Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №95927

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 4
1.1. Характеристика памяти как психического процесса 4
1.2. Возрастные особенности развития памяти детей дошкольного
возраста 15
1.3. Возможности дидактической игры в развитии памяти
дошкольников 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Изучение начального уровня развития памяти детей старшего
дошкольного возраста 30
2.2. Реализация в педагогическом процессе детского сада
комплекса дидактических игр, направленных на совершенствование памяти дошкольников 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59


В настоящее время учеба предъявляет повышенные требования к памяти ребенка. Систематическое, направленное владение знаниями и навыки, предусмотренные программой начальной школы, подразумевают определенный уровень развития детской памяти, особенно произвольный, логическая память ребенка, то есть память, основанная на понимании, специальная умственная обработка материала, чтобы запомнить его и привести к последующему воспроизведению.
Изучение мира и себя, овладение нормами поведения, приобретение навыков, привычек - все это неразрывно связано с работой памяти. Овладевая любым методом запоминания, дети учатся выбирать цель для запоминания - запоминать и выполнять определенная работа с материалом для его осуществления. Они начинают понимать потребность повторить, сопоставлять, обобщить, группировать материалы для запоминания. Из этого следует, что , дети развиваются произвольные процессы памяти. Развитие у детей старшего дошкольного возраста умений мыслить и на этой основе запоминание и воспроизведение материала приводит к некоторым изменения в поведении и психическом здоровье детей: повышение самоконтроля и независимость в своей деятельности, продолжают формироваться произвольный мыслительный процесс.
Без достаточного уровня формирования произвольной зрительной, слуховой и образной памяти невозможно полное обучение, так как образовательный процесс сводится в основном на эти формы памяти. Исследователи указывают на понижение добровольной памяти у детей старшего дошкольного возраста в качестве одной из основных причин их трудностей в обучении. Все вышеперечисленное определяет актуальность выбранной темы.
В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка, составляющей основное содержании жизни, является игра. На активность игровой деятельности влияет формирование умственного произвольного процесса - именно в игре дети начинают произвольно развиваться внимание и произвольная память. В контексте игры дети концентрируются лучше и помни больше. Основным методом педагогического воздействия на ребенка является надлежащая организация всех видов деятельности и использования детей. Самые эффективные формы лидерства. Вот почему это возникает проблемы, каковы педагогические условия организации дидактической игры, будет способствовать развитию добровольного визуального и аудита память, у дошкольников. Целью работы является разработка и тестирование комплекса дидактические игры, направленные на развитие разных типов памяти дошкольники. Целью исследования является процесс развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы - разработать и попробовать на практике комплекс дидактических игр, направленных на развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактические игры, направленные на развитие разных вариаций произвольной памяти у старших дошкольников.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогические аспекты памяти, ее виды и свойства;
- выделить особенности памяти детей старшего дошкольного возраста;
- обосновать необходимость использовании дидактических игр как средства развития произвольной памяти старших дошкольников;
- подобрать диагностические методики и провести диагностику развития слуховой, зрительной и двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и апробировать комплекс дидактических игр, направленной на развитии слуховой, зрительной и двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования. Проблемы развития памяти дошкольников была изучена в работах таких исследователей, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Е.Н. Соколов, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко. Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены исследования, направленные на изучение дидактических игр в педагогическом процессе. Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддьяков, Б.П. Никитин, В.И. Истомин, В.И Устименко, Л.А Венгер, О.М. Дьяченко указывают на ценность игр, указывают на их значение в формировании психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, наблюдение, тестирование, анализ результатов диагностики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса дидактических игр на развитие зрительной, слуховой и двигательной памяти, которая может быть использовано как педагогами ДОУ, так и родителями воспитанников для тренировки памяти, как ведущего психического процесса учебной деятельности.
