Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование культуры речевого общения у младших школьников

Работа №95783

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
262
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Особенности психологического развития детей младшего
школьного возраста 6
1.2. Формирование культуры речевого общения у детей младшего
школьного возраста 12
1.3. Культура речевого общения как психолого-педагогический
феномен 16
1.4. Формы и методы формирования культуры речевого общения у
младших школьников во внеурочной деятельности 24
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1 Диагностика культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста 35
2.2. Описание проектировочной деятельности по формированию культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста 46
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72

Актуальность темы исследования связана с тем, что в современном мире общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности, успешной социализации и реализации жизненных целей. Растущий ребенок должен вступать в межличностные отношения, уметь их устанавливать, так как это обеспечивает создание благоприятной ситуации развития ребенка, его успешную социализацию, удовлетворяет потребность в общении. Многие младшие школьники испытывают серьезные трудности в межличностных отношениях: они не умеют по собственной инициативе вступать в контакт с другими людьми (сверстниками и взрослыми) и поддерживать это контакт, адекватно выражать свои симпатии и антипатии, поэтому эти дети часто конфликтуют, ведут себя агрессивно с окружающими или замыкаются в одиночестве.
Культура речевого общения - это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе.
Проблема формирования культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста рассмотрена в работах отечественных педагогов: Е.В. Бариновой, Б.С. Волкова, О.М. Казарцевой,
И.Н. Курочкиной, Н.С. Малетиной, Т.А. Налимовой, Н.И. Формановской, Л.М. Шипицыной и др. Эти авторы утверждают, что младший школьный возраст является благоприятным для формирования культуры речевого общения, так как дети этого возраста много общаются и уже достаточно хорошо владеют речью как средством общения.
Среди многочисленных исследований формирования культуры речевого общения у младших школьников мы не находим тех, которые напрямую были бы направлены на практическую разработку содержания и методов, а также комплекса игр, направленных на формирование культуры речевого общения у младших школьников во внеурочной деятельности. Это делает актуальным тему нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр и игровых заданий по формированию культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать формирование культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста и разработать проектировочные работы по формированию культуры речевого общения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта и предмета, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого­
педагогической литературы по изучаемой проблеме.
2. Диагностировать культуру речевого общения у детей младшего школьного возраста.
3.Осуществить проектировочную деятельность по формированию культуры речевого общения у детей младшего школьника возраста во внеурочной деятельности.
Теоретическую основу исследования составляют:
- современные концепции психологического развития детей младшего школьного возраста в деятельности (Л.С. Выготский, О.О. Гонина, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
• подходы к формированию культуры речевого общения у детей
младшего школьника возраста во внеурочной деятельности
(Л.А. Введенская, Д.В. Григорьев, О.М. Казарцева, Ю.Б. Кузьменкова, И.Н. Курочкина, Н.С. Малетина, Д.А. Серегина, Н.И. Формановская и др.);
• взгляды и идеи на использование игровых форм и методов в работе с
(З.М. Богуславская, Р.В. Димитренко,
Н.В. Кудыкина и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимо­дополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение нормативно-законодательной, педагогической, психологической и методической литературы, содержательная интерпретация) и практических (проектирование, моделирование).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения. В работе имеются список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Усвоение норм культуры речевого общения - это результат воспитания в самом широком смысле слова.
Проведенное исследование показало важность формирования культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста как важного качества для их социализации и коммуникации.
Рассмотрение особенностей психического и речевого развития детей младшего школьного возраста показало, что им свойственны открытость внешнему миру, доброжелательность и отзывчивость, инициативность и самостоятельность в игре, в общении, в решении элементарных социальных и бытовых задач. Все эти качества детей способствуют успешному формированию у них умений культуры речевого общения.
Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования определены умения культуры речевого общения младших школьников. Это: умения точно и ясно выражать свои мысли; говорить грамотно, соблюдать нормы русского литературного языка; умения пользоваться формулами речевого этикета, говорить вежливо; использовать средства интонационной выразительности речи.
В нашем исследовании за основу взято, определение Н. И.Формановской, которая считает, что культура речевого общения - многокомпонентное качество, которое проявляется в подборе языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении задач общения.
Основой формирования культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста является речевой этикет - система устойчивых формул общения, предписываемых обществом в качестве правил речевого поведения в определенных речевых ситуациях для установления речевого контакта собеседников. К речевому этикету относятся слова и выражения, употребляемые для приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности и т.д., принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь.
Внеурочная деятельность - эффективное средство формирования культуры речевого общения у младших школьников, потому что она проводится преимущественно в игровой форме и предоставляет детям широкие возможности для межличностного общения и применения умений культуры речевого общения. Основные формы и методы, которые педагог может использовать для формирования культуры речевого общения у младших школьников - игровые - сюжетные, дидактические, театрализованные, игры-драматизации, импровизации, игры-путешествия, игры-развлечения; игровые задания по моделированию ситуаций общения и т.д. Они направлены на формирование умений детей использовать формулы речевого этикета и средства словесной вежливости в общении.
Проектирование педагогической работы по формированию культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста включает цель, задачи, три этапа педагогической работы с детьми во внеурочной деятельности и 3 вида игр и игровых заданий, направленных на формирование у детей комплекса умений культуры речевого общения.
Цель педагогической работы с детьми - формирование умений культуры речевого общения.
Задачи педагогической работы с детьми:
1. Обогатить словарь детей этикетными формулами и выражениями речевого этикета.
2. Сформировать у детей умения точно и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, соблюдать нормы русского литературного языка, свободно пользоваться формулами речевого этикета, говорить вежливо и использовать средства интонационной выразительности речи.
3. Выработать навыки культуры речи и культурного поведения в типичных для младших школьников коммуникативных ситуациях.
Работа по формированию культуры речевого общения у учащихся 1 -го класса во внеурочной деятельности проводится в 3 этапа, каждый из которых имеет свои задачи. Первый этап - обогащение и активизация словаря детей за счет формул речевого этикета. Задача: формировать умения точно и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, соблюдать нормы русского литературного языка. Второй этап - воспроизведение и закрепление формул речевого этикета. Задачи: формировать умения пользоваться формулами речевого этикета, говорить вежливо и использовать средства интонационной выразительности речи. Третий этап - стимулирование активности детей в использовании в реальных обстоятельствах умения культуры речи и усвоенных этикетных формул. Задача: активизировать и закрепить все усвоенные детьми умения культуры речевого общения.
Игры и игровые задания, которые мы подобрали для использования во внеурочной деятельности с целью формирования культуры речевого поведения младших школьников, условно можно поделить на 3 группы. Первая группа - игры и игровые задания, которые предполагают первичное овладение лексическим материалом через восприятие речевого этикета и их прямое, вслед за педагогом, воспроизведение. Вторая группа игр и игровых заданий служит для закрепления усвоенных умений. Третья группа предназначена для закрепления умений отбирать и использовать любую, уместную для данных обстоятельств, этикетную формулу из числа усвоенных младшими школьниками.
Комплекс игр и игровых заданий, которые мы предлагаем, включает:
1. Игры речевого этикета: «Молчок», «Вежливый котик», «Покажи настроение», «Вежливые отгадки», «Эхо», «Передай письмо» и др..
2. Моделирования ситуации разговора по телефону. («Звонок на работу маме (папе)», «Справочное бюро», игры-разговоры по разным поводам (о природе, о жизни в детском саду, о дне рождения, о походе в лес, о спортивных соревнованиях и т.д.).
3. Проблемные коммуникативные ситуации: знакомство с незнакомым мальчиком (девочкой); звонок ребенка другу (подруге), домой бабушке (дедушке), на работу маме (папе); звонок домой, где живет ребенок с работы мамы (папы), незнакомого человека и т.д.).
4. Игры-драматизации на использование речевых этикетных формул и высказываний, специальное включение в сюжетно-ролевые игры детей игровых ситуаций знакомства, приветствия, прощания, благодарности, просьбы, разговора по телефону и т.д.
5. Игры-драматизации сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит», рассказов «Капитан», «Оля, Поля и Солнышко».
6. Самостоятельные сюжетно-ролевые игры детей.
7. Театрализованную игру-путешествие «В гостях у королевы
Вежливости».
Разработанный нами комплекс игр и игровых заданий обеспечивает формирование у детей младшего школьного возраста умений культуры речевого общения во внеурочной деятельности. Этот комплекс органически вписывается во внеурочную деятельность младших школьников, которая по своему характеру является, прежде всего, игровой, и способствуют формированию у учащихся всех необходимых им умений культуры речевого общения. А это точно и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, соблюдать нормы русского литературного языка, пользоваться формулами речевого этикета, говорить вежливо и использовать средства интонационной выразительности речи. Она может быть рекомендована учителям начальной школы, педагогам организаций дополнительного образования, родителям, которые работают с младшими школьниками по проблеме формирования у них культуры речевого общения.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи полностью решены.


