ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 11
1.1. Понятие и содержание творческих способностей 11
1.2. Творческие способности в хореографической деятельности 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА 39
2.1. Цель, задачи и содержание опытной работы 39
2.2. Описание результатов опытной работы по развитию творческих
способностей у подростков на хореографических занятиях в студии современного танца 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
Современная государственная политика в сфере образования отводит особую роль развитию дополнительного образования детей, которое «направлено на формирование развития творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании...» (Закон «Об образовании в Российской Федерации»).
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года указывается, что ключевыми характеристиками личности ребенка являются сформированные навыки критического восприятия информации, способность к принятию нестандартных решений, креативность, изобретательность, умение работать в команде, инновационная активность.
В Концепции развития дополнительного образования детей определена цель развития дополнительного персонального образования «как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту».
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (17.12.2010 г.) отмечено, что изучение предметов
образовательной области «Искусство» наряду с решением ряда задач должно обеспечить осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности, развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Согласно этому документу, в современной педагогической практике ведущими становятся процессы развития индивидуальности ребенка, что предполагает включение учащихся в различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей, раскрытие их творческого потенциала как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самовыражения.
Индивидуальность наиболее интенсивно начинает развиваться в подростковом возрасте, когда происходит дальнейшее развитие самосознания, специфической чертой которого являются размышления индивида о самом себе, о своих качествах и свойствах. У подростка, в отличие от младшего школьника, возникает интерес к собственной личности, к своему внутреннему миру, обнаруживается стремление к утверждению собственного «я» и самовыражению (Э. А. Голубева, Е. П. Ильин, B. C. Мерлин, И. И. Резвицкий, В. М. Русалов).
Часто подростки стремятся к самовыражению в художественном творчестве при освоении разных видов художественной деятельности. Педагоги-практики замечали, что учащиеся стремятся не только овладеть техникой какой-либо творческой деятельности, но и художественными стилями, способами собственного отображения мира в искусстве. У подростка проявляется феномен авторства, что дает право говорить о развитии у него творческой индивидуальности, которая понимается многими авторами как интегративное качество творческой личности (З. Н. Новлянская, A. A. Мелик-Пашаев, В. И. Слободчиков и др.).
Одним из древнейших видов искусства, обращение к которому поможет решить поставленные задачи развития личности, индивидуальности, раскрытия творческих способностей, является танец. В настоящее время наблюдается подъем интереса к танцевальному искусству: появляются новые танцевальные направления, наблюдается интеграция танца с практической психологией и психотерапией (танцевальная терапия).
По мнению некоторых ученых и педагогов-практиков, занятие танцем, в частности современным, стимулирует развитие мотивации к творческой деятельности, способность к самовыражению (О. С. Гребенюк, C. JI. Рубинштейн, П. В. Симонов). Креативность, творческие способности в отечественной науке изучают Я. А. Пономарев, В. Н. Дружинин, Д. Б. Богоявленская, в зарубежной - Р. Стенберг, Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс и др. Проблему развития творческих способностей учащихся изучали педагоги-музыканты (Н. А. Ветлугина, А. И. Ходькова, Т. В. Волчанская);| в сфере изобразительной деятельности (Т. С. Комарова, Е.И. Игнатьев, Т.Н. Доронова); в области литературы (В. А. Левин, A. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская). Существуют труды, обобщающие опыт педагогов-хореографов (А. Я. Ваганова, К. Я Голейзовский, Ф. В. Лопухов и др.).
В литературе описывается такая особенность современной хореографии как «исследовательская направленность», подразумевающая целенаправленное изучение танцовщиком возможностей и особенностей собственного тела, эмоциональной сферы, а также поиск выразительных средств в процессе импровизации, наиболее адекватных данному человеку (Т. Ю. Кулешова, В. Ю. Никитин, O. A. Сорокина, JI. B. Шульман, Г. С. Фешкова и др.). Однако! проблема развития творческих способностей в хореографической деятельности исследована недостаточно.
