Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

Работа №95884

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 6
1.1. Понятие и виды одаренности 6
1.2. Особенности одаренных детей и аспекты их выявления 12
1.3. Особенности обучения одаренных детей в школе 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ 21
2.1. Проблемы обучения биологии одаренных детей в школе 21
2.2. Методические особенности обучения биологии одаренных детей в урочной
деятельности 23
2.3. Олимпиадная подготовка как форма внеурочной деятельности для одаренных детей 29
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ 37
3.1. Технологическая характеристика организации опытной работы 37
3.2. Этапы проведения опытной работы 40
3.3. Анализ эффективности применения методических условий для одаренных
детей 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64

Современное общество испытывает потребность во всестороннем развитии личности в связи с ее особенностями, что находит отражение в содержании ФГОС. Одно из главных преимуществ парадигмы всестороннего развития заключается в том, что многие таланты человека проявляются спустя время. Бывает, уникальный дар обнаруживается совсем в юном, дошкольном возрасте (Моцарт, Софья Ковалевская), но это, скорее, исключения. Практика показывает, что чаще всего, выдающиеся способности обнаруживаются уже в подростковом возрасте, а иногда и позже. Из этого следует, что одна из основных задач современного образования - дать ребёнку возможность проявить себя в разных сферах деятельности, чтобы открыть обучающемуся его сильные стороны как можно раньше, для дальнейшего их развития. Однако, нынешняя система образования недостаточно удовлетворяет эту потребность.
В современной педагогике хорошо изучен феномен одаренности, но недостаточно освещен вопрос развития одаренности в ходе изучения отдельных школьных предметов. Из этого следует, что педагоги основного общего образования не могут в полной мере реализовать процесс развития качественно-своеобразного сочетания способностей отдельных детей. Отсутствие педагогических методов раскрытия потенциала у таких обучающихся может привести к подавлению совокупности их уникальных способностей.
Последнее время, в современной образовательной практике всё чаще начинают обращать особое внимание на методические аспекты развития одаренности как качества во внеурочной деятельности (проекты, исследования, олимпиады). Однако, данный вопрос еще не до конца изучен. К тому же, очень мало методического обеспечения, направленного на развитие одаренности в курсе изучения базовых школьных предметов, в частности, биологии.
На основе размышлений о вышеупомянутых противоречиях, нами был выведен проблемный вопрос диссертационной работы: «Каковы пути развития одаренности обучающихся в ходе изучения биологии?»
Объектом данного исследования является одаренность обучающихся.
Предметом исследования являются методические условия развития одаренности, используемые при изучении биологии в урочное и внеурочное время.
Гипотезой данного исследования является то, что развитие одаренности обучающихся возможно при наличии специальных условий.
Целью данного исследования является обоснование и апробация методических условий развития одаренности при изучении биологии в урочное и внеурочное время.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме и теме исследования.
2. Выявить методические особенности обучения одаренных детей в урочной и внеурочной деятельности.
3. Разработать критериально-диагностический инструмент развития
одаренности обучающихся.
4. Разработать комплекс уроков и внеурочных занятий по биологии, направленных на развитие одаренности обучающихся.
5. Апробировать методические разработки по развитию одаренности обучающихся в образовательном процессе.
6. Оценить результативность апробации предложенных условий.
Стоит отметить, что обязательным условием при осуществлении методов и приемов является творческий подход. Без самосовершенствования, саморазвития индивидуальности невозможны рост, достижения в профессиональной деятельности. Поэтому, овладение новейшими технологиями, разработка собственных технологий как ценностные ориентации немыслимы без развития профессионально важных качеств как целей жизнетворчества.
Теоретическая база включает в себя работы известных педагогов и психологов, таких как Богоявленской Д. Б., Боженковой Л. И, Синягиной Н. Ю., Асташиной Н. И., Ларионовой Л. Ю.
В ходе исследования были использованы как теоретические и эмпирические методы. Теоретические: анализ, синтез, классификация, абстрагирование,
моделирование. Эмпирические: наблюдение, измерение, сравнение.
