Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №95896

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Познавательный интерес и его значение в образовательном
процессе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего
школьного возраста 11
1.3. Возможности развития познавательного интереса у младших
школьников 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Характеристика диагностик, изучающих познавательный интерес
обучающихся 25
2.2. Диагностика познавательных интересов учащихся 2-го класса 31
2.3. Рекомендации педагогу по развитию познавательных интересов у
младших школьников 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68


Сложный вопрос, стоящий перед наукой обучения и воспитания индивида как целостной личности и требующий разрешения, о развитии познавательного интереса у обучающихся уже долгое время остается одним из наиболее актуальных вопросов.
Познавательный интерес - избирательный мотив личности индивида получать знания извне, важный для развития и имеющий поисковый характер для удовлетворения познавательных потребностей.
При переходе из дошкольного учреждения в общеобразовательное у обучающихся сменяется вид деятельности. Если в дошкольном периоде преобладающим видом деятельности у детей была игровая, то в начальной школе происходит переход к учебной. Для наиболее эффективного побуждения и активизации у обучающихся познавательного интереса необходима реализация принципа активности, занимающего не самое последнее место в обучении. В настоящее время продолжаются поиски решений по стимулированию у детей интереса к учению, потребности к самостоятельному приобретению знаний.
Наука об обучении и воспитании давно собрала огромное количество методов и приёмов для разрешения проблемы активизации и развития у обучающихся познавательных интересов, играющих огромную роль в обучении индивидов. Многие знаменитые учёные прошлого века, а также наши современники, изучали и продолжают изучать данную проблему и находить всё более новые пути решения побуждения индивида к познавательной деятельности. Перечислим наиболее известных, таких как: Л.Б. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и другие.
Важнейшая задача - формирование активного участника познавательной деятельности, а, следовательно, и устойчивой потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному
образованию и непрекращающемуся самообразованию, стоит перед всей образовательной системой. В Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования определены основные требования к воспитанию личности, учитывающие все возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Но для нас важна конкретно одна цель, которая направлена на воспитание и развитие качеств личности обучающегося, отвечающих требованиям современного общества, а именно: формирование основ желания и умения учиться, организовывать и планировать свою деятельность, развиваться творчески и проявлять готовность к принятию знаний извне [47]. Её решение возможно только при развитии и формировании у обучающихся устойчивого познавательного интереса, постоянного желания самообразовываться и погружаться в сферу познания.
В младшем школьном возрасте произвольность внимания и навыки самоконтроля только формируются, поэтому процесс познания у учащихся отличается эпизодичностью и неустойчивостью. Будущие результаты школьников будут зависеть от успешного достижения поставленной цели на протяжении всего школьного и специального обучения [23].
Проблема развития познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста получала многостороннее освещение в научных трудах учёных на протяжении многих десятилетий. Несмотря на это, она является актуальной и по сей день. Для того, чтобы обучающийся успешно смог учиться, необходимо развивать и стимулировать познавательный интерес не только в учебной деятельности.
Обобщив все эти положения, мы можем с уверенностью сказать, что данная тема - «Развитие познавательного интереса у обучающихся начальной школы», остается одной из наиболее актуальных на сегодняшнее время.
Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: познавательный интерес обучающихся младшего школьного возраста.
Цель работы: раскрыть теоретические основы развития
познавательного интереса у обучающихся, дать рекомендации по развитию познавательных интересов младших школьников.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие «познавательный интерес» и раскрыть его значение в образовательном процессе;
- рассмотреть особенности развития познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста;
- подобрать диагностический инструментарий для определения уровня познавательного интереса младших школьников;
- провести исследование уровня развития познавательного интереса
младших школьников по выбранным методикам, обработать полученные результаты исследования;
- дать рекомендации по развитию познавательного интереса обучающихся младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ литературы по изучаемой проблеме, обобщение;
• эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование,
тестирование;
• методы математической обработки полученных результатов.
База исследования: МАОУ гимназия №177 г. Екатеринбурга, учащиеся 2 «В» класса в количестве 26 человек.
Структура бакалаврской работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопрос о развитии познавательной активности обучающихся начальных классов, а также ее стимулирования остается актуальным в педагогической науке и практике на протяжении многих лет. Для успешного его решения требуется постоянные доработки, введение новых элементов, а также использование педагогом современных эффективных методов и способов организации учебного процесса педагогом. В современном мире основы развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста претерпели изменения. С каждым годом задача вовлечения обучающегося в работу над получением новых для него знаний становится более сложной для решения.
Проанализировав теоретическую литературу, а также результаты, полученные в ходе диагностик, можно сформулировать следующие выводы:
Познавательный интерес играет одну из ведущих ролей в осознании человеком себя целостной, нравственной, постоянно развивающейся личностью. Отличительной чертой познавательного интереса является тенденция углубления в сущность изучаемого, а также в активном поиске главного во множестве информации и активной творческой деятельности в ходе решения поставленных познавательных задач. Эмоциональная, деятельностная, а также интеллектуальная стороны познавательного интереса являются не отдельными его частями, а единым взаимосвязанным целым, поэтому он, развиваясь и совершенствуясь, способствует высокому целостному развитию личности.
Само развитие познавательных интересов происходит в несколько этапов. Учеными были выделены следующие этапы: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Педагогам необходимо знать особенности и признаки данных этапов развития познавательного интереса, а также уметь вовремя увидеть у младших школьников искру интереса к какому-либо виду деятельности и создать все условия для того, чтобы эта искра превратилась в подлинный интерес к науке и знаниям.
Младший школьник - индивид, готовый к получению знаний и жаждущий удовлетворять свои познавательные потребности, имеющий широкий кругозор для своего возрастного развития. В 6-7 лет ребёнка ожидает поступление в школу, которое играет огромную роль в жизни индивида. Само поступление - волнительный и значимый момент в жизни ребёнка, переворачивающий всё «с ног на голову». В это время происходит перестройка личности и всех психических процессов, а ведущая в дошкольный период игровая деятельность сменяется на учебную.
Таким образом, познавательный интерес развивается в процессе обучения посредством предметного содержания деятельности и складывающихся взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Главной задачей педагога по-прежнему остаётся развитие познавательного интереса и формирование познавательной потребности. Для наиболее эффективного процесса познания учениками в изучаемый материал следует вводить элементы новизны и неизвестности. Задача учителя - научить ученика выполнять задания, которые необходимы для его дальнейшего развития как личности. Для поддержания и развития у обучающихся познавательного интереса следует использовать разнообразные формы, методы и технологии. В нашей работе мы выделили нетрадиционные формы организации современного урока: урок-игра, урок-путешествие, урок- сказка и так далее. Для того чтобы у обучающихся не пропадало желание учиться, учителя начальных классов также применяют разнообразные формы развития познавательного интереса, например: экскурсии, занимательные классные часы, конкурсы, праздники, викторины, учебные проекты, всевозможные исследования, а также факультативы. Для того чтобы не пропадал интерес и желание учиться, педагоги начальных классов применяют разнообразные формы активизации познавательной деятельности, например, дидактические игры.
Значительной частью на всех ступенях изучения познавательного интереса является его диагностирование. Диагностика - поиск и нахождение признаков каких-либо явлений для характеристики состояния, с целью предупреждения каких-либо отклонений и их предотвращения. Как считает Н.П. Карасева, под диагностированием познавательного интереса понимают сбор разных методик, которые позволяют определить начальный уровень познавательного интереса, а также его расширение в период обучения.
Мы, опираясь на труды Г.И. Щукиной, решили выделить три уровня развития познавательного интереса: высокий, средний, низкий. Для того чтобы выявить и изучить уровень развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, нами были проведено исследование при помощи следующих методик: «Познавательная потребность», автор Л.М. Фридман; «Что нам интересно?», автор Л.М. Фридман; методика «Оценка уровня школьной мотивации», автор Н. Лусканова; методика «Познавательная активность младшего школьника», автор А.А. Горчинская.
Выбранные нами диагностики по исследованию познавательных интересов у младших школьников могут активно применяться в образовательном процессе педагогами. С их помощью учитель может, в первую очередь, оценить результативность своей работы, во-вторых, оценить уровень развития интересов обучающихся, в-третьих, они позволяют скорректировать последующую работу по развитию.
Мы провели исследование, которое показало, что высокий уровень наблюдается у 26,1% обучающихся, средний уровень у 43,5%, а низкий - у 30,4%. Диагностический инструментарий позволил нам узнать, что большинство детей нуждается в развитии познавательного интереса в учебно-воспитательном процессе, а учителю следует скорректировать свою дальнейшую работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Данные, полученные в ходе диагностик, позволили нам прописать рекомендации педагогу по развитию познавательных интересов. Отметим, что данные рекомендации могут активно использоваться в сфере образования
Для успешного овладения школьниками учебной деятельности просто необходимо соблюдение такого важного условия, как развитие и стимулирование познавательного интереса, а также их активности в различного рода видах деятельности. Важно на уроках организовать правильную деятельность обучающихся, которая будет способствовать постепенному развитию и усилению познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста. Также необходимо, чтобы на каждом уроке присутствовал момент переживания радости детьми открытия нового знания, что способствует развитию познавательного интереса и желанию дальнейшего получения знаний.
В качестве вывода стоит сказать, что цель работы была достигнута, а поставленные задачи решены.


1. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям [Текст] /
Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательство «Институт практической
психологии», 1998. - 163 с.
2. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] / Б.Г. Ананьев // Ученые записки ЛГУ; Психология. - Москва, 1959. - Вып. 16. № 265. - С. 41-60.
3. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин; под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова - М.: Просвещение, 1967. - 49 с.
4. Асмолов, А.Г Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пос. для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР - Москва, 1955. - Вып. 73. - С.1 - 14.
6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям [Текст] / В.Б. Бондаревский. - Горький: Приокское книжное издательство, 1968. - 456 с.
7. Варченко, В.И. Радуга в компьютере [Текст] / В.И. Варченко // Начальная школа. - 1997. - №10. - С. 92-94.
8. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] // А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001. - 196 с.
9. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
10. Гусарова, Н.В. Использование современных информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности [Текст] // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы III Междунар. науч.-практ. конф.
(Чебоксары, 22 янв. 2015 г.) / ред. кол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 274-276.
11. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2002. - 235 с.
12. Денисова, В.Г. Система дидактических игр как средство
формирования познавательных интересов учащихся (на примере гимназии) [Текст]: автореф. дисс. ...канд. пед. наук.: 13.00.01. / В.Г. Денисова;
Волгоградский гос. пед. ун-т. - Волгоград, 1997. - 22 с.
13. Дерябин, В.С. Чувства, влечения, эмоции. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций [Текст]/ В.С. Аркин; под ред. О.Н. Забродина - М.: ЛКИ, 2010. - 224 с.
14. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст]: Сб. науч. тр. / Акад. пед. наук [СССР], Науч.-исслед. ин-т общ. педагогики; Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - Москва: НИИОП, 1981. - 157 с.
15. Дусавицкий, А.К. Об особенностях развития мотивов учения младших школьников [Текст] / А.К. Дусавицкий, Е.А. Портная // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Изд-во «Советская Россия», 1977. - С. 69-100.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