Основные подходы к проблеме формирования творческих способностей разработаны В.Н. Дружининым (2002); формирование творческих способностей в области физической культуры исследует И. А. Степанова, труды которой освещают процесс формирования профессиональных умений на основе решения творческих задач при обучении двигательным действиям (1991); Л.В. Пашкова указывает компоненты творческой деятельности учителя физической культуры на примере гимнастики (1997); И.Б. Карнаухова изучает особенности творческой деятельности в хореографии (2001); B. А. Сальникова характеризует творческие способности применительно к специфике конкретной деятельности (2001). Согласно данным исследованиям, проблема развития творческих способностей применительно к физической культуре получила достаточное освещение, а в сфере хореографического образования подобные исследования отсутствуют.
Исходя из всего изложенного выше, можно обозначить следующие сложившиеся противоречия:
- между содержанием нормативных документов, социальными потребностями в необходимости наращивания творческого потенциала в учреждениях дополнительного художественного образования и недостаточным вниманием к развитию творческих способностей в сфере хореографического образования;
- между разработанностью проблемы развития творческих способностей в общей педагогике и недостатком научных исследований применительно к сфере хореографического образования подростков;
- между наличием методического обеспечения для развития творческих способностей применительно к музыкальному образованию и недостатком методического обеспечения для хореографических коллективов студий современного танца.
Указанные противоречия определяют актуальность исследования и позволяют сформулировать проблему исследования: поиск и научное обоснование способов развития творческих способностей подростков на хореографических занятиях в рамках дополнительного художественного образования, которая определила тему исследования: «Развитие творческих способностей подростков на хореографических занятиях в студии современного танца».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путём проверить комплекс методов и приемов, обеспечивающих развитие творческих способностей подростков на хореографических занятиях в студии современного танца.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей у подростков на хореографических занятиях.
Предметом исследования является комплекс методов и приемов обучения, способствующих развитию творческих способностей подростков на хореографических занятиях в студии современного танца.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей
подростков на хореографических занятиях будет более эффективным, если:
- в учебном процессе использовать комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения;
- разработать вариативные задания для хореографических занятий в студии современного танца;
- использовать проблемные ситуации, мотивирующие проявление интеллектуальной активности учащихся для создания оригинального художественного замысла посредством танца и телесной пластики.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) изучить литературу по проблеме исследования, дать определение понятиям «способности», «творческие способности», охарактеризовать их содержание;
2) охарактеризовать отличительные особенности творческих способностей в хореографической деятельности у подростков;
3) выявить комплекс методов, способствующих развитию творческих способностей у подростков на хореографических занятиях;
4) провести опытную работу на хореографических занятиях с подростками в студии современного танца, обобщить полученные результаты, сделать выводы.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ передового педагогического опыта; обобщение;
- эмпирические - наблюдение, беседа, опытная работа, обобщение передового педагогического опыта, методы статистической обработки полученных данных.
Методологическая основа исследования:
- основные положения культурно-исторической психологии о развитии высших психических функций ребенка (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев,
С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.);
- основные положения отечественной и зарубежной психологии о развитии творческих способностей (В. Н. Дружинин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс и др.);
- основные положения теории и методики хореографического образования (А. Я. Ваганова, Э. Чекетти, Вж. С. Костровицкая и др.);
- основные положения психолого-педагогической диагностики (Л. Ф. Бурлачук, Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс и др.);
- основные положения методологии о проведении научно¬ педагогического исследования (А. М. Новиков, М. Н. Скаткин и др.).
Исследование проводилось с 2018-2019 г.г. и включало три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт по изучаемой проблеме;
определялись проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи
исследования.
На втором этапе уточнялась гипотеза исследования, определялось содержание и критерии оценивания опытной работы, осуществлялось накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе проводился анализ, обобщение и систематизация полученных данных, их интерпретация и оформление, формулировались выводы диссертационного исследования.
Базой исследования явились: студия современного танца «Let’s dance» г. Екатеринбург в 2018-2019 учебный год. В опытной работе приняли участие 20 учащихся подросткового возраста.
Научная новизна исследования: проблема развития творческих способностей рассматривается применительно к участникам
хореографического коллектива студии современного танца в сфере дополнительного художественного образования.
