ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Теоретические подходы к пониманию социального интеллекта в
зарубежной и отечественной науке 10
1.2. Задачи подросткового возраста в контексте развития социального
интеллекта 22
1.3. Особенности сопровождения развития социального интеллекта в
условиях дополнительного образования 29
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 38
2.1. Организация экспериментального исследования развития социального
интеллекта детей в условиях дополнительного образования 38
2.2. Описание модели психолого-педагогического сопровождения 48
2.3. Оценка эффективности модели психолого-педагогического
сопровождения развития социального интеллекта 62
Выводы по главе 2 69
Заключение 70
Список литературы 74
Приложение 1 80
Приложение 2 82
Приложение 3 84
Приложение 4 85
Приложение 5 93
Приложение 6 116
Актуальность темы исследования: Проблема развития социального интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность, это связано с тенденциями глобализации, интеграции, массовой информатизации, межкультурной коммуникации, поскольку изменяется окружающее пространство, а также роль и значимость человека в нём.
Активная модернизация образования, реализация подходов, обозначенных в основном документе отечественной системы образования - Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартах, закономерно ведет к постановке и поискам решения новых задач в условиях общего и дополнительного образования [52].
В XXI веке коммуникаций понятие «социальный интеллект» приобретает определенную значимость, так как успешность человека в профессиональной, общественной жизни во многом зависит от его умения правильно выстроить диалог с оппонентом, опираясь на чувства, намерения, вербальные и невербальные сигналы, от умения грамотно оценить коммуникативную ситуацию и выбрать соответствующую стратегию поведения [32].
Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект — способность понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях, а также уметь распознать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным проявлениям.
Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э.Торндайком в 1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Систематические исследования социального интеллекта начались в зарубежной психологии во второй половине XX века. (Х. Гарнером, Дж. Гилфордом, Д. Гоулманом, Р. Стернбергом и др.) и активно продолжаются до сих пор. В России аналогичные исследования начались только в конце 1990-х годов (В.Н. Дружининым, Е.С. Михайловым, Д.В. Ушаковым и др.) [50].
Особую актуальность проблема развития социального интеллекта приобретает в подростковом возрасте и является наиболее сензитивной. Ведь именно в этом возрасте идет активное развитие личности и ведущим видом деятельности является общение со сверстниками. Социальный интеллект предполагает развитие у подростка способности понимать себя, свое поведение, поведение других людей и выстраивать эффективное взаимодействие, помогает своевременно и конструктивно решить актуальные задачи стоящие в этом возрастном периоде. Развитие социального интеллекта необходимо для овладения подростком регуляцией поведения во взаимодействии с окружающими людьми, успешной адаптации к межличностным взаимоотношениям и социализации в целом [4].
Психолого-педагогическое сопровождение этого процесса является чрезвычайно важной и актуальной задачей, которая выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач, стоящих перед этим возрастом [2].
Проблема: Тема развития социального интеллекта в подростковом возрасте, является недостаточно изученной в психолого-педагогической литератур и несомненно социально значимой. В содержании программ в учреждениях общего и дополнительного образования отсутствуют целостная система, позволяющая постоянно и на различных уровнях сложности формировать у детей гибкие навыки социального поведения и развития социального интеллекта. Главное внимание по-прежнему уделяется развитию общего интеллекта (память, мышление). Таким образом, вопросы о том, какое по содержанию и форме должна быть модель и программа сопровождения и какие психолого-педагогические условия необходимы, для эффективного развития социального интеллекта, составляют главную проблему нашего исследования [42].
Степень разработанности проблемы: В работах отечественных и зарубежных авторов накоплен определенный теоретический и практический материал по проблеме социального интеллекта. Проблемы развития социального интеллекта затрагивались в работах зарубежных и отечественных ученых:
Исследования социального интеллекта в структуре общего интеллекта: Г.Ю. Айзенк, М.А.Холодная, Р. Стернберг и др.
В работах A.A. Бодалева, В.Н. Дружинина, Ю.Н. Емельянова, М.М. Кашапова, H.A. Кудрявцевой, А.Л. Южаниновой, Дж. Гилфорда, Н.Кэнтора, Г. Оллпорта, Э. Торндайка, рассматривается проблема формирования и развития социального интеллекта, анализируется его структура, функции, роль в профессиональной деятельности, соотношение с академическим интеллектом.
