ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ 10
1.1. Детская студия в системе учреждений дополнительного
художественного образования 10
1.2. Характеристика основных направлений деятельности детской
творческой студии 18
1.3. Педагогические условия организации художественной деятельности
детей в творческой студии 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ 31
2.1. Задачи, организация, структура опытно-поисковой работы 31
2.2. Результаты опытно-поисковой работы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Стремительное развитие современного общества, предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения (развитие чувства прекрасного, бережного отношения к существующим богатствам культуры и искусства), что заставляет родителей задуматься о выборе дополнительного художественного образования для своего ребенка с целью развития его общих и художественных способностей и творческого потенциала.
На данный момент на рынке образовательных услуг, кроме давно утвердившихся видов учреждений дополнительного художественного образования - детская музыкальная школа, детская школа искусств, детская хоровая школа, детская хореографическая школа, работающих на основе ФГТ, а также студий и кружков, работающих на базе домов и дворцов культуры, существуют и учреждения дополнительного художественного образования - студии, кружки, организованные по месту жительства. В отличие от, перечисленных учреждений дополнительного художественного образования, относящихся к министерству культуры и министерству образования, клубы и студии по месту жительства имеют частных учредителей и предлагают свои образовательные программы, которые не гарантируют получение полноценного предпрофессионального
художественного образования.
Вопросы организации учебно-воспитательного процесса (цель, задачи, принципы, формы обучения, пути приобщения ребенка к различным видам искусства и художественной деятельности) в ДМШ, ДШИ, ДХШ и других аналогичных учреждениях дополнительного художественного образования нашли отражение в научных работах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Б.Т. Лихачева, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой, Г.М. Цыпина, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова и др. Однако, аналогичных исследований применительно к организации образовательного процесса в условиях новых учреждений дополнительного художественного образования (творческих студиях, клубах по месту жительства) фактически нет.
Анализ существующей практики реализации образовательной деятельности указанных учреждений дополнительного образования по месту жительства, свидетельствует о различных подходах к организации учебно-воспитательного процесса. Многие творческие студии в своей работе опираются на образовательные программы детских музыкальных школ и детских художественных школ, выстраивая учебный процесс на основе общепринятых методик обучения (например, игре на музыкальных инструментах, вокалу, рисунку, декоративно-прикладному искусству, лепке и т. д.). В других случаях некоторые клубы и студии работают по своим авторским программам, чаще всего это происходит в хореографических студиях или кружках.
Практика показывает, что сегодня в малых населенных пунктах, а также в отдаленных от центральной части города районах, качество обучения в творческих студиях и клубах чаще всего зависит от поставленной родителями и обучающимися цели - заполнить свободное время интересующим видом художественной деятельности или получить качественные знания, умения и навыки для дальнейшей трудовой деятельности в каком-либо виде искусства. Указанные обстоятельства соответственно вносят изменения в устоявшийся художественно¬образовательный процесс. Занятия в творческих студиях и клубах обычно носят систематический характер, но по одному виду художественной деятельности - обучению игре на каком-либо музыкальном инструменте; обучение макраме; обучение живописи, рисунку, лепке; обучение современному танцу и т.п. Организация таких занятий требует поиска новых подходов к художественно-образовательному процессу, наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения, стимулирующих интерес обучающихся к выбранному виду художественной деятельности.
Исходя из выше изложенного можно обозначить следующие сложившиеся противоречия:
- между потребностью общества в расширении системы дополнительного образования детей через учреждения по месту жительства и недостаточной общепедагогической и дидактической оснащенностью этого процесса применительно к указанным учреждениям в теории и практике дополнительного художественного образования;
- между теоретической разработанностью организации образовательного процесса в рамках традиционных учреждений дополнительного художественного образования и не в полной мере выявленными педагогическими условиями организации образовательной среды в вариативных учреждениях, способствующих наиболее полной самореализации обучающихся в выбранном виде художественной деятельности;
- между возможностью удовлетворения художественно-образовательных потребностей подрастающего поколения в рамках вариативного дополнительного художественного образования и отсутствием методического сопровождения этого процесса на практике.
Обозначенные выше противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске и научном обосновании способов организации образовательной среды детской творческой студии, удовлетворяющей художественные потребности обучающихся и стимулирующей у них устойчивый познавательный интерес к выбранному виду художественной деятельности.
