Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИТУАЦИЯ УСПЕХА В ФОРМИРОВАНИИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №95930

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ В СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие «самооценка» с точки зрения различных авторов 6
1.2. Особенности формирования самооценки у детей младшего
школьного возраста 14
1.3. Методика организации ситуации успеха в формировании самооценки у детей младшего школьного
возраста 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕЁ
ФОРМИРОВАНИЮ С ПОМОЩЬЮ СИТУАЦИИ УСПЕХА 32
2.1. Описание показателей и диагностических методик уровня сформированности
самооценки у детей младшего школьного возраста 32
2.2. Анализ результатов диагностического исследования уровня развития
самооценки младших школьников 39
2.3. Описание хода работы по созданию ситуации успеха,
способствующей развитию адекватной самооценки младших
школьников 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66


Актуальность данного исследования определяется формированием адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста. В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем её сформированности в младшем школьном возрасте. Ребенок, поступая в школу, мечтает о том, что его будут любить и уважать как учителя, так и одноклассники. Главная задача учителя состоит в том, чтобы не дать ребенку разочароваться в учебном процессе с первых дней пребывания в школе. Важно помочь ребенку добиться успеха в учебной деятельности.
Проблемой формирования самооценки занимались В.Г. Ананьев, А.С. Белкин, Н. Бранден, А.В. Захарова, С. Куперсмит, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, С.С. Рубинштейн, Л.С. Славина, М.Н. Скаткин.
Разработкой методики создания ситуации успеха занимались А.С. Белкин, С.В. Зайцев, Е.В. Коротаева, М. Феннел.
Ситуация успеха оказывает влияние не только на настроение ребенка, но и хорошее качество дальнейшего обучения. Ребенок стремится добиться достойного результата, ему важно превзойти свои ожидания.
На данный момент наша задача заключается в том, чтобы правильно применить на практике выбранные диагностические методики и реализовать поставленную цель и задачи. С помощью создания ситуации успеха мы сможем установить связь ребенка с окружающими его людьми, изменить отношение ребенка к себе, повысить самооценку до нормального уровня.
Таким образом, ученик тогда будет проявлять свою активность на уроке, когда избавится от факторов, которые мешали взаимодействовать на уроке с учителем. Когда ребёнок почувствует, что его мнением интересуются, его слышат и принимают, тогда его, безусловно, ждут успехи на протяжении дальнейшего обучения.
На основании анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих развитие адекватной самооценки младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «СИТУАЦИЯ УСПЕХА В ФОРМИРОВАНИИ
САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Объект исследования - процесс развития адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - ситуация успеха, способствующая развитию адекватной самооценки младших школьников.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании ситуации успеха как средства развития адекватной самооценки младшего школьника.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему адекватной самооценки в психолого-педагогической литературе;
2. Определить основные показатели диагностики самооценки младших школьников и подобрать диагностические методики;
3. Провести диагностику на выявление уровня сформированности самооценки у младших школьников, представить анализ результатов исследования;
4. Разработать комплекс занятий на основе ситуации успеха для формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая база исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение школа № 208 г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие 28 обучающихся младшего школьного возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования по теме «Ситуация успеха в формировании адекватной самооценки детей младшего школьного возраста» были поставлены следующие задачи:
- проанализировать проблему адекватной самооценки в психолого-педагогической литературе;
- определить основные показатели диагностики самооценки младших школьников и подобрать диагностические методики;
-провести диагностику на выявление сформированности самооценки у младших школьников, представить анализ результатов исследования;
- разработать комплекс занятий на основе создания ситуации успеха для формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов, из которой мы можем сделать вывод о том, что самооценка - это необходимый компонент самосознания, который включает в себя осознание самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим людям и самому себе. Были выделены следующие компоненты самооценки: когнитивный и эмоциональный. Когнитивный компонент характеризуется знаниями ребенка о себе, а эмоциональный - отношением к себе.
В главе 1 «Проблема адекватной самооценки в современной психолого-педагогической литературе» представлено теоретическое обоснование данного исследования, в ходе которого было выявлено 3 вида самооценки: завышенная, адекватная и заниженная. Каждый из видов проявляется в младшем школьном возрасте. Следует отметить, что важно формировать у ребенка адекватную самооценку с помощью ситуации успеха. Ситуация успеха - целенаправленные условия для достижения поставленных задач перед ребенком. С помощью ситуации успеха учитель помогает ребенку почувствовать уверенность в себе, понять, что он действительно может справляться с разными трудностями.
В главе 2 «Опытно-поисковая работа по диагностике самооценки детей младшего школьного возраста и её формированию с помощью ситуации успеха» дано описание показателей самооценки и диагностических методик, с помощью которых мы определили уровень сформированности самооценки обучающихся. На основании выделенных показателей подобрали диагностические методики.
Для диагностики когнитивного компонента формирования самооценки младших школьников нами использовались следующие методики диагностики: М.З. Друкаревич «Несуществующее животное», «Какой Я?» автор Р. С. Немов, «Экспресс - диагностика самооценки», Л.Р. Шафигулина. Для диагностики эмоционального компонента мы использовали: диагностику «Лесенка», автор В. Г. Щур и диагностику «Определение самооценки».
Далее в параграфе 2.2. «Анализ результатов диагностического исследования уровня развития самооценки младших школьников» представлены результаты диагностического исследования формирования адекватной самооценки детей младшего школьного возраста, которое показало, что 15 детей (54%) имеют завышенную самооценку, 7 детей (25%) имеют адекватную самооценку и 6 детей (21%) имеют заниженную самооценку. По представленным результатам диагностического исследования мы можем сделать вывод о том, что у большинства детей завышенный уровень самооценки. Результаты диагностики по компонентам : когнитивный компонент составил 89 %, а эмоциональный - 78 %. По вышеперечисленным результатам мы можем сделать вывод о том, что когнитивный компонент самооценки развит лучше, поэтому работа, способствующая развитию адекватной самооценки по созданию ситуации успеха будет направлена на формирование эмоционального компонента.
В параграфе 2.3. «Описание хода работы по созданию ситуации успеха, способствующей развитию адекватной самооценки младших школьников» доказано, что ситуация успеха влияет на формирование самооценки. Учитель может помочь в преодолении трудностей, создав ситуацию успеха.
В практической части мы показали примерное содержание уроков, на котором может быть создана ситуация успеха, описали типы и приемы, с помощью которых она может состояться.
Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты.


