Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ

Работа №95754

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ 10
1.1. Детская студия в системе учреждений дополнительного
художественного образования 10
1.2. Характеристика основных направлений деятельности детской
творческой студии 18
1.3. Педагогические условия организации художественной деятельности
детей в творческой студии 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ 31
2.1. Задачи, организация, структура опытно-поисковой работы 31
2.2. Результаты опытно-поисковой работы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 64

Стремительное развитие современного общества, предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения (развитие чувства прекрасного, бережного отношения к существующим богатствам культуры и искусства), что заставляет родителей задуматься о выборе дополнительного художественного образования для своего ребенка с целью развития его общих и художественных способностей и творческого потенциала.
На данный момент на рынке образовательных услуг, кроме давно утвердившихся видов учреждений дополнительного художественного образования - детская музыкальная школа, детская школа искусств, детская хоровая школа, детская хореографическая школа, работающих на основе ФГТ, а также студий и кружков, работающих на базе домов и дворцов культуры, существуют и учреждения дополнительного художественного образования - студии, кружки, организованные по месту жительства. В отличие от, перечисленных учреждений дополнительного художественного образования, относящихся к министерству культуры и министерству образования, клубы и студии по месту жительства имеют частных учредителей и предлагают свои образовательные программы, которые не гарантируют получение полноценного предпрофессионального
художественного образования.
Вопросы организации учебно-воспитательного процесса (цель, задачи, принципы, формы обучения, пути приобщения ребенка к различным видам искусства и художественной деятельности) в ДМШ, ДШИ, ДХШ и других аналогичных учреждениях дополнительного художественного образования нашли отражение в научных работах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Б.Т. Лихачева, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой, Г.М. Цыпина, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова и др. Однако, аналогичных исследований применительно к организации образовательного процесса в условиях новых учреждений дополнительного художественного образования (творческих студиях, клубах по месту жительства) фактически нет.
Анализ существующей практики реализации образовательной деятельности указанных учреждений дополнительного образования по месту жительства, свидетельствует о различных подходах к организации учебно-воспитательного процесса. Многие творческие студии в своей работе опираются на образовательные программы детских музыкальных школ и детских художественных школ, выстраивая учебный процесс на основе общепринятых методик обучения (например, игре на музыкальных инструментах, вокалу, рисунку, декоративно-прикладному искусству, лепке и т. д.). В других случаях некоторые клубы и студии работают по своим авторским программам, чаще всего это происходит в хореографических студиях или кружках.
Практика показывает, что сегодня в малых населенных пунктах, а также в отдаленных от центральной части города районах, качество обучения в творческих студиях и клубах чаще всего зависит от поставленной родителями и обучающимися цели - заполнить свободное время интересующим видом художественной деятельности или получить качественные знания, умения и навыки для дальнейшей трудовой деятельности в каком-либо виде искусства. Указанные обстоятельства соответственно вносят изменения в устоявшийся художественно¬образовательный процесс. Занятия в творческих студиях и клубах обычно носят систематический характер, но по одному виду художественной деятельности - обучению игре на каком-либо музыкальном инструменте; обучение макраме; обучение живописи, рисунку, лепке; обучение современному танцу и т.п. Организация таких занятий требует поиска новых подходов к художественно-образовательному процессу, наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения, стимулирующих интерес обучающихся к выбранному виду художественной деятельности.
Исходя из выше изложенного можно обозначить следующие сложившиеся противоречия:
- между потребностью общества в расширении системы дополнительного образования детей через учреждения по месту жительства и недостаточной общепедагогической и дидактической оснащенностью этого процесса применительно к указанным учреждениям в теории и практике дополнительного художественного образования;
- между теоретической разработанностью организации образовательного процесса в рамках традиционных учреждений дополнительного художественного образования и не в полной мере выявленными педагогическими условиями организации образовательной среды в вариативных учреждениях, способствующих наиболее полной самореализации обучающихся в выбранном виде художественной деятельности;
- между возможностью удовлетворения художественно-образовательных потребностей подрастающего поколения в рамках вариативного дополнительного художественного образования и отсутствием методического сопровождения этого процесса на практике.
Обозначенные выше противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске и научном обосновании способов организации образовательной среды детской творческой студии, удовлетворяющей художественные потребности обучающихся и стимулирующей у них устойчивый познавательный интерес к выбранному виду художественной деятельности.
