Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ

Работа №95945

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 7
1.1.. . ...Подходы к . ...определению ...понятия ....региональной ...идентичности ...в
зарубежной и. .отечественной литературе 7
1.2. Основные подходы к .определению структуры. региональной идентичности 10
1.3.. . ...Возрастные особенности формирования. ....идентичности . ...в .....период
юношества. 16
ВЫВОДЫ ПО .ГЛАВЕ . 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ . СТУДЕНТОВ. КОЛЛЕДЖЕЙ .22.
2.1.. . .Организация. эмпирического исследования .22
2.2.. . ..Формирующая . ...программа ...развития ...региональной . ...идентичности . ..У
студентов, .колледжей .3.5
2.3.. Анализ .эффективности .разработанной. .формирующей. программы 42
ВЫВОДЫ! ПО .ГЛАВЕ .2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК. ЛИТЕРАТУРЫ 53
Приложение . 1 58
Приложение . 2 .6.3


Актуальность. Подавляющее большинство исследований идентичности начинается с фиксирования кризиса идентичности в современном мире. Так Дж. Марсиа отмечает, что определение самого себя - это трудный и долгий процесс на пути к достижению идентичности. Особенно в период юности, в котором находятся студенты колледжей. Предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности - такие варианты, или статусы формирования идентичности в юношеском возрасте выделил Дж. Марсиа. Однако стоит отметить, что достижение полной идентичности часто выходит за рамки юношеского возраста. Если же молодому человеку в период юности удается достигнуть идентичности - это является основным новообразованиям юношеского возраста [34].
Вместе с тем в юношеском возрасте активно формируется и региональная идентичность личности, исследование которой является традиционной темой для гуманитарных наук. Данный термин активно исследуется географами и политологами, а в педагогике и психологии ему уделено недостаточно внимания. Это объясняется междисциплинарностью изучения данной темы, а также тем, что на данный момент в педагогике и психологии понятие «региональная идентичность» только формируется [10].
Помимо междисциплинарности и отсутствия теоретической базы, понятие «региональная идентичность» имеет различные критерии продуктивности, влияющие на её формирование, поэтому на современном этапе развития человеческого сообщества возникает исследовательская потребность узнать содержание данных критериев, продиагностировать их и создать формирующую программу на основе проведенной диагностики.
Степень разработанности проблемы. Начало интенсивного исследования вопросов регионализма в Западной Европе и США относится к середине 1970-х - началу 1980-х гг. Среди зарубежных исследователей, которые изучали проблему идентичности, можно выделить: А. Пааси, М. Кун, Т. Макпартленд.
В России в 1990-е гг. были сформированы школы и центры, которые изучали проблемы регионализации. Российские исследователи проделали критический анализ западных подходов к проблеме региона, для создания комплексного анализа российской ситуации. Исследованием разных уровней идентичностей, с точки зрения разных подходов, занимались российские ученые: в этнополитологии - М. Х. Фарукшин и Е. Е. Бочарова; в социологии - Г. С. Корепанов, Н. А. Смирнова, Л. В. Русских, В.Г. Жигунова; в географии - М. П. Крылов; в политике - М. В. Назукина; в психологии - О. Я. Киричек [13].
Несмотря на то, что в научном дискурсе представлено значительное количество исследований по проблеме региональной идентичности, эта тема себя не исчерпала - она является актуальной в России до сих пор. Обусловлено это тем, что у каждого региона страны есть своя история, свои особенности состава населения, в каждом регионе есть свои традиции, свой образ жизни, своя культура и многие другие отличительные факторы одного региона от другого.
С учетом изложенного выделены объект и предмет работы; поставлена цель и задачи исследования.
Объект работы: региональная идентичность личности.
Предмет работы: формирование региональной идентичности у студентов колледжей.
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу формирования региональной идентичности у студентов колледжей.
Задачи:
1. Теоретически обосновать и уточнить сущность понятия «региональная идентичность».
2. Раскрыть основные подходы к изучению структуры региональной идентичности.
3. Охарактеризовать возрастные особенности формирования идентичности в период юношества.