Теоретическая значимость состоит:
- в уточнении понятия «творческие способности» применительно к хореографической деятельности участников студии современного танца, под которыми понимается проявление интеллектуальной активности, направленной на создание и воплощение оригинального художественного замысла посредством танца и телесной пластики;
- в разработке комплекса методов обучения, способствующих развитию творческих способностей подростков на хореографических занятиях в рамках дополнительного художественного образования: общепедагогических, а именно, объяснительно-иллюстративный метод, метод упражнения, метод проблемного обучения; и специфических хореографических методов: метод импровизации, эмоционального «заражения», метод «перевоплощения».
Практическая значимость заключается:
- в разработке вариативных заданий для хореографических занятий с подростками в студии современного танца;
- в формировании критериев организации и проведения опытной работы на хореографических занятиях в рамках дополнительного художественного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
- понятие «творческие способности» применительно к деятельности участников хореографического коллектива современного танца понимается как проявление интеллектуальной активности, направленной на создание и воплощение оригинального художественного замысла посредством танца и телесной пластики;
- комплекс общепедагогических методов и специфических хореографических методов обучения: объяснительно-иллюстративный,
проблемный метод, метод упражнения, метод импровизации, методы эмоционального «заражения» и «перевоплощения», - способствующих развитию творческих способностей подростков на хореографических занятиях в рамках дополнительного художественного образования.
Апробация результатов проходила в публикации статей:
1. Ленкова К. О., Хасбатов Р С. История возникновения и особенности русского народного танца // Народная художественная культура в дополнительном образовании детей: проблемы и перспективы: матер. I Открытой научно-практической конференции 19 ноября 2017 г. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б.и.], 2018. С. 32-37.
2. Ленкова К. О. Развитие творческих способностей подростков в хореографической студии // Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы: международный сборник научных трудов / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б.и.], 2019. С. 60-67.
В заключение сформулируем основные выводы диссертационного исследования. Цель и задачи выполнены: теоретически обоснован и опытным путём проверен комплекс методов и приемов обучения, обеспечивающих развитие творческих способностей подростков на хореографических занятиях в студии современного танца в дополнительном художественном образовании.
Дано определение понятиям «способности», «творческие способности». Под способностями понимается сложное, интегральное психическое образование, своеобразный синтез личностных свойств, формирующийся в процессе овладения и выполнения различных видов деятельности.
Охарактеризованы общие и специальные способности. Под общими способностями понимается система индивидуально-психических свойств личности, обеспечивающая продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления разнообразной деятельности. К специальным способностям относится такая система личностных свойств, которая обеспечивает достижение высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например, музыкальной, сценической, спортивной, хореографической.
Понятие «творческие способности» рассматривается как интегративное качество личности, обеспечивающее продуктивные преобразования её деятельности. Творческие способности характеризуют личность человека в целом и проявляются как креативность, воображение, как способность к дивергентному мышлению, преобразованию знаний, ассоциативности и порождению гипотез. Указаны основные параметры креативности:
- оригинальность как способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
- семантическая гибкость как способность выявить основное свойство объекта и новый способ его использования;
- образная адаптивная гибкость как способность изменить форму стимула, увидеть новые признаки или возможности использования; беглость или широта ассоциативного поля.
Понятию «творческие способности» применительно к хореографической деятельности участников студии современного танца рассматривается как проявление интеллектуальной активности, направленной на создание и воплощение оригинального художественного замысла посредством танца и телесной пластики. Отличительные особенности творческих способностей в хореографической деятельности включают яркость художественного восприятия и воплощения танцевальных образов, артистизм, индивидуальное своеобразие замыслов и поиск новых средств их сценического воплощения.
Выявлен и охарактеризован комплекс методов и приемов обучения, способствующих развитию творческих способностей у подростков на хореографических занятиях. Данный комплекс методов включает общепедагогические методы: объяснительно-иллюстративный, метод упражнения, метод проблемного обучения; а также специфические хореографические методы обучения: метод импровизации, эмоционального «заражения», метод «перевоплощения».
