Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №95920

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Патриотическое воспитание дошкольников: исторический обзор
проблемы в нашей стране и за рубежом 6
1.2. Особенности патриотического воспитания дошкольников 14
1.3. Педагогические условия патриотического воспитания в доу и
семье 20
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ В ДОУ 34
2.1. Диагностические методики оценки уровня патриотического 34
2.2. Результаты диагностики уровня патриотического 39
2.3. Педагогическая деятельность по формированию чувства
патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 44
2.3.1. Календарно-тематическое планирование на учебный год работы
по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 45
2.3.2. Организация предметно - развевающей среды в группе детского
сада 49
2.3.3. Патриотическое воспитание дошкольников как одно из
направлений в работе с родителями 51
2.3.4. Детско - родительский проект по патриотическому воспитанию
«пусть помнит мир спасенный» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78


Патриотизм - сложное и многогранное понятие, один из важнейших компонентов индивидуального и общественного образа жизни. На личностном уровне патриотизм является приоритетной стойкой характеристикой человека, что проявляется в нравственных идеалах и ценностях, в реальном поведении и поступках. Это обычное моральное состояние жизни человека. Оно проявляется не только в необычных ситуациях, но и в повседневном выполнении своей работы, которая приносит пользу и человеку, и обществу. Следовательно, субъектом - носителем патриотизма является сам человек. Благодаря его творческому труду, любви, развивается чувство патриотизма. Проблема воспитания патриотизма очень многоаспектна, значимая для всех звеньев образования, начиная с дошкольного.
Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на второстепенный план. В 80-е и 90-е годы XX века поддерживалась точка зрения, согласно которой дошкольные учреждения не должны были заниматься «политизацией» педагогического процесса в силу неоднозначности происходивших в стране политических событий. Результатом такого подхода стало отсутствие у подрастающего поколения любви к Родине, недостаток доброты и духовности. Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию молодежи.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Актуальность патриотического воспитания: дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу, а именно, воспитывать патриотические чувства у дошкольников.
Цель исследования - сформулировать и обосновать педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников.
Задачи исследования:
- Раскрыть проблему патриотического воспитания дошкольников: исторический обзор проблемы в нашей стране и за рубежом;
- Проанализировать особенности патриотического воспитания дошкольников;
- Раскрыть педагогические условия патриотического воспитания в ДОУ и семье;
- Выявить и охарактеризовать уровень развития патриотизма старших дошкольников;
- Разработать календарно-тематическое планирование работы по формированию патриотических чувств у детей, рекомендации по организации развивающей среды и проект по патриотическому воспитанию детей.
Теоретическая основа исследования: Проблема патриотического воспитания разрабатывалась в трудах отечественных педагогов: В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Е.Е. Казаевой, Л.Л. Кондрыкинской. Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой, С.А. Козловой, О.А. Князевой, О.А. Артамоновой, М.В. Крулехт, А.П. Усовой, Е.И. Радиной, В.Г. Нечаевой, В.И. Логиновой, И.Д. Власовой, С.А. Котляровой, С. Македонской, Н.М. Крыловой, Р.И. Жуковской и др.
Методы исследования: анализ педагогической, исторической
литературы, наблюдение, беседа с детьми, анализ продуктов детской деятельности, опытно-педагогическая работа.
Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогических условий патриотического воспитания дошкольников в условиях ДОУ.
База исследования МАДОУ № 564 г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста, посещающие старшую группу. Возраст детей: 5-6 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Патриотическое чувство по своей природе - интегральное, поскольку объединяет в одно целое все стороны развития личности: моральную, трудовую, умственную, эстетическую, физическую. Оно формируется постепенно под влиянием окружающей среды и других воспитательных факторов. Быть патриотом - значит любить родной язык, свой дом, родителей, природу родного края, обычаи, уважать традиции народа, человеческий труд, стремиться не только сохранять духовные сокровища народа, но и приумножать их. Именно эти проблемы и являются определяющими в общественном воспитании детей дошкольного возраста.
Ребенок набирается впечатлений и знаний об окружающем: о близких людях, о своей Родине, которые оставляют в душе незабываемые воспоминания на всю жизнь. С ранних лет следует закладывать в ребенке готовность защищать и приумножать достижения народа, родного края. Как известно, в жизни есть разные ценности. Но есть и такие святыни, которые ни с чем нельзя сравнить и сопоставить. Отчизна, преданность родной земли и народа.
Воспитание любви к своей стране мы сочетаем с представлениями ребенка об элементарных знаниях о государстве и праве, о национальной символике - Государственном гербе, флаге, гимне, с воспитанием уважения к символам нашего государства. Ознакомление детей с обычаями, традициями, народными обрядами, малыми жанрами фольклора. Проблема гражданина патриота древняя, как мир. Она предстала перед человечеством тогда, когда возникло первое государство.
Патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Однако это лишь предпосылки. Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - места, где человек родился.
К основным задачам патриотического воспитания дошкольников относятся: формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города); формирование духовно-нравственных отношений; формирование любви к культурному наследию своего народа; воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям; чувство собственного достоинства как представителей своего народа, толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителей, соседей, других людей.
Современное дошкольное учебное заведение направлено на обеспечение всестороннего развития личности путем обучения и воспитания, основанных на общечеловеческих ценностях и принципах научности, интегрированности, единства обучения и воспитания на принципах гуманизма, демократии, гражданского сознания, взаимоуважения в интересах человека, семьи, общества, государства.
Воспитание личности в дошкольном учебном заведении должно быть направлено прежде всего на развитие патриотизма - любви и уважения, прежде всего, к семье, учебного заведения, города, государства. И проблема заключается в том, что ребенок дошкольного возраста понятие «патриотизма» понимает поверхностно. Поэтому задачи современного дошкольного учреждения - формирование гражданина патриота, способного построить суверенную Россию, творческой личности с высоким уровнем интеллектуального и духовного развития.
При таких условиях дошкольное учебное заведение становится важным звеном воспитания сознательных, активных, высоконравственных граждан России, местом эмоционально-психологической защищенности и душевного комфорта личности ребенка-дошкольника, конструктивного сотрудничества и взаимопонимания, звеном, где формируется национальное сознание, общественная зрелость, социальная ответственность за судьбу Родины, за свою роль в национально-культурном возрождении России, ее расцвете. Проведенные диагностики позволяют сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста на данный момент имеют средний уровень патриотического воспитания. Для того, чтобы повысить его необходимо:
1. Выстроить систему работы с детьми, то есть разработать календарно - тематическое планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
2. Организовать не только патриотический уголок, но и предметно - развивающую среду в группе детского сада.
3. Помнить, что ни родители, ни воспитатель не могут в одиночку воспитать ребенка-патриота. Для этого им нужно вместе целенаправленно и систематично работать как в семье, так и в ДОУ над повышением уровня патриотического воспитания, с помощью: бесед, личного примера, организации трудовой деятельности, литературы, искусства.
Усилия всех без исключения учебных заведений при поддержке семьи, всего общества и государства должны быть сосредоточены на реализации стратегических направлений развития образования, преодолении имеющихся проблем, выполнении перспективных задач, среди которых: обновление целей и содержания образования на основе компетентностного подхода и личностной ориентации, учета мирового опыта и принципов устойчивого развития; обеспечение экономических и социальных гарантий для реализации конституционного права на образование каждым гражданином России независимо от места проживания и формы получения образования.


1. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] / Е.Ю. Александрова. - Волгоград: Учитель,
2007. - 203 с.
2. Алексеева, О.В. Задания для маленьких патриотов [Текст] / О.В. Алексеева, Л.А. Петропавловская. - М.: Просвещение, 2010. - 312 с.
3. Алексюк, А.М. Педагогика высшего образования Украины. История. Теория [Текст] / А.М. Алексюк. - М.: Лыбидь, 2008. - 560 с.
4. Алешина, Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий [Текст] / Н.В. Алешина. - М.: Перспектива, 2011. - 310 с.
5. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2004. - 252 с.
6. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Алешина. - М.: Перспектива, 2008. - 149 с.
7. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
8. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов [Текст] / Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
9. Барышникова, Г.Б. Альманах патриотического воспитания [Текст] / Г.Б. Барышникова. - Ярославль: Филигрань, 2011. - 211 с.
10. Белоногова, Г.Л. Педагогические знания - родителям [Текст] / Г.Л. Белоногова. - М.: Дошкольное воспитание, 2003. - 301 с.
11. Бех, И.Д. Воспитание личности: Восхождение к духовности [Текст] / И.Д. Бех. - М.: Просвещение, 2006. - 272 с.
12. Бим-Бад М., Днепров, Э.Д., Корнетов Г.Б., Мудрость воспитания: Книга для родителей [Текст] / М. Бим-Ба. - М.: Педагогика, 1988. - 157 с.
13. Бордовская, Н.В. Системная методология современных педагогических исследований [Текст] / Н.В. Бордовская. - М.: Просвещение, 2005. - 26 с.
14. Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В., Меренков, А.В. Формирование у дошкольников нравственных качеств как важный аспект их подготовки к школе [Текст] / Л.Н. Буйлова, Н.В. Клеонова, А.В. Меренко. - М.: Дошкольное воспитание, 2011. - 34 с.
15. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие [Текст] / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-синтез, 2011. - 109 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