Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №95886

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
201
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГИС-ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ 8
1.1. Роль и место ГИС-технологий в образовательном процессе 8
1.2 Характеристика ГИС-технологий, как средства формирования
картографических умений школьников 9
1.3 Проблемы и перспективы применения ГИС-технологий в условиях ФГОС
при изучении географии 11
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПОМОЩЬЮ ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ 17
2.1. Методы формирования картографических умений с использованием
ГИС-технологий на уроках географии у школьников 17
2.2. Типы учебных заданий направленных на формирование
картографических умений на уроках географии 24
2.3 Критерии для диагностики уровня сформированности картографических
умений 29
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ С ПРИМЕНЕИМЕМ ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ 37
3.1. Содержание экспериментального обучения 37
3.2. Оценка эффективности экспериментального обучения 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 52

Актуальность исследования: современное общее образование по географии базируется на основе федеральных стандартов, целью которых является развитие личности и формирование УУД, которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных, либо практических задач в самых различных областях человеческой деятельности. Стандарты не могут создать все условия для реализации гармоничного развития личности ребёнка, отсюда следует, что нужно искать новые методы, способы или средства с помощью которых можно усовершенствовать, повысить образовательные результаты. По этой причине особенно важным для конструирования современного образования являются деятельностный и компетентностный подходы, которые предполагают усиление практической направленности. Основным моментом образовательного процесса становится формирование ключевых компетенций. Под ключевыми компетенциями понимается способность обучающиеся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении имеющихся проблем, самостоятельно работать с информацией.
Важным средством получения информации является географическая карт. Она позволяет познать структуру картины мира, их закономерностей и пространственное размещение, взаимосвязанность между явлениями или, их динамику, средство мониторинга и прогнозирования, формирует комплекс картографических умений. составляющих основу географических компетенций.
Исследования показали, что уровень картографических умений у школьников достаточно низкий необходимы новые технологии, позволяющие повысить уровень картографических умений. На основе анализа литературы выявлены три группы проблем, влияющих на формирование картографических умений они связанны: а) не готовностью учителей географии работать с современными технологиями, позволяющими повысить уровень картографических умений; б) не возможностью школ приобретать современное программное обеспечение в) с недостаточно оперативным решением проблемы обеспечения школ современными картографическими средствами обучения. Вполне естественно, что большинство проблем связанных с недостаточным уровнем формирования картографических умений обучающихся в рамках данного исследования не является решением. Отчасти, решение проблемы возможно с использованием ГИС-технологий.
Проблема исследования: в связи введением ФГОС и применением новых современных технологий отсутствует методика
Объект исследования- ГИС-технологии как средство формирования картографических умений школьников.
Предмет исследования- методические условия формирования картографических умений школьников с применением ГИС-технологий.
Цель исследования- экспериментально доказать применение методики формирования картографические умения с помощью ГИС- технологий
Гипотеза исследования заключается в том, разработанная методика позволит повысить уровень сформированности картографических умений. Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
1. выявить роль и место ГИС-технологий в образовательном процессе;
2. изучить средства формирования картографических умений;
3. разработать методические условия формирования картографических умений с помощью ГИС-технологий;
4. осуществить экспериментальное обучение по проверке результативности применения ГИС-технологий при формировании картографических умений школьников;
5. обосновать и апробировать комплекс показателей и критериев результативности формирования картографических умений с использованием ГИС-технологий;
6. подвести итоги экспериментального обучения.
Методы исследования, которые использовались при написании данной работы, составили теоретико-методологическую основу исследования:
1. эмпирические методы (экспериментальное обучение, в ходе которого проводилось анкетирование учителей, диагностическое тестирование школьников);
2. исторический;
3. картографический;
4. статистические (математическая обработка, графические интерпретации данных);
5. теоретические (анализ и изучение литературы по проблеме исследования, анализ стандарта, программ, методических материалов).
Научная новизна исследования заключается в том, что с помощью ГИС-технологий создается методическая модель формирования картографических умений, которая позволяет повысить уровень сформированности картографических умений школьников. Модель содержит систему совокупных компонентов и методологические основы: целевой, проектировочный, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный.