Применение общепедагогических методов обеспечивает освоение знаний, двигательных умений, навыков и совершенствование их выполнения; формирует приемы творческого мышления: умение переносить знания и умения в новую ситуацию, преобразовывать известные способы деятельности и создавать новые.
Применение специфических хореографических методов обучения направлено на развитие творческих способностей, креативности, фантазии учащихся посредством телесной пластики в хореографической деятельности.
В диссертационном исследовании описана организация и проведение опытной работы на базе студии современного танца «Let’s dance» г. Екатеринбурга в 2018-2019, в которой приняли участие 20 учащихся подросткового возраста.
Указана цель опытной работы: проверить практически комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения в процессе выполнения вариативных заданий, обеспечивающих развитие творческих способностей подростков на хореографических занятиях в студии современного танца.
Сформулированы задачи опытной работы:
1) разработать вариативные задания для участников хореографического коллектива студии современного танца;
2) сформировать критерии и условные уровни оценивания выполнения вариативных заданий;
3) описать полученные результаты, подвести итоги опытной работы.
Разработаны и охарактеризованы вариативные задания, направленные на развитие творческих способностей участников хореографического коллектива студии современного танца:1) изучение связки по диагонали «Прыжок с подбивкой»; 2): изучение, комбинации в партере; 3) проведение разминки с использованием! танцевальных элементов «contemporary»; 4): создание этюда с использованием! танцевальной лексики «contemporary»! на тему «Оптимист»; 5) подбор комплекса упражнений для гибкости тела; 6) подбор комплекса упражнений для позвоночника; 7) создание художественного замысла в процессе прослушивания музыкальной композиции и выбор его двигательного выражения в танце; 8) импровизация) в паре на тему «Вопрос-ответ»; 9) выполнение упражнение «Зеркало»; 10) работа в парах; контакт глазами, жестами, прикосновениями; 11) выражение базовых человеческих эмоций с помощью мимики; 12) создание танцевального этюда «Метаморфозы».
Представлен комплекс методов для выполнения вариативных заданий на хореографических занятиях с подростками в студии современного танца, направленных на развитие и автоматизацию двигательно-моторных навыков учащихся, освоение танцевальных элементов, развитие воображения, фантазии и креативности: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного обучения, упражнение, метод импровизации, методы эмоционального «заражения» и «перевоплощения».
Сформированы критерии и условные уровни оценивания выполнения вариативных заданий для подростков на хореографических занятиях в студии современного танца: выразительность, гибкость и оригинальность.
Определены три уровня оценивания выполнении вариативных заданий: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень характеризуется выразительностью выполнения вариативных заданий, умением самостоятельно создавать и преобразовывать разнообразные (но адекватные) варианты упражнений и танцев, отличающихся оригинальностью телесной пластики в соответствии с художественным замыслом.
Средний уровень характеризуется выразительностью выполнения вариативных заданий, умением создавать и преобразовывать разнообразные варианты упражнений и танцев, отличающихся оригинальностью замысла в соответствии с художественным замыслом при помощи преподавателя.
Низкий уровень характеризуется невыразительным выполнением вариативных заданий, неумением создавать и преобразовывать разнообразные адекватные варианты упражнений и танцев, отсутствием оригинального замысла при воплощении художественного замысла.
Охарактеризованы констатирующий, формирующий и итоговый этапы опытной работы.
Проведение констатирующего этапа опытной работы было направлено на выявление творческих способностей в хореографической деятельности: способности к созданию танцевальной импровизации и танцевального сюжета, умение комбинировать и преобразовывать разнообразные элементы танцев. На констатирующем этапе выявлено, что подавляющее большинство учащихся 85 % испытывают затруднения при выполнении вариативных заданий, следовательно, необходима специальная работа по развитию креативности, образного мышления и творческих способностей.
На формирующем этапе опытной работы проверен на практике комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения, обеспечивающих развитие творческих способностей подростков на хореографических занятиях в студии современного танца в процессе выполнения вариативных заданий.