Фактическое отсутствие учебно-методического обеспечения образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования по месту жительства свидетельствует об актуальности темы исследования «Педагогические условия организации художественной деятельности детей в творческой студии».
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике педагогические условия организации художественной деятельности обучающихся в условиях творческой студии.
Объект исследования: образовательный процесс в детской творческой студии.
Предмет исследования: педагогические условия организации
художественной деятельности детей в творческой студии.
Гипотеза исследования: художественная деятельность детей и подростков в творческих студиях по месту жительства будет более плодотворной:
- при организации содержания занятий с учетом художественных потребностей детей и специфики определенного вида художественной деятельности;
- при стимуляции и развитии устойчивого познавательного интереса к выбранному виду художественной деятельности;
- при использовании традиционных и инновационных форм организации учебных занятий, основанных на отношениях сотрудничества педагога и обучающихся.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Уточнить содержание понятия «творческая студия» применительно к современным видам учреждений дополнительного образования.
3. Выявить возможности творческих студий как учреждений дополнительного образования по месту жительства в удовлетворении художественных интересов и потребностей детей.
4. Определить педагогические условия эффективной организации образовательного процесса в детской творческой студии.
5. Выявить критерии и показатели эффективности предлагаемых условий организации художественной деятельности детей в творческой студии
6. Опытным путем проверить эффективность выделенных педагогических условий организации художественной деятельности детей в творческой студии.
Методологическую основу исследования составили:
- основные положения психолого-педагогической концепции развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- основные положения концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, В.В. Сериков, И.А. Якиманская и др.);
- основные положения методологии педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин, Г.М. Цыпин);
- основные положения подходов психолого-педагогических подходов к
развитию интереса у детей (В.В. Бондаревский, Б.Г. Додонов,
A. Г. Здравомыслов, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова,
B. Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина);
- основные положения теории дополнительного образования детей (С.В. Воробьева).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, анализ базовых понятий исследования; проектирование педагогических условий; прогнозирование результатов исследования;
- эмпирические: опытно-поисковая работа, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование.
Опытная работа проводилась на базе детской творческой студии «Голос» поселка Исток Октябрьского района г. Екатеринбурга в 2017 - 2018 годах.
Научная новизна исследования.
1. Доказана целесообразность детских творческих студий как учреждений дополнительного образования по месту жительства для получения основных профессиональных знаний, умений, навыков и удовлетворения потребностей детей в различных видах художественной деятельности.
2. Выявлен комплекс педагогических условий (организация содержания занятий с учетом художественных потребностей детей и специфики определенного вида художественной деятельности; стимуляция и развитие устойчивого познавательного интереса к выбранному виду художественной деятельности; использование традиционных и инновационных форм организации учебных занятий, основанных на отношениях сотрудничества педагога и обучающихся), способствующих эффективной организации образовательного процесса в детской творческой студии.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Уточнена сущность понятия «Творческая студия» применительно к учреждениям дополнительного образования по месту жительства;
2. Обоснованы педагогические условия организации образовательного процесса в детской творческой студии (организация содержания занятий с учетом художественных потребностей детей и специфики определенного вида художественной деятельности; стимуляция и развитие устойчивого познавательного интереса к выбранному виду художественной деятельности; использование традиционных и инновационных форм организации учебных занятий, основанных на отношениях сотрудничества педагога и обучающихся), позволяющие достичь максимальной степени удовлетворенности у обучающихся от занятий по выбранному виду художественной деятельности.
Практическая значимость исследования.
Разработаны критерии и показатели эффективности предлагаемых условий организации художественной деятельности детей в творческой студии: когнитивный (уровень полученных знаний, умений и навыков в выбранном виде художественной деятельности); мотивационно¬ценностный (устойчивый интерес, ценностные ориентации, потребность в выбранной художественной деятельности); эмоционально-волевой (готовность к совершению и реализации волевых усилий при овладении выбранным видом художественной деятельности; проявление личной инициативы в процессе занятий); действенно-практический (навыки постановки целей и коррекции своих действий, самооценка; оперирование приобретённым багажом знаний и умений в выбранном виде художественной деятельности, самостоятельность в работе).
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, использованием комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, положительными результатами экспериментальной работы.
