Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младших школьников орфографических умений на уроках русского языка

Работа №95732

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА 7
1.1 Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного
возраста 7
1.2. Лингвометодические основы формирования орфографических умений
у младших школьников на уроках русского языка 14
1.3. Содержание работы по формированию у младших школьников
орфографических умений на уроках русского языка 24
1.4 Анализ программ и учебников в рамках проблемы 31
формирования орфографических умений у младших школьников на уроках русского языка 31
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 40
2.1. Диагностика сформированное™ орфографических умений у младших школьников на уроках русского языка 40
2.2 Комплекс упражнений по формированию у младших школьников орфографических умений на уроках русского языка 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования младшие школьники должны овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических), у них должно быть сформировано позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям качества речи и общей культуры человека [43].
Обучение орфографии предполагает, что формирование орфографических умений - достаточно долгий по времени процесс, который для более полного изучения орфографических правил ставит задачу постоянных упражнений. Таким образом, в силу длительности и необходимости постоянного закрепления, задача формирования орфографических умений у младших школьников остается одной из самых трудных, что усугубляется недостаточной разработанностью темы в научной литературе.
В настоящее время уделяется все больше внимание изучению русской орфографии, прежде всего в прикладном аспекте, потому особое место занимает общая система формирования орфографических умений. В свою очередь важнейшая роль в ней принадлежит начальным классам, ведь именно с этого момента закладываются основы грамотности, здесь дети впервые сталкиваются с понятиями «правильность речи», «литературная языковая норма» [44].
Словом «орфография» обозначается та совокупность правил и традиций, которыми руководствуется каждый пишущий на данном языке человек, и которые выполняют важную функцию: обеспечивают единство написаний и точное понимание написанного.
Содержание орфографической системы нашло воплощение в принципах орфографии. Именно они лежат в основе процесса обучения грамотному письму.
Одна из главнейших задач обучения русскому языку в школе: формирование орфографической грамотности. Её важность обусловлена двумя основными положениями:
• орфографическая грамотность является составляющей общей языковой культуры человека и обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание при письменном общении;
• основное отличие письменной формы литературного языка от устной - большая сложность в структуре [45].
Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, преимущественно в силу большого объема, который необходимо не только усвоить, но и полученные знания использовать на практике каждый день. Объем учебного материала определяется следующей системой документов:
• официальной программой;
• составленными на её основе школьными учебниками русского языка.
При освоении этого объема учебного материала учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и, на основании изученного, применять то или иное орфографическое правило. Однако, знание точной формулировки правила и освоение правописания с помощью данного правила не равноценные понятия, часто могут встречаться расхождения. В соответствии с практикой преподавания известно, что в классе всегда есть учащиеся, которые, несмотря на знание правила, не могут применять его на практике в силу разных причин; поэтому научное сообщество в лице своих представителей, которыми выступают и ученые, и учителя, пытается обнаружить новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков для достижения полного усвоения большим количеством учащихся [47].
Ученые-исследователи М.Р. Львова, В.П. Канакина, Л.А. Никитина, Т.Г. Рамзаева, Л.В. Савельева и др. постоянно подчеркивают существующую зависимость итогов обучения орфографии от того, насколько у пишущего развита возможность определять орфограммы. По их мнению, недостаточность соответствующих умений выступает главной причиной орфографических ошибок.
Таким образом, проблема орфографической грамотности выступает одной из главнейших проблем обучения русскому языку. Особое значение имеют выработка орфографических навыков, которые должны быть основаны на осмысленном использовании грамматических знаний, а также применение орфографических правил, которые предполагают активную мыслительную деятельность учащихся.
Актуальность темы обусловлена тем, что формирование орфографических знаний, умений и навыков по русскому языку в младших классах становятся важнейшей задачей системы образования, так как правильное, грамотное письмо обеспечивает точность выражения мысли, взаимопонимание людей в письменном общении, формирует общую и языковую культуру личности.
Цель работы: теоретическое обоснование и разработка комплекса упражнений по формированию орфографических умений у школьников младших классов на уроках русского языка.
Объектом исследования является процесс формирования орфографических умений у школьников младших классов на уроках русского языка.
Предмет исследования: комплекс упражнений по формированию орфографических умений у школьников младших классов на уроках русского языка.
Исходя из цели работы, объекта и предмета исследования, нами выявлены следующие задачи:
1. На базе анализа научно-педогогической литературы определить сущность орфографии и психологические закономерности формирования орфографических умений.
2. Определить методические приемы формирования орфографических умений обучающихся начальных классов.
3. Разработать комплекс упражнений по формированию у младших школьников орфографических умений на уроках русского языка.
Теоретической основой данной работы стали работы ученых по теории личностно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготского, Н.И Жинкина, П.Я. Гальперина, А.Н Леонтьева, С.Л. Рубинштейна), труды по русской орфографии (Г.А. Бакулиной, Н.В. Виноградовой, Е.В. Г адустовой, А.А. Бондаренко), методика преподавания русского языка (А.К. Аксенова, Н.Н. Алгазиной, Е. С. Антонова, В.В. Бабайцевой, Т. Б. Беленькая, А.В. Текучева).
Методы исследования:
• теоретические: изучение научной, психолого-педагогической, методической литературы, анализ и обобщение материала, полученного эмпирическими методами, формирование выводов.
• эмпирические: диагностическая работа.
Исследование проводилось в МАОУ СОШ №15 п. Карпушиха, г. Кировграда Свердловской области 3 класс в количестве 25 человек.
Структура работы включает в себя введение, раскрывающее актуальность выбранной темы, две главы, состоящие из шести параграфов, направленных на решение поставленных задач, заключение, обобщающее основные выводы работы и список используемой литературы, включающий 47 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ученики активно накапливают знания об окружающем мире, что обусловлено рядом благоприятных особенностей периода и повышенной восприимчивостью детей. Школьник только начинает овладевать рефлексией - способностью изучать и оценивать свои действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. У младших школьников в этом периоде проявляется личностная рефлексия, не характерная для более ранних периодов. И чтобы обучение младших школьников было продуктивным, учителю необходимо учитывать их психологические и возрастные особенности, а также другие факторы, оказывающие совокупное влияние на успешность обучения младшего школьника. Адаптация школьника в новой среде также оказывает первостепенное воздействие на формирование личности школьника, развитие навыков взаимодействия и обучения. Так как обучение в школе, ввиду своей новизны, сложный вид деятельности для учащегося, учителю следует учитывать особенности учебной и игровой деятельности и новые свойства данного периода, чтобы, в первую очередь, лучше организовать учебную деятельность и правильно выстроить урок, а также обеспечить подходящие условия для адаптации развития ребёнка в социуме.
Многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой - взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.
В работе над формированием орфографических навыков у учащихся необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, учитывать возрастные и психологические особенности детей, а также особенности изучаемой темы. Такой систематический подход может позволить повысить эффективность обучения и ускорить запоминание необходимых орфографических правил и норм, что приведёт к формированию соответствующих навыков и умений.
Чтобы сформировать у учащихся устойчивый навык грамотности, необходимо также осознавать и реализовывать взаимосвязь конкретных методических приёмов с воспитательным, образовательным и развивающим обучением. Необходимо создавать условия для всестороннего развития личности учащегося. Ощутимыми результаты работы по формированию орфографических навыков будут в том случае, если наряду с уже известными и апробированными приёмами будут использоваться новые, но не менее эффективные приёмы, которые мы описали в данной работе. Иными словами, уже в начальной школе посредством различных орфографических упражнений и заданий необходимо и вполне возможно формировать у учащихся первоначальные орфографические навыки, являющиеся основой для развития грамотности школьников.
В целом изученное программное содержание и учебники Зелениной Л.М. и Хохловой Т.Е, Рамзаевой Т.Г. и Поляковой А.В. позволяют сформировать у младших школьников орфографические умения на уроках русского языка. В обоих учебниках, все темы вытекают одна из другой, что обеспечивает лучшее их усвоение. Изучая новый материал, младший школьник заучивает наизусть орфографические правила, затем даются упражнения для первичного закрепления, далее правило отрабатывается на практических заданиях. В учебниках Рамзаевой Т.Г. и Поляковой А.В. идет больший объем теоретического материала, представлено очень много памяток и алгоритмов к выполнению заданий, что делает возможным использование данного учебника более подготовленными учениками. А в учебниках Зелениной Л.М. и Хохловой Т.Е идет преобладание практических упражнений, большой объем материала на самостоятельное закрепление, например, такие упражнения как «Проверь себя».
Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что проблема формирования орфографических умений является актуальной для третьеклассников. Необходимо провести целенаправленную работу по формированию орфографических умений у младших школьников. Особое внимание следует уделить умениям применять орфографическое правило и осуществлять орфографический самоконтроль. В этих целях был разработан комплекс упражнений по формированию орфографических умений у школьников младших классов на уроках русского языка.
Для формирования орфографических умений разработан комплекс упражнений и заданий. Задания сгруппированы по формируемым умениям. В комплекс включены не только упражнения и задания, но и дидактические игры: найди опасное место, Светофор, «Дырявое» письмо - печатание, слов с пропуском «опасных мест», Аукцион и другие.
Использование дидактических игр и наглядного материала при выполнении заданий способствует более активной работе учащихся. Учебный материал по орфографии воспринимается значительно эффективней учащихся тогда, когда он представляется не в «сухом» виде правила, а используя воспроизведения ситуации, занимательности, наглядности. Используемые приёмы имеют успех и обеспечивают достижение своей цели - сознательного усвоения самых трудных правил и понятий.


