их проблемой, а так же то, что большинство педагогов владеют данной методикой. Были высказаны пожелания по обеспечению педагогического персонала методической литературой, наглядными материалами по развитию речи.
7. По результатам констатирующего этапа исследования были разработаны мероприятия для детей, направленные на развитие связной речи с использованием материала раздела «Окружающий мир», перспективный план работы с родителями и примерный план по самообразованию педагогов.
Таким образом, поставленные задачи выполнены, а цель - достигнута.
Проведённое исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с организацией работы дошкольной образовательной организации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, в том числе, связной речи, и предполагает работу по следующим направлениям: проведение итоговой диагностики уровня развития связной речи при знакомстве детей с окружающим миром, разработки методики дидактических игр словесного характера, направленных на развитие связной речи, методических рекомендаций по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром.
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : Академия, 2000. 400 с.
2. Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область чтение художественной литературы. Как работать по программе «Детство». Учебнометодическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование / Санкт- Петербург; Москва, 2012. Сер. Методический комплект программы Детство 312 с.
3. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М. :Либроком, 2010. 576 с.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 2007. 256 с.
5. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. М. : Просвещение, 1988. 336 с.
6. Вербовая Н. П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи: Учебное пособие. М. : Искусство, 1977. 126 c.
7. Винарская В. Н. Возрастная фонетика. М. : АСТ, Астрель,2005. 208 с.
8. Виноградова Н.Ф. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий // Начальное образование. 2016. Т. 4. № 1. С. 3-10.
9. Виноградова Н.Ф. Влияние идей Л.С. Выготского на развитие российской дидактики (начальная школа) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 3 (30). С. 9-24.
10. Водовозова Е.Н. Царство свободного ребенка. Избранные статьи, практические советы, игры и занятия / Елизавета Николаевна Водовозова. Москва, 2010. Сер. Педагогика детства. 190 с.
11. Володина С. И. Курс лекций по курсу «Риторика» [Электронный ресурс] //Сайт МГЮА. URL://studopedia.ru/2_116254_rechevaya-deyatelnost- vidi-rechevoy-deyatelnosti.html (дата обращения 01.10.2017).
12. Ворошнина Л.В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группа. Практическое пособие / Москва, 2018. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп). 290 с.
13. Ворошнина Л.В. Коррекционная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в ДОУ. Учебное пособие / Москва, 2017. Сер. 73 Бакалавр и специалист (2-е изд.). 312 с.
14. Ворошнина Л.В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группа. Практическое пособие / Москва, 2018. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп). 290 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Антология мысли (1-е изд.) 2016. 340 с...