4. Изучить уровень сформированности региональной идентичности у студентов колледжей.
5. Разработать и экспериментально проверить программу формирования региональной идентичности у студентов колледжей.
Гипотеза: формирование региональной идентичности у студентов колледжей будет продуктивным, если:
• разработана и экспериментально проверена программа
формирования региональной идентичности у студентов колледжей, включающая целевой, содержательный и завершающий блоки. Она демонстрирует содержание региональной идентичности как
социокультурного феномена, основанного на чувстве принадлежности к своему региону, опирающееся на исторические, политические, экономические и культурные особенности региона;
• эффективность реализации программы будет обеспечена
выполнением следующих условий:
- учитываются возрастные особенности обучающихся;
- учитывается рабочая модель структуры региональной идентичности;
- результаты первичного исследования выступают в качестве основы формирования региональной идентичности.
Теоретико-методологическая основа исследования: представление о региональной идентичности (О. Я. Киричек, М.П. Крылов, К.Е. Тумакова, А.И. Бредихин, Л.А. Смолькина, Е.А. Амосова и Л.Н. Козлова); подходы к определению структуры региональной идентичности (Л. Э. Старостова, Е.В. Головнева, Н.А. Левочкина, Н.А. Смирнова, Л.А. Максимова, Р.А. Валиев, Т.В. Валиева и Н.Б. Руженцева); возрастные особенности юности (Л.А. Семчук, А.И. Янчий, Э.Эриксон, Дж. Марсиа, Г.Крайга).
Методами исследования являются теоретический анализ, изучение философской, политической, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, анкетирование студентов, тестирование, ассоциативная методика «Региональные символы», методика «Семантический дифференциал», нарративная методика «История»; математико-статистическая обработка данных и анализ результатов эмпирического исследования; коэффициент ранговой корреляции Спирмена, G-критерий знаков, факторный анализ.
Практическая значимость исследования определяется возможностями широкого применения результатов и выводов исследования для совершенствования процесса формирования региональной идентичности студентов колледжей. Разработанная и реализованная формирующая программа развития региональной идентичности может быть использована специалистами в образовательной системе. Данные исследования могут быть также использованы учителями и преподавателями для оптимизации процесса формирования и развития региональной идентичности обучающихся.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы (состоит из 34 источников) и двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования региональной идентичности в период юношества, что в настоящее время является актуальной проблемой, так как в этот период достигается идентичность.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу формирования региональной идентичности у студентов колледжей.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы была изучена специальная литература, включающая в себя научные статьи, учебники, авторефераты к диссертациям; проведено эмпирическое исследование и формирующая работа по региональной идентичности.
Итак, обобщим результаты выпускной квалификационной работы, изложим наиболее важные теоретические и практические выводы.
Теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что региональная идентичность может рассматриваться как социокультурный феномен, основанный на чувстве принадлежности к своему региону, опирающееся на исторические, политические, экономические и культурные особенности региона.
В структуру региональной идентичности включены следующие компоненты: когнитивно-образный, динамический (опытный),
эмоциональный, ценностный и функционально-регулятивный.
При организации работы по формированию региональной идентичности у юношей необходимо учитывать их возрастные особенности, а также основное новообразование данного периода - достижение идентичности.
Программа по формированию региональной идентичности должна включать в себя следующие направления: формирование и развитие знаниевого компонента региональной идентичности у студентов колледжа; формирование эмоционального отношения респондентов к тем или иным объектам Свердловской области (объекты выделены в ассоциативном методе); на основе полученного жизненного опыта респондентом, описанного в нарративной методике «История» - формировать активную гражданскую, политическую и экономическую позицию.
Выделены критерии продуктивности формирования региональной идентичности у студентов колледжей:
• «собственная активность», проявляющаяся в значимых событиях, в которых респонденты «ощущают себя» жителями Свердловской области;
• «активная или созерцательная позиция по отношению к событию» - активность проявляется не только в самой ситуации, но и по отношению к ней;
• «работа» и «учеба» - «ощущение себя» жителем Свердловской области приходит не только на экскурсиях или в поездках, но и в повседневной рабочей и учебной жизни;
• «отсутствие указания на границы региона» - формирование региональной идентичности происходит не только в пределах Свердловской области, но и за её границами;
• «позитивно завершенное» или «незавершенное» событие - трудные ситуации, в которых респонденты ощутили свою принадлежность к Свердловской области заканчиваются позитивно, или имеют незавершенный характер.
