ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические особенности речевого развития и
развития словаря у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)... 6
1.2. Лингвометодические основы развития словаря у детей
дошкольного возраста 11
1.3. Содержание словарной работы в детском саду в среднем
дошкольном возрасте 14
1.4. Значение игровой деятельности для обогащения словаря детей
среднего дошкольного возраста 18
1.5. Программное содержание работы по формированию словаря
дошкольников 25
ГЛАВА 2. АНАЛИТЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Диагностика сформированности словаря у детей среднего
дошкольного возраста 33
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по обогащению словаря
детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность исследования обусловливается необходимостью своевременного овладения дошкольником речью. Богатый и хорошо сформированный словарный запас служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатый словарный запас ребенка - это признак высокоразвитой речи. Для развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста необходимо расширение словарного запаса.
Своевременное формирование словаря детей выступает одним из важных условий речевого и всеобщего развития ребенка. Словарь ребенка играет огромную роль в планировании и организации деятельности детей, самоорганизации поведения и формировании общественных взаимосвязей. Язык и речь - это основной способ проявления основных психических процессов - памяти, восприятия, эмоций.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Наряду с общим влиянием на весь ход психического развития ребенка, игра оказывает специфическое воздействие на становление речи.
Еще одним важным условием формирования словаря дошкольника считается выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства мотивацией детей.
Анализ процесса овладения детьми лексикой родного языка позволяет выделить два аспекта словарной работы. Первый аспект представлен в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной и связан с развитием познавательной деятельности дошкольного возраста. Второй аспект представлен в исследованиях Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой и связан с решением языковых задач. Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры, которые направлены на развитие смысловой стороны слова.
Освоение лексическим строем лежит в основе познавательного развития, во взаимосвязи с освоением предметных действий, труда, игры и иных видов детской деятельности, опосредованных словом, в общении со старшими. Источники и условия формирования словаря ребенка многообразны, таким образом, многообразны и педагогические условия, и ресурсы, и формы педагогического воздействия.
В настоящее время можно обнаружить достаточно много практических разработок по развитию словаря дошкольников. Однако условия воспитания детей различны и требуют изучения педагогических приемов успешного развития словаря.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и на этой основе разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития словаря детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирование словаря детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть роль и специфику игровой деятельности в процессе развития словаря детей.
3. Провести диагностику уровня развития словаря у детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
В ходе исследования предполагается использовать следующие методы:
• теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
• эмпирические: наблюдение, диагностика, анализ полученных результатов.
Практическая значимость состоит в подборе диагностического инструментария для исследования уровней сформированности словаря дошкольников. В ходе работы теоретический материал по данной проблеме был проанализирован, обобщён и систематизирован. Практически проверенный комплекс мероприятий, способствующий развитию словаря у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности, может быть использован воспитателями и методистами ДОУ.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения - детский сад «Гармония» № 10 г. Новоуральск.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Богатство словаря - это признак хорошо развитой речи и показатель высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в формировании словарного запаса. За счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психолого-педагогических исследованиях обогащается словарный запас дошкольников. Бедность же словаря, напротив, мешает полноценному общению и, следовательно, общему развитию ребёнка.
С самого раннего возраста ребенка необходимо начинать обогащение и активизацию словаря. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка, который обладает богатым словарным запасом, может сформироваться правильная грамотная речь.
Задача воспитателя - максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания, можно добиться более ощутимых результатов обогащения словаря, чем, если пользоваться шаблонными приемами.
Работа по формированию лексики с применением дидактических игр увеличивает лексическую сторону речи ребенка. Огромные возможности раскрывает перед нами применение дидактических игр на занятиях по расширению словаря. В игре удается лучше всего провести процесс, который заключается в стремлении ребенка реализовать свои желания.
В ходе исследования выяснилось:
• исследование показало низкий уровень развития активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста;
• наибольшее число прилагательных дети называли на основе восприятия натурального предмета, а наименьшее - по представлению;
• при описании натуральных предметов наблюдается большее число прилагательных, обозначающих цвет, материал, величину и форму, а при описании по представлению на первый план выходят разно факторные и оценочные прилагательные;
С целью повышения объема активного словаря мы провели серию дидактических игр и упражнений.
Регулярная и направленная работа с использованием дидактических игр, упражнений, заданий, может дать положительную динамику в развитии словаря дошкольников среднего возраста. Игра - это главная часть жизни дошкольника. Участие воспитателей и родителей, которые могут правильно и грамотно организовать игры для детей очень важно.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высших и средних пед. уч. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2002. 400с.
2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 1999. 288 с.
3. Антипова Ж. О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 1995. - №9. с. 36-38.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 255 с.
5. Бочкарева О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Средняя группа. Волгоград: ИТД «Корифей», 2012. 96 с.
6. Вопросы детской психологии / под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Изд. АПН РСФСР, 1948. 343 с.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. СПб: Каро, 2001. 327 с.
8. Выготский Л.С. Развитие устной речи // Детская речь. Ч.1. М.: Педагогика, 1996. стр. 112-114.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. СПб: Педагогика, 2004. 143 с.
10. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. М., 1996.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: 1996. 415 с.
12. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 1983. 174 с.
13. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 80 с.
14. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. СПб: Питер, 1998. 306 с.
15. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-5 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. 128 с...