ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАССКАЗЫВАНИЮ... 5
1.1. Особенности психического развития детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Связная речь, ее формы и функции 10
1.3. Особенности и условия развития связной речи у старших
дошкольников 16
1.4. Методы и приемы обучению рассказывания старших
дошкольников 23
1.5. Программное содержание работы по развитию связной
речи старших дошкольников в процессе обучения рассказывания 28
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАССКАЗЫВАНИЮ 34
2.1. Диагностика сформированности умений связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие
связной речи в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
Актуальность исследования. В настоящее время задачи по овладению речью как средством общения и культуры, по обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха отражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [71].
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий. Именно связная речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, ведь связная речь лежит в основе общения, коммуникации, взаимодействия людей, без которого нормальное психическое развитие и функционирование личности невозможно. Для успешного освоения школьной программой у выпускника ДОУ должны быть сформированы, например, такие умения, как строить диалог, связно высказывать свои мысли и составлять небольшой текст на определенную тему. Таким образом, умение грамотно работать с текстом - это одно из основополагающих для человека. Исходя из этого, в настоящее время перед педагогами ДОУ стоит первостепенная задача - сформировать связную речь у дошкольников, что в свою очередь предполагает умения воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственные высказывания.
Вопросы развития связной речи были актуальны во все времена, и её проблемами занимались многие исследователи: Л.С. Выготский [12], С.Л. Рубинштейн [49], Ф.А. Сохин [55], В.В. Гербова [16], Э.П. Короткова [34] и многие другие. Они отмечали, что именно в старшем дошкольном возрасте 3
наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место. Они способствуют дальнейшему формированию связной речи и успешному обучению в школе.
Для того чтобы дети овладевали родным языком, следует создавать условия для активности в речевой деятельности детей, с целью общения, для выражения своих мыслей через восприятие и говорение.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень развития связной речи детей дошкольного возраста недостаточен. Изучение особенностей развития связной речи, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем.
Цель исследования: теоретически обосновать и на этой основе разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие связной монологической речи в процессе обучения рассказыванию старших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на развитие связной монологической речи в процессе обучения рассказыванию старших дошкольников.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования, были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать литературу по теме исследования;
2) описать этапы и методы обучения детей рассказыванию;
3) проанализировать программные требования к обучению рассказыванию в дошкольной организации;
4) провести диагностику развития связной монологической речи у старших дошкольников;
5) разработать комплекс мероприятий для старших дошкольников, направленный на развитие связной монологической речи.
Методологической основой исследования являются концепции связности речи (С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, Л.П. Якубинский); исследования особенностей формирования детского словесного творчества (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.М. Леушина, О.С. Ушакова, Н.А. Ветлугина и др.).
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы. В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, беседы, анализа.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 2» города Верхняя Пышма Свердловской области. В проектировочной работе приняли участие 20 воспитанников подготовительной к школе группы в возрасте от 6 до 7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты проектировочной работы по совершенствованию связной монологической речи дошкольников при обучении рассказыванию могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Обобщая результаты проектировочной работы, можно сделать соответствующие выводы:
1. Речь связана со всей жизнью человека. Именно в овладении связной речью ребенок учиться реализовать основную функцию языка и речи - коммуникативную. Связная речь служит высшей формой мыслительной деятельности и является показателем уровня речевого и умственного развития ребенка. Освоение связной речью считается главным условием благополучной подготовки детей к обучению в школе.
2. Рассказывание детей рассматривается нами как одно из средств обучения детей связной речи, хотя его воспитательные задачи этим не ограничиваются. Обучение детей рассказыванию оказывает положительное влияние на формирование важнейших качеств связной речи - ее содержательности, последовательности, ясности и выразительности, а также на развитие творческого замысла.
3. На сегодняшний день есть большое количество программ, методов, приемов, методик, направленных на формирование связной речи у детей. Их применение считается необходимой частью при работе над развитием связной речи детей старшего дошкольного возраста.
4. В процессе исследования использовалась диагностика, разработанная нами для определения уровня связной монологической речи с опорой на исследования О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной. Были продиагностированы такие умения, как: понимание и осмысливание темы; определение границы темы; отбирание необходимого материала; расположение материала в нужной последовательности; пользование средствами языка в соответствии с литературными нормами.
Результаты диагностики свидетельствуют о недостаточной сформированности умений связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
5. На основании полученных результатов диагностики был разработан комплекс мероприятий, направленный на развитие умений связной речи детей старшего дошкольного возраста. В данном комплексе мероприятий присутствует работа над всеми типами связной речи: описание, повествование, рассуждение. Условиями для повышения эффективности комплекса мероприятий являются: разработка перспективного планирования по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста; организация предметно-развивающей среды; взаимодействие педагога с другими специалистами дошкольного учреждения; взаимодействие с семьей.
Цель нашего исследования была достигнута, так как были разрешены все поставленные задачи:
1) Проанализировать литературу по теме исследования.
2) Описать этапы и методы обучения детей рассказыванию.
3) Проанализировать программные требования к обучению рассказыванию в дошкольной организации.
4) Провести диагностику по выявлению уровней развития связной монологической речи у старших дошкольников.
5) Разработать комплекс мероприятий для старших дошкольников, направленный на развитие связной монологической речи.
Таким образом, мы убедились, что тема актуальна, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Алиева, Т. И. Примерная образовательная программа
дошкольного образования «Истоки» [Текст]: / Т. И. Алиева, Л. А. Парамонова, Т. В. Антонова и др. - М.: ТЦ Сфера, 2014 — 161 с.
3. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А. Г. Арушанова. // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников : сб. науч. ст. / под ред. А. М. Шахнаровича. - М., 1993. - С. 4-16.
4. Арушанова, А. О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. О. Арушанова. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5. - С. 51-61.
5. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. - СПб.: Питер, 2008. - 213 с.
6. Бабаева, Т. И. Комплексная образовательная программа
дошкольного образования «Детство» [Текст]: / Т. И. Бабаева, А. Г.
Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО Издательство «Детство- Пресс», 2016. - 352 с
7. Баринова, Е. А. Лингвистические основы методики развития связной речи [Текст] / Е. А. Баринова // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - Л., 1971. - Т. 453. - С. 32-34.
8. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст]: пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ / М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. - М.: Уч. пед. гиз, 1960. - 127 с.
9. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 1984. - 255 с.
10. Васильева, М. А. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» [Текст]: / М. А. Васильева, Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. - М.: Мозаика Синтез, 2014. - 368 с.
11. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М.: Мозаика- Синтез, 2005. - 106 с.
12. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 367 с.
13. Гайдук, О. С. Формирование творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О. С. Гайдук // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - № 14. - С. 124-129. - Режим доступа : http: //elibrary.ru/item.asp?id=20587130.
14. Галкина, И. А. Особенности использования технологии ТРИЗ в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И. А. Галкина, Е. В. Галеева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5, № 1 (14). -С. 147-150. - Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=25596504.
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 471 с...