ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 6
1.1. Понятие о нравственном воспитании 6
1.2. Особенности нравственного воспитания в дошкольном детстве
14
1.3. Характеристика нравственных качеств старших
дошкольников 23
1.4. Влияние трудовой деятельности на нравственное воспитание
дошкольников 30
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Изучение начального уровня развития нравственных качеств
дошкольников 31
2.2. Описание процесса организации трудовой деятельности
дошкольников, направленной на развитие нравственных
качеств 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является формирование нравственных ценностей личности. Считаем, что данную задачу можно решить с помощью системы правильно организованной трудовой деятельности в дошкольном учреждении, которая будет способствовать развитию нравственно-волевых качеств, ответственности, аккуратности, взаимопомощи, умению договариваться и работать коллективно.
Трудовая деятельность дошкольника является эффективным средством воспитания у детей трудолюбия, ответственности, целеустремленности, организованности, чувства коллективизма и др. Она положительно влияет на развитие творческих способностей, чувство собственного достоинства через осознание значимости своей деятельности. Трудовой процесс преимущественно является коллективным, предусматривает разветвленные взаимосвязи ребенка, в которых она осознает значение дружеских отношений, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, соблюдение нравственных норм. Однако нравственный потенциал труда может быть реализован только при условии правильной ее организации и целенаправленного педагогического руководства. При этом важно иметь целью формирования у ребенка любви к труду, суть которой заключается в осознании, переживании, ощущении разумного, духовно богатого, морально возвышенного смысла любой работы. Трудовая деятельность детей не является для них жизненной необходимостью, не предусматривает создания новых материальных и духовных ценностей, включение их в общественно¬экономические системы. Однако она также результативна.
Ее результатом является не только материальная сущность (выращенная растение, накрытый стол и т.д.), но и моральный аспект
(ребенок осознает значение затраченных усилий, ценность для других и для себя своих стараний).
Итак, труд детей влияет на формирование личности. Педагог, осознает цель своей деятельности, имеет широкие возможности для того, чтобы помочь ребенку понять, что только в работе человек может реализовывать свою сущность, личный потенциал, достичь высот в социальном и духовном бытии.
Целью работы является разработать содержание трудовой
деятельности, направленной на развитие представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития представлений о
нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является организация элементарной трудовой деятельности детей в ДОУ.
Задачи исследования:
• Познакомиться с понятием «нравственное воспитание»;
• Рассмотреть особенности нравственного воспитания в дошкольном детстве;
• Дать характеристику нравственным качествам старших дошкольников;
• Проанализировать влияние трудовой деятельности на нравственное воспитание дошкольников;
• Охарактеризовать уровень осведомленности детей о нравственных качествах;
• Изучить начальный уровень нравственного воспитания детей;
• Разработать содержание трудовой деятельности направленной на развитие нравственных качеств.
Теоретическую основу исследования составили:
• общенаучные принципы личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, П.Я Гальперин, С.Л. Рубенштейн, А,И,Леонтьев и др.);
• исследования А.С. Алякринской, Т.И. Ерофеевой, Р.И. Жуковской, И.М. Княжевой, Н.К. Курупской, Ф.С. Левин-Щирина, Т.А. Марковой, Д.В. Менджерицкой, В.Г. Нечаевой, Н.Н. Палагина, Т.В. Рубцова, В.А. Сухомлинского, М.К. Шардакова, Е.В. Шишловой, Н.Е. Щурковой в области нравственного воспитания дошкольников;
• исследования Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, Л.В. Куцаковой, Т.А Марковой, В.Г. Нечаевой, Д.В. Сергеева в области трудового воспитания дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение педагогического опыта, диагностика по выявлению уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: ДОУ № 80 г. Екатеринбург. В исследовании приняло участие 15 детей старшего дошкольного возраста, посещающих подготовительную к школе группу. Возраст 6-7 лет.
После проведения данной опытно - экспериментальной работы имеется возможность сформулировать вывод о том, что детям старшего дошкольного возраста требуется повышение уровня нравственного воспитания, так как в данное время уровень их нравственности находится на среднем уровне.
Для повышения уровня нравственности посредством трудовой деятельности можно порекомендовать создание календарного планирования по организации трудового воспитания направленного не только на развитие трудовых умений и навыков, но и на развитие нравственных качеств личности, позволяющего продуктивно и планомерно развивать ребенка в этой сфере. Также организовать совместную работу детского сада и родителей, так как данная совместная деятельность оказывает огромное влияние на развитие трудовой и нравственной культуры в целом. Создать уголок по трудовому воспитанию, где бы находились различные оборудование и иллюстрации труда взрослого, комплекс дидактических игр по данной теме.
Таким образом, разработанное календарное планирование может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
Поставленная цель на начальном этапе работы была реализована, задачи решены.
1. Аверина, Н. Г. О духовно - нравственном воспитании младших школьников [Текст] / Н. Г. Аверина // Начальная школа. - 2005. - №11. - С. 68 - 71.
2. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание [Текст]: учебное пособие / И.С. Артюхова // Педагогика. - 2006. - №4. - С. 78 - 80.
3. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание [Текст]: учебное пособие / Н. В. Архангельский. - М.: Просвещение, 2000. - 534 с.
4. Богданова, О. С. О нравственном воспитании подростков в помощь классным руководителям IV-VIII кл. [Текст] / О. С. Богданова, Л. И. Катаева, А. И. Шемшурина. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.
5. Божович, Л. И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе [Текст]: учебное пособие / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова. - М.: Просвещение, 2010. - 167 с.
6. Бозорова, Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Х. Т. Бозорова // Молодой ученый 2014 09 (68) июнь - 2 М.: ООО «Издательство Молодой ученый». 2014. - С. 13 - 22.
7. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст]: методическое пособие / Р. С. Буре. - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 80 с.
8. Васильева, А. И. Старший воспитатель детского сада [Текст]: пособие для работников дошк. учреждений / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. - 3 - е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 143 с.
9. Вейс, Р. Теория образования: предварительные наброски новой науки [Текст] / Р. Вейс. - Родная школа, 2009. - 24 с.
10. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / Р С. Буре, А. М. Виноградова, Г. Н. Година и др.; Под ред. А. М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1980. - 233 с.
11. Волошин, Е. А. Педагогическая система В. Сухомлинского [Текст] / Е. А. Волошин // Научные записки ТДПУ им. В. Гнатюка: Педагогика. - 2013. - №11. - С. 17 - 18.
12. Ганжин, В.Г. Нравственность как система [Текст]: учебное пособие / В. Г. Ганжин. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 166 с.
13. Година, Г. Н. Учите детей трудиться [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Г. Н. Година. - М., Просвещение, 1983. - 95 с.
14. Государственный университет, 2011 г. - 368 с.
15. Грибоедова, Т. П. Нравственное развитие личности школьника: подходы и диагностика [Текст]: учебное пособие / Т. П. Грибоедова. Новокузнецк: ИПК, 2011. - 64 с.
...