Практическая значимость представляет применение на практике обучения географии с помощью разработанной модели методики формирования картографических умений с применением ГИС-технологий. Созданы оценочные работы в виде тестовых заданий, практических и контрольных работ, а так же теоретических вопросов, которые позволяют выявить уровень сформированности картографических умений . Материалы исследования могут быть использованы учителями в школах, а так же при подготовке и переподготовке будущих специалистов.
Этапы исследования. Исследование проводилось в 2016-2018 гг. и включало в себя три этапа.
Первый этап (2016-2017) включил в себя:
1. изучение, анализ, обобщение методической, научно-теоретической, и психолого-педагогической литературы;
2. анализ стандарта образования, программ, учебных пособий, методических материалов;
3. определению цели, объекта, предмета, задач, формулированию гипотезы исследования.
На втором этапе (2017-2018) было продолжено изучение литературных источников по проблеме исследования. Определены методы формирования картографических умений с помощью ГИС-технологий, разработаны методические условия формирования картографических умений. Разработана система разноуровневых заданий оценивания уровня сформированности картографических умений, разработаны методические условия ее реализации, отобран комплекс показателей и критериев формирования результативности картографических умений. Подготовлен материал для проведения экспериментального обучения.
На третьем этапе (2018) осуществлялась систематизация и обработка данных, полученных в ходе экспериментального обучения. Организовано экспериментальное обучение, обработаны и обобщены результаты. Оформлены результаты диссертационной работы, сформулированы выводы и уточнено дальнейшее развитие проблемы,
Апробация работы проводилась в ходе педагогической практики в общеобразовательных учреждениях г.Туринска и Туринского городского округа в МАОУ СОШ № 3 имени Ю. А. Гагарина, МАОУ Городищенская СОШ.
Основные положения и результаты исследования обсуждались на районном методическом объединении учителей географии Туринского района «Активизация познавательной деятельности на уроках географии» Результаты исследования отражены в публикациях:
1. статья 2018 «Использование геоинформационных систем в образовании», международный сборник «Современный урок в практике учителя: опыт, проблемы, перспективы» ЦРТ «Мега-Талант»;
2. статья 2018 «ГИС, как средство формирования картографических умений» Наука и посвящение.
Структура диссертации определена последовательностью выполнения основных задач исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Требования, предъявляемые к современному человеку имеют необходимое качество - высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией - это одни из основных характеристик человека, подготовленного к жизни в современном обществе. И школа, конечно же, не может остаться в стороне. Всё больше информационных технологий находит своё применение в учебно-воспитательном процессе. Одной из таких технологий являются географические информационные системы.
Использование ГИС значительно повышает мотивацию обучения, способствует активному внедрению современных педагогических технологий, развитию интегрированного подхода, продуктивному обучению в деятельности, и, в конечном счете, саморазвитию.
В ходе исследования была изучена психолого-педагогическая и методическая литература, систематизированы знания о ГИС в учебно-воспитательном процессе. Изучена методика применения ГИС.
Проведённое анкетирование позволило с уверенностью говорить, что большинство школ Туринского района готово использовать ГИС на уроках географии, в случае проведения обучения или курсов по подготовке поданной тематике. Причин, по которым учителя не готовы использовать несколько: недостаточное техническое обеспечение школ и неготовность учителей-географии работать с ГИС, о которой говорилось ранее.
В процессе работы было проведено экспериментальное обучение, в результате которого была доказана эффективность методики применения ГИС при формировании картографических умений школьников на уроках географии. Были применены различные методы работы на уроках. Экспериментальное обучение подтвердило, выдвинутую гипотезу.
Теоретическая значимость работы заключалась в попытке теоретически и экспериментально обосновать применение ГИС на уроках географии в качестве средства формирования картографических умений школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный в ходе исследования материал может найти широкое применение в практике преподавания географии в общеобразовательных учреждениях, а так же в системе повышения квалификации учителей географии.



I. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
2. Абрамов J1.C. Информационная функция географии. // География в школе. - 1998 - №5.
3. Алешкина О. В., Бочарникова Э. А. Использование геоинформационных систем на уроках географии // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 255-257.
4. Андреев Н.В. Совершенствование системы содержания картографических знаний в географическом образовании. Сб.: Проблемы совершенствования содержания и структуры географического образования в средней школе. М.: 1981.-С. 99- 107.