Содержание и технологии педагогического сопровождения развития ребенка разрабатывается в научных трудах: М.И. Рожкова, Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой, Л.Г. Субботиной, Н.Н. Михайлова.
Объект исследования: Социальный интеллект детей подростков.
Предмет исследования: Модель психолого-педагогического
сопровождения развития социального интеллекта детей в условиях дополнительного образования.
Цель исследования: Изучить особенности социального интеллекта подростков, теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность реализации модели психолого-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей в условиях дополнительного образования.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к пониманию развития социального интеллекта в зарубежной и отечественной науке;
2. Определить задачи подросткового возраста в контексте развития социального интеллекта;
3. Изучить особенности психолого-педагогического сопровождения развития социального интеллекта в условиях дополнительного образования;
4. Создать модель психолого-педагогического сопровождения;
5. Выявить уровень социального интеллекта и отдельных его компонентов, на основе полученных данных разработать и апробировать модель сопровождения развития социального интеллекта подростков;
6. Проследить динамику изменения уровня развития социального интеллекта у подростков.
Гипотеза исследования: Развитие социального интеллекта детей подросткового возраста может быть эффективным если:
• Разработать модель психолого-педагогического сопровождения как целостной технологии развития социального интеллекта, создать условия для её эффективной реализации;
• Модель психолого-педагогического сопровождения будет реализовываться в условиях дополнительного образования, как особой среды развития социального интеллекта подростков;
• Подростки находятся в условиях временного детского коллектива (новая социальная группа), разновозрастная группа (с 11 до 15 лет).
Методы и методики исследования: Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы нами использовались методы.
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития социального интеллекта; анализ современных учебников и программ учреждений общего и дополнительного образования в соответствии с ФГОС и ФЗ «Об образовании в России».
Экспериментальные методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Эмпирический метод: методика исследования социального интеллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена (Адаптация Михайлова Е.С.).
Метод обработки данных: U - критерий Манна-Уитни для выявления различий между группами испытуемых, Т-критерий Вилкоксона применялся нами для оценки эффективности внедрения программы развития социального интеллекта детей подростков.
Теоретико-методическая база: Подход Дж. Гилфорда, согласно этому подходу, социальный интеллект — это система интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации .
Личностно - деятельностный подход Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, согласно которому в центре обучения находится личность, её мотивы и цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность. Под деятельностным подходом понимается такой способ организации обучающей и досуговой деятельности, при котором используются активные формы, методы, приемы работы, основой этого процесса является личная деятельность ученика [13].
Выборка исследования: В рамках нашей работы было проведено экспериментальное исследование развития социального интеллекта подростков на базе учреждения дополнительного образования ДЮЦ «Юность» г. Полевской. Выборку испытуемых составили дети подросткового возраста (от 11 до 15 лет), посещающих различные занятия и кружки в ДЮЦ «Юность» в общем количестве 40 человек (20 детей контрольная группа и 20 детей экспериментальная).
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2018-2019 учебного года и включало в себя следующие этапы:
Первый этап - констатирующий (сентябрь-ноябрь 2018 г.)
Посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы зарубежных и отечественных авторов по проблеме развития социального интеллекта; Были рассмотрены основные задачи подросткового возраста в контексте социального интеллекта; Выявлены особенности психолого-педагогического сопровождения детей в условиях дополнительного образования; Определена база исследования, подобран психодиагностический материал, исходя из цели и задач исследования. Затем организованно и проведено экспериментальное исследование с помощью теста социального интеллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена (Адаптация Михайлова Е.С.).
Второй этап - формирующий (декабрь-февраль 2018-19 гг.) Произведена первичная диагностика уровня развития социального интеллекта подростков. На основе углубленного изучения теоретических и практических аспектов развития социального интеллекта, исходя из полученных данных экспериментального исследования нами создана и апробирована модель психолого-педагогического сопровождения, которая включала в себя 4 направления: диагностику, консультацию, развивающую и просветительскую работу по развитию социального интеллекта детей в условиях дополнительного образования.
