ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1. Понятие и содержание хореографических способностей 11
1.2. Возрастные и психологические особенности детей
дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 39
2.1. Цели, задачи, содержание опытной работы 39
2.2. Описание результатов опытной работы по развитию
хореографических способностей у детей в дошкольном образовательном учреждении 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Развитие способностей человека необходимо начинать с детства. Именно в этом возрасте в способностях детей, как общих, так и специальных обнаруживаются многообразные индивидуальные различия.
Общими способностями ребенка являются способности к обучению, умственные способности, способности к труду. Данные способности ребенка развиваются в семье и в детском саду во время двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой и познавательно¬исследовательской деятельности.
Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных специальных областях деятельности (спортивной, музыкальной, сценической, хореографической и т.д.) Развитию специальных способностей ребенка необходимо уделять особое внимание и выделять отдельное время для их развития.
Исходной предпосылкой для развития способностей ребенка служат его врожденные задатки. Но это лишь один из факторов, определяющих развитие способностей. Способности ребенка формируются в процессе овладения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Общим фактором для развития любых способностей является настойчивость ребенка, которая говорит о его готовности к обучению.
Включение ребенка в деятельность есть основной путь развития способностей. Способности вырабатываются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем полнее и ярче будут развиваться способности.
Хореографическая деятельность в комплексе развивает такие способности как координация движений, ориентация в пространстве, гибкость тела, пластичность, чувство ритма, музыкальная отзывчивость, а также затрагивает коммуникативные способности и умение работать в коллективе. Также необходимо отметить, что хореографические способности во многом обусловлены физическими данными, которые необходимо развивать с дошкольного возраста, пока мышцы, связки и суставы сохраняют свою максимальную подвижность. Таким образом, рассматривая хореографические способности, можно с уверенностью сказать, что для их успешного развития занятия по хореографии необходимо с дошкольного возраста включать в жизнь ребенка.
Полноценные и разнообразные занятия по хореографии родители самостоятельно проводить для детей не могут, так как не имеют соответствующего профессионального образования. Следовательно, занятия по хореографии в детском саду являются отличным форматом для своевременного развития хореографических способностей детей.
О необходимости развитии способностей детей говорится в таких документах, как Национальная доктрина образования в РФ, Закон об образовании в РФ, Концепция развития дополнительного образования детей, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Данные документы включают следующие идеи: обеспечение равенства всех детей и их доступа к получению качественного образования; учет потребностей, индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка при развитии его способностей; развитие способностей дошкольников через игру, творчество, труд и исследовательскую активность; выявление талантливых детей, поддержка и развитие их творческих способностей.
В отечественной психологии проблема изучения способностей получила разностороннее освещение в трудах Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, А. А. Бодалёва, Н. С. Лейтеса и др.
Б. М. Теплов работал над проблемой индивидуально-психологических различий. В центре его научных интересов были теории способностей и одаренности. Ученым дано обоснование возможности и перспективности исследования свойств нервной системы человека и их психологического значения в художественной деятельности. Б. М. Теплов является автором монографии «Психология музыкальных способностей». В этом фундаментальном исследовании психологических свойств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, им развиты теоретические представления об отдельных музыкальных способностях и музыкальной одаренности.
С. Л. Рубинштейн создает оригинальную философско-психологическую концепцию развития человека в процессе деятельности; также он является основоположником деятельностного подхода в отечественной психологии. С. Л. Рубинштейн убедительно доказал, что развитие человека - это процесс развития его способностей, а развитие способностей представляет собой развитие как таковое и не может сводиться к овладению знаниями, умениями, навыками и накоплению опыта.
А. А. Бодалёв изучал взаимосвязь характера и способностей человека. Он обозначил основные направления изучения способностей разными отраслями психологической науки; исследовал способности как «сложнейшее многокомпонентное психологическое образование», взаимосвязанное с человеческой деятельностью и личностными особенностями.
Н. С. Лейтес, являясь автором трудов «Умственные способности и возраст», «Способности и одаренность в детские годы» исследует возрастные особенности развития способностей, в т.ч. особенности развития общих умственных способностей ребенка.
