ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ ПЕДАГОГОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ И УРОВНЕМ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ 6
1.1 Конфликтность педагогов средних общеобразовательных школ как
фактор личности 6
1.2 Факторы влияющие на уровень конфликтности педагогов средних
общеобразовательных школ 16
1.3 Удовлетворенность качеством жизни и уровень зрелости личности
педагогов средних общеобразовательных школ как фактор конфликтности педагогов 27
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТОВ ПЕДАГОГОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ И УРОВНЕМ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ 42
2.1. Методы исследования уровня конфликтности педагогов средних
общеобразовательных школы зависимости от удовлетворенности качеством жизни и уровнем зрелости личности 42
2.2. Анализ результатов влияния уровня конфликтов педагогов средних
общеобразовательных школ в зависимости от удовлетворенности качеством жизни и уровнем зрелости личности. Выкладки 48
2.3. Интерпретация полученных результатов влияния уровня конфликтов педагогов средних общеобразовательных школ в зависимости от
удовлетворенности качеством жизни и уровнем зрелости личности 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленной социализации личности, а суть ее - деятельность по передаче и освоению социального опыта, в связи с этим конфликты разного вида характерны для большинства российских школ. Повседневная школьная жизнь содержит в себе множество противоречий, требующих разрешения, в котором должен разбираться педагог. Такие негативные моменты как: агрессивность, перевозбуждение, несдержанность субъектов образовательных отношений, происходят если рабочий день перезагружен деятельностью.
Потенциальной причиной конфликтов выступают потери и искажения информации не только при общении оппонентов, но и в самом восприятии людьми окружающего мира. Человек часто видит мир сквозь призму своих личных интересов, что во многом естественно. Психика обрабатывает поступающую в нее информацию на основе принципа эгоцентризма. Эгоцентризм приводит к непониманию того, что у других людей, естественно могут существовать иные точки зрения, даже противоположные нашей.
Проблема исследования заключается в, том, что педагоги не способны эффективно решать конфликтные ситуации на деловом уровне из-за отсутствия удовлетворенности жизнью, и уровнем зрелости личности.
Актуальность исследования: сущность взаимосвязи конфликтности педагога и его удовлетворенности качеством жизни, а также уровнем зрелости его личности.
Степень разработанности темы посвящено значительное количество научных работ таких авторов как:
- М.М Рыбакова, выделившая конфликтные ситуации в школе и их традиционные решения.
- Н.М. Корняк, рассмотрел основные факторы поведения в конфликтной ситуации у педагога.
- Г. Шварц и В.А. Бачинин, рассматривающий термин «зрелость»;
- Г. Олпорту, рассматривающий термин «зрелая личность» .
- В.А. Ананьев, выделившая такие ее характеристики, как свобода и ответственность, целостность и гармоничность, актуализация и реализация всех возможностей.
Анализ литературы по данной теме позволяет сделать вывод о том, что проблемы исследования конфликтов педагогов остаются актуальными, порождают серьезные дискуссии и требуют дальнейших исследований.
Объект исследования: конфликтность педагогов средних
общеобразовательных школ.
Предмет исследования: влияние психологических факторов на уровень конфликтности педагогов средних общеобразовательных школ.
Цель исследования: выявить влияние на уровень конфликтности педагогов средних общеобразовательных школ таких психологических факторов конфликтного поведения как удовлетворенность качеством жизни и уровень зрелости личности педагогов.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть значение конфликтности педагогов средних общеобразовательных школ.
2) Изучить факторы, влияющие на уровень конфликтности педагогов средних общеобразовательных школ.
3) Проанализировать удовлетворение качеством жизни и уровень зрелости личности педагогов средних общеобразовательных школ как фактор конфликтности педагогов.
4) Провести эмпирическое исследование уровня конфликтов педагогов средних общеобразовательных школ в зависимости от удовлетворения качеством жизни и уровнем зрелости личности.
Гипотеза исследования: уровень конфликтности педагогов средних общеобразовательных школ связаны с удовлетворением качества жизни и уровнем зрелости личности.
Методика исследования:
Теоретический: анализ литературы по исследуемой проблеме,
обобщение, систематизация и сравнение.
