ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Психолого-педагогические основы совершенствования
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
в театрализованной деятельности 7
1.2. Лингвистические основы совершенствования выразительности речи
у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 16
1.3. Методические основы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 22
1.3.1. Методы и приемы совершенствования выразительности речи
у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 22
1.3.2. Анализ программ ДОО и методических пособий к ним с точки
зрения возможности совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Диагностика сформированности выразительности речи у детей
старшего дошкольного 34
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
в театрализованной деятельности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
Старший дошкольный возраст - это период активного развития личности, который можно охарактеризовать целостностью сознания, единства как эмоциональной, так и интеллектуальной сфер, устанавливанием основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разнообразных видах деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» сказано, что главным орудием общения и обобщения опыта деятельности является речь. Речь - это необходимое условие социальной активности каждого члена общества, средство для развития интеллекта [46, с. 6]. Речь во всём её многообразии является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется [18, с. 452]. Речь как средство общения между людьми должна быть не только связной и точной, но и выразительной, поскольку общающиеся между собой люди не абстрактные интеллекты, сообщающие друг другу лишь отвлечённые мысли, а живые существа, у которых живая мысль тесно и трепетно связана с чувством, со всей их насыщенной переживаниями жизнью [52, с. 357]. Выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека, и является важным показателем речевой культуры личности. Л.С. Выготский писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам» [13, с. 37]. Старший дошкольник, владеющий выразительными средствами языка, чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность [59, с. 57-77]. Активизировать речевое развитие поможет вовлечение детей в игровую деятельность. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [54, с. 38]. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития. Действительно театрализованная игра способствует создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка [1, с. 1]. По мнению О.С. Ушаковой, театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательнообразовательные задачи дошкольной организации. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, знакомится с ярким выразительным языком, обогащает свой словарь, развивает речь [57, с. 168]. В то же время малоизученным направлением можно считать использование театрализованных игр в целях формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста с помощью выразительных средств речи могут проявить себя в разных видах деятельности, и в том числе в театрализованной. С уверенностью можно утверждать, что театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства и источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Театрализованные игры формируют эмоциональную сферу ребенка, побуждают его сочувствовать персонажам, сопереживать героям и тем самым формировать выразительную речь.
Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и составить комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования и обобщить имеющиеся точки зрения на проблему.
2. Произвести анализ программ и методических пособий для ДОО с точки зрения возможности совершенствования выразительности речи старших дошкольников.
3. Подобрать диагностический материал для определения уровня сформированности выразительности речи у старших дошкольников.
4. Подобрать материал для комплекса упражнений, направленного на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Педагогическая диагностика.
3. Качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №1», г. Камышлов; старшая группа №2 «Горошинки».
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Данная работа посвящена проблеме развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
В работе осуществлен теоретический анализ психологической, педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме формирования выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Старший дошкольный возраст - это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разнообразных видах деятельности; формирования и развития всех сторон речи: синтаксической, лексической, грамматической. Рассмотрены такие вопросы по данной проблеме, как:
1) психолого-педагогические основы совершенствования
выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
2) лингвистические основы совершенствования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности;
3) проанализированы программы «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой), «Развитие» (научный руководитель Л.А. Венгер), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и другие), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова); программа «Речевое развитие детей 5-6 лет» Т.И. Гризик входит в программно-методический комплекс «Радуга»; книга А.Г. Гогоберидзе «Образовательная область «Речевое развитие»: методический комплект программы «Детство» (с 3 до 7 лет) ФГОС» в аспекте совершенствования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
4) на основе изучения литературы подобран диагностический инструментарий. Чтобы определить уровни сформированности выразительности речи детей была проведена соответствующая диагностика.
Театрализованная деятельность в детском саду - это важнейшее средство формирования выразительности речи, а также способности распознавать эмоциональное состояние человека. Особенность театрального искусства и его ценность заключаются в эмоциональности, воздействии художественного образа на личность.
Анализ выполнения диагностических заданий показал, что сформированность выразительности речи у большинства детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне - 68 процентов, на низком уровне находятся 32 процента детей. С высоким уровнем сформированности выразительности речи детей не было выявлено. Проделанная работа и полученные результаты диагностики приводят к выводу, что работа по совершенствованию уровня выразительности речи детей старшего дошкольного возраста просто необходима.
5) завершающим этапом по данной проблеме явилось теоретическое обоснование и составление комплекса упражнений, игр, заданий, направленных на совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Составлен перспективный план сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности на два года.
Разработаны рекомендации для родителей старших дошкольников для более успешного совершенствования выразительности речи детей в театрализованной деятельности.
Комплекс упражнений, игр, заданий, направленных на
совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, может быть непосредственно использован воспитателями в педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации.
Таким образом, результат работы позволил сделать вывод, что поставленная цель достигнута и задачи решены.
1. Акулова О.В. Театрализованные игры. Дошкольное воспитание. 2005. № 4. 24 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и средних, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия»,2000. 400с.
3. Артемонова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. 127с.
4. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. 191 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
6. Булычева А.И. Развитие: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М: НОУ УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2015. 168 с.
7. Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 448 с.
8. Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учебное пособие для уч. общеобразовательных школ, студентов и преподавателей пед. колледжей и училищ. Изд-е 4-е, перераб. и доп. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 384 с.
9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч- щ по спец. М.: Просвещение, 1988. 336 с.
10. Володин А.А. Анализ содержания понятия «Организационнопедагогические условия». Гуманитарные науки. Казань: Издательство «Институт педагогики и психологии профессионального образования», 2014. 152 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М.: Издательство
«Лабиринт», 1999. 352с.
12. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО. 2002. 458 с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В шести томах, Т.4. М.: Издательство «Лабиринт», 1984. 432 с.
14. Гогоберидзе А.Г. «Образовательная область «Речевое развитие»: Методический комплект программы «Детство» (с 3 до 7 лет). М.: Издательство «Детство-Пресс», 2017. 160 с.
15. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1988. 320 с...