Фактическое отсутствие учебно-методического обеспечения образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования по месту жительства свидетельствует об актуальности темы исследования «Педагогические условия организации художественной деятельности детей в творческой студии».
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике педагогические условия организации художественной деятельности обучающихся в условиях творческой студии.
Объект исследования: образовательный процесс в детской творческой студии.
Предмет исследования: педагогические условия организации
художественной деятельности детей в творческой студии.
Гипотеза исследования: художественная деятельность детей и подростков в творческих студиях по месту жительства будет более плодотворной:
- при организации содержания занятий с учетом художественных потребностей детей и специфики определенного вида художественной деятельности;
- при стимуляции и развитии устойчивого познавательного интереса к выбранному виду художественной деятельности;
- при использовании традиционных и инновационных форм организации учебных занятий, основанных на отношениях сотрудничества педагога и обучающихся.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Уточнить содержание понятия «творческая студия» применительно к современным видам учреждений дополнительного образования.
3. Выявить возможности творческих студий как учреждений дополнительного образования по месту жительства в удовлетворении художественных интересов и потребностей детей.
4. Определить педагогические условия эффективной организации образовательного процесса в детской творческой студии.
5. Выявить критерии и показатели эффективности предлагаемых условий организации художественной деятельности детей в творческой студии
6. Опытным путем проверить эффективность выделенных педагогических условий организации художественной деятельности детей в творческой студии.
Методологическую основу исследования составили:
- основные положения психолого-педагогической концепции развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- основные положения концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, В.В. Сериков, И.А. Якиманская и др.);
- основные положения методологии педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин, Г.М. Цыпин);
- основные положения подходов психолого-педагогических подходов к
развитию интереса у детей (В.В. Бондаревский, Б.Г. Додонов,
A. Г. Здравомыслов, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова,
B. Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина);
- основные положения теории дополнительного образования детей (С.В. Воробьева).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, анализ базовых понятий исследования; проектирование педагогических условий; прогнозирование результатов исследования;
- эмпирические: опытно-поисковая работа, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование.
Опытная работа проводилась на базе детской творческой студии «Голос» поселка Исток Октябрьского района г. Екатеринбурга в 2017 - 2018 годах.
Научная новизна исследования.
1. Доказана целесообразность детских творческих студий как учреждений дополнительного образования по месту жительства для получения основных профессиональных знаний, умений, навыков и удовлетворения потребностей детей в различных видах художественной деятельности.
2. Выявлен комплекс педагогических условий (организация содержания занятий с учетом художественных потребностей детей и специфики определенного вида художественной деятельности; стимуляция и развитие устойчивого познавательного интереса к выбранному виду художественной деятельности; использование традиционных и инновационных форм организации учебных занятий, основанных на отношениях сотрудничества педагога и обучающихся), способствующих эффективной организации образовательного процесса в детской творческой студии.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Уточнена сущность понятия «Творческая студия» применительно к учреждениям дополнительного образования по месту жительства;
2. Обоснованы педагогические условия организации образовательного процесса в детской творческой студии (организация содержания занятий с учетом художественных потребностей детей и специфики определенного вида художественной деятельности; стимуляция и развитие устойчивого познавательного интереса к выбранному виду художественной деятельности; использование традиционных и инновационных форм организации учебных занятий, основанных на отношениях сотрудничества педагога и обучающихся), позволяющие достичь максимальной степени удовлетворенности у обучающихся от занятий по выбранному виду художественной деятельности.
Практическая значимость исследования.
Разработаны критерии и показатели эффективности предлагаемых условий организации художественной деятельности детей в творческой студии: когнитивный (уровень полученных знаний, умений и навыков в выбранном виде художественной деятельности); мотивационно¬ценностный (устойчивый интерес, ценностные ориентации, потребность в выбранной художественной деятельности); эмоционально-волевой (готовность к совершению и реализации волевых усилий при овладении выбранным видом художественной деятельности; проявление личной инициативы в процессе занятий); действенно-практический (навыки постановки целей и коррекции своих действий, самооценка; оперирование приобретённым багажом знаний и умений в выбранном виде художественной деятельности, самостоятельность в работе).
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, использованием комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, положительными результатами экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день дополнительное образование стремительно развивается и охватывает множество видов деятельности, в которой задействованы не только дети, но и взрослые. В любом городе России взрослые и дети могут посещать учреждения дополнительного образования, в рамках которых они смогут удовлетворять свои духовные и культурные потребности, овладевая различными видами художественной деятельности.