Научная новизна исследования:
1. Обобщены сведения об особенностях обучения одаренных детей биологии;
2. Выявлены методические особенности развития одаренности обучающихся при изучении биологии в урочное и внеурочное время;
3. Предложены комплексы упражнений на основе особенностей обучения одаренных детей биологии, направленных на дальнейшее развитие одаренности обучающихся;
4. Доказана эффективность использования условий развития одаренности в образовательном процессе;
По теме исследования были сделаны многочисленные доклады на заседании кафедры химии и биологии СУНЦ УрФУ, а так же на ученых советах СУНЦ УрФУ. Темы докладов: «Характеристика критерий детской одаренности», «Аспекты выделения одаренности», «Эффективность специальных условий при олимпиадной подготовки обучающихся», «Основные проблемы обучения одаренных детей биологии на базовом уровне».
Структура работы включает в себя работу из трёх глав, введения, заключения, списка литературы и приложения. Каждая глава включает в себя три параграфа.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты диссертационной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе для специализированных образовательных учреждений с профильным образованием по отдельным предметам, в том числе по биологии.
Апробация содержания диссертационной работы осуществилась на экспериментальной площадке специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире, где человечество нуждается во всестороннем развитии личности в связи с ее особенностями, образование не всегда может удовлетворить эту потребность, так как это очень трудоемкий процесс, требующий максимального вовлечения в педагогическую деятельность, а так же наличие у педагога определенных специальных качеств, позволяющих ему работать с одаренными детьми.
Педагоги основного общего образования не всегда могут реализовать процесс развития качественно-своеобразного сочетания способностей одаренных детей на отдельных школьных предметах (в частности, биологии), так как данный вопрос очень плохо освещен в современной педагогике. Это может привести к подавлению уникальных способностей отдельных детей.
Исходя из классификации видов одаренности, мы выяснили, что данное явление имеет сложный многогранный характер, обнаружение и развитие которого возможно лишь при создании педагогом особых условий, гарантирующих умственное и личностное развитие ребенка. Помимо создания определенных условий, учитель должен сделать правильный выбор определенных форм индивидуализации и дифференциации обучения, основанных на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые и должны определять выбор оптимальной для него стратегии развития.
При подборке соответствующих методов работы с одаренными детьми, следует уделить особое внимание и определению типа одаренности, только в этом случае можно построить педагогическую деятельность, направленную на получение очевидно положительных результатов.
Так как в наше время общество крайне нуждается в творческих людях, заинтересованных и интеллектуально развитых, способных гибко реагировать на смену обстоятельств, необходимо раскрыть потенциал как можно большего количества детей в максимально раннем возрасте. Для решения ряда проблем развития одаренности как качества, педагогу необходимо осуществлять процесс обучения как в урочное, так и во внеурочное время.
Благодаря нашим педагогическим опытам, мы смогли создать необходимые условия и в урочной, и во внеурочной деятельности. Созданные нами условия, использованные формы и методы обучения способствуют развитию одаренности детей, а так же повышают интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла. Основные проблемы, с которыми мы столкнулись в результате апробации наших разработок - это проблема финансирования. Изучение биологии на углубленном уровне подразумевает использование наглядных анатомических моделей, красителей, реактивов и т.д. Эту проблему удалось частично решить благодаря Грантовой поддержки от Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Почти все полученные средства с гранта ушли на закупку химических реактивов, без которых изучение раздела биохимии на углубленном уровне практически невозможно.
В результате исследования, мы пришли к выводу, что наибольший интерес вызывает внеурочная деятельность. Следовательно, в будущем, основной упор хочется сделать именно на развитие одаренности как качества при изучении биологии во внеурочное время. Для теоретического обоснования обучения одаренных детей, выявления методических особенностей и оценка результативности создания выявленных методических условий, нами решены поставленные задачи.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты данной диссертационной работы могут быть использованы в учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждений.



1. Аксенова Л.А. Развитие творческих способностей детей / Л.А. Аксенова // Лит. в шк. - 2006. - №7. - С. 37-38.
2. Акутина С.П. Воспитание = семья и школа / С.П. Акутина // Клас. рук. -2007.
-№3. - С. 130-143
3. Андрэас Д. Структура и развитие причинно-экспериментального мышления: от младшего подросткового возраста до юности / Д. Андрэас и др. // Исслед. работа школьников. - 2004. - №3.- С. 40-59.
4. Апатенко Н. Одаренные дети: [по материалам Московского международного форума «Одаренные дети»] / Неонила Апатенко, Иван Мазур. - М.: ИЦК «Академкнига», 2003. - с. 504
5. Арцев М.Н. Положение о городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» научного общества учащихся / М.Н. Арцев // Завуч. - 2004. - №5.-С. 69-72.
