ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО БИОЛОГИИ 8
1.1. История организации и проведения учебных исследований в
школе 8
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся старшего
школьного возраста 14
1.3. Общая характеристика организации учебных исследований в
курсе биологии основной школы 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В КУРСЕ БИОЛОГИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Методические приемы организации учебных исследований в
курсе биологии за 9 класс 26
2.2. Возможности курса биологии линии УМК «Сферы» по
организации и проведению учебных исследований при изучении региональных экологических проблем 35
2.3. Общая характеристика программы организации учебных
исследований региональных экологических проблем в курсе биологии за 9 класс 40
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В КУРСЕ БИОЛОГИИ 9 КЛАССА 46
3.1. Задачи организации экспериментальной работы 46
3.2. Этапы проведения экспериментальной работы 49
3.3. Анализ эффективности экспериментальной работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Образование на сегодняшний день, является одной из основных и важных сфер жизни человека и общества, она определяет нынешнее состояние и будущий прогресс общества и страны в целом. Исследования в данной области показывают, что уровень образования в Российской Федерации - практически самый высокий в мире, но при этом, имеют место быть и вполне реальные проблемы, которые связаны не только с содержанием образования, но и с методами и методиками обучения, применяемыми педагогами.
Государственная программа РФ «Развитие образования на 2016 - 2020 гг.», направленная на формирование ряда условий для эффективного развития образования в России, ставит задачу «модернизации образовательных программ, внедрения современных стандартов общего образования и обновления содержания образования» [61, с. 34].
Необходимо отметить, что многое уже сделано в этом направлении. Приняты новые федеральные государственные образовательные стандарты начального, общего среднего и полного образования, которые активно применяют в своей деятельности педагоги и учащиеся.
Согласно положениям ФГОС ОО ведущий вид деятельности обучающихся старшего школьного возраста - это исследовательская деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивает необходимость вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, т.к. она способствует формированию и развитию у них универсальных учебных действий [68]. Поэтому задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний, но и помочь учащимся приобрести навыки научного анализа, осмыслить значимость взаимодействия общества и природы, осознать важность той помощи, которую они могут оказать. Формирование данных качеств у обучающихся особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Ведь именно в ходе этого процесса учащиеся могут приобщиться к природе, у них появляются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, вырастает интерес к изучению экологических вопросов.
Современная школа должна подготовить ученика к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, экологического благополучия и других общечеловеческих ценностей.
Вопросу развития организации исследовательской деятельности обучающихся посвящены работы И.В. Зверевой, И.И. Ильясова, А.Н. Поддъякова, А.В. Савенкова и др. [15, 17, 36, 45], но необходимо отметить, что в данных работах практически отсутствует описание конкретной программы организации учебных исследований в курсе обучения биологии. Ведь эффективность исследовательской деятельности учащихся по изучению региональных экологических проблем в курсе биологии будет значительно выше, если она будет проводиться по единым или скоординированным про-граммам, которые на сегодняшний день представлены в очень малом количестве.
На сегодняшний день в школьной практике существует огромное количество методических разработок по биологии направленных на достижение предметных результатов, но уделяется мало внимания проблеме формирования системы знаний, ценностей, навыков и мотивации для личного участия школьников в решении экологических проблем.
Актуальность исследования определяется противоречиями между:
• образом ученика общеобразовательной школы, представленным в ФГОС, который на момент окончания обучения способен выполнять исследовательскую деятельность различного вида, и состоянием современной педагогической науки, в которой практически отсутствует целостная система, отражающая теоретические и методические основы развития у обучающихся исследовательских способностей;
• требованием организации учебных исследований обучающихся при изучении региональных экологических проблем и отсутствием конкретных методик, которые бы могли решить эту задачу в условиях введения ФГОС ОО.
Проблема исследования заключается в поиске путей организации учебных исследований при изучении региональных экологических проблем.
Объектом исследования является учебный процесс по биологии в основной школе.
Предметом исследования является организация учебных исследований региональных экологических проблем в курсе биологии основной школы.
Цель исследования состоит в разработке методического обеспечения учебных исследований эколого - краеведческой направленности.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие исследовательских способностей обучающихся при изучении региональных экологических проблем в курсе биологии будет более эффективным, если:
• выявлены особенности организации учебных исследований в школе;
• проанализированы психолого-педагогические особенности детей старшего школьного возраста;
• разработана программа организации учебных исследований региональных экологических проблем в курсе биологии;
• исследовательская деятельность учащихся при изучении региональных экологических проблем будет выстроена в соответствии с логикой проведения научного исследования.