5. Ананьев Б. Г. Психология педагогической деятельности // Труды государственного института мозга им. В.М. Бехтерева. М., 1935. Т.4. 146с. 2
6. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических
7. Баринова И.В. Контроль знаний и умений школьников по географии.//География в школе. - 1990. - №1. - С. 23- 25
8. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1997. 288 с.
9. Берлянт A.M. Теоретические проблемы картографии . М.: 1993.
10. Берлянт A.M., Книжников Ю.Ф., Свентэк Ю.В. Университетская школа географической картографии.// Вестн. Моск. Ун-та, сер. 5. География. -1998-№ 1.-е. 38-41.
II. Бибик А.Е. Методика преподавания географии частей света. М.:
1952.
12. Буданов В.П. Карта в преподавании географии. М.: Учпедгиз, 1938.
13. Буланов С.В. Исторический аспект проблемы формирования картографической грамотности в средней школе. Сб.: Географическое краеведение в школе и вузе: Материалы Всероссийской научно - практической конференции. Владимир: ВГПУ, 2000. - С. 14-25.
14. Буланов С.В. История изучения картографических тем в рамках
школьной географии в России. Сб.: Проблемы непрерывного
географического образования и картографии. Харьков: Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина, 2000. - С. 125 - 128.
15. Буланов С.В. Картографические пособия при изучении
региональной географии. Сб.: Географическое краеведение: тезисы
межвузовской научно практической конференции. - Владимир: ВГПУ, 1999. - С. 10 -11.
16. Буланов С.В. Проблема формирования картографической грамотности в школе. Сб.: Региональный компонент в системе школьного образования. Тезисы региональной научно практической конференции. Владимир — Муром: ВГПУ, 1999. - С. 6 - 8.
17. Буланов С.В. Роль картографии в формировании географической культуры школьников. Сб.: Географическое краеведение: Материалы III Всероссийской научно практической конференции по географическому краеведению. - Владимир: ВГПУ, 2001. - С. 12 - 19.
18. Большая российская энциклопедия - [электронный ресурс] - Режим доступа:https://bigenc.ru/
19. Володина Г.В. Электронно-вычислительная техника в обучении географии./В кн. «Методика обучения географии в школе». М.: Просвещение, 1997. - С. 165.
20. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.:Педагогика, 1991 .-480с.
21. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
22. Глоссарий психологических терминов. Под.ред. Н.Губина [электронный ресурс] - Режим доступа:https://vocabulary.ru/slovari/glossarii-psihologicheskih-terminov.html
23. Грюнберг Г.Ю. О системе картографических знаний в курсе географии средней школы.// Вопросы географии. 1971. - № 86 - С. 60 - 66.
24. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Терра, 1995.
25. Даринский А.В. Методика преподавания географии. М: Просвещение. -1975. - 422 с.
26. Душина И.В., Понурова Г.А. Как учить школьников географии: Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям. М.: Московский лицей., 1996. 192 с.
27. Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов B.C. Современные методы географических исследований. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. -207 с.
28. Дронов В.П. «Фундаментальное ядро» — содержательная основа для разработки примерных программ по учебным предметам общего образования»/ География и экология в школе. — 2010. — №2. С. 38-41, 62.
29. Ермолаева Н.Г. Современный урок: анализ, тенденции,
возможности: Учебнометодическое пособие. - СПб.: КАРО, 2008
30. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. — М.: Новая школа, 1996.-432 с.
31. Зинчук Л.Н., Комедчиков H.H., Январева Л.Ф. Качество школьного географического образования Электронный ресурс. // Модернизация системы географического образования: Труды XIV съезда Русского географического общества. Т. 4. СПб., 2011.
32. Иванов А.Н. Чтение карт при преподавании географии. Сб.: Преподавание географии в средней школе. М.:1950.
33. Изучение географии по новой программе. Под ред. А.Е. Бибик, И.С. Матрусова, А.И. Соловьева. М.: Просвещение, 1970. 256 с.
34. Корсини Р, А.Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПБ.: Питер, 2006. - 1096 С [электронный ресурс] - Режим доступа: https://vocabulary.ru/slovari/psihologicheskaj a-enciklopedij a.html
35. Кузнецов А. А. Разработка федеральных государственных
стандартов общего образования // Педагогика. 2009. № 4. С. 3-10.
