ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие взаимоотношения в психологии и
педагогике 6
1.2 Возрастные психологические особенности взаимоотношений у
младших школьников 10
1.3 Педагогические условия развития взаимоотношений у младших
школьников 17
1.4 Формы внеурочной деятельности, направленные на развитие
межличностных отношений у младших школьников 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ВЗАИМООНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Педагогическая диагностика межличностных
взаимоотношений у младших школьников 30
2.2 Комплекс мероприятий, направленных на развитие
взаимоотношений у младших школьников на уроках и внеурочной деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 66
Взаимоотношения в жизни людей происходит всегда. Опыт межличностных взаимоотношений с другими людьми, взрослыми и сверстниками является фундаментом для развития личности младшего школьника, становление его самопознания.
В последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов проблемы взаимоотношений детей. Изучение вопроса взаимоотношений имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Изучение проблемы взаимоотношений младших школьников присутствует в трудах таких ученых как: И.В. Дубровина,
Д.Б. Байбородова [2], Я.Л. Коломенский [19], B.C. Мухина [28], В.В. Назаренко [30], Р. Немов [32], В.А. Сластенин [42] и других.
Ученые в своих работах подчеркивают значимое влияние возрастных психологических особенностей ребенка в процессе протекания взаимоотношений в коллективе младших школьников.
Младший школьный возраст является наиболее важным периодом для перехода ребенка в новую социальную систему отношений.
На этапе младшего школьного возраста происходит развитие и становление личности ребенка, наступает время активного общения, взаимодействия с другими людьми. Поэтому необходимо определить роль и место развития взаимоотношений между сверстниками.
Поскольку ведущей в этом возрасте традиционно считается учебная деятельность, то и исследования были направлены на изучение психологических особенностей, связанных с учебной деятельностью.
Кроме взаимоотношений, младшие школьники вступают в достаточно сложные межличностные взаимодействия между собой.
Проблема построения взаимодействий младших школьников представляется актуальной, так как взаимоотношения являются важной стороной в жизнедеятельности школьника.
Взаимоотношения младших школьников происходит и во внеурочной детальности.
В рамках ФГОС НОО [44] под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленной на достижение планируемых результатов, освоение основной образовательной программы начального общего образования.
Объект исследования - процесс развития взаимоотношений детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс мероприятий, направленных на развитие взаимоотношений младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и проверить на практике комплекс мероприятий, направленных на развитие взаимоотношений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. определить понятие «педагогическое взаимоотношение» младших школьников в психологии и педагогике;
3. раскрыть возрастные особенности развития взаимоотношений младших школьников;
4. описать педагогические условия развития взаимоотношений у младших школьников;
5. подобрать диагностический материал и провести диагностику взаимоотношений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности;
6. разработать, теоретически обосновать и реализовать на практике комплекс мероприятий, направленных на развитие взаимоотношений младших школьников.
В качестве методов исследования выступили:
- теоретические (анализ и обобщение научно-методической, учебной литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (педагогическое наблюдение, социометрия, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов диагностики).
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №67 с углубленным изучением отельных предметов», города Екатеринбург Свердловской области. В исследовании приняли участие 25 обучающихся 4 «Б» класса.
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Проведенный теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме развития взаимоотношений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности показал, что развитие взаимоотношений детей младшего школьного возраста имеют определенную специфику.
В младшем школьном возрасте активно осваивается учебная деятельность, продолжает формироваться произвольность психических процессов и функций, появляется рефлексия, способность к осознанному самоконтролю, а внешние действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, в котором происходит развитие психики ребенка на основе ведущего вида деятельности - учения.
Вхождение в социальные отношения, имеющиеся в школе как в социальном институте общества, требует от ребенка развития умения интенсивной ориентировки в общественных отношениях в целом, наличия внутренних предпосылок управления своим поведением, подчинения его определенным социальным правилам, сознательного принятия им норм нового публичного поведения.
В ходе опытно-поисковой деятельности было выяснено, что взаимоотношения младших школьников находятся на среднем уровне, в классе присутствую микро-группы.
Также был разработан комплекс мероприятий, направленный на развитие взаимоотношений младших школьников на уроках и внеурочной деятельности.
Развитие взаимоотношений на уроках возможно в том случае, если учитель будет использовать в учебном процессе разнообразные формы, приемы и методы работы, способствующие, прежде всего, созданию условий для совместной деятельности обучающихся, в которых они будут взаимодействовать друг с другом, учиться высказывать свою точку зрения, работать как единый организм.
Целью данных мероприятий стало развитие взаимоотношений обучающихся, преодоление трудностей взаимодействия на уроках и во внеурочной деятельности.
Комплекс мероприятий включи в себя следующие формы работы по внеурочной деятельности младших дошкольников: соревнование,
олимпиады, творческая работа, а также деятельности на уроках: беседа, работа в микро-группах, подгруппах, коллективная работа, круглый стол, кейсы.
Внеурочная деятельность и различные классные мероприятия помогут научить обучающихся взаимодействовать друг с другом.
Таким образом, поставленная нами цель исследования достигнута, все задачи на данном этапе работы выполнены.
1. Андрушенко, Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / Т. Ю. Андрушенко // Вопросы психологии. - 1978. - № 4. - С. 147-151.
2. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] / Л. В. Байбородова. - М. : Просвещение, 2013. - 177 с.
3. Баллон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Баллон. - М. : Просвещение, 1967. - 197 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2010. - 400 с.
5. Витковская, И. М. Обучение младших школьников в совместной деятельности [Текст] / И. М. Витковская. - Псков : ПГПИ, 2004. - 124 с.
6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] /
Л. С. Выготский. - М. : Союз, 2004. - 268 с.
7. Выготский, Л. С. История развития высших психических
функций: сборник сочинений в 6 т. - Т. 3. [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2012. - 244 с.
8. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. - М. : Просвещение 2014. - 256 с.
9. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] : метод. конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010. - 223 с.
10. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения [Текст] : практикум / Т. Г. Григорьева, Т. П. Усольцева. - Новосибирск : Новосибирский университет, 1999. - 156 с.
11. Евладова, Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. - 2012. - № 3. - С. 15-26.
12. Ермакова, И. Д. Перспективы развития внеурочной деятельности в контексте построения новой модели образования [Текст] / И. Д. Ермакова // Методист. - 2008. - № 7. - С 14-19.
13. Ермолаева, М. В. Психология развития [Текст] / М. В. Ермолаева. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2003. - 376 с.
14. Запорожец, А. В. Об эмоциях и их развитии у ребенка [Текст] /
A. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 2012. - 320 с.
15. Зеленин, А. С. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение [Текст] / А. С. Зеленин. - Пермь : Пермский край, 2009. - 160 с.
...