Эмпирический: исследование уровня конфликтов педагогов средних общеобразовательных школ, включающий в себя опрос «Экспресс- диагностика выявления уровня конфликтности» О.Л. Гончарова, диагностическую методику «Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости» Е. В. Каляева, Т. В. Прокофьева, «Шкала оценки качества жизни», методы математической статистики: дисперсионного анализа по критерию Колмогорова-Смирнова.
Структура дипломной работы включает себя введение, теоретическую и эмпирическую главу, заключение, список литературы и приложения.
Итак, в теоретической главе дипломной работы было рассмотрено:
- Выявленной проблемой является то, что педагоги не способны эффективно решать конфликтные ситуации на деловом уровне из-за отсутствия удовлетворенности жизнью, и уровнем зрелости личности;
- В переговорах, как и в конфликте, вовлеченным сторонам необходимо найти оптимальное решение.
- Основные причины конфликтов: педагогов сильно изменились, тогда как некоторые учителя видят ситуацию, со своей точки зрения, вследствие отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися, консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств, учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье, учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, немаловажное значение имеет характер отношений, личностные качества учителя и общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.
- Для педагога существует множество критериев для - удовлетворения качеством жизни. При этом удовлетворение жизнью способствует напрямую на деятельность педагога и на отношение в педагогическом коллективе.
В практической главе дипломной работы было проведено исследование, на выявление уровня конфликтности. В него вошло:
- Опрос «Экспресс-диагностика выявления уровня конфликтности»;
- «Шкала оценки качества жизни»;
- Диагностическую методику «Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости»;
В данном, исследовании нами приняли участие 60 педагогов города Екатеринбурга.
После проведенного опроса «Экспресс-диагностика выявления уровня конфликтности» было выявлено, что не все преподаватели могут сдерживать своих эмоций, любят поспорить, зачастую считают, что лишь они правы. Это говорит о том, что в классах таких преподавателей конфликты могут встречаться часто.
Для выявления причин конфликтов у педагогов средней
образовательной школы изучим «Шкалу оценки качества жизни».
Итак, нами было выявлено, что в большей степени испытуемые педагоги удовлетворены своей профессией, на втором месте отношениями на работе с коллегами, начальством и детьми, на третьем месте общая значимость работы в жизни испытуемых. Меньше всего педагоги удовлетворены своей заработной оплатой.
Из полученных результатов выявилось, что в большей степени испытуемые педагоги удовлетворены в своем самоотвержение, они понимают, что достигли некой планки, которой гордятся. На втором и третьем месте заняли результаты на вопросы о жизненных ценностях и понимание и уважение в деловой среде- здесь шкала показала, что испытуемые в меру довольны своими достижениями. В меньшей степени педагоги не удовлетворены личными устремлениями и достижениями, как показала шкала здесь более половины ответили не более 6 баллов за ответ.
Из полученных результатов выявилось, что большего педагоги удовлетворены своим сном (показатели выше 7 баллов), на втором месте - здоровье (более 6 баллов), на третьем месте физическая активность (более 5 баллов). В меньшей степени у педагогов удовлетворенность своей физической нормы больше половины отметили, что хотели бы снизить вес или подкачаться.
Из полученных результатов выявилось, что педагоги в большей степени удовлетворены своими отношениями с друзьями (более 9 баллов), на втором месте изменяющим обстоятельствам в жизни (более 8 баллов), отношениями со своими детьми и учениками (более 8 баллов), но в меньшей степени удовлетворены интимно-сексуальной жизнью (менее 5 баллов) - это обозначает что часть педагогов не замужем.
Из полученных результатов выявилось, что педагоги в большей степени удовлетворены духовной и религиозной поддержкой (от 9 баллов), на втором месте внутренними ресурсами (более 8 баллов), моральной и эмоциональной поддержкой от близких людей (от 7 баллов). В меньшей степени удовлетворены профессиональной поддержкой от коллег и начальства (менее 7 баллов)
Из полученных результатов выявилось, что педагоги в большей степени не теряют оптимистический взгляд к жизни и стараются отмечать все хорошее.