Разработанная и реализованная формирующая программа
региональной идентичности является эффективной и может быть рекомендована к внедрению в практику образовательных учреждений.
Перспективы исследования заключаются в дальнейшем научном осмыслении и теоретическом обосновании проблем, связанных с формированием региональной идентичности не только в юношеский период, но и в других возрастных группах.


1. Алаудинов А.А. Перспективы науки / А.А. Алаудинов [Текст] // Региональная идентичность: понятие, содержание и структура. - 2014. - № 9 (60). - С.134-137.
2. Амосова Е.А., Козлова Л.Н. Научно-методический электронный журнал концепт / Е.А. Амосова, Л.Н. Козлова [Текст] // Формирование региональной идентичности гимназистов и проблемы ее исследования. - 2015. - № S1. - С.6-10.
3. Ахметшина Е.Р. Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы / Е.Р. Ахметшина [Текст] // Региональный бренд и региональная идентичность: проблемы формирования. - 2015. - № 1 (4). - С.93-100
4. Бредихин А.И. Проблемы гражданской и региональной
идентичности в современной России. Сборник научных трудов / А.И. Бредихин [Текст] // Проявление региональной идентичности в лояльности к услугам предприятий досугового питания: итоги качественного
исследования. - 2015. - С.43-46.
5. Бусыгина И. М. Ежегодник института международных исследований Московского государственного института международных отношений (университета) министерства иностранных дел Российской Федерации / И.М. Бусыгина [Текст] // Региональная идентичность и региональная интеграция в современном мире: исследование взаимосвязи. - 2013. - № 3-4 (5-6). - С.16¬30
6. Валиев Р.А., Валиева Т.В., Максимова Л.А., Руженцева Н.Б. Психология образовательной среды: теоретические аспекты и современные тенденции практики / [Текст]: коллективная монография // Подходы к изучению региональной идентичности студента педагогического ВУЗа: от определения понятия к диагностике и формированию. - Екатеринбург, 2017. 282c.
7. Волкова А.Е., Игошина А. О. Социально-культурное и политико-экономическое развитие территорий РФ / А.Е. Волкова, А.О. Игошина [Текст] // Региональная культура и региональная идентичность. - 2015. - С.55-58
8. Головин С. Ю. Словарь практического психолога [Электронный ресурс]: режим доступа: https://www.psyoffice.ru/5-psychology-755.htm — Мн.: Харвест, 1998г. - 800с.
9. Головнева Е.В. Конструирование региональной идентичности в современной культуре [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. доктора филос. наук / Елена Валентиновна Головнева; ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет». - Омск, 2018. 339с.
10. Головнева Е.В. Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований / Е.В. Головнёва [Текст] // Региональная идентичность как форма коллективной идентичности и ее структура. - 2013. - № 5. - С.042-050.
11. Головнева Е.В. Социальный конструктивизм и значение материального в экспликации понятия «регион» / Е.В. Головнева [Текст] // Лабиринт: Журнал социально-гуманитарных исследований. -2015. -№ 1. - С 121-126.
12. Дягилева Н. С. Теоретические аспекты городской идентичности / Н.С.Дягилева [Текст] // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. - 2013. - № 3. - С. 54-59.
13. Карпенко А. М. Региональная идентичность как категория
политической практики [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук (27. 11. 2008) / Анна Михайловна Карпенко; Российская
академия наук Института философии РАН. - Москва, 2008. 25с.
14. Катбамбетова М.А. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология / М.А. Катбамбетова [Текст] // Региональная идентичность в контексте многоуровневой идентичности. - 2013. - № 4 (130). - С. 120-124.
15. Киричек О.Я. Преподаватель XXI век / О.Я. Киричек [Текст] // Изучение психологических особенностей региональной идентичности личности. - 2011. - № 4. - С. 153-163.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