ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
6
БОГАТСТВА РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности развития познавательных процессов в младшем
школьном возрасте
1.2 Особенности развития речи у детей младшего школьного
возраста
1.3 Понятие богатства речи как коммуникативного качества развития
словаря в младшем школьном возрасте 16
1.4 Методы и приемы совершенствования богатства речи у детей младшего школьного возраста 21
1.5. Анализ программ по русскому языку и литературному чтению для начальной школы в аспекте возможностей совершенствования богатства речи детей младшего школьного возраста 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННОЙ НА
_ ■ . .. . .40
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БОГАТСТВА РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сформированности богатства речи у детей младшего
дошкольного возраста 40
2.2. Комплекс упражнений, направленных на совершенствование
богатства речи детей младшего школьного возраста 54
2.3. Диагностика сформированности богатства речи у детей младшего
школьного возраста по результатам опытно-поисковой работы 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Речь является выражением наших мыслей, чувств и желаний. С помощью речи человек контактирует с другими людьми, общается, развивается. Любая речь обращена к слушателю, объекту, к его чувствам и эмоциям.
Язык является сокровищницей, кладовой, копилкой культуры. Он хранит культурные ценности - в лексике, в грамматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, разных формах речи (письменная и устная) [29].
Разнообразие языковых единиц, находящихся в словарном запасе, отражает богатство речи носителя языка и является одним из условий свободного его владения.
Разнообразие речи, а именно ее богатство, характеризуется использованием в речи разнообразных языковых средств, находящихся в словарном запасе:
• Афоризмы.
• Цитаты.
• Пословицы.
• Многозначные слова.
• Фразеологизмы.
Важно отметить, что необходимо постоянно заниматься пополнением словарного запаса, стараться использовать в своей речи все богатство родного языка и быть его достойным носителем.
Развитие богатства речи зависит от общего кругозора ребенка, насколько насыщена жизнь новыми впечатлениями и событиями. В свою очередь - хорошее владение речью, благоприятно способствует активному, успешному познанию окружающего мира.
Бедный словарный запас обучающегося препятствует освоению орфографии. И как отмечал, Н.С. Рождественский, чем богаче словарный запас ребенка, тем правильнее и точнее от понимает, а затем и употребляет слова в 3
своей речи. В следствии чего, обучающийся все больше понимает родственные связи между словами и повышается его уровень орфографической грамотности.
При этом под обогащением словаря обучающихся следует понимать не только количественное его увеличение, но и его качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов.
Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи.
Как правило, овладение родным языком начинается через речевую деятельность и восприятие речи и говорение. Именно поэтому очень важно создать благоприятные условия для формирования богатства речи у детей, для общения, для выражения своих мыслей. Этим объясняется актуальность темы, определяется выбор проблемы, объекта и предмета исследования.
В нашей работе, мы планируем рассмотреть методы и приёмы работы с детьми, направленные на обогащение словарного запаса речи детей младшего школьного возраста.
Целью исследования является теоретическое изучение и разработка комплекса упражнений, направленных на совершенствование богатства речи младших школьников.
Объект - процесс совершенствования богатства речи детей младшего школьного возраста.
Предметом данного исследования является комплекс упражнений, направленных на совершенствование богатства речи детей младшего школьного возраста.
В рамках достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить особенности развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста.
2. Раскрыть особенности развития речи младших школьников.
3. Охарактеризовать понятие «богатство речи» как коммуникативного качества и описать особенности развития словаря в младшем школьном возрасте.
4. Изучить методы и приемы, направленные на совершенствование богатства речи детей младшего школьного возраста.
5. Анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы в аспекте возможностей совершенствования богатства речи детей младшего школьного возраста
6. Провести диагностику уровня сформированности богатства речи у детей младшего школьного возраста.
7. Систематизировать упражнения, направленные на совершенствование богатства речи у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения.
Исследовательская работа проводилась на базе МАОУ СОШ №48 в городе Новоуральске Свердловской области в 3 "В" классе.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Овладение речью это главный способ познания окружающего мира. Чем полнее и глубже усваиваются богатство языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает всевозможные стороны в природе и обществе.
Таким образом, для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе.
Как мы уже говорили, уровень речевой культуры зависит не только от знания норм литературного языка, законов логики и строгого следования им, но и от владения его богатствами, умения пользоваться ими в процессе коммуникации.
Обогащению речи, а, следовательно, и речевому развитию, способствует организация учебной деятельности, направленная на:
• восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
• развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;
• формирование умения использовать слова в речи при построении собственного речевого высказывания.
В своей работе мы описали несколько приёмов обогащения речи младшего школьника при работе с синтаксическими конструкциями, лексическим значением слова, разнообразием языковых средств и морфологическим словообразованием. Формирование навыков составления сложных синтаксических конструкций, осознание лексического значения слова, умение использовать разнообразные языковые средства в речи и умение образовывать новые слова с помощью морфем (суффиксов, приставок) способствуют совершенствованию богатства речи младшего школьника.
Для начальной школы можно выбрать несколько методических приёмов работы с синтаксическими конструкциями, которые, по нашему мнению, способствуют обогащению речи детей младшего школьного возраста.
1. Приём « трансформации» синтаксических конструкций.
2. Приём создания «жизненных» ситуаций.
Данный прием предполагает специальное создание проблемных ситуаций как в урочное, так и во внеурочное время, использования синтаксических конструкций в ситуации общения.
3. Прием особой работы с текстом.
