Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирования словаря детей младшего дошкольного возраста

Работа №95808

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 7
1.1 Психологические и возрастные особенности детей младшего
дошкольного возраста 7
1.2 Словарь как основа речевого
развития 13
1.3 Особенности формирования словаря детей младшего дошкольного
возраста 25
1.4 Методы и приемы формирования словаря детей младшего дошкольного
возраста 28
1.5 Анализ нормативных документов с точки зрения исследуемой
проблемы 39
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 44
2.1 Диагностика уровня сформированности словаря детей младшего
дошкольного возраста 44
2.2 Комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря детей
младшего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Овладение родным языком является важным приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы начал говорить ребёнок.
На данном этапе дошкольного образования речевое развитие является одной из структурных единиц, представляющих направления развития и образования детей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие является одной из пяти образовательных областей, обеспечивающих всестороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Речевое развитие включает обогащение активного словаря.
Всестороннее развитие личности ребёнка в детском саду обеспечивается специально организованным воспитательно -
образовательным процессом, в ходе которого осуществляется нравственное, умственное, эстетическое, и физическое воспитание. При этом речевое развитие имеет большое значение, так как речь, тесно связанна с мышлением, влияет на общее развитие и поведение ребёнка. Хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности.
Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря это и есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
В младшем дошкольном возрасте важнейшую роль в полноценном развитии ребёнка и в речевом развитии играет общение. Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. Функция общения является одной из важнейших функций речи. Начиная с раннего возраста ребёнок, общаясь со взрослыми, пользуется речью как средством коммуникации. Обогащение, уточнение и активизация словаря способствует развитию умения более точно, образно передавать свою мысль в процессе общения: использовать социально закрепленные значения слов для передачи сообщения, подбирать более точные слова для выражения просьбы, сочувствия и т.п.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею, зависит успешность деятельности ребёнка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Речевая компетенция включает элементарное осознание явлений языка и речи, владение всеми её сторонами: фонетической, грамматической, лексической, и на этой основе развивается умение строить связное речевое высказывание. Формирование коммуникативной компетенции, развитие речевого общения происходят параллельно с речевым воспитанием ребёнка.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с лексическим развитием ребёнка. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает главное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваемого ребёнком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов
Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря это признак высокого развития речи ребёнка. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Актуальность темы: В процессе развития и становления личности навыки коммуникации и владение родным языком играют ключевую роль. Играя важнейшую роль в жизни человека, и являясь необходимым условием его жизнедеятельности, язык рассматривается как ключевой инструмент процесса обучения и воспитания. Обогащение и активизация словаря является одной из главных задач развития речи в дошкольном возрасте. Поэтому возникает необходимость развивать устную речь уже в дошкольном возрасте, тем самым создавая фундамент для успешного получения образования в будущем.
Дошкольный возраст является основополагающим периодом развития: ребёнок быстро усваивает навыки коммуникации и учится применять полученный опыт, в том числе он развивает и совершенствует умения общаться с окружающей средой. Однако сегодня не все дети обладают развитой речью, что, несомненно, сказывается на общем становлении когнитивных функций ребенка. От того как развита речь ребёнка зависит не только умственное и эстетическое развитие детей, но и их культура общения в будущем.
Проблема формирования у детей дошкольного возраста лексической стороны языка традиционно входит в разряд актуальных, она имеет теоретическое и практическое значение.
Цель исследования: теоретическое обоснование и описание комплекса педагогических мероприятий по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определенны следующие задачи:
1 Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Провести анализ нормативных документов с точки зрения проблемы исследования.
3. Описать и провести диагностику уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста.
4. Разработать и описать комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс педагогических мероприятий может быть использован педагогами ДОО в практической деятельности по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Структура ВКР. Работа состоит из введение, двух глав, заключения, список используемой литературы и приложения.
База исследования: филиал МБДУ - детский сад №523 «Надежда» города Екатеринбурга.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.
Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.
В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребёнок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
Таким образом, особенности лексико - семантической работы с детьми дошкольного возраста заключаются в её тесной связи с развитием познавательной сферы детей (восприятия, мышления), с расширением их знаний об окружающем. Эти особенности проявляются не только в содержании, но и в методах словарной работы.
Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром осуществляется с помощью различных методов и средств. Приёмы словарной работы должны помочь выделить нужное слово в речи воспитателя, понять его значение, твёрдо запомнить, а также содействовать употреблению этого слова в их речи. Поэтому в одном и том же методе используются одновременно несколько приёмов, ряд из них при этом будет ведущим, основным.


1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Пособие для студ. сред. пед. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 400 с.
3. Болотова А.К., Молчанова О.Н., Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие /А.К. Болотова, О.Н. Молчанова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. - 526 с.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. Сада.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1991.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Издательство АСТ, 2008.
6. . Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.
7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. - 2 -е изд., испр. и доп. - М.: Мозайка - Синтез, 2008. - 96 с.
8. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. 2 - у изд., испр. и доп. - М.: Мозайка - синтез, 2007. - 64 с
9. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013 г. - 528 с.
10. Дошкольная педагогика (конспект лекций) Автор составитель Титов В.А. - М.: «Патриот издат», 2005. - 192 с.
11. Запорожец А.В. Вопросы психологии обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. 1968, №7.
12. Лаврентьева А.И.Система работы над синтаксической стороной речи младших дошкольников: канд.пед.наук. — М.,1998.
13. Логинова В.И. Формирование словаря/Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1994.
14. Лурия, А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д. Хомской. — Ростов- на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9 - е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 456 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