ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БОГАТСТВА РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 7
1.1. Лингвистические основы формирования речи детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Особенности формирования богатства речи у старших дошкольников как
коммуникативного качества 14
1.3. Методы и приемы формирования богатства речи детей старшего
дошкольного возраста 19
1.4 Анализ программ в аспекте формирования богатства речи детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие» 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БОГАТСТВА РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 37
2.1. Диагностика выявления уровня сформированности богатства речи детей
старшего дошкольного возраста 37
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование богатства речи детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной
области «Познавательное развитие» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Речевая культура - одна, из важных составных культуры речи. Она затрагивает все стороны отдельных слов и речи в целом. Основным условием формирования богатства культуры речи - это нормальное функционирование как речедвигательного, так и слухового аппаратов. При правильном и своевременном формировании богатства речи в дошкольном возрасте, необходима эффективная организация, удовлетворяющая требованиям окружающей речевой среды.
В современном образовании требуется реализация образовательных программ согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социального содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Одной из задач работы в дошкольном учреждении является формирование богатства речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие»
К речевому развитию по ФГОС относится:
*Обогащение активного словаря
*Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
*Развитие речевого творчества
*Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
*Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
*Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
*Владение речью как средством общения и культуры.
К познавательному развитию относится:
*Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации *Формирование познавательных действий, становление сознания *Развитие воображения и творческой активности
*Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Ребенок дошкольного возраста - активный и неутомимый исследователь окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте происходит расширение социальных контактов дошкольника с другими людьми. Все это требует от ребенка 5-7 лет достаточно объемного словаря, поскольку именно возможность выбора различных языковых средств позволяет дошкольнику наиболее точно выразить свои мысли, описать наблюдаемое явление, сравнивать и сопоставлять объекты окружающего мира. Образовательная область «Познавательное развитие» является основой для успешной подготовки детей 6-7 лет к школьному обучению.
Как показывает практика, работа по обогащению словарного запаса детей не всегда эффективна: дети недостаточно точно подбирают синонимы и антонимы, имена прилагательные к именам существительным, наречия к глаголам, при пересказах употребляют слова в несвойственном им значении, в рассказах детей наблюдаются однообразие используемых выражений, однообразие синтаксических конструкций. Поэтому писк наиболее
эффективных путей обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста стал приоритетным направлением нашего исследования.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики родного языка посвящены исследования, А. Н. Богатыревой, В. В. Гербовой,
А. Г. Арушановой, Э. А. Федеравичене и другими.
В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский).
Все выше изложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Формирование богатства речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие».
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса упражнений и игр, направленных на формирование богатства речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие».
Объект исследования: процесс формирования богатства речи старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс упражнений и игр, направленный на формирование богатства речи детей старшего дошкольного возраста в области «Познавательного развития».
Задачи исследования
1. Изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Подбор диагностического инструментария для определения уровня сформированности богатства речи у детей дошкольного возраста и осуществление диагностического исследования на начальном этапе проектировочной работы.
3. Разработка и внедрение комплекса упражнений, направленного на формирование богатства речи старших дошкольников в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие».
Методы исследования - изучение и анализ психологопедагогической, лингвистической и научно-методической литературы по проблеме исследования, выполнение диагностических заданий, определяющих уровень богатства речи у детей старшего дошкольного возраста, наблюдение, количественная и качественная обработка полученных данных.
Данное исследование проводилось на базе МКДОУ - детский сад №39 города Среднеуральск. В проектировочной работе приняло участие 10 детей в возрасте 5-6 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Наша работа была ориентирована на формировании богатства речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие».
Данная проблема является актуальной для нашего времени, развитию речи, а тем более обогащению словаря, не предают должного внимания. Все чаще образовательные программы и воспитатели уделяют внимание звуковой культуре слова и грамматической основе, подготавливая детей к школе, тем самым забывая о формировании словаря ребенка. Поэтому результаты исследования были недостаточно высокими.
В старшем дошкольном возрасте богатство речи формируется через образовательную область «Познавательное развитие». В процессе ознакомления ребенка с миром окружающем его - природы, быта, людей с которыми он общается, является важным фактором накопления словаря.
В понятие богатства речи входят такие знания и умения детей как обобщать, сравнивать, сопоставлять, описывать предметы, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширение запасов синонимов и антонимов, многозначности слов, умение употреблять слова, наиболее точно подходящие ситуации.
Во второй главе выполнена поисково-проектировочная работа, которой мы выявили проблему. Подобрали, разработали и провели диагностику детей. Задания тщательно продумывались, учитывались психологопедагогические обоснования и возрастные особенности, было так же уделено внимание актуальности заданий. Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты диагностической работы. На основе результатов диагностики подобрали комплекс заданий и игр, которые направлены на формирование, расширение и закрепление новых и ранее знакомых слов и полученных знаний детьми, в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие». Каждый комплекс упражнений поможет воспитателю подобрать и проработать определенный проблемный аспект, подбирая необходимый вариант по изучаемым темам.
Включая этот комплекс упражнений в систему занятий, сформирует у детей достаточный словарь, который поможет детям правильно выражать свои мысли, применять знания в будущем в школе.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 400 с.
2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. - М, 2003. - С. 28.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
5. Арушанова, А.Г. Формы организации обучения родному языку и развития речи дошкольников / А.Г. Арушанова, Т.М. Юртайкина // Проблема речевого развития дошкольников и младших школьников. - М., 1993.
6. Батурина Е. Г. Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду». - М., 1974.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.
8. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - 1986.
9. Венгер Л.А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.
10. Воевода О.Н. Развитие речи дошкольника. - Минск: Сфера, 2009. 194 с.
11. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.
12. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
13. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1990
14. Градусова Л.В., Левшина Н.И., Дементьева И.С., Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: учебное пособие/ под редакцией Л.В. Градусовой. - Магнитогорск, МаГУ, 2010. - 9 с.
15. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 128 с...