4. Прием включения (предполагает приёмы работы с текстом).
5. Работа с изобразительными средствами языка может проводиться как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка по развитию речи
6 Работа по словообразованию с помощью морфем.
Мы проанализировали несколько упражнений и приёмов, направленных на совершенствование богатства речи детей младшего школьного возраста.
Формирование таких умений как: построение сложных синтаксических конструкций, раскрытие лексического значения слов, использование средств языковой выразительности в речи, а так же умение образовывать новые слова с помощью морфем - способствуют совершенствованию речи обучающегося.
Проанализировав учебный методический комплекс по двум программам, мы сделали вывод, что курс русского языка тесно связан с курсом литературного чтения. Следовательно, необходимо вести непрерывную работу по совершенствованию богатства речи младшего школьника как на уроках русского языка так и литературного чтения.
Проанализировав программы «Школа России» и «Школа 2100», мы обратили внимание, что учебники В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой по программе «Школа России» содержат разнообразные упражнения и задания, помогающие учителю работать над обогащением словарного запаса школьника.
Таким образом, используя на уроках литературного чтения и русского языка работу над лексическим значение слова, а так же работу с синонимами и антонимами, разнообразными языковыми средствами выразительности, умением составлять сложные синтаксические конструкции и формированием морфологического словообразования, мы сможем совершенствовать богатство речи детей младшего школьного возраста.
С обучающимся 3 «В» класса МАОУ СОШ №48 была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности богатства речи младших школьников.
Критерии оценки уровня богатства речи третьеклассников:
1) Частота употребления различных частей речи.
2) Разнообразие используемых морфологических форм (словообразование).
3) Понимание лексического значения слова.
4) Разнообразие используемых синтаксических конструкций.
Сформированность данных критериев является основным показателем богатства речи младшего школьника.
Для выявления уровней сформированности критериев мы использовали следующие методики:
1. Методика определения активного словарного запаса младшего школьника (из учебника под редакцией Р. С. Немова)
2. Методика «Определение понятий».
3. Методика изучения возможности использования разных способов словообразования - суффиксального, префиксального, морфологосинтаксического (с помощью слияния двух основ), семантико-морфологического (путем перехода слов из одного грамматического класса в другой).
Основная проблема, это несформированность у обучающихся умений выстраивать сложные синтаксические конструкции с помощью вводных слов и сложноподчинённых союзов, определять лексическое значение у глаголов и образовывать новые слова с помощью слияния основ и путём перехода из одного грамматического класса в другой. Обучающиеся редко используют в своей речи частицы, деепричастия и причастия.
После проведения предложенных нами упражнений на уроках русского языка и литературного чтения , мы повторно провели диагностику.
Мы видим положительную динамику критериев богатства речи младшего школьника. Образовывать новые слова с помощью суффиксов научились почти все ученики 3 класса. А вот сформулировать лексическое значение слов - глаголов до сих пор вызывает затруднение у детей данного класса. Стали использовать в речи сложносочинённые и сложноподчинённые союзы, составлять сложные синтаксические конструкции. Некоторые обучающиеся составили предложения с использованием вводных слов, что показывает высокий уровень богатства речи у детей. Это говорит о повышении уровня богатства речи детей младшего школьного возраста.
Таким образом, благодаря внедрению в учебный процесс эффективных упражнений, мы способствовали совершенствованию богатства речи детей младшего школьного возраста. Все упражнения были направлены на формирование критериев богатства речи детей.
Следовательно, разработанный комплекс упражнений можно считать эффективным, задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Абидова, Н.Г. О развитии письменной речи / Н.Г. Абидова.- М.: Просвещение.- 2006. - 152 с.
2. Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе. // Начальная школа. - 2000.- №4. - С.35-39.
3. Баранов, М.Т., Ладыженская, Т.А., Львов, М.Р., Ивченко, П.Ф. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, П.Ф. Ивченко.- М.: Просвещение. - 2008. - 349 с.
4. Бескоровайная, Л.С. Современные открытые уроки русского языка / Л.С. Бескоровайная.- М.: Владос. - 2002. - 197 с.
5. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника / Г.В. Бобровская. - М.: Дрофа. - 2003. - 148 с.
6. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших
школьников. // Начальная школа. - 2003.- №10. - С. 41-44.
7. Васильева, А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие / А.Н. Васильева. - М.: Высшая школа. - 2001. - 172с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.- М.: Педагогика. - 2006. - 115с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.:
Просвещение. - 2011. - 218с.Головин, Б.Н. Как говорить правильно / Б.Н.
Головин. - М: Высшая школа. - 2009. - 164с.
10. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа. - 2007. - 313с.
11. Голуб, И.Б., Розенталь, Д.Э. Секреты хорошей речи / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. - М.: Просвещение. - 2003. - 218с.
12. Дерягина, С.И., Мартыненко. Е.В. "Учебно-справочное пособие по лексике русского языка. Трудные случаи употребления семантически близких слов"
(http://kpnemo.ws/ebook/2011/08/01/uchebno_spravochnoe_posobie_po_leksike_russk ogo_yazyika_trudnyie_sluchai_upotrebleniya_semanticheski_blizkih_slov/)
13. Еськова, Н.А. Склонение фамилий и личных имен в русском языке. // Русский язык в школе. - 1999. - № 4. - С. 18-23.
14. Жинкин, Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе / Н.И. Жинкин. - М.: Знание. - 2009. - 204 с.
15. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. - М.: Наука. - 2002, - 152с...