1. Акимова, Г. Е. Как помочь своему ребенку? [Текст] / Г. Е. Акимова - Екатеринбург: У- Фактория, 2003. - 332 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
3. Архиреева, Т. В. Самосознание и Я-концепция ребенка [Текст] / Т. В. Архиреева. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.
- 191 с.
4. Бандура А. Теория социального научения [Текст] / А. Бандура. - СПб. : Евразия, 2000. - 63 с.
5. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Типография, 2000. - 937 с.
6. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? Для учителей, воспитателей и студентов [Текст] / А. С. Белкин. М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
7. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс.
- М. : Прогресс, 2006. - 422 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов пед. вузов. - М. : Просвещение, 2007. - 464 с.
9. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика [Текст] / Г. Б. Бороздина. - М. : Юрайт-Издат, 2011. - 477 с.
10. Бранден, Н. Мощь самооценки [Текст] / Н. Бранден. - Киев: Фолио, 2005. - 396 с.
11. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты [Текст]: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М. : ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - 160 с.
12. Волков, Б. С. Психология младшего школьника [Текст]: учебное пособие для студ. вузов / Б. С. Волков. - М. : Альма Мастер, 2005. - 208 с.
13. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Смысл, 2005. - 1136 с.
14. Гозман, Л. Я. Семейная педагогика [Текст] / Л. Я. Гозман. - М. : 2016. - 376 с.
15. Зайцев, С. В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших щкольников [Текст] / С. В. Зайцев // Вопр. психологии. - 2009. - №5. - С. 54-63.
16. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки [Текст] / А. В. Захарова. - Минск: Беларусь, 1993. - 100 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