1. Алгазина Н.Н. Методика изучения орфографических правил. М.: Просвещение, 2003.
2. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / Алексеева Л.Л. Анащенкова С.В., Биболетова М.З.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 187с. (Стандарты второго поколения)
3. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. М.: Academia, 2012. 448 c.
4. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / Молодой ученый. 2014. №14. 244 с.
5. Беленькая, Т. Б. Все правила русского языка для начальной школы. М.: Феникс, 2015. 700 с.
6. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образования / Интернет-журнал «Эйдос». [электронный ресурс] http//eidos.ru//journal//htm. 2012.
7. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии. Начальная школа. №4. 2006.
8. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: ВЛАДОС, 2006.180с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Том 4. Детская психология. М.: Книга по Требованию, 2013. 432.
10. Гошезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.: Просвещение, 1991.
11. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 2002.
12. Дик Н. Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. Ростов-на-Дону. М.: Феникс, 2008. 230 с.
13. Жедек П.С. Методика обучения орфографии. Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах. Под ред. М.С.Соловейчик. М.: Просвещение. 2002.
14. Занкова Л.В. Развивающая система (научный руководитель - Н.В. Нечаева) [электронный ресурс] http://mon95.ru/79-fgos/fgos-nachalnogo- obshchego-obrazovaniya/2238-2437
15. Зеленина, Л. М.Русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. М.: Просвещение, 2004...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