На данный момент на рынке образовательных услуг, параллельно с давно утвердившимися видами учреждений дополнительного художественного образования (детские музыкальные, художественные, хоровые, хореографические школы и детские школы искусств, работающие на основе ФГТ), а также студий и кружков, работающих на базе домов и дворцов культуры, существуют и учреждения дополнительного художественного образования - студии, кружки, организованные по месту жительства. В отличие от, перечисленных учреждений дополнительного художественного образования, относящихся к министерству культуры и министерству образования, клубы и студии по месту жительства имеют частных учредителей и предлагают свои образовательные программы, которые не гарантируют получение полноценного предпрофессионального художественного образования.
Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-поисковой работы подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать следующие выводы:
1. Актуальность проблемы научного обоснования педагогических условий организации образовательного процесса в детской творческой студии, удовлетворяющей художественные потребности обучающихся в выбранном виде художественной деятельности, определяется увеличением учреждений дополнительного образования клубного типа по месту жительства.
2. В дополнительном художественном образовании «детскую студию» как учреждение дополнительного образования рассматривают с позиции социально-культурного воспитания, то есть как 1) образовательно - художественную среду, располагающую к различным видам художественной деятельности и художественному творчеству; 2) место творческого общения, освоения какого-либо вида художественной деятельности обучающими, развития их общих и художественных способностей, самореализации в каком-либо виде художественного творчества.
3. Педагогическими условиями организации образовательного процесса в детской творческой студии являются:
- организация содержания занятий с учетом художественных потребностей детей и специфики определенного вида художественной деятельности;
- стимуляция и развитие устойчивого познавательного интереса к выбранному виду художественной деятельности;
- использование традиционных и инновационных форм организации учебных занятий, основанных на отношениях сотрудничества педагога и обучающихся.
4. Данные условия позволяют достичь максимальной степени удовлетворенности у обучающихся от занятий по выбранному виду художественной деятельности.
5. Критерием эффективности педагогических условий организации образовательного процесса в детской творческой студии является уровень познавательного интереса к выбранному виду художественной деятельности, показателями которого выступают: качество успеваемости обучающихся; уровень инициативы в расширении своего художественного кругозора; активное желание расширять свои знания, умения и навыки в выбранном виде художественной деятельности; результативность концертных и конкурсных выступлений на различном уровне (международном, всероссийском, региональном, областном и др.
6. Опытная работа зафиксировала положительные тенденции в художественном развитии обучающихся при реализации указанных педагогических условий в организации образовательного процесса в детской творческой студии, и показала необходимость дальнейшей разработки данной проблемы на уровне теории, методики и технологий обучения.


1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений М. : Академия, 2004. 336 с.
2. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень : Тюм. ун-т, 1997. 127 с.
3. Алиев Ю. Б. Дидактика и методика музыкального образования школьников. М. : СГУ, 2012. 339 с.
4. Алиев Ю. Б. Дидактика художественного образования. М. : СГУ, 2008. 267 с.
5. Алиев Ю. Б. Междисциплинарный подход в развитии потребности в художественном самообразовании школьников-подростков // Педагогика, 2018. №6. 314 с.
6. Алиев Ю. Б. Формирование музыкальной культуры школьников- подростков как дидактическая проблема. М. : СГУ, 2012. 479 с.
7. Андреев А. Л. Общество и образование: социокультурный профиль России // Педагогика. 2002. № 6. С. 20-29.
8. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития : инновац. курс. Кн. 1. Казань : Казан. ун-т, 1996. 577 с.
9. Безруких М. М. Педагогический энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
10. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность: Монография. М. : Академия естествознания, 2010. 310 с.
11. Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / Урал. гос. пед. ун-т; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. 208 с.
12. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений М. : Академия, 2000. 192 с.
13. Белова В. В. Воспитание и развитие личности в системе дополнительного образования : Сб. норм. и метод. материалов. М. : Просвещение, 1999. 136 с.
14. Белоус С. В. Педагогические условия совершенствования управления учреждением дополнительного образования детей (на примере Детской школы искусств и ремесел Гармония) : Автореферат дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2010. 25 с.
15. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика.1995. № 4. С. 29-35.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