На сегодняшний день дополнительное образование стремительно развивается и охватывает множество видов деятельности, в которой задействованы не только дети, но и взрослые. В любом городе России взрослые и дети могут посещать учреждения дополнительного образования, в рамках которых они смогут удовлетворять свои духовные и культурные потребности, овладевая различными видами художественной деятельности.
На данный момент на рынке образовательных услуг, параллельно с давно утвердившимися видами учреждений дополнительного художественного образования (детские музыкальные, художественные, хоровые, хореографические школы и детские школы искусств, работающие на основе ФГТ), а также студий и кружков, работающих на базе домов и дворцов культуры, существуют и учреждения дополнительного художественного образования - студии, кружки, организованные по месту жительства. В отличие от, перечисленных учреждений дополнительного художественного образования, относящихся к министерству культуры и министерству образования, клубы и студии по месту жительства имеют частных учредителей и предлагают свои образовательные программы, которые не гарантируют получение полноценного предпрофессионального художественного образования.
Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-поисковой работы подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать следующие выводы:
1. Актуальность проблемы научного обоснования педагогических условий организации образовательного процесса в детской творческой студии, удовлетворяющей художественные потребности обучающихся в выбранном виде художественной деятельности, определяется увеличением учреждений дополнительного образования клубного типа по месту жительства.
2. В дополнительном художественном образовании «детскую студию» как учреждение дополнительного образования рассматривают с позиции социально-культурного воспитания, то есть как 1) образовательно - художественную среду, располагающую к различным видам художественной деятельности и художественному творчеству; 2) место творческого общения, освоения какого-либо вида художественной деятельности обучающими, развития их общих и художественных способностей, самореализации в каком-либо виде художественного творчества.
3. Педагогическими условиями организации образовательного процесса в детской творческой студии являются:
- организация содержания занятий с учетом художественных потребностей детей и специфики определенного вида художественной деятельности;
- стимуляция и развитие устойчивого познавательного интереса к выбранному виду художественной деятельности;
- использование традиционных и инновационных форм организации учебных занятий, основанных на отношениях сотрудничества педагога и обучающихся.
4. Данные условия позволяют достичь максимальной степени удовлетворенности у обучающихся от занятий по выбранному виду художественной деятельности.
5. Критерием эффективности педагогических условий организации образовательного процесса в детской творческой студии является уровень познавательного интереса к выбранному виду художественной деятельности, показателями которого выступают: качество успеваемости обучающихся; уровень инициативы в расширении своего художественного кругозора; активное желание расширять свои знания, умения и навыки в выбранном виде художественной деятельности; результативность концертных и конкурсных выступлений на различном уровне (международном, всероссийском, региональном, областном и др.
6. Опытная работа зафиксировала положительные тенденции в художественном развитии обучающихся при реализации указанных педагогических условий в организации образовательного процесса в детской творческой студии, и показала необходимость дальнейшей разработки данной проблемы на уровне теории, методики и технологий обучения.
1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений М. : Академия, 2004. 336 с.
2. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень : Тюм. ун-т, 1997. 127 с.
3. Алиев Ю. Б. Дидактика и методика музыкального образования школьников. М. : СГУ, 2012. 339 с.
4. Алиев Ю. Б. Дидактика художественного образования. М. : СГУ, 2008. 267 с.
5. Алиев Ю. Б. Междисциплинарный подход в развитии потребности в художественном самообразовании школьников-подростков // Педагогика, 2018. №6. 314 с.
6. Алиев Ю. Б. Формирование музыкальной культуры школьников- подростков как дидактическая проблема. М. : СГУ, 2012. 479 с.
7. Андреев А. Л. Общество и образование: социокультурный профиль России // Педагогика. 2002. № 6. С. 20-29.
8. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития : инновац. курс. Кн. 1. Казань : Казан. ун-т, 1996. 577 с.
9. Безруких М. М. Педагогический энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
10. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность: Монография. М. : Академия естествознания, 2010. 310 с.
11. Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / Урал. гос. пед. ун-т; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. 208 с.
12. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений М. : Академия, 2000. 192 с.
13. Белова В. В. Воспитание и развитие личности в системе дополнительного образования : Сб. норм. и метод. материалов. М. : Просвещение, 1999. 136 с.
14. Белоус С. В. Педагогические условия совершенствования управления учреждением дополнительного образования детей (на примере Детской школы искусств и ремесел Гармония) : Автореферат дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2010. 25 с.
15. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика.1995. № 4. С. 29-35.
...