Глава 1. Теоретические аспекты продвижения
музея 6
1.1. Музей: понятие, сущность, цели, классификация 6
1.2. Характеристика и оценка эффективности рекламных средств для
продвижения музея 13
1.3. Характеристика и оценка эффективности PR средств для
продвижения музея 22
Глава 2. Анализ продвижения муниципального бюджетного
учреждения культуры «Муниципальный музей памяти воинов -
интернационалистов «Шурави» 33
2.1. Характеристика МБУК Музея «Шурави» 33
2.2. Анализ существующих рекламных и PR средств для продвижения
МБУК Музея «Шурави» 41
2.3. Разработка рекламных и PR средств для продвижения МБУК Музея
«Шурави» и оценка их эффективности 51
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения 67
На протяжении веков человечество хранит традиции предков и память об их достижениях. Благодаря музейным комплексам в наши дни сохранились результаты ремесел предшественников: картины, рукописи, книги, домашняя утварь, украшения и многое другое. Сохранение памяти наследия и просвещение последующих поколений - одна из основных задач музеев. Сегодня, по всему миру существуют тысячи музейных комплексов, благодаря которым каждый из нас имеет уникальную возможность прикоснуться к прошлому и раскрыть свой образовательный и культурный потенциал.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что на текущий день социально значимой проблемой является малая просвещённость населения о наличии музеев в пространстве города. Такого рода учреждениям в связи с малым финансированием не всегда доступны традиционные способы продвижения, такие как телевидение, радио, наружная реклама, но при этом одной из основных задач современного музея остаётся приобщение к нему новых посетителей.
Так, у учреждений культуры появилась потребность применять новые коммуникационные технологии: взаимодействие с аудиторией с помощью интернета, выставок, тематических ресторанов, открытых лекций и других нетрадиционных форм музейной коммуникации, изучая новые для них методы продвижения.
Разработанность проблемы в науке. Научное сообщество проявляет особый интерес к истории музеев и способам их продвижения.
Проблемам изучения музеев особое внимание уделяли следующие специалисты: А.М. Разгон, Т.А. Чебоненко, А.Н. Чумиков и др.
Вклад в изучение продвижения музеев внесли следующие специалисты: Ю.Э. Комлев, Э.В. Смирнова, В.В.Филимонов и др.
Сегодня, государство так же уделяет большое внимание информационным технологиям и финансово поддерживает продвижение музеев, в связи с тем, что необходимо поддерживать социокультурное наследие, поскольку музей, это один из базовых элементов информационной инфраструктуры исторической науки.
Объект исследования: продвижение музея.
Предмет исследования: средства рекламы и PR в продвижении МБУК Музея «Шурави».
Цель исследования: разработка рекламных и PR средств для продвижения МБУК Музея «Шурави» и оценка их эффективности.
Задачи исследования:
1. рассмотреть музей как объект продвижения;
2. дать характеристику и оценку эффективности рекламных средств для продвижения музея;
3. изучить PR-средства в продвижении музеев и оценить их
эффективность;
4. исследовать общую структуру и дать характеристику МБУК музею «Шурави»;
5. проанализировать рекламные и PR средства использованные в продвижении МБУК музея «Шурави»;
6. разработать PR-кампанию, направленную на эффективное решение коммуникационных проблем МБУК музея «Шурави» и дать оцнку их эффективности.
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы, обобщение, классификации, синтез, сравнительный метод, индукция, дедукция. Практические: описание, PEST - анализ, SWOT - анализ, анализ продвижения, опрос, моделирование.
База исследования: г. Екатеринбург, муниципальное бюджетное учреждение культуры «Муниципальный музей памяти воинов - интернационалистов «Шурави».
Практическая значимость исследования: практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены в дальнейшем для более эффективной организации деятельности МБУК Музея «Шурави», а так же на формирование и поддержание имиджа УрГПУ.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, оглавления, двух глав и шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Актуальность выбранной темы данной работы заключается в том, что на текущий день социально значимой проблемой является малая осведомлённость населения о наличии музеев в городе. Такого рода учреждения, в связи с малым финансированием, нуждаются в бюджетных способах продвижения.
Музеи превращаются в культурно-досуговые центры, что влечет за собой необходимость поиска и внедрения новых интерактивных технологий для успешного взаимодействия с посетителями. Новые технологии нуждаются в коммуникационном сопровождении средствами рекламы, PR и маркетинга.
Для нашей страны характерно формирование промежуточной модели организации маркетинга в сфере культуры, которая объединяет в себе элементы, как американской, так и французской моделей. Многие российские музеи продолжают советские традиции работы с посетителями, которые близки к французской модели. В крупных музеях (в Эрмитаже, Третьяковской галереи, Русском музее) организация маркетинговой деятельности более продумана, но и региональные музеи также начинают уделять должное внимание маркетингу и продвижению в своей работе.