Тритий этап - контрольный (март-май 2019 г.) На данном этапе была произведена повторная диагностика уровня развития социального интеллекта детей. Осуществлялась качественная и количественная обработка полученных данных, затем интерпретация их. С целью обеспечения более полного анализа полученных данных были использованы методы математической статистики U - критерий Манна-Уитни для выявления различий между группами испытуемых и для оценки эффективности внедрения модели психолого-педагогического сопровождения развития социального интеллекта Т-критерий Вилкоксона.
Четвертый этап - завершающий (май 2019 г.) Производилась оценка эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения, формулировались основные выводы, определялись перспективы исследования, производилось оформление научно-исследовательской работы.
Для исследования уровня развития социального интеллекта подростков был использован тест социального интеллекта (Дж.Гилфорд, М.Салливен) в адаптации Михайловой-Алешиной Е.С. (1996) [18].
Практическая значимость:
Модель психолого-педагогического сопровождения может быть внедрена в организации реализующие программы дополнительного образования, педагоги-психологи могут использовать модель в своей работе для развития социального интеллекта детей.
Структура выпускной письменной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Целью нашего исследования являлось: изучить особенности социального интеллекта подростков, теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность реализации модели психолого-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей в условиях дополнительного образования.
В теоретической части работы мы рассмотрели подходы к пониманию развития социального интеллекта зарубежных авторов таких как: Дж.Гилфорд, Н. Кэнтор, Г. Оллпорт, М. Салливен и Э. Торндайк, и представителей отечественной психологии: М.И. Бобнева, Г.П.Геранюшкина, Е.В. Субботский, О.Б. Чеснокова и др. В нашей работе за основу мы взяли подход Дж. Гилфорда, согласно которому, социальный интеллект — это система интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. На основе анализа научный литературы социальный интеллект детей подростков, понимается, как способность понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях, а также уметь распознать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным качествам.
Нами были выявлены основные задачи подросткового возраста на основе которых сделали вывод что развитие социального интеллекта в подростковом возрасте является сензитивным и играет огромную роль в становлении личности, помогает своевременно и конструктивно решить актуальные задачи (успешное взаимодействие со сверстниками, умение прогнозировать социальные действия и эмоции людей, включение в различные виды деятельности, стабилизация основных норм общения).
Так же рассмотрели особенности психолого-педагогического сопровождения развития социального интеллекта в условиях дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение это целостная технология, которая на различных уровнях сложности помогает организовать процесс взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, а условия дополнительного образования выступает как особая среда в которой созданы особые условия для развития социального интеллекта (организованно пространство для совместной деятельности, общение несет неформальный характер, используются активные методы работы, создана новая социальная группа).
В практической части нашего исследования, которое проводилось в течение 2018-2019 учебного года на базе учреждения дополнительного образования ДЮЦ «Юность» в г. Полевском было организованно экспериментальное исследование диагностики уровня развития социального с помощью теста социального интеллекта Дж. Гилфорда и М.Салливена, для выявления различий между группами испытуемых использовался U - критерий Манна-Уитни. Выборку испытуемых составили дети подросткового возраста (от 11 до 15 лет).
На начальном этапе диагностики социального интеллекта подростков мы выявили, что между экспериментальной и контрольной группой нет значимых различий в уровне развития социального интеллекта и отдельных его компонентов. Так же были выявлены «проблемные» компоненты социального интеллекта с «низкими» и «ниже среднего» показателями по субтестам: «Группа экспрессии»; «Вербальная экспрессия»; «История с дополнениями». По результатам оценки общего интеллекта для большинства подростков характерен уровень ниже нормы. Подростки с такими низкими показателями характеризуются личностной незрелостью, плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения, плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.
На формирующем этапе нашей работы была создана модель психолого-педагогического сопровождения, как целостной технологии работы с детьми подросткового возраста. Целью которой является, создание условий в учреждении дополнительного образования для эффективного развития социального интеллекта и отдельных его компонентов.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по четырем направлениям: 1. Диагностика уровня развития социального интеллекта; 2. Консультация всех участников образовательного процесса;
3. Просветительская работа - повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей по вопросу социального интеллекта подростков; 4. Развивающая работа - развитие социального интеллекта и отдельных его компонентов.