Оценить развитие исследовательских способностей учащихся при изучении региональных экологических проблем, можно с помощью мониторинга их возможностей достигать метапредметных результатов обучения.
Задачи исследования.
1. Изучить литературу по проблеме и теме исследования.
2. Выявить особенности организации учебных исследований в курсе биологии.
3. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей старшего школьного возраста.
4. Проанализировать возможности курса биологии линии УМК «Сферы» по организации и проведению учебных исследований при изучении региональных экологических проблем.
5. Спроектировать программу организации учебных исследований региональных экологических проблем в курсе биологии.
6. Разработать методические материалы для реализации спроектированной программы, которые будет включать в себя: конспекты уроков, примеры исследовательских заданий и др.
7. Экспериментально проверить гипотезу исследования.
Для решения поставленных задач были применены методы исследования:
• теоретические - изучение и анализ нормативных документов,
методической, психолого-педагогической литературы по представленной проблематике;
• эмпирические - тестирование, наблюдение за деятельностью учащихся в ходе педагогического эксперимента, анализ результатов и их обобщение.
Научная новизна исследования:
• выявлены особенности организации учебных исследований в курсе биологии основной школы;
• разработана программа организации учебных исследований региональных экологических проблем в курсе биологии за 9 класс;
• доказана результативность применения программы организации учебных исследований региональных экологических проблем в курсе биологии для учащихся 9 - х классов.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Имеет общий объем - 102 страницы, включает в себя
библиографический список - 85 источников, содержит 3 таблицы, 5 рисунков, 6 приложений.
Подводя итог можно определить следующие результаты.
Основная цель проделанной исследовательской работы состояла в разработке методического обеспечения учебных исследований эколого - краеведческой направленности.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы мы выполнили ряд задач. Реализация этих задач позволила сделать следующие выводы.
1) Организация исследовательской деятельности в курсе биологии - один из способов развивать систему определенного уровня мышления, раскрывать творческие способности обучающихся. Подготовка ученика к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного педагога. В процессе исследовательской деятельности учащиеся должны научиться самостоятельно формулировать изучаемую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения. Поэтому очень важно исследовательские работы в старшей школе проводить с минимальным набором инструкций и выстраивать их в соответствии логикой научного исследования.
2) Разрабатывая дидактические и методические материалы: конструкты уроков, примеры исследовательских заданий, описание индивидуальных исследовательских проектов в курсе биологии 9 класса необходимо учитывать следующие этапы выполнения исследовательской деятельности - этап подготовки, этап постановки проблемы, этап проектирования, этап проведения исследования и рефлексия.
3) Использование системы исследований при изучении региональных экологических проблем, осуществляемых в логике научного познания, позволяет повысить уровень исследовательских способностей учащихся, что в свою очередь помогает достичь метапредметных результатов обучения.
Проведенный эксперимент также показал, что при выполнении исследовательской деятельности у учеников развиваются универсальные учебные действия, такие как: работа с информацией, развитие мышления, целеполагание, опыт выступления на публике, анализ полученной информации и формулирование выводов.
Апробация результатов работы в школе показала эффективность использованных форм и методов исследовательской деятельности при изучении региональных экологических проблем в курсе биологии. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза полностью подтвердилась.
Таким образом, следует считать, что в ходе проведения исследования все поставленные нами задачи были реализованы, цель - достигнута.
Разработанная программа организации учебных исследований региональных экологических проблем в курсе биологии может быть использована при проведении уроков биологии в 9 классе. Данные проведенного исследования будут полезны учителям, заинтересованным в развитии исследовательских способностей обучающихся и формировании бережного отношения учащихся к природе.
Публикации по теме исследования:
Крупина А.М. Экологические исследования школьников в курсе биологии / А.М. Крупина // Материалы II ежегодной научно - практической конференции учителей биологии, Богданович, 2017. - с. 29 - 31.
Крупина А.М. Методические приемы организации практикума по биологии «Парк как искусственная экосистема» / А.М. Крупина // Гуманитарные науки. - 2018. - № 6, июль. - с. 32 - 37.
В качестве перспективы развития полученных результатов исследования в дальнейшем необходимо более детальное изучение организации исследовательской деятельности в процессе индивидуального 62
развития ученика и разработка методических материалов по организации учебных исследований региональных экологических проблем в курсе биологии старшей школы.