Все больше и эффективнее стали применяться технологии продвижения в российских музеях, один из недавних примеров успешного продвижения является успех выставки Валентина Серова в Третьяковской галереи. Экспозиция была размещена на трех этажах с 7 октября 2015 по 24 января 2016. По информации пресс-службы Третьяковской галереи, экспозицию посетило более 500 тыс. человек, мероприятие вызвало широкий резонанс в СМИ. Для продвижения выставки использовались различные инструменты продвижения:
- создание вирусного ролика и продвижение его в социальных сетях;
- взаимодействие со СМИ;
- создание сайта выставки;
- создание культурно-образовательной программы;
- event, реклама (наружная, печатная, на транспорте, баннерная, социальных сетях);
- проведение акции;
- приглашение лидеров мнений, политиков и известных персон и др.
В выпускной квалификационной работе было рассмотрено текущее продвижение музея памяти воинов-интернационалистов «Шурави» и предложены рекомендации по продвижению:
В ходе написания работы было изучено:
Во-первых, понятие музея - некоммерческая социально-культурная организация, которая изначально не ориентирована на извлечение прибыли из своей деятельности, однако это не снимает с современного музея необходимость следовать требованиям рыночных отношений, используя механизмы маркетинга.
Изучены теоретические аспекты продвижения музея, рассмотрены виды и классификация музеев, даны определения и указаны цели музеев.
Во-вторых, рассмотрены и оценены рекламные средства для продвижения музея: печатная реклама и реализация брендовых сувениров. Мной было предложено создать брендовый календарь и новый формат листовки.
В-третьих, были рассмотрены и оценены PR-средства в продвижении музеев и оценена их эффективность: изучен событийный маркетинг, способ информационных активов в интернете и тонкости работы со СМИ.
Музейный маркетинг правомерно рассматривать:
- как систему приемов и способов, которые обеспечивают исследование потребностей общества, отдельных лиц в музейных услугах и оптимальных возможностей их удовлетворения средствами музейной деятельности;
- как средство достижения соответствия и равновесия между присущей музею социально-культурной функции и требованиями рынка.
В-четвертых, дана полная характеристика МБУК музей «Шурави», изучена структура управления музея, уставные документы, спонсоры. Выявилось отсутствие конкуренции музея, так как тема очень узкая и не требует конкуренции. Целевая аудитория - семьи солдат и школьники, которые приходят в рамках школьных экскурсий.
В-пятых, проанализированы рекламные и PR средства использованные при продвижении на текущий момент. Текущее положение дел не дает хорошего результата, предприятие нуждается в более активном продвижении.
В шестых, на примере проведенного PR-проекта, рассмотрен рост эффективности продвижения и решение коммуникационных проблем МБУК Музея «Шурави».
Таким образом, специфика деятельности по рекламе и связям с общественностью в музейной сфере изучена - цель достигнута и поставленные задачи выполнены.
1. Абрамов Р. Н., Кондратьев Э. В. Связи с общественностью. - М:КНОРУС, 2014. - 272c.
2. Бакунина Н.Н.Пресс-служба в законодательных органах власти субъектов Российской Федерации. - Тюмень: Вектор Бук, 2012. - 204с.
3. Богомолов, М.И. Связи с общественностью для гражданского сектора / М.И.Богомолов // Сборник по PR для НКО. - М.: Эксмо, 2012. - с.19-39.
4. Галкина Т.В., Петунина О.О., Краткий словарь музейных терминов, 2012,с.7.
5. Дьячков А. Н. и Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации. М.: Прогресс- Традиция, 2001. 320 с.
6. Захарова О.И., учебник, практикум и учебно-методический комплекс / 2013, с. 10.
7. Комлев Ю.Э. Методология исследования управления музейными коммуникациями, 2011., с.6.
8. Котлер, Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнитель¬ских искусств / Ф. Котлер, Дж. Шефф. -М.: Классика-XXI, 2004. -688 с.
9. Климина А. В., События как инструмент продвижения территории, 2015, с.126.
10. Константинова, С.С. Музееведение: учеб. пособие для вузов / С.С.Константинова. -М.: Приориздат, 2005. -С.25.
11. Кузнецов, П.А. Связи с общественностью для бизнеса: практические приёмы и технологии. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 296 с.
12. Кривоносов, А.Д. Основы теории связей с общественностью/ А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова., М.А. Шишкина. -СПБ.: Питер, 2011. -384 с.
13. Лидовская О., Оценка эффективности маркетинга и рекламы, 2010, с. 111.
14. Лукаш Ю.А. Имидж компании - золотой «ключик» успеха / Ю.А. Лукаш. - Москва: «Дело и Сервис», 2012. - 181 с.
15. Николаева М.А., История музеев, 2009, с. 31
16. Пасмуров, А.Я. Как эффективно подготовить и провести конференцию, семинар, выставку / А. Я. Пасмуров -СПб.: Питер, 2006. -272 с
...