6. Асташина Н.И. Творческие задания на уроках биологии и экологии как средство развития индивидуальных способностей учащихся / Н.И. Асташина //Биология: прил. к газ. «Первое сентября». - 2006. - №17. - С. 25-28.
7. Барбитова А.Д. Одаренность, или «Нестандартный ребенок»: от теории к практике / А.Д. Барбитова // Одар. ребенок. - 2007. - №1. - С. 17-32. - Библиогр.: с. 32 (13 назв.).
8. Батурин Н.А. Универсальная методика для изучения уровня и структуры интеллекта / Н.А. Батурин, Н.А. Курганский // Вопр. психологии. - 2005. - №5. - С. 131-139. - Библиогр.: с. 139 (7 наим.).
9. Белоглазова Л. Педагогика трех «У»: литературное творчество как сред- ство развития личности / Л. Белоглазова // Учитель года: лучшее от лучших. - 2004.
- №10. - С. 70-74.
10. Блинова Д.В. «Школа исследователей» как форма подготовки
старшеклассников к научно-исследовательской деятельности / Т.В. Блинова // Исслед. работа школьников. - 2003. - №1. - С.100-104.
11. Боженкова Л.И. Методические основы интеллектуального воспитания
учащихся общеобразовательной школы / Л.И. Боженкова / Наука и шк. - 2007.
- №4. - С. 23-28. - Библиогр.: с. 28.
12. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности: дискуссионные вопросы / Д.Б. Богоявленская // Одар. ребенок. - 2004. - №4. - С. 6-13. - Библиогр.: с.
13 (7 наим.). По материалам II Международной конференции по проблемам одаренности, 29-31 марта 2004 года.
13. Верещинская О.В. К вопросу о непрерывном профессиональном образовании педагогов в работе с одаренными детьми / О.В. Верещинская, Н.В. Маркина, О.А. Черепанова // Одар. ребенок. - 2007. - №1. - С. 33-39.
14. Вихорева О.А. Методическое сопровождение образовательных моделей развития интеллектуально одаренных детей / О.А. Вихорева // Одар. ребенок. -2005. - №2. - С. 35-38.
15. Воробьева Е.В. Психогенетическое исследование интеллекта и мотивации достижений / Е.В. Воробьева // Одар. ребенок. - 2004. - №4. - С. 113-114.
16. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. Лекция 6. Управление развитием коммуникативной компетентности учителя в школе / Н.Л. Галеева // Упр. шк.: прил. к газ. «Первое сентября». - 2007. - 16-30 нояб. (№22). - С. 34-44. - Библиогр.: с. 42.
17. Гладилина И.П. Исследовательская и проектная работа учащихся в школе / И.П. Гладилина // Одар. ребенок. - 2004. - №4. - С. 115-117.
18. Гладилина И.П. Исследовательская и проектная работа учащихся в школе / И.П. Гладилина // Одар. ребенок. - 2004. - №4. - С. 115-117.
19. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учеб. исследование школьников /И.З. Гликман // Одар. ребенок. - 2007. - №3. - С. 34-41.
20. Гулялова Н.С. Технология исследовательского обучения младших
школьников / Н.С. Гулялова,
21. И.Б. Титова // Одар. ребенок. - 2007. - №4. - С. 64-69.
22. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учеб. исследование школьников /И.З. Гликман // Одар.ребенок. - 2007. - №3. - С. 34-41.
23. Теория множественности интеллекта (ТМИ) Говарда Гарднера. - С. 38-39.
24. Головина Н.Н. Система задач как средство формирования интеллектуальных умений / Н.Н.Головина // Среднее проф. образование. - 2007. - №5. - С. 14-17.
- Библиогр.: с. 17 (6 наим.).
25. Дворецки Д. Интеллект и креативность / Д. Дворецки // Одар. ребенок. -2007.
- №2. - С. 41-90. - Библиогр.: с. 89-90 (англ.).
26. Духова Л.И. Готовность учителя к работе с одаренными детьми /Л.И. Духова // Одар. ребенок. - 2004. - №4. - С. 105-107.
27. Евстифеева О.В. Теория множественности интеллекта / О.В. Евстифеева,
28. А.С. Сиденко // Пед. диагностика. - 2005. - №4. - С. 7-19; №5. - С. 30-44.
29. Интеллект и будущее нации под угрозой: по материалам Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) // Защити меня! - 2006. - №4. - С. 43-46.
