Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста

Работа №95812

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования связной речи
детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы формирования связной речи детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Методические основы формирования связной речи детей старшего
дошкольного возраста 15
1.4. Анализ программ ДОУ и методических пособий к ним с точки
зрения возможности формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика сформированности связной речи детей старшего
дошкольного возраста 32
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование связной
речи детей старшего дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Актуальность исследования: в настоящее время приоритетными направлениями воспитательной и образовательной деятельности ДОО и школ становится развитие интеллектуальной, культурной, нравственно­смысловой, поведенческо-коммуникативной сфер личности, что обусловлено активным развитием национального, патриотического, экологического, акмеологического, культурного направлений в обществе.
Важным условием развития детей старшего дошкольного возраста является развитие речи, в частности, формирование связной речи. Это обусловлено тем, что связная речь является универсальным механизмом осознания и приобщения к культурным ценностям, обеспечивает возможность эмоционального постижения мира.
Развитие связной речи детей является актуальной проблемой современного образования. Вследствие этого большая ответственность ложится на воспитателей дошкольных учреждений, которые формируют и развивают связную речь дошкольника. Связная речь является основой полноценного формирования личности.
В дошкольном образовании речь - материал для формирования высших отделов психики ребенка, одна из основ развития и обучения личности, развития разума и чувств, умственного развития, умения взаимодействовать с обществом.
Речь дошкольника ситуативная, превалирует экспрессивность изложения. Значительное воздействие на формирование связной речи оказывает активизация словаря [39].
Связная речь - развернутое, завершенное, композиционно и грамматически оформленное высказывание [60, с. 4].
Вопросы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста детально рассмотрены в работах А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Т.Б. Филичевой и других.
H. И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин определяют связную речь как высшую форму речевой деятельности, которая обусловливает уровень речевого и умственного развития личности ребенка.
Основы методической работы по развитию связной речи дошкольников описаны в трудах Е.И. Тихеевой. Закономерностям развития связной речи детей посвящены исследования А.М. Леушиной, Э.П. Коротковой.
М.М. Алексеева, В.И. Яшина изучили методы и приемы обучения старших дошкольников связной речи.
А.А. Леонтьев и другие изучали закономерности речевого развития дошкольников, основой результата их исследований стало обнаружение звеньев устройства усвоения связной речи старшим дошкольником.
Актуальность исследования определила выбор темы: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать и составить комплекс упражнений, направленный на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
I. Изучить психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Описать методы и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3. Подобрать диагностический материал для определения уровней сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить критерии, показатели и уровневые характеристики сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
5. Подобрать материал для составления комплекса упражнений, направленного на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; педагогическая диагностика, количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: г. Сухой Лог, МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 38», группа № 6.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованный литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Методы и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста многообразны. Использование их зависит от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности и самостоятельности.
В трудах М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Л.Н. Ефименковой, Э.П. Коротковой, Н.В. Нищевой,
Ф.А. Сохина, Н.Э. Теремковой, Е.И. Тихеевой, Т.А. Ткаченко,
О.С. Ушаковой выделены и описаны методы и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Все эти классификации можно свести к устоявшейся классификации методов формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной: наглядные, словесные и практические. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы связаны со словом и с наглядным материалом. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы. Методические приемы развития связной речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Существуют и другие
классификации приемов обучения: в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы.
Изучив основные программы дошкольного образования по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, мы констатируем, что в программе «Из детства - в отрочество» под ред. Т. И. Гризик, реализуемой в МАДОУ № 38 города Сухой Лог, выделены четыре линии развития ребенка: социальная, познавательная, эстетическая и физическая .
Целью данной работы являлось создание комплекса упражнений, направленного на формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В предложенном комплексе упражнений все упражнения и задания подчинены одной цели; представлены задания по мере нарастания их сложности; при выполнении заданий постепенно уменьшается объем помощи воспитателя; при выполнении заданий постоянно проводится обращение к сформированным ранее умениям. Данный комплекс рассчитан на 3 месяца при проведении двух занятий в неделю. Продолжительность занятия 20 минут, каждое занятие имеет свое назначение, процедурное обеспечение, описание наиболее важных моментов, на которые нужно обратить внимание участникам занятий (Приложение).
Каждое занятие состоит из трех частей: вводная, основная и заключительная части [13].
Вводная часть сконцентрирована на следующих этапах: организация комфортной атмосферы, эмоционально-благополучного фона. Время - 5 минут.
Основная часть занимает большую часть времени, ориентирована на формирование высокого уровня связной речи детей. Длительность - 10 минут.
Заключительная часть включает упражнения для завершения занятия, снятие психоэмоционального напряжения, закрепление положительного эффекта мотивационных установок. Период - 5 минут.
Необходимо отметить, что в течение занятия проводится разминка, в которой упражнения направлены на снятия напряжения и поддержания работоспособности. Каждое занятие завершается ритуалом прощания, направленного на стимулирование участников занятия к дальнейшей работе и создание эмоционального благополучия.
Развитие связной речи включает формы объединения образовательных отношений: групповые, подгрупповые, персональные; образовательная деятельность: компоновка предложений по картине; повествование по плану, сюжет рассказа, повествование из персонального опыта.


1. Алексеева, М.М., Ушакова, О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст] / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М.,
2008. - С. 27-43.
2. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия,
2009. - 400 с.
3. Анциферова, Л. И. Психология формирования и развития личности [Текст] // Человек в системе наук. - М., 1989.- 489 с.
4. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Отв. ред.
А. М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. - С. 4-16.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2002. - 299 с.
6. Бардышева, Т. Ю., Чохонелидзе, Т. А. Пересказы и рассказы. 5-8 лет [Текст] / Т. Ю. Бардышева, Т. А. Чохонелидзе. - М.: Карапуз, 2008. - 64 с.
7. Бизикова, О. А. Теория и технология развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах [Текст]: Учеб. пособие / О. А. Бизикова. - Нижневартовск, 2014. - 93 с.
8. Богуславская, З. М., Смирнова, Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010. - 213 с.
9. Божович, Л. И. Избранные психологические труды [Текст] / Л. И. Божович // Проблема формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 2009. - 212 с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1988. - 43 с.
11. Бородич, А. М. Методика развития речи у детей [Текст] /
А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2006. - 255 с.
12. Бородич, М. А. Методика развития речи детей [Текст] /
A. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2000. - 255 с.
13. Бухтаярова, Е. П. Программа развития связной речи детей 5-7 лет [Текст] / Е. П. Бухтаярова. - М.: Учитель, 2013. - 203 с.
14 Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М.: Мозаика- Синтез, 2005. - 106 с.
15. Венгер, Л. А., Мухина В. С. Психология [Текст] / Л. А. Венгер,
B. С. Мухина. М.: Просвещение, 1988. - 125 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