Проблема развития хореографических способностей детей освещается разносторонне (И. И. Бадаева и И. А. Степаник, Е. Б. Юнусова, В. Н. Карпенко, И. Т. Соснина и др.). И. И. Бадаева и И. А. Степаник изучают структуру хореографических способностей детей. Е. Б. Юнусовой исследуется процесс формирования хо реографических умений у детей старшего дошкольного возраста в сфере до полнительного образования, структура которых представлена двигательными умениями, музыкально-ритмическими ум ениями, творческими ум ениями. В. Н. Карпенко выделяет в структуре хореографических способностей об щие и специальные способности. К общим хореографическим способностям им отнесены следующие: двигательная память и психомоторные способности; высокий уровень развития образного мышления, выражающегося в специфическом чувстве эмоциональной возбудимости; чувство ритма; непосредственность поведения. Специальные способности тесно взаимосвязаны с об щими, но несут неповторимый отпечаток индивидуальности: это творческие способности, обеспечивающие воплощение танцевального образа; музыкально-ритмическое чувство, репродуктивные способности, в т.ч. двигательно-моторная память.
В литературе описываются возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Г. М. Бреслав, С. А. Козлов и др.); а также особенности развития их двигательно-моторной сферы и физиометрические показатели (Е. Н. Вавилова, Л. И. Пензулаева, Н. Н. Назарова, М. Ю. Кистяковский).
Следует отметить, что в настоящее время разработаны многочисленные учебные программы для детей дошкольных образовательных учреждений, направленные на развитие двигательных способностей. Отметим среди них программы по физической культуре, ритмике, танцевально-игровой гимнастике, логоритмике, детскому фитнесу и др. Однако в этих программах не ставится цель развития хореографических способностей детей дошкольного возраста. Для развития хореографических способностей требуется комплексное психомоторное развитие ребенка: координации разнообразных движений, развитие музыкально-ритмического чувства, понимание выразительности музыкальной интонации, телесная гибкость и др. Поэтому проблема развития хореографических способностей детей дошкольного возраста требует дополнительного изучения.
Исходя из всего изложенного выше, можно обозначить следующие сложившиеся противоречия:
- между социальными потребностями общества в необходимости развития способностей личности ребенка и недостаточным вниманием к созданию условий для развития двигательной активности детей в дошкольном образовательном учреждении;
- между теоретической разработанностью проблемы развития двигательно-моторных способностей и недостатком теоретических работ по проблеме развития хореографических способностей;
- между наличием высокого потенциала к развитию двигательно-моторных способностей у детей в дошкольном возрасте и недостатком методического обеспечения по проблеме развития хореографических способностей в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Указанные противоречия определяют актуальность исследования и позволяют сформулировать проблему исследования: поиск и научное обоснование способов развития хореографических способностей у детей дошкольного возраста, которая определила тему исследования: «Развитие хореографических способностей детей в дошкольном образовательном учреждении».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путём проверить комплекс методов и приемов, обеспечивающих развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития хореографических способностей у детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предметом исследования является комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов, обеспечивающих развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие хореографических способностей у детей в дошкольном образовательном учреждении будет более эффективным, если:
- в процессе обучения учитывать возрастные, психологические и психомоторные особенности детей дошкольного возраста;
- использовать комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения;
- разработать вариативные задания для хореографических занятий в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) изучить литературу по проблеме исследования, дать определение
понятиям «способности», «хореографические способности»,
охарактеризовать их содержание;
2) охарактеризовать возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста;
3) выявить комплекс методов, способствующих развитию хореографических способностей у детей дошкольного возраста;
4) провести опытную работу на занятиях в дошкольном образовательном учреждении, обобщить полученные результаты, сделать выводы.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы; сравнение; обобщение;
- эмпирические - наблюдение, беседа, опытная работа, обобщение передового педагогического опыта, методы статистической обработки полученных данных.
Методологическая основа исследования:
- основные положения культурно-исторической психологии о развитии высших психических функций ребенка и развитии способностей (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Н. Дружинин и др.);
- основные положения возрастной психологии о развитии способностей детей дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Г. М. Бреслав, С. А. Козлов и др.);
- основные положения теории и методики хореографического образования (И.И. Бадаева, И.А. Степаник, И.Г. Соснина, Е.Б. Юнусова);
- основные положения психолого-педагогической диагностики в хореографическом образовании (Э. П. Костина, В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак);
- основные положения методологии о проведении научно-педагогического исследования (А.М. Новиков, М.Н. Скаткин и др.).