База исследования МБДОУ № 564 г. Екатеринбурга.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и результаты проведенной опытно-поисковой работы позволили сформулировать следующие выводы:
1. Память можно, определить как способность к получению, хранению, и воспроизведению жизненного опыта. Физиологическая основа памяти - преобразование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей, т.е. суть памяти состоит в установлении связей или ассоциаций между предметами и явлениями Понятие памяти охватывает процессы запечатления, или запоминания, процессы сбережения и процессы вспоминания, которые, в свою очередь включают процессы воспроизведения и узнавания. Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.
2. Запоминание в дошкольном возрасте в основном носит непроизвольный характер: ребенок специально не заботится о том, чтобы все то что он воспринимает, он мог легко и точно припомнить в последствии,
Однако, предъявление к ребенку ряда требований в какой-то мере меняет отношение к запоминанию. Детьми лучше запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности, Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем найденного самостоятельно в ходе активной деятельности. Для детей дошкольного возраста необходимо обязательно чтобы были опоры на запоминание материала, Запоминание выше при опоре на наглядный, образный материал . Но с возрастом увеличивается больше опора на слова , чем на картинки В старших и подготовительных группах целесообразно использовать как наглядные опоры , так и словесные.
3. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного, методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр, только тогда игра будет оказывать развивающий эффект. Как показывают приведенные данные, эффект запоминания в игровой ситуации заметно выше, и эта ситуация сохраняет свою силу на протяжении всего дошкольного возраста. Увеличение эффекта запоминания в игровой ситуации связано с тем, что здесь запоминание напрямую связано с содержанием роли «покупателя», выполняемой ребенком. Чтобы хорошо выполнять эту роль, ребенку необходимо запомнить как можно больше названий предметов, которые он должен купить в магазине. Эта прямая связь запоминания с мотивами и целями ролевых действий приводит к повышению его эффективности. В обеих сериях этих экспериментов ребенок непосредственно сталкивался с задачей запоминания, и поэтому должно было произойти произвольное запоминание и отзыв. Фактически, ситуация в игре, обусловленная органической связью запоминания с мотивами и целями действий, включала процессы памяти в контексте игровой деятельности, тем самым приближая их к принудительному запоминанию.
4. Мы разработали комплекс дидактических игр, направленных на совершенствование зрительной, слуховой, смысловой, кратковременной и долговременной памяти. Эти игры мы проводили в труппе в течении нескольких практик. Игры присутствовали не только на занятиях, но и проводились в совместной и самостоятельной деятельности детей и педагога. В течении практик игры периодически повторялись и дети сами могли почувствовать на сколько лучше они справились с заданием по сравнению с прошлым разом. Комплекс дидактических игр, включающий — игры на развитие разных видов памяти, оказал эффективное влияние на совершенствование этого психического процесса дошкольников, что подтверждают позитивные изменения, произошедшие в развитии памяти к концу учебного года.
5. Развитие личности дошкольника осуществляется не только в учебно¬воспитательном процессе ДОУ №564, но и в условиях семейного воспитания, поэтому в руководстве развитием памяти должны принимать участие не только воспитатели, но и родители дошкольников. В связи с этим для достижения наилучших результатов в развитии памяти детей мы в процессе опытно-экспериментальной работы (в ноябре и марте) в группе прочитали родителям дошкольников. лекции на темы «Что такое память и как ее развивать» и «Законы памяти». Также всем родителям были розданы рекомендации по развитию памяти и в течение года на стенд в родительский Уголок вывешивались игры, которые мы предлагали для домашних занятий с детьми. Следует отметить, что родители проявили заинтересованность к данной проблеме и к концу учебного года отмечали улучшение памяти не только детей, но и у себя. Теоретические материалы ВКР, результаты опытно¬поисковой работы, комплекс дидактических игр и методические рекомендации для педагогов и родителей могут быть использованы в процессе совершенствования процесса развития памяти детей старшего дошкольного возраста и обеспечить достижение хороших результатов.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