Актуальность. Подавляющее большинство исследований идентичности начинается с фиксирования кризиса идентичности в современном мире. Так Дж. Марсиа отмечает, что определение самого себя - это трудный и долгий процесс на пути к достижению идентичности. Особенно в период юности, в котором находятся студенты колледжей. Предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности - такие варианты, или статусы формирования идентичности в юношеском возрасте выделил Дж. Марсиа. Однако стоит отметить, что достижение полной идентичности часто выходит за рамки юношеского возраста. Если же молодому человеку в период юности удается достигнуть идентичности - это является основным новообразованиям юношеского возраста [34].
Вместе с тем в юношеском возрасте активно формируется и региональная идентичность личности, исследование которой является традиционной темой для гуманитарных наук. Данный термин активно исследуется географами и политологами, а в педагогике и психологии ему уделено недостаточно внимания. Это объясняется междисциплинарностью изучения данной темы, а также тем, что на данный момент в педагогике и психологии понятие «региональная идентичность» только формируется [10].
Помимо междисциплинарности и отсутствия теоретической базы, понятие «региональная идентичность» имеет различные критерии продуктивности, влияющие на её формирование, поэтому на современном этапе развития человеческого сообщества возникает исследовательская потребность узнать содержание данных критериев, продиагностировать их и создать формирующую программу на основе проведенной диагностики.
Степень разработанности проблемы. Начало интенсивного исследования вопросов регионализма в Западной Европе и США относится к середине 1970-х - началу 1980-х гг. Среди зарубежных исследователей, которые изучали проблему идентичности, можно выделить: А. Пааси, М. Кун, Т. Макпартленд.
В России в 1990-е гг. были сформированы школы и центры, которые изучали проблемы регионализации. Российские исследователи проделали критический анализ западных подходов к проблеме региона, для создания комплексного анализа российской ситуации. Исследованием разных уровней идентичностей, с точки зрения разных подходов, занимались российские ученые: в этнополитологии - М. Х. Фарукшин и Е. Е. Бочарова; в социологии - Г. С. Корепанов, Н. А. Смирнова, Л. В. Русских, В.Г. Жигунова; в географии - М. П. Крылов; в политике - М. В. Назукина; в психологии - О. Я. Киричек [13].
Несмотря на то, что в научном дискурсе представлено значительное количество исследований по проблеме региональной идентичности, эта тема себя не исчерпала - она является актуальной в России до сих пор. Обусловлено это тем, что у каждого региона страны есть своя история, свои особенности состава населения, в каждом регионе есть свои традиции, свой образ жизни, своя культура и многие другие отличительные факторы одного региона от другого.
С учетом изложенного выделены объект и предмет работы; поставлена цель и задачи исследования.
Объект работы: региональная идентичность личности.
Предмет работы: формирование региональной идентичности у студентов колледжей.
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу формирования региональной идентичности у студентов колледжей.
Задачи:
1. Теоретически обосновать и уточнить сущность понятия «региональная идентичность».
2. Раскрыть основные подходы к изучению структуры региональной идентичности.
3. Охарактеризовать возрастные особенности формирования идентичности в период юношества.
4. Изучить уровень сформированности региональной идентичности у студентов колледжей.
5. Разработать и экспериментально проверить программу формирования региональной идентичности у студентов колледжей.
Гипотеза: формирование региональной идентичности у студентов колледжей будет продуктивным, если:
• разработана и экспериментально проверена программа
формирования региональной идентичности у студентов колледжей, включающая целевой, содержательный и завершающий блоки. Она демонстрирует содержание региональной идентичности как
социокультурного феномена, основанного на чувстве принадлежности к своему региону, опирающееся на исторические, политические, экономические и культурные особенности региона;
• эффективность реализации программы будет обеспечена
выполнением следующих условий:
- учитываются возрастные особенности обучающихся;
- учитывается рабочая модель структуры региональной идентичности;
- результаты первичного исследования выступают в качестве основы формирования региональной идентичности.
Теоретико-методологическая основа исследования: представление о региональной идентичности (О. Я. Киричек, М.П. Крылов, К.Е. Тумакова, А.И. Бредихин, Л.А. Смолькина, Е.А. Амосова и Л.Н. Козлова); подходы к определению структуры региональной идентичности (Л. Э. Старостова, Е.В. Головнева, Н.А. Левочкина, Н.А. Смирнова, Л.А. Максимова, Р.А. Валиев, Т.В. Валиева и Н.Б. Руженцева); возрастные особенности юности (Л.А. Семчук, А.И. Янчий, Э.Эриксон, Дж. Марсиа, Г.Крайга).
Методами исследования являются теоретический анализ, изучение философской, политической, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, анкетирование студентов, тестирование, ассоциативная методика «Региональные символы», методика «Семантический дифференциал», нарративная методика «История»; математико-статистическая обработка данных и анализ результатов эмпирического исследования; коэффициент ранговой корреляции Спирмена, G-критерий знаков, факторный анализ.
Практическая значимость исследования определяется возможностями широкого применения результатов и выводов исследования для совершенствования процесса формирования региональной идентичности студентов колледжей. Разработанная и реализованная формирующая программа развития региональной идентичности может быть использована специалистами в образовательной системе. Данные исследования могут быть также использованы учителями и преподавателями для оптимизации процесса формирования и развития региональной идентичности обучающихся.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы (состоит из 34 источников) и двух приложений.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования региональной идентичности в период юношества, что в настоящее время является актуальной проблемой, так как в этот период достигается идентичность.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу формирования региональной идентичности у студентов колледжей.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы была изучена специальная литература, включающая в себя научные статьи, учебники, авторефераты к диссертациям; проведено эмпирическое исследование и формирующая работа по региональной идентичности.