Исследование проводилось с 2018-2019 г.г. и включало три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт по изучаемой проблеме;
определялись проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
На втором этапе уточнялась гипотеза исследования, определялось содержание и критерии оценивания опытной работы, осуществлялось накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе проводился анализ, обобщение и систематизация полученных данных, их интерпретация и оформление, формулировались выводы диссертационного исследования.
Базой исследования явилась: МБДОУ № 262 г. Екатеринбурга в 2018¬2019 учебном году. В опытной работе приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Научная новизна исследования заключается в изучении проблемы развития хореографических способностей у детей дошкольного возраста на дополнительных занятиях по хореографии в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Теоретическая значимость состоит:
- в уточнении понятия «хореографические способности» применительно к детям дошкольного возраста: под которыми понимаются индивидуально¬психологические особенности личности, выражающиеся в развитости чувство ритма, эмоциональной отзывчивости к музыкальным интонациям, в и способности передавать характер музыки танцевальными движениями;
- в разработке комплекса общепедагогических и специфических хореографических методов обучения: словесных, наглядных, практических, игровых, методов эмоционального воздействия, методов импровизации для занятий с детьми дошкольного возраста.
Практическая значимость состоит:
- в разработке вариативных заданий для занятий с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения;
- в формировании критериев и условных уровней оценивания хореографических способностей у детей дошкольного возраста на дополнительных занятиях хореографией в ДОУ.
На защиту выносятся следующие положения:
- понятие «хореографические способности» применительно к детям дошкольного возраста понимается как индивидуально-психологические особенности личности, выражающиеся в развитости чувство ритма, эмоциональной отзывчивости к музыкальным интонациям, способности передавать характер музыки танцевальными движениями;
- комплекс общепедагогических методов и специфических хореографических методов обучения: словесных, наглядных, практических, игровых, методов эмоционального воздействия, методов импровизации, способствующих развитию хореографических способностей у детей в дошкольном образовательном учреждении.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В заключение сформулируем основные выводы диссертационного исследования. Цель и задачи выполнены.
Дано определение понятиям «способности», «хореографические способности», «хореографические способности детей дошкольного возраста».
Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, обуславливающие лёгкость и быстроту приобретения знаний, навыков, но не сводящиеся к этим особенностям. Развитие способностей происходит на основе задатков, в адекватной им деятельности, взаимосвязано с интересами, склонностями и чертами характера.
Под хореографическими способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, к которым относится природная ритмическая чувствительность; развитое в процессе труда и социального общения субъективное отношение к музыкальной интонации, выраженной в виде танцевального движения. Выделяют общие и специальные хореографические способности, взаимосвязанные между собой. К общим способностям относят двигательную память и психомоторные способности; к специальным хореографическим способностям - творческие способности, необходимые для воплощения танцевального образа, музыкально-ритмическое чувство, репродуктивные способности.
Хореографические способности детей дошкольного возраста рассматриваются как индивидуально-психологические особенности ребенка, выраженные в развитости чувства ритма, эмоциональной отзывчивости к музыкальным интонациям, способности передавать характер музыки танцевальными и пластическими движениями.
Охарактеризованы возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста: особенности мышления восприятия, памяти, внимания, воображения, речи, особенности эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы, а также физиометрические показатели детей дошкольного возраста.
В диссертационном исследовании описана организация и проведение опытной работы, сформулирована ее цель и задачи.
Цель опытной работы состоит в том, чтобы проверить на практике комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения, обеспечивающих развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи опытной работы:
1) сформировать критерии оценивания уровней развития хореографических способностей у детей дошкольного возраста;
2) охарактеризовать комплекс методов обучения, способствующих развитию хореографических способностей у детей дошкольного возраста;
3) разработать практические задания для занятий по ритмике с детьми дошкольного возраста;
4) провести опытную работу, обобщить полученные результаты, сделать выводы.
Нами сформированы критерии оценивания условных уровней развития хореографических способностей у детей дошкольного возраста:
- координация движений,
- чувство ритма,
- гибкость.
Указанные критерии дифференцированы на высокий, средний, низкий уровни. Высокий уровень развития хореографических способностей характеризуется безошибочным выполнением ребенком хореографических упражнений. Средний уровень характеризуется безошибочным выполнением ребенком всех упражнений со второго раза. Низкий уровень характеризуется невозможностью безошибочного выполнения ребенком упражнений после нескольких попыток.
Охарактеризован комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения, применяемых в процессе выполнения практических заданий и направленных на развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста:
- общепедагогические методы: словесные, наглядные, практические, игровые методы;
- методы эмоционального воздействия и импровизации.