36. Камерилова Г.С. Уроки ЕГЭ: картографичесикй аспект //
География в школе. -2010. -№3. С. 42-44.
37. Каргалова С.Ф., Панфилова Т.С., Эрдели В.Г. Методика
преподавания географии. М.: Просвещение, 1966. 318 с.
38. Комиссарова Т.С. Географическая картография. Авторская программа.// География в школе. 1995.- № 6. - С. 38 - 40.
39. Крейдер О.А. Информационная среда использования ГИС- технологий // Геоинформатика, 2005, - №4, С. 49-52
40. Левицкий И.Ю., Евглевская Я.В. Решение задач по географическим картам. М.: Просвещение, 1996. 159 с.
41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,
1975. [электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.koob.ru/leontjev a n/dejatelnost spznanie lichnost
42. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.
Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000.
43. Малахов Н.В. Изучение географических карт в общеобразовательной школе. Ижевск: 1970. 160 с.
44. Малахов Н.В. Элементы картографии в средней школе. М.: « Просвещение», 1972. 143 с.
45. Мересте У.И., Ныммик С.Я. Современная география. Вопросы теории. М.: Мысль, 1984.-293 с.
46. Методика обучения географии в средней школе. Под ред. А.Е. Бибик. М.: Просвещение, 1975.
47. Методика обучения географии в средней школе. Под ред. И.С. Матрусова. М.: Просвещение, 1985.
48. Методика обучения географии в средней школе.(Теоретическое основы методики обучения географии) Под ред. А. Бибик. М.: Просвещение, 1968. - 392с.
49. Методика обучения географии в школе. Под ред. Л.М.
Панчешниковой. М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. 320 с.
50. Михайлов И.Н. Чтение планов и географических карт. С-Пб.: 1914.-48 с.
51. Ожегов, С.И. словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-кор. АН СССР Н.Ю. Шведовой.-20-е изд., стереотип. М.: Рус. Яз., 1989. - 750 с.
52. Охорзин Н.Д. Роль картографических знаний при использовании ГИС в обучении географии: Материалы 41- ой научно- практической конференции педагогических работников в области биологии, географии, химии, экологии образовательных учреждений г. Кирова и Кировской области. - МЦИТО, 2014. - С. 33-35.
53. Половинкин А.А. Методика преподавания физической географии. М.:
1953.
54. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф- Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 432 с.
55. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
56. Петровский, А.В. Педиатрия: учебник / А.В. Петровский. - М.: Эксмо, 2008. - 68 с.
57. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004
58. Пономарева, И. Н. Методика обучения биологии / И. Н. Пономарева, О. Г. Роговая, В.П.Соломин. -М.:Академия,2012.-368с.
59. Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии / И.Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова. - М.: Академия, 2008. - 280
60. Пономорев. Я.А. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Я.А. Пономарев, — М.: МФО: ИФ АН РФ, 2000. - 127 с
61. Программно методические материалы. География: 6 - 9 кл. М.: Дрофа. 1999.- 192 с.
62. Программы для общеобразовательных учреждений. Сборник программ для школ естественного и гуманитарного профилей. География. 10-11 классы. М.: Просвещение. 1997. с. 110 - 119, 130 - 142.
63. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Сборник авторских программ для средних общеобразовательных школ Российской Федерации. География. М.: Просвещение. 1993. 192 с.
64. Пятунин В.Б. Формирование картографических умений с
помощью компьютера.// География в школе. 1992 - № 1. - С.37 - 40.
65. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. М.: Школа-ПРЕСС, 1994. - 205 с.
66. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
- СПБ.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
67. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - 704 с.
68. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. — М.:
Педагогика, 1973.-416 с.
69. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна - М: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
70. Смирнова М.В. Качество современного географического образования школьников. Аналитический аспект.// География в школе. 1999.
- № 8. -С. 43-46.
71. Студенцов Н.Н. Урок географии в школе. М.: Учпедгиз, 1961. 160 с.
72. Теория учебной детальности [электронный ресурс ] - Режим доступа: http://letopisi.org/index.php
73. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935¬1940.
74. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования. - М.; 2010 - Режим доступа:
Гйр://минобрнауки. рф/
75. Цыпина Э.М. Тематические карты и геоинформационные системы для всех.// География. 1991. - № 9. С. 20-24


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