Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система работы по сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности

Работа №95760

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы95
Год сдачи2021
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
227
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Особенности психического развития детей с задержкой
психического развития 10
1.3 Особенности игровой деятельности у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 15
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.1. Анализ программы развития детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 23
2.2. Организация констатирующего эксперимента 26
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 35
3.1. Методы формирования сенсорного развития детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 35
3.2. Формирующий эксперимент 37
3.3. Анализ результата контрольного эксперимента 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
Воспринимая предметы и, действуя с ними, ребёнок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.
Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиям, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.
Большинство из этих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу, например, звуковысотный слух является сенсорной основой музыкальных способностей, развитое зрительное восприятие форм и красок — сенсорной основой изобразительных способностей, тонкое кинестетическое различение — основой различных моторных способностей и т. д.) и эта сенсорная основа способностей интенсивно формируется в раннем и дошкольном детстве. Сенсорное воспитание имеет большое значение для всего последующего развития ребёнка и для подготовки его к будущей творческой, общественно полезной деятельности [8, с. 31].
Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные Л. А. Венгером, А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко, А. А. Катаевой, М. Монтессори, Н. Н. Поддъяковым, Н. П. Сакулиной, А. П. Усовой выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на первое место. В отличие от проблемы сенсорного развития детей с нормальным интеллектом, которая была изучена всесторонне, проблеме сенсорного развития детей с задержкой психического развития было уделено меньше внимания. Поэтому данная проблема актуальна на сегодняшний день.
Цель работы - изучение особенностей сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования - сенсорное развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - коррекция сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности.
Задачи:
- изучить теоретические основы проблемы сенсорного развития детей;
- выявить особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- подобрать цикл дидактических игр для сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: дошкольники с задержкой психического развития могут улучшить свои результаты в сенсорном восприятии при систематической работе и в ходе многократного повторения заданий в форме дидактической игры.
В качестве основного метода исследования в данной работе применяется анализ литературы, обобщение научного материала, а также проведение педагогического эксперимента.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проблемы изучения зрительного восприятия у дошкольников с ЗПР связана с необходимостью проведения целенаправленного систематического комплекса мероприятий, направленных на коррекцию сенсорного развития. Коррекционно-педагогические мероприятия необходимо проводить в образовательных учреждениях, создать для таких детей специальные условия. Специальные условия обеспечивают возможность правильно взаимодействовать с людьми и окружающим миром в разных ситуациях, а также тесно проводить работу с семьёй ребёнка с ОВЗ.
В период первых лет жизни происходит развитие сенсорных способностей, зрительные и слуховые способности сменяются предметным восприятием, который открывает ребёнку мир предметов и явлений. Сенсорные способности в период раннего детства играет важную роль в развитии ребёнка, потому что именно в этот период происходит совершенствование сенсорных органов, посредством чего накапливаются представления об окружающем мире.
В результате изучения теоретических данных сделан вывод, что система сенсорного развития у дошкольников с ЗПР требует глубокого исследования по разным аспектам данной проблемы.
Экспериментальное исследование было направлено на изучение зрительного восприятия у дошкольников с ЗПР и проводилось с целью определения условий для эффективного применения дидактических игр по развитию зрительного восприятия с детьми в возрасте 5-6 лет.
Были проведены констатирующий эксперимент и формирующий эксперимент, они включали в себя три методики, которые были направлены на изучение усвоения сенсорных эталонов.
В результате исследования выявили, что у дошкольников с ЗПР имеются особенности зрительного восприятия, которые проявляются в несформированности сенсорных эталонов формы, цвета, величины.
По итогам констатирующего эксперимента можно сделать выводы следующие:
1) у дошкольников с ЗПР анализирующее наблюдение находится на низком уровне;
2) они воспринимают сходные качества предметов как одинаковые;
3) у дошкольников с ЗПР происходит усвоение сенсорных эталонов намного медленнее, чем у нормально развивающегося ребёнка;
4) выявлено, что усвоение эталона величины наиболее затруднено, чем усвоение других эталонов (цвета и формы);
5) при проведении формирующего эксперимента выяснили, что дошкольники с ЗПР могут улучшить свои результаты, но только при систематической работе и в ходе многократного повторения заданий и учебного материала.
Анализ результатов контрольного эксперимента выявил эффективность коррекционной работы, что отразилось в положительной динамике сформированности навыков сенсорного восприятия. Достижения умственного развития дошкольника с ЗПР зависят от того, на каком уровне находится сформированность сенсорного развития, от того, насколько разнообразно видит и воспринимает ребёнок окружающее.
У дошкольников с ЗПР уровень развития сенсорных способностей низкий: они различают основные цвета с помощью взрослого хорошо, но при самостоятельном назывании допускают ошибки или совсем не справляются, то же самое мы можем сказать о восприятии ими величины и формы. В связи с этим, очень важно целенаправленно подбирать дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия.
Работа с дидактическими играми и упражнениями даёт возможность научить детей самостоятельному поиску решений и ответов, что способствует самостоятельности и в будущем поможет мыслить нестандартно и творчески решать различные ситуации. Дети, с которыми целенаправленно и систематически проводится коррекционная работа, становятся более способными различать разнообразие окружающего мира, что в итоге способствует познавательному развитию и успешной социализации.
Теоретическая и практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что подобранная система игр может использоваться при коррекции сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.



1. Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию /
Г. С. Абрамова. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 237 с.
2. Айзенберг, Б. И. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития. / Б. И. Айзенберг, Л. В. Кузнецова // Психотерапия в дефектологии : Книга для учителя / сост. Н. П. Вайзман. - М. : Просвещение, 1992. - С. 71-80.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К. С. Лебединской. - М., 1982. - 128 с.
4. Базиков, М. В. Основные принципы психокоррекционной работы в лечебно-воспитательном детско-подростковом коллективе / М. В. Базиков, Н. Н. Сиренина // Записки тюркских психологов. - Тверь, 1998. - С. 88-102.
5. Беличева, С. А. Система коррекционно-развивающего обучения: ее преимущества и проблемы / С. А. Беличева // Практическая психология и логопедия. - 2003. - № 1-2. - с. 21-23.
6. Бондаренко, Н. М. Дидактические игры как средство развития произвольной памяти у детей с ЗПР / Н. М. Бондаренко. - URL: http://bibliofond.ru(дата обращения: 03.02.2021).
7. Борякова, Н. Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева. - М.: Гном-Пресс, 1999. - 64 с.
8. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 1988. - 144 с.
9. Вересотская, К. И. Особенности зрительного восприятия у школьников-олигофренов / К. И. Вересотская // Вопросы дефектологии. - М. : Учгиз, 1964. - С. 68-88.
10. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова,
М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 189 с.
11. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. - С. 62-68.
12. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколов. - М. : Просвещение, 1986. - 72 с.
13. Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н. И. Гуткина. - М., 1993. - 68 с.
14. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения /
B. В. Давыдов. - М. : Просвещение, 1986. - 240 с.
15. Демьянов, Ю. Г. Диагностика психических нарушений :
практикум / Ю. Г. Демьянов. - М. : Сфера, 2004. - 224 с.
16. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. - М. : Аркти, 2001. - 224 с.
17. Доронова, Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. - М. : Просвещение, 1992. - 152 с.
18. Екжанова, Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. А. Екжанова // Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Стребелевой. - М., 2001. - С. 57-93.
19. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 1990. - 222 с.
20. Забрамная, С. Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения обследования детей» /
C. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - М. : Владос, 2005. - 32 с.
21. Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : методические рекомендации / Е. Г. Карасева. - М. : Русское слово, 2018. - 64 с.
22. Катаева, А. А. Дидактические игры в обучении старших дошкольников с отклонениями в развитии / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М., 2004. - 224 с.
23. Колодинский, Д. Н. Развиваем восприятие / Д. Н. Колодинский. - М. : Книжный дом, 2018. - 18 с.
24. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. - М. : Просвещение, 1991. - 97 с.
25. Лесина, С. В. Коррекционно-развивающие занятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии / С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко. - М. : Учитель, 2014. - 168 с.
26. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования / под ред. Л. В. Коломийченко. - М. : Юрайт, 2018. - 210 с.
27. Немов, Р. С. Общая психология. Ощущения и восприятие : учебник и практикум / Р. С. Немов. - М. : Юрайт, 2017. - 302 с.
28. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. - М. : Владос, 2003. - 80 с.
29. Нищева, Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах / Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2017. - 240 с.
30. Нищева, Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2017. - 240 с.
31. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Альянс, 2017. - 370 с.
32. Плаксина, Л. И. Методика развития зрительного восприятия в процессе обучения / Л. И. Плаксина. - М., 2001. - 187 с.
33. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - URL:https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения: 03.02.2021).
34. Рындина, Е. В. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР : методические рекомендации / Е. В. Рындина. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 176 с.
35. Селищева, Т. В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5¬7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия / Т. В. Селищева. - М. : Учитель, 2016. - 196 с.
36. Сошина, И. В. Игротека речевых игр. Выпуск 11. Играем в рифмы. Игры на развитие фонематического восприятия и автоматизацию поставленных звуков в словах у детей 5-7 лет / И. В. Сошина. - М. : ГНОМ,2016.- 16 с.
37. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева. - Москва : Academa, 2001. - 352 с.
38. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования / О. В. Тихомирова. - М. : Юрайт, 2017. - 155 с.
39. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика / В. И. Турченко. - М. : Флинта, 2017. - 256 с.
40. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М. : Просвещение ; Владос, 1995. - 146 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью. - М. : Просвещение,2017 - 80 с.
42. Федеральный закон от 29.12.2012 (ред. от 19.12.2016) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Просвещение, 2016. - 78 с.
43. Хорошева, Н. Н. Сенсомоторное и коммуникативное развитие детей: структура, диагностика, формирование / Н. Н. Хорошева. - М. : LAP, 2011. - 240 с.
44. Чиркина, Г. В. Визуальный тренажер. Альбом для занятий с детьми 5-7 лет / Г. В. Чиркина, М. Н. Русецкая. - М. : Аркти, 2007. - 72 с.
45. Яковлева, А. В. Изотерапия в работе с детьми с задержкой психического развития / А. В. Яковлева, Т. Н. Смирнова. - М. : LAP, 2013. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