В рамках направления развивающей работы нами была создана программа развития социального интеллекта детей подростков, которая состоит из 10 занятий, включающих в себя 3 блока: 1 БЛОК «Я сам» - социальный интеллект как представление, направлен на развитие умения осознавать, понимать свои чувства, эмоции, расширить представление о способах вербальной и невербальной коммуникации; 2 БЛОК «Я взаимодействую» - социальный интеллект как поведение, направлен на развитие способности выражать свои чувства и эмоции, регулировать свое поведение в зависимости от контекста и ситуации взаимоотношения; 3 БЛОК «Я и общество» - социальный интеллект как понимание, направлен на развитие способности распознавать, чувства, эмоции другого человека, по их вербальным и невербальным проявлениям (мимике, позам, жестам), умению адаптироваться к различным взаимоотношениям с людьми. В ходе реализации программы нами были использованы активные формы и методы работы такие как: сюжетно-ролевые, творческие игры: психогимнастика; организация творческих занятий, этюды, импровизация, визуализация; арт- рерапевтический тренинг.
По завершению формирующего эксперимента, была проведена повторная диагностика, по результатам, которой мы видим, что между контрольной и экспериментальной группой есть значимые различия. Для оценки эффективности внедрения программы развития социального интеллекта нами использовался метод математической статистики Т- критерий Вилкоксона. В экспериментальной группе были выявлены значимые изменения в положительную сторону по субтесту 2 «Группы экспрессий» это говорит, о том, что подростки стали лучше понимать состояния, чувства, намерения людей по мимике, позам, жестам т.е невербальным проявлениям, что усиливает способность понимать других людей. И субтесту 4 «Истории с дополнением» подростки стали лучше понимать цели, намерения, потребности участников коммуникации, могут по вербальным проявлениям предсказывать последствия их поведения. Так же развилось умение регулирования поведения в обществе, как следствие стали лучше адаптироваться к различного рода взаимоотношениями между людьми (сверстниками, родителями, педагогами). По результатам уровня развития общего социального интеллекта прослеживается положительная динамика.
Это позволяет нам сделать вывод об эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения развития социального интеллекта в условиях дополнительного образования, что частично подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что развитие социального интеллекта может быть эффективным если: разработать модель психолого¬
педагогического сопровождения в условиях дополнительного образования, где дети подросткового возраста находятся в условиях временного коллектива (новая социальная группа).
Отсутствие значимых изменений в общем уровне развития социального интеллекта и отдельным его компонентов можно объяснить тем, между формирующим и контрольным этапом прошло незначительное количество времени т.е положительная динамика может быть замечена по истечении более продолжительного времени.
1. Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 192 с;
2. Анализ психологических условий развития социального интеллекта в старшем дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте // Психология креативности: Сб. научно-практических статей. Вып. 6 / Под ред. Г.В. Сорокоумовой. - Н. Новгород: Изд-во УРАО НФ, 2011. - С. 29 - 60 (2,0 п.л.);
3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с. - (Серия «Мастера психологии»);
4. Анохин П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта // Кибернетика живого: Человек в разных аспектах. - М.: Наука, 2000;
5. Белова С. С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения / С. С. Белова // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М. : Институт психологии РАН, - 2004. - С. 109-119;
6. Березина, В. А. Дополнительное образование детей в России / В.А. Березина. - М.: Диалог культур, 2013. - 512 с;
7. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. - М. : Наука, 2001. - 312с;
8. Боброва И.А., Чурсинова О.В. Психологическое сопровождение педагогического взаимодействия в условиях реализации ФГОС;
9. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. - М. : Изд-во МГУ, 2005. - 200с. 7. Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика, 2005. - 325с;
10. Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика, 200. - 325с;
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.,2000. - 349 с;
12. Браун Л. T. продолжение поиска социального интеллекта / L. T. Brown, Энтони / / личность и индивидуальные различия. - 2003. V. 11. П. 463-470;
13. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. - М.: ЦПРУ «Развитие личности», 2005. - 360 с;
14. Выготский Л.С. / Возрастная и педагогическая психология // Сб. стат. М., 2008;
15. Выготский Л.С. История развития психических функций. // Выготский Л.С. Психология [Сборник]. - М., 2002. - С. 512-755;
16. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл: Эксмо, 2004. - 1136 с;
...