ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Познавательный интерес и его значение в образовательном
процессе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего
школьного возраста 11
1.3. Возможности развития познавательного интереса у младших
школьников 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Характеристика диагностик, изучающих познавательный интерес
обучающихся 25
2.2. Диагностика познавательных интересов учащихся 2-го класса 31
2.3. Рекомендации педагогу по развитию познавательных интересов у
младших школьников 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
Сложный вопрос, стоящий перед наукой обучения и воспитания индивида как целостной личности и требующий разрешения, о развитии познавательного интереса у обучающихся уже долгое время остается одним из наиболее актуальных вопросов.
Познавательный интерес - избирательный мотив личности индивида получать знания извне, важный для развития и имеющий поисковый характер для удовлетворения познавательных потребностей.
При переходе из дошкольного учреждения в общеобразовательное у обучающихся сменяется вид деятельности. Если в дошкольном периоде преобладающим видом деятельности у детей была игровая, то в начальной школе происходит переход к учебной. Для наиболее эффективного побуждения и активизации у обучающихся познавательного интереса необходима реализация принципа активности, занимающего не самое последнее место в обучении. В настоящее время продолжаются поиски решений по стимулированию у детей интереса к учению, потребности к самостоятельному приобретению знаний.
Наука об обучении и воспитании давно собрала огромное количество методов и приёмов для разрешения проблемы активизации и развития у обучающихся познавательных интересов, играющих огромную роль в обучении индивидов. Многие знаменитые учёные прошлого века, а также наши современники, изучали и продолжают изучать данную проблему и находить всё более новые пути решения побуждения индивида к познавательной деятельности. Перечислим наиболее известных, таких как: Л.Б. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и другие.
Важнейшая задача - формирование активного участника познавательной деятельности, а, следовательно, и устойчивой потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному
образованию и непрекращающемуся самообразованию, стоит перед всей образовательной системой. В Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования определены основные требования к воспитанию личности, учитывающие все возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Но для нас важна конкретно одна цель, которая направлена на воспитание и развитие качеств личности обучающегося, отвечающих требованиям современного общества, а именно: формирование основ желания и умения учиться, организовывать и планировать свою деятельность, развиваться творчески и проявлять готовность к принятию знаний извне [47]. Её решение возможно только при развитии и формировании у обучающихся устойчивого познавательного интереса, постоянного желания самообразовываться и погружаться в сферу познания.
В младшем школьном возрасте произвольность внимания и навыки самоконтроля только формируются, поэтому процесс познания у учащихся отличается эпизодичностью и неустойчивостью. Будущие результаты школьников будут зависеть от успешного достижения поставленной цели на протяжении всего школьного и специального обучения [23].
Проблема развития познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста получала многостороннее освещение в научных трудах учёных на протяжении многих десятилетий. Несмотря на это, она является актуальной и по сей день. Для того, чтобы обучающийся успешно смог учиться, необходимо развивать и стимулировать познавательный интерес не только в учебной деятельности.
Обобщив все эти положения, мы можем с уверенностью сказать, что данная тема - «Развитие познавательного интереса у обучающихся начальной школы», остается одной из наиболее актуальных на сегодняшнее время.
Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: познавательный интерес обучающихся младшего школьного возраста.
Цель работы: раскрыть теоретические основы развития
познавательного интереса у обучающихся, дать рекомендации по развитию познавательных интересов младших школьников.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие «познавательный интерес» и раскрыть его значение в образовательном процессе;
- рассмотреть особенности развития познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста;
- подобрать диагностический инструментарий для определения уровня познавательного интереса младших школьников;
- провести исследование уровня развития познавательного интереса
младших школьников по выбранным методикам, обработать полученные результаты исследования;
- дать рекомендации по развитию познавательного интереса обучающихся младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ литературы по изучаемой проблеме, обобщение;
• эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование,
тестирование;
• методы математической обработки полученных результатов.
База исследования: МАОУ гимназия №177 г. Екатеринбурга, учащиеся 2 «В» класса в количестве 26 человек.
Структура бакалаврской работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Вопрос о развитии познавательной активности обучающихся начальных классов, а также ее стимулирования остается актуальным в педагогической науке и практике на протяжении многих лет. Для успешного его решения требуется постоянные доработки, введение новых элементов, а также использование педагогом современных эффективных методов и способов организации учебного процесса педагогом. В современном мире основы развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста претерпели изменения. С каждым годом задача вовлечения обучающегося в работу над получением новых для него знаний становится более сложной для решения.
Проанализировав теоретическую литературу, а также результаты, полученные в ходе диагностик, можно сформулировать следующие выводы:
Познавательный интерес играет одну из ведущих ролей в осознании человеком себя целостной, нравственной, постоянно развивающейся личностью. Отличительной чертой познавательного интереса является тенденция углубления в сущность изучаемого, а также в активном поиске главного во множестве информации и активной творческой деятельности в ходе решения поставленных познавательных задач. Эмоциональная, деятельностная, а также интеллектуальная стороны познавательного интереса являются не отдельными его частями, а единым взаимосвязанным целым, поэтому он, развиваясь и совершенствуясь, способствует высокому целостному развитию личности.
Само развитие познавательных интересов происходит в несколько этапов. Учеными были выделены следующие этапы: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Педагогам необходимо знать особенности и признаки данных этапов развития познавательного интереса, а также уметь вовремя увидеть у младших школьников искру интереса к какому-либо виду деятельности и создать все условия для того, чтобы эта искра превратилась в подлинный интерес к науке и знаниям.