Разработаны практические задания для занятий по ритмике с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие развитие координации движений, чувства ритма, гибкости.
Описаны результаты опытной работы, проведенной с детьми дошкольного возраста в МБДОУ № 262 г. Екатеринбурга в 2018-2019 учебном году. В опытной работе приняли участие двадцать воспитанников старшей группы 5-6 лет.
Опытная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Для проведения констатирующего этапа разработаны упражнения, выявляющие исходный уровень развития хореографических способностей детей дошкольного возраста. На констатирующем этапе средние арифметические оценки выполнения упражнений на координацию движений, чувство ритма и гибкость условно показали: высокий уровень выполнения у 20 % детей; средний уровень - у 47 % детей; низкий уровень - у 33 % воспитанников старшей группы.
На формирующем этапе опытной работы использовался комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения в процессе выполнения хореографических заданий: словесные (рассказ педагога, беседа), наглядные (методы иллюстрации), практические, игровые; методы эмоционального воздействия; методы импровизации. Данный комплекс методов использовался в ходе выполнения заданий, направленных на развитие координации, чувства ритма и гибкости у воспитанников ДОУ.
На итоговом этапе опытной работы проведена итоговая диагностика уровня развитости хореографических способностей у дошкольников. Сравнительный анализ начального и итогового уровней развития хореографических способностей у детей в дошкольном образовательном учреждении показал следующие среднеарифметические оценки: высокий уровень отмечен у 35 % детей; средний уровень - у 45 % детей; низкий уровень - у 10 % воспитанников. Итоговый этап опытной работы (в сравнении с констатирующим этапом) показал увеличение детей, выполняющих задания на высоком уровне (на 15 %) и среднем уровне (на 8 %), а также уменьшение детей, выполняющих задания на низком уровне (на 23 %).
Таким образом, результаты проведенной опытной работы подтверждают гипотезу: развитие хореографических способностей у детей в дошкольном образовательном учреждении станет более эффективным, если:
- в процессе обучения учитывать возрастные, психологические и психомоторные особенности детей дошкольного возраста;
- использовать комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения;
- применять вариативные задания для хореографических занятий в дошкольном образовательном учреждении.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в уточнении понятия «хореографические способности» применительно к детям дошкольного возраста: под «хореографическими способностями дошкольников» понимается понимаются индивидуально-психологические особенности личности, выражающиеся в развитости чувство ритма, эмоциональной отзывчивости к музыкальным интонациям, способности передавать характер музыки танцевальными движениями;
- в разработке комплекса общепедагогических и специфических хореографических методов обучения: словесных, наглядных, практических, игровых, методов эмоционального воздействия, методов подготовки к импровизации для занятий с детьми дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит:
- в разработке вариативных заданий для дополнительных занятий по хореографии с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения;
- в формировании критериев и условных уровней оценивания хореографических способностей у детей дошкольного возраста на дополнительных занятиях хореографией в ДОУ.
1. Бадаева И.И., Степаник И.А. Исследование координационных способностей учащихся Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой на раннем этапе профессиональной хореографической подготовки. СПб.: Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. 171 с.
2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984. 288 с.
3. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. 188 с.
4. Бруднова А.К. От внешкольной работы к дополнительному
образованию детей: Сб. нормативных и метод. материалов для
дополнительного образования детей. М.: Владос, 2000. 544 с.
5. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Методическая служба учреждения дополнительного образования детей. М.: ПАИМС, 2000. 100 с.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 2015. 245 с.
7. Вавилова Е.Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. М.: Скрипторий, 2003. 250 с.
8. Ваганова А.Я. Основы классического танца. СПб.: Лань, 2000. 192 с.
9. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. 117 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.
11. Вяткина Ю.М. Хореография как средство творческого развития
детей // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. статей по матер. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL:
http s: //nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 09.02.2019).
12. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993. 193 с.
13. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. М.: Владос, 2000. 256 с.
14. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие для вузов. 2 изд. доп. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
15. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Основы дошкольной педагогики. М.: Педагогика, 1980. 272 с.
16. Импровизация в танце. URL: http://www.shake-dance.ru/polza/152/ (дата обращения: 09.02.2019).
17. Карпенко В.Н. Место импровизации в формировании хореографических способностей: электронный научный журнал Априори. Серия: Гуманитарные науки. 2018.
...