Результаты формирующего этапа показали эффективность применяемых методов обучения:
- увеличилось число учащихся, выполняющих задания на высоком уровне до 20 %;
- увеличилось число учащихся, выполняющих задания на среднем уровне до 70 %;
- уменьшилось число учащихся с низким уровнем выполнения заданий до 10 %.
Проведение итогового этапа опытной работы подтвердило эффективность применяемого комплекса общепедагогических и специфических хореографических методов обучения:
- у 25 % учащихся отмечен высокий уровень выполнения заданий; высокий уровень характеризуется выразительностью выполнения вариативных заданий, умением самостоятельно создавать и преобразовывать разнообразные (но адекватные) варианты упражнений и танцев, отличающихся оригинальностью телесной пластики в соответствии с художественным замыслом.
- у 55 % учащихся отмечен средний уровень выполнения заданий;
средний уровень характеризуется выразительностью вариативных заданий, умением создавать и преобразовывать разнообразные варианты упражнений и танцев на хореографических занятиях, отличающихся оригинальностью замысла в соответствии с художественным замыслом, но при помощи преподавателя.
- у 20 % учащихся отмечен низкий уровень выполнения заданий; низкий уровень характеризуется невыразительным выполнением вариативных заданий, неумением создавать и преобразовывать разнообразные адекватные варианты упражнений и танцев на хореографических занятиях, отсутствием оригинального замысла при воплощении художественного замысла.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового этапов опытной работы показывает: применение комплекса
общепедагогических и специфических хореографических методов обучения в процессе выполнения вариативных заданий способствует развитию образного мышления, креативности и творческих способностей подростков на хореографических занятиях в студии современного танца.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: развитие творческих способностей подростков на хореографических занятиях станет более эффективным, если в учебном процессе используется комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения, вариативные задания для хореографических занятий в студии современного танца и проблематизация обучения, мотивирующие проявление интеллектуальной активности участников в процессе создания оригинального художественного замысла посредством танца и телесной пластики.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в уточнении понятия «творческие способности» применительно к хореографической деятельности участников студии современного танца, под которыми понимается проявление интеллектуальной активности, направленной на создание и воплощение оригинального художественного замысла посредством танца и телесной пластики;
- в разработке комплекса методов обучения, способствующих развитию творческих способностей подростков на хореографических занятиях в рамках дополнительного художественного образования: общепедагогических, а именно объяснительно-иллюстративный метод, метод упражнения, метод проблемного обучения; и специфических хореографических методов: метод импровизации, эмоционального «заражения», метод «перевоплощения».
Практическая значимость исследования заключается:
- в разработке вариативных заданий для хореографических занятий с подростками в студии современного танца;
- в формировании критериев и показателей для организации опытной работы на хореографических занятиях в студии современного танца.
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей. М.: Владос, 2004. 127с.
2. Бекина С.И. Ломова Т.П. Музыка и движение, 2001. 128 с.
3. Белянина О.А. Тесты и методики изучения личности: Метод. указания. Усть-Илимск: РИО УИф КГТУ, 2002. 44 с.
4. Березина В.А. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях // Внешкольник. 2000. № 7-8. С. 12-15.
5. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. Психологический журнал. 1995. № 5. С. 49-58.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 320 с.
7. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М.: Владос, 2001. 159 с.
8. Ваганова А.Я. Основы классического танца. СПб., 2002. 128 с.
9. Вернигора О.Н., Воробьева О.А. Импровизация в системе обучения современным направлениям хореографии: теория и история. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28395057 (дата обращения 23.03.2019).
10. Военная профессиология: учебник под общей ред. А.Г. Караяни, Ю.Г. Сулимова. М: Военный университет, 2004. 276 с.
11. Вяткина Ю.М. Хореография как средство творческого развития детей // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. матер. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: http s: //nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 09.02.2019)
12. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964. 363 с.
13. Горбунова Г. А. Развитие профессиональных способностей студентов в процессе обучения дисциплинам психолого-педагогического и художественно-изобразительного цикла: учеб. пособие. Тольятти, 2000
14. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. М.: Владос, 2000. 256 с.
15. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 368 с.
...