Младший школьник - индивид, готовый к получению знаний и жаждущий удовлетворять свои познавательные потребности, имеющий широкий кругозор для своего возрастного развития. В 6-7 лет ребёнка ожидает поступление в школу, которое играет огромную роль в жизни индивида. Само поступление - волнительный и значимый момент в жизни ребёнка, переворачивающий всё «с ног на голову». В это время происходит перестройка личности и всех психических процессов, а ведущая в дошкольный период игровая деятельность сменяется на учебную.
Таким образом, познавательный интерес развивается в процессе обучения посредством предметного содержания деятельности и складывающихся взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Главной задачей педагога по-прежнему остаётся развитие познавательного интереса и формирование познавательной потребности. Для наиболее эффективного процесса познания учениками в изучаемый материал следует вводить элементы новизны и неизвестности. Задача учителя - научить ученика выполнять задания, которые необходимы для его дальнейшего развития как личности. Для поддержания и развития у обучающихся познавательного интереса следует использовать разнообразные формы, методы и технологии. В нашей работе мы выделили нетрадиционные формы организации современного урока: урок-игра, урок-путешествие, урок- сказка и так далее. Для того чтобы у обучающихся не пропадало желание учиться, учителя начальных классов также применяют разнообразные формы развития познавательного интереса, например: экскурсии, занимательные классные часы, конкурсы, праздники, викторины, учебные проекты, всевозможные исследования, а также факультативы. Для того чтобы не пропадал интерес и желание учиться, педагоги начальных классов применяют разнообразные формы активизации познавательной деятельности, например, дидактические игры.
Значительной частью на всех ступенях изучения познавательного интереса является его диагностирование. Диагностика - поиск и нахождение признаков каких-либо явлений для характеристики состояния, с целью предупреждения каких-либо отклонений и их предотвращения. Как считает Н.П. Карасева, под диагностированием познавательного интереса понимают сбор разных методик, которые позволяют определить начальный уровень познавательного интереса, а также его расширение в период обучения.
Мы, опираясь на труды Г.И. Щукиной, решили выделить три уровня развития познавательного интереса: высокий, средний, низкий. Для того чтобы выявить и изучить уровень развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, нами были проведено исследование при помощи следующих методик: «Познавательная потребность», автор Л.М. Фридман; «Что нам интересно?», автор Л.М. Фридман; методика «Оценка уровня школьной мотивации», автор Н. Лусканова; методика «Познавательная активность младшего школьника», автор А.А. Горчинская.
Выбранные нами диагностики по исследованию познавательных интересов у младших школьников могут активно применяться в образовательном процессе педагогами. С их помощью учитель может, в первую очередь, оценить результативность своей работы, во-вторых, оценить уровень развития интересов обучающихся, в-третьих, они позволяют скорректировать последующую работу по развитию.
Мы провели исследование, которое показало, что высокий уровень наблюдается у 26,1% обучающихся, средний уровень у 43,5%, а низкий - у 30,4%. Диагностический инструментарий позволил нам узнать, что большинство детей нуждается в развитии познавательного интереса в учебно-воспитательном процессе, а учителю следует скорректировать свою дальнейшую работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Данные, полученные в ходе диагностик, позволили нам прописать рекомендации педагогу по развитию познавательных интересов. Отметим, что данные рекомендации могут активно использоваться в сфере образования
Для успешного овладения школьниками учебной деятельности просто необходимо соблюдение такого важного условия, как развитие и стимулирование познавательного интереса, а также их активности в различного рода видах деятельности. Важно на уроках организовать правильную деятельность обучающихся, которая будет способствовать постепенному развитию и усилению познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста. Также необходимо, чтобы на каждом уроке присутствовал момент переживания радости детьми открытия нового знания, что способствует развитию познавательного интереса и желанию дальнейшего получения знаний.
В качестве вывода стоит сказать, что цель работы была достигнута, а поставленные задачи решены.
1. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям [Текст] /
Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательство «Институт практической
психологии», 1998. - 163 с.
2. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] / Б.Г. Ананьев // Ученые записки ЛГУ; Психология. - Москва, 1959. - Вып. 16. № 265. - С. 41-60.
3. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин; под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова - М.: Просвещение, 1967. - 49 с.
4. Асмолов, А.Г Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пос. для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР - Москва, 1955. - Вып. 73. - С.1 - 14.
6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям [Текст] / В.Б. Бондаревский. - Горький: Приокское книжное издательство, 1968. - 456 с.
7. Варченко, В.И. Радуга в компьютере [Текст] / В.И. Варченко // Начальная школа. - 1997. - №10. - С. 92-94.
8. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] // А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001. - 196 с.
9. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
10. Гусарова, Н.В. Использование современных информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности [Текст] // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы III Междунар. науч.-практ. конф.
(Чебоксары, 22 янв. 2015 г.) / ред. кол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 274-276.
11. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2002. - 235 с.
12. Денисова, В.Г. Система дидактических игр как средство
формирования познавательных интересов учащихся (на примере гимназии) [Текст]: автореф. дисс. ...канд. пед. наук.: 13.00.01. / В.Г. Денисова;
Волгоградский гос. пед. ун-т. - Волгоград, 1997. - 22 с.
13. Дерябин, В.С. Чувства, влечения, эмоции. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций [Текст]/ В.С. Аркин; под ред. О.Н. Забродина - М.: ЛКИ, 2010. - 224 с.
14. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст]: Сб. науч. тр. / Акад. пед. наук [СССР], Науч.-исслед. ин-т общ. педагогики; Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - Москва: НИИОП, 1981. - 157 с.
15. Дусавицкий, А.К. Об особенностях развития мотивов учения младших школьников [Текст] / А.К. Дусавицкий, Е.А. Портная // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Изд-во «Советская Россия», 1977. - С. 69-100.
...