30.Зайцева Н.В. Взаимодействие специализированных центров по работе с одаренными детьми / Н.В. Зайцева // Одар. ребенок. - 2005. - №4. - С. 41-43.
31. Карпов О.А. Через научное образование к школе будущего / О.А. Карпов //Наука и шк. - 2004. - №4. - С. 13-21.
32. Коротыч Ю.В. Система работы с родителями в условиях специализированного центра для одаренных детей: (из опыта работы Буденновского филиала Ставропольского краевого центра творч. развития и гуманит. образования для одаренных детей «Поиск») / Ю.В. Коротыч // Одар. ребенок. - 2007. - №2. -С. 147-154.
33. Круглый стол «Одаренное поколение: наука и практика от эксперимента к системе» / Общ. палата РФ; Комис. по вопросам интеллект. потенциала нации; Рабоч. группа «Одаренное поколение»; публ. подгот. Л.Н. Духанина [и др.] // Одар. ребенок. - 2006. - №4. - С. 7-84.
34. Кушнарева Н.Ю. Подходы к реализации программы «Одаренные дети»: опыт, проблемы, перспективы / Н.Ю. Кушнарева // Одар. ребенок. - 2005. - №2. - С. 71-82.
35. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психолог. сопровождение одар. ребенка / Э. Ландау; [пер. с нем. А.П. Голубева; науч. ред. рус. Текста Н.М. Назарова]. - М.: Академия, 2002. - 144 с. - Библиогр.: с. 140-142.
36. Ларионова П.И. Связь интеллекта, креативности, духовности в структуре одаренности / П.И. Ларионова // Одар. ребенок. - 2005. - №6. - С. 27-30.
37. Ларионова Л.И. Экспериментальное изучение интеллектуальной одаренности / Л.И. Ларионова // Одар. ребенок. - 2005. - №5. - С. 65-68.
38. Лернер Г.И. Интеллектуальное и нравственное развитие на уроках биологии / Г.И. Лернер // Биология: прил. к газ. «Первое сентября». - 2004. - №45. - С. 28.
39. Литвинова Т.Н. Одаренный ребенок: подарок или наказание судьбы? /Т.Н. Литвинова, С.В. Литвяк // Науч.-метод. журн. зам. директора шк. по воспитат. работе. - 2005. - №6. - С. 76-80.
40. Николаева Е.И. Психофизиологические основы интеллектуальной
одаренности / Е.И. Николаева // Одар. ребенок. - 2004. - №3. - С. 14-23. - Библиогр.: с. 23 (18 наим.).
41. Павлова М.С. Физический эксперимент - способ развития творческого мышления / М.С. Павлова, Л.М. Любушкина // Физика в шк. - 2006. - №1. -С. 14-20.
42. Площенко Т.А. Создание ученической Малой академии наук,
искусства,техники и спорта / Т.А.Площенко, Н.В. Кубарева // Науч.-метод. журн. зам. директора шк. по воспитат. работе. - 2006. - №1. - С. 61-70.
43. Поддьяков Н.Н. Исследовательское поведение: интеллект и творчество /Н.Н. Поддьяков // Исслед. работа школьников. - 2002. - №2. - С. 29
44. Рогожин О.В. Развитие интеллектуальных умений школьников / О.В. Рогожин // Химия: методика преподавания. - 2004. -№5. - С. 43-46.
45. Романова М.А. Исследование проблемы развития интеллектуальной сферы школьника в теории педагогики и психологии / М.А. Романова //
46. Среднее проф. образование. - 2007. - №6. - С. 60-61.
47. Синягина Н.Ю. Одаренные дети: вчера, сегодня, завтра / Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева // Одар. ребенок. - 2007. - №1. - С. 13-16.
48. Синягина Н.Ю. Работа с одаренными детьми: проблемы и перспективы / Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева // Одар. ребенок. - 2006. - №6. - С. 92-95.
49. Тебиева Е.Ш. Работа с одарёнными детьми и молодёжью в Республике Северная Осетия - Алания: (реализация приоритетного нац. проекта «Образование») / Е.Ш. Тебиева // Внешкольник. - 2007. - №5. - С. 10-12.
50. Яковлева Н. Стипендии, премии и гранты: в Омской обл. создана многоступенчатая схема поддержки одаренных / Н. Яковлева // Учит. газ. - 2006. -31 окт. (№44). - (Национальный проект; №22). - С. 4.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