Из полученных результатов выявилось, что педагоги в большей степени удовлетворены своим умением организовать свое время (более 9 баллов за ответ), и окружающей средой (более 9 баллов за ответ). В меньшей степени удовлетворенность у педагогов происходит по физическому состоянию (менее 6 баллов) и кризисам за последние два года (менее 7 баллов).
Из полученных результатов выявилось, что педагоги по трем первым вопросам получены от 9 баллов, и лишь переживают в случаях, когда ситуация меняется (менее 7 баллов).
Из полученных результатов выявилось, что педагоги в большей степени не испытывают чувства вины и стыда, гнева или страха и тревог, но в некоторых случаях отмечены обиды или гнев на других людей (более 3 баллов за ответ).
В заключение будет рассмотрена диагностическая методика «Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости».
Данная методика свидетельствует о том, что у 22 испытуемых существует ориентация на самосохранение, то есть для них важны в большей степени их комфортная жизнь, к примеру, машина, своя квартира.
У 19 испытуемых выявился 2 уровень, это говорит о том, что этим педагогам важно мнение окружающих, и чтобы все было идеально. Эти педагоги хотят всем нравиться.
У 13 испытуемых выявился 3 уровень, это говорит о том, что что педагогам важно быть самими собой, они живут в гармонии с собой.
У 6 испытуемых выявился 4 уровень, это говорит о том, что педагоги хотят стараются реализовать свои возможности, достичь своих целей.
В заключение была проведена обработка с помощью метода математической статистики: дисперсионного анализа по критерию
Колмогорова-Смирнова.
1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе[Текст]: учеб. пособ. / А.Я. Анцупов. - М.: Москва, 2003. - 67с.
2. Брелова О.А. Тренинг взаимоотношений [Текст] / О.А. Брелова. - Барнаул, 2005.- 222с.
3. Вересов Н. Н. Как устранить конфликт в коллективе, или Формула противостояния [Текст]: книга для руководителя / Н.Н. Вересов. - М.: Сентябрь, 2012. - 278 с.
4. Волков Б. С. Конфликтология [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2006. - 384 с.
5. Гафаров В.В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога / В.В. Гафаров, Е.А. Громова, Ю.Н. Кабанов, И.В. Гагулин ; под ред. Е. В. Акимовой. Новосибирск: СО РАН, 2008. 280 с. 13.
6. Глейтман Г. Основы психологии / Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Райсберг; под ред. В.Ю. Большакова, В.Н. Дружинина. СПб.: Речь, 2001. 124с.
7. Гозман Л.Я. Социально-психологические исследования педагогов: проблемы и перспективы / Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алёшина // Психологический журнал. 2003. Вып. 4. С.43-45.
8. Дмитриев А.Ф. Введение в общую теорию конфликтов [Текст]: учеб. пособ. / А.Ф. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев С.Н. Кудрявцев. - М.: Екатеринбург, 2015. - 367с.
9. Журавлев В.И. Особенности педагогической конфликтологии [Текст]: учеб. пособ. / В.И. Журавлев. - М.: Иркутск, 2005. - С.145-149.
10. Загвязанский В.И, Педагогика [Текст] /:В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова — Санкт-Петербург, Academia, 2014 г.- 352 с.
11. Зазыкин В.Г. Введение в психологию конфликтов (на примерах конфликтов в коллективных организациях) [Текст]: учеб. пособ. / В.Г. Зазыкин - М., Издательский центр «Академия», 2016 г - с 230 с.
12. Корняк Н.М. Конфликт и как его избежать [Текст]: учеб. пособ. / Н.М. Корняк. - М: Санкт-Петербург, 2013. - 187с.
13. Лисина М.И. Психология самопознания у школьников[Текст]: учеб. пособ. / М.И. Лисина, А.И. Силвестру. - Кишинев, 2013г. - 120 с.
14. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. [Текст]: учеб. пособ. / Л.Ф. Обухова - М., 2016. - 24с.
15. Проблемы качества образования и их решения в образовательном учреждении [Текст]: учеб. пособ. / — Москва, КАРО, 2014 г.- 120 с.
...