Итак, обобщим результаты выпускной квалификационной работы, изложим наиболее важные теоретические и практические выводы.
Теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что региональная идентичность может рассматриваться как социокультурный феномен, основанный на чувстве принадлежности к своему региону, опирающееся на исторические, политические, экономические и культурные особенности региона.
В структуру региональной идентичности включены следующие компоненты: когнитивно-образный, динамический (опытный),
эмоциональный, ценностный и функционально-регулятивный.
При организации работы по формированию региональной идентичности у юношей необходимо учитывать их возрастные особенности, а также основное новообразование данного периода - достижение идентичности.
Программа по формированию региональной идентичности должна включать в себя следующие направления: формирование и развитие знаниевого компонента региональной идентичности у студентов колледжа; формирование эмоционального отношения респондентов к тем или иным объектам Свердловской области (объекты выделены в ассоциативном методе); на основе полученного жизненного опыта респондентом, описанного в нарративной методике «История» - формировать активную гражданскую, политическую и экономическую позицию.
Выделены критерии продуктивности формирования региональной идентичности у студентов колледжей:
• «собственная активность», проявляющаяся в значимых событиях, в которых респонденты «ощущают себя» жителями Свердловской области;
• «активная или созерцательная позиция по отношению к событию» - активность проявляется не только в самой ситуации, но и по отношению к ней;
• «работа» и «учеба» - «ощущение себя» жителем Свердловской области приходит не только на экскурсиях или в поездках, но и в повседневной рабочей и учебной жизни;
• «отсутствие указания на границы региона» - формирование региональной идентичности происходит не только в пределах Свердловской области, но и за её границами;
• «позитивно завершенное» или «незавершенное» событие - трудные ситуации, в которых респонденты ощутили свою принадлежность к Свердловской области заканчиваются позитивно, или имеют незавершенный характер.
Разработанная и реализованная формирующая программа
региональной идентичности является эффективной и может быть рекомендована к внедрению в практику образовательных учреждений.
Перспективы исследования заключаются в дальнейшем научном осмыслении и теоретическом обосновании проблем, связанных с формированием региональной идентичности не только в юношеский период, но и в других возрастных группах.
1. Алаудинов А.А. Перспективы науки / А.А. Алаудинов [Текст] // Региональная идентичность: понятие, содержание и структура. - 2014. - № 9 (60). - С.134-137.
2. Амосова Е.А., Козлова Л.Н. Научно-методический электронный журнал концепт / Е.А. Амосова, Л.Н. Козлова [Текст] // Формирование региональной идентичности гимназистов и проблемы ее исследования. - 2015. - № S1. - С.6-10.
3. Ахметшина Е.Р. Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы / Е.Р. Ахметшина [Текст] // Региональный бренд и региональная идентичность: проблемы формирования. - 2015. - № 1 (4). - С.93-100
4. Бредихин А.И. Проблемы гражданской и региональной
идентичности в современной России. Сборник научных трудов / А.И. Бредихин [Текст] // Проявление региональной идентичности в лояльности к услугам предприятий досугового питания: итоги качественного
исследования. - 2015. - С.43-46.
5. Бусыгина И. М. Ежегодник института международных исследований Московского государственного института международных отношений (университета) министерства иностранных дел Российской Федерации / И.М. Бусыгина [Текст] // Региональная идентичность и региональная интеграция в современном мире: исследование взаимосвязи. - 2013. - № 3-4 (5-6). - С.16¬30
6. Валиев Р.А., Валиева Т.В., Максимова Л.А., Руженцева Н.Б. Психология образовательной среды: теоретические аспекты и современные тенденции практики / [Текст]: коллективная монография // Подходы к изучению региональной идентичности студента педагогического ВУЗа: от определения понятия к диагностике и формированию. - Екатеринбург, 2017. 282c.
7. Волкова А.Е., Игошина А. О. Социально-культурное и политико-экономическое развитие территорий РФ / А.Е. Волкова, А.О. Игошина [Текст] // Региональная культура и региональная идентичность. - 2015. - С.55-58
8. Головин С. Ю. Словарь практического психолога [Электронный ресурс]: режим доступа: https://www.psyoffice.ru/5-psychology-755.htm — Мн.: Харвест, 1998г. - 800с.
9. Головнева Е.В. Конструирование региональной идентичности в современной культуре [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. доктора филос. наук / Елена Валентиновна Головнева; ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет». - Омск, 2018. 339с.
10. Головнева Е.В. Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований / Е.В. Головнёва [Текст] // Региональная идентичность как форма коллективной идентичности и ее структура. - 2013. - № 5. - С.042-050.
11. Головнева Е.В. Социальный конструктивизм и значение материального в экспликации понятия «регион» / Е.В. Головнева [Текст] // Лабиринт: Журнал социально-гуманитарных исследований. -2015. -№ 1. - С 121-126.
12. Дягилева Н. С. Теоретические аспекты городской идентичности / Н.С.Дягилева [Текст] // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. - 2013. - № 3. - С. 54-59.
13. Карпенко А. М. Региональная идентичность как категория
политической практики [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук (27. 11. 2008) / Анна Михайловна Карпенко; Российская
академия наук Института философии РАН. - Москва, 2008. 25с.
14. Катбамбетова М.А. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология / М.А. Катбамбетова [Текст] // Региональная идентичность в контексте многоуровневой идентичности. - 2013. - № 4 (130). - С. 120-124.
15. Киричек О.Я. Преподаватель XXI век / О.Я. Киричек [Текст] // Изучение психологических особенностей региональной идентичности личности. - 2011. - № 4. - С. 153-163.
...