ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие "межличностных отношений" в современной педагогике и
психологии 5
1.2 Психологическая характеристика межличностных отношений у
младших школьников 8
1.3. Формы межличностных отношений у младших школьников 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Педагогическая диагностика межличностных отношений у
младших школьников 24
2.2. Развитие межличностных отношений у младших школьников во
внеурочное время 36
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
По мнению многих ученых, изучение человеческих отношений, стало «проблемой века». Для такой науки как психология проблема взаимоотношений является одной из ключевых. Особенно необходимо выделить взаимоотношения такой возрастной категории как младшие школьники. Изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками приобретает большое значение и актуальность.
Межличностные отношения, дружеское общение, эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно в младшем школьном возрасте. Именно они создают то эмоциональное благополучие ребенка, которое, в свою очередь, во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом. Именно межличностные отношения играют важнейшую роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка: в эмоциональном контакте, в защищенности, в стремлении быть личностью.
Таким способом ребенок приобретает опыт заботы, любви, уважения, терпимости. Из совокупности таких межличностных отношений формируется социально - психологический климат детской группы, социальный контекст развития и социализации ребенка.
Также межличностные отношения имеют особое значение в развитии у детей познавательных и психических функций, способностей, интересов, увлечений. Сформированные приёмы поведения в межличностных контактах способствуют ребенку активно изучать окружающую действительность, включаться в широкую систему социальных отношений.
В современной ситуации прогрессивных изменений в образовательном процессе проблема формирования межличностных отношений обучающихся в младшей школе рассматривается в педагогической теории и образовательной практике как одна из самых актуальных. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска и применения различных форм, средств и методов формирования межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Одним из таких средств являются дидактические игры.
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить возможность эффективного использования внеурочных занятий в процессе формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - межличностные отношения в коллективе младших школьников.
Предмет исследования - особенности развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочное время.
Задачи исследования:
1) Провести анализ психолого-педагогических исследований по теме ВКР.
2) Подобрать диагностические методики для определения межличностных взаимоотношений в коллективе детей.
3) Разработать и внедрить в воспитательно-образовательный процесс начальной школы воспитательные мероприятия, способствующие формированию межличностных взаимоотношений в коллективе детей.
4) Провести анализ межличностных отношений в коллективе детей в начале и в конце опытно-поисковой работы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
• эмпирические - наблюдение, беседы, социометрия.
База исследования: муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение Гимназия №94 г. Екатеринбург, в исследовании приняло участие 25 детей 1 «А» класса, возраст детей 6-7 лет.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (62 источника), 15 приложений.
Проблема формирования межличностных отношений остается актуальной в психологии. Период младшего школьного возраста психологи называют вершиной детства. Дети постепенно утрачивают детскую простоту в поведении, появляется иная логика мышления. Значимой деятельностью становится учение. В школе ребенок получает не только новые знания, умения, но и определенный статус. Меняются его интересы, ценности, весь уклад жизни. Работа над темой исследования позволила убедиться в том, что межличностные отношения младших школьников - основная воспитательная задача учителя начальных классов.
В представленной работе выявлена сущность и специфика понятия «межличностные отношения», их особенности. Во время проведения опытно¬поисковой работы были подобраны и описаны методики диагностирования межличностных отношений младших школьников. Выявлен уровень сформированности межличностных отношений младших школьников.
С целью исследования уровня сформированности и дальнейшего развития межличностных отношений младших школьников средствами внеурочных занятий была организована и проведена опытно-поисковая работа.
На первоначальном этапе опытно-поисковой работы был проведен констатирующий этап, который показал актуальный уровень сформированности межличностных отношений у участников исследования. В результате диагностики было выявлено следующее: недостаточная удовлетворенность в общении большинства второклассников, неблагополучная статусная структура класса, межличностные отношения недостаточно развиты.
Опираясь на результаты констатирующего этапа, я разработала и провела комплекс внеурочных занятий, направленных на формирование положительного отношения к совместной деятельности; развитие деловых 48
межличностных отношений в ходе совместной деятельности; формирование у детей умений оценивать процесс и результат выполнения задания. Успешное выполнение обучающимися коллективных заданий приносит им моральное удовлетворение, повышает их самооценку, кроме того, настраивает на успех в последующей совместной деятельности.
Для выявления изменений, которые произошли в экспериментальной группе младших школьников в результате формирующего этапа, я провела контрольный этап опытно - поисковой работы.
По результатам контрольного этапа было выявлено, что проведение внеурочных занятий, направленных на формирование межличностных отношений, способствовало качественному изменению социометрической картины класса; возможности любому ребенку, независимо от статуса, эффективно включиться в совместную деятельность; более прочному усвоению материала урока; обогащению представлений обучающихся о нормах межличностных взаимодействий; преобладанию положительных эмоций; развитию организационно-деятельностных и коммуникативных навыков (умению слушать, понимать партнера, отстаивать свою точку зрения, учитывать другую точку зрения и т.д.).
Сравнительный качественный и количественный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы свидетельствуют об эффективности разработанного мной комплекса внеурочных занятий.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства [Текст] : учебное пособие для студентов / В. В. Абраменкова. - М. : ООО «ПЕР СЭ», 2008. - 384 с.
2. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов ; под ред. В. А.Сластенина. - М. : Академия, 2000. - 264 с.
3. Безродных, Т. В. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста. Современные образовательные технологии: психология и педагогика [Текст] / Т. В. Безродных.— Новосибирск : ЦРНС, 2009. — 311 с.
4. Бехтерев, В. М. Избранные работы по социальной психологии [Текст] / В. М. Бехтерев. - М. : Наука, 1994.-400 с.
5. Бодалев, A. A. Психология общения [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Изд-во Институт практической психологии, 1996. - 256 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. -СПб. : Питер, 2008. -400 с.
7. Братчикова, Ю.В. Место и роль межличностных взаимодействий младших школьников в учебном процессе [Текст] / Ю.В. Братчикова // Актуальные проблемы психологии личности : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н.Н. Васягина. -Екатеринбург, 2006. -Вып. 4. -С. 124-128.
8. Влияние ролевой игры на улучшение межличностных взаимоотношений учащихся начальных классов [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://xn-- i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/526314/ (дата
обращения: 25.06.2018).
9. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособ. для студ. вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. -М. : ВЛАДОС, 2005. -343 с.
10. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Юрайт, - 2016. - 365 с.
11. Газман, О. С. Детский коллектив как субъект воспитания // Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли [Текст] : А. Ю. Гордина, Л. И. Новиковой ; под ред. А. Ю. Гордина. - М. : Педагогика, 1973. - 71-109 с.
12. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. -М. : Просвещение, 2014. -223 с.
13. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. - СПб. : Питер, 2000. - 152 с.
14. Гусевская, О.В. Художественно-творческая деятельность
младших школьников во внеурочном процессе: организационно¬
методический аспект [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека Киберленинка. 50 URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/hudozhestvenno-tvorcheskaya- deyatelnostmladshih-shkolnikov-vo-vneurochnom-protsesse-organizatsionno- metodicheskiyaspekt (дата обращения: 20.03.2016).
15. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1979. - 276 с.73.
...