Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №95904

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Основы организации познавательной активности 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного
возраста 12
1.3. Активизация познавательной активности у детей младшего
школьного возраста на уроках в начальной школе 21
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 31
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Диагностические методики, изучающие познавательную
активность31 у обучающихся начальных классов
31
2.2. Результаты диагностики уровня развития познавательной
активности обучающихся 3 класса 34
2.3. Рекомендации по развитию познавательной активности
обучающихся в начальной школе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68

Сегодня среди важных задач, стоящих перед системой образования, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания младшего школьника. Одним из центральных вопросов умственного воспитания является развитие познавательной активности детей. Проблема познавательной активности относится к традиционным темам отечественной психолого-педагогической науки. К различным аспектам проблемы обращались в своих исследованиях известные ученые: Л.П. Аристова, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Д.Б. Годовикова, О.О. Денина, Е.Е. Кравцова, Э.А. Красновский, М.И. Лисина, Н.А. Морева, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова, В.В. Щеинина, Г. И. Щукина и другие.
Обучение - специально направленный процесс при котором педагог организует активную учебно-познавательную работу обучающихся для овладения ими знаниями, умениями и навыками, развитию креативных, творческих способностей и моральных этических представлений. Большое значение для развития познавательной активности имеет развитие психических процессов - памяти, внимания, воображения. Именно эти процессы, по данным психологов, - основа для развития мышления и творческих способностей обучающихся.
На сегодняшний день, в условиях мощного экономического развития, образование постепенно усложняется, обучение переходит от простого научения материала к развитию творчески мыслящего, думающего и умеющего применять свои знания на практике человека. Поэтому система образования должна обеспечить качественно новый уровень общеобразовательной, профессиональной подготовки. Уже в начальных классах претерпевают изменения первостепенные цели обучения: на первом месте познавательная функция, культ активности, самостоятельности, нестандартности мысли, что обеспечивает развитие интеллекта ребенка. Главная задача учителя - добиться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов детей. Заинтересованность является эффективным средством успешного обучения, необходимым условием достижения положительных результатов. Когда ребенок заинтересуется материалом, у него возникнет желание узнать о нем больше. Эффективное обучение невозможно без поисков путей активизации познавательной деятельности обучающихся, ведь дети должны не только усвоить определенную сумму знаний, но и научиться наблюдать, сравнивать, выявлять взаимосвязь между понятиями, рассуждать. А добиться этого можно только средствами, активизирующими познавательную деятельность. К ним относятся: дидактические игры, игровые ситуации, задачи творческого характера, нестандартные задачи. Развитию познавательной активности в начальных классах важно уделять особое внимание еще и потому, что именно в этих классах формируются основные интеллектуальные умения.
Анализ психолого-педагогической литературы, показывает, что имеет место противоречие между необходимостью создания и развития познавательной активности младших школьников и недостаточной разработанностью методических путей развития познавательной активности детей в начальной школе.
Указанное противоречие обусловливает актуальность выбранной нами темы исследования: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы».
Объект - образовательный процесс в начальной школе.
Предмет - познавательная активность младших школьников в учебной деятельности.
Цель - изучить на теоретическом уровне особенности развития познавательной активности младших школьников и разработать рекомендации по развитию познавательной активности третьеклассников в учебной деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. Определить критерии необходимые для проведения диагностики с целью определения уровня познавательной активности младшего школьника;
3. Разработать рекомендации направленные на развитие познавательной активности учащихся.
Этапы исследования:
- теоретический анализ педагогической, психологической литературы по проблеме развития познавательной активности младших школьников в учебной деятельности;
- эмпирический (метод наблюдения, анкетирование,
индивидуальные беседы с обучающимися) для изучения и определения степени развития познавательной активности школьников.
База исследования: работа проводилась в МАОУ СОШ № 138 г.
Екатеринбурга, с участием 25 детей, обучающихся в 3 классе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основная цель работы заключалась в изучении особенности развития познавательной активности младших школьников и разработки рекомендации по развитию познавательной активности третьеклассников в учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели были поэтапно реализованы все теоретические и практические задачи: изучена психолого-педагогическая литература, подобраны диагностические методики, изучающие познавательную активность у обучающихся начальных классов, проанализированы результаты диагностики познавательной активности младших школьников, разработаны рекомендации по развитию познавательной активности у обучающихся младших классов.
Теоретические и экспериментальные исследования ученых убеждают, что активизация образовательного процесса проявляется не только в увеличении объема нужной информации, его плотности и комплексности, но и в создании дидактических и психолого-педагогических условий осмысленности обучения учащимися, привлечение их к познавательной деятельности на уровне не только интеллектуальной, но и личной и социальной активности.
В данной работе для изучения познавательной активности младших школьников использованы: метод наблюдения, анкетирование, индивидуальные беседы с обучающимися для выявления познавательной активности младших школьников.
В ходе диагностики выяснили, что познавательная активность детей в 3 «Г» классе сформирована на высоком уровне (9 человек), среднем уровне (12 человек), и только у четырех человек низкая познавательная активность, связанная с избыточной эмоциональностью и отвлекаемостью на уроках, и в большинстве своем незаинтересованностью в изучении предметов. Для развития познавательной активности учеников были разработаны рекомендации учителям.



1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
2. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса [Текст] / П. К. Анохин. - М. : Высшая школа, 1968. - 305 с.
3. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону. : Изд-во Ростовского ун-та, 2007. - 172 с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АСТ, 2005. - 672 с.
5. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л.М. Орлова - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
6. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя [Текст] / А. А. Гин. - М. : Вита-Пресс, 2001. - 88 с.
7. Григорьева, М. В. Психологическая структура и динамика
взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации [Текст]: автореф. дис. ... д-ра псих. наук : 19.00.07 / М. В.
Григорьева Сарат. гос. ун-т - Саратов, 2009. - 52 с.
8. Гродская, Н. В. Изучение эффективности учебных действий у
младших школьников как условие развития их познавательной активности [Текст] / H. В. Гродская // Формирование познавательной активности
школьников: сб. науч. ст. / под ред. В. И. Лозовой. - Харьков, 2011. - С. 43-49.
9. Денина, О. О. Развитие познавательной активности студентов в учебной деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. / О. О. Денина ; Оренбург, 2001. - 195 с.
10. Джеймс, У. Психология [Текст] / У. Джеймс. - М. : Педагогика, 1991. - 368 с.
11. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / И. В. Дубровина. - М. : Академия, 2009. - 450 с.
12. Дьяченко, В. К. Новая дидактика [Текст] / В. К. Дьяченко. - М. : Народное образование, 2001. - 496 с.
13. Зарукина, Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. - СПб. : 2010. - 59 с.
14. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский. - М. : Академия, 1995. - 352 с.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2000. - 384 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