1. Абрамова, Т. Е. Речевой этикет как предмет изучения в лингвистике [Текст] / Т. Е. Абрамова // Язык, коммуникация и социальная среда. - Воронеж : ВГТУ, 2012. - Вып. 4. - С.93-97.
2. Абрамян, Л. А. Игра дошкольника и младшего школьника [Текст] / Л. А. Абрамян. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 285 с.
3. Балакай, А. Г. Русский речевой этикет. Особенности, сфера применения [Текст] / А. Г. Балакай. - Новокузнецк : НГПИ, 2012. - 196 с.
4. Баринова, Е. В. Уроки Вежливости и Доброты [Текст] : пособие по детскому этикету / Е. В. Баринова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2013. - 254 с.
5. Богуславская, З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей в условиях дидактической игры / З. М. Богуславская // Психология и педагогика игры. - М. : Детство-Пресс. 2002. - 167 с.
6. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
7. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 538 с.
8. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] / Л. А. Венгер // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М. : Пед. общество России, 1999. - С. 23-36.
9. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст] / Н. А. Виноградова. - М .: Айрис-пресс, 2010. - 128 с.
10. Волков, Б. С. Психология детей младшего школьного возраста [Текст] / Б. С. Волков. - М. : Кнорус, 2018. - 348 с.
11. Все об этикете: Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях [Текст] ; авт.-сост.: П. А. Воронихин. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2013. - 512 с.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский / Собр. соч.: В 6т. - М. : Просвещение, 1984. - Т. 2. - С. 126-154.
13. Гонина, О. О. Психология младшего дошкольного возраста [Текст] / О. О. Гонина. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. - 272 с.
14. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2014. - 196 с.
15. Димитренко, Р. В. Театрализованные игры для младших школьников [Текст] / Р. В. Димитренко. - Волгоград : Учитель, 2013. - 92 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