СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЛИТЕРАТУРНОМ МАТЕРИАЛЕ 7
1.1 Лингвистические основы развития связной речи детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста 12
1.3 Методы и приемы по развитию связной речи детей среднего
дошкольного возраста на литературном материале 16
1.4 Анализ программ ДОУ в аспекте развития связной речи детей среднего
дошкольного возраста 23
Глава 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЛИТЕРАТУРНОМ МАТЕРИАЛЕ 32
2.1 Диагностика уровня развития связной речи детей среднего
дошкольного возраста на литературном материале 32
2.2 Комплекс мероприятий по развитию связной речи детей среднего
дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 61
Одним из важных вопросов дошкольного образования в настоящее время является вопрос о создании условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот далеко не случаен интерес, так как у воспитателей и методистов - появляются определенные трудности, которые вызваны недостаточной изученностью этих условий. Так же сложностью самого предмета является процесс развития языковой способности ребенка дошкольного возраста.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач дошкольной образовательной организации является речевое развитие дошкольников, где особое внимание уделяется связной речи детей.
Именно в дошкольном возрасте ребенок овладевает диалогической речью, которая содержит свои собственные своеобразные особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, разрешенных в разговорной речи, но неприемлемых в монологе, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речи, состоящее из нескольких или многих предложений, которое представляет собой развернутое высказывание.
В современной методике развития речи связная речь рассматривается как центральная задача речевого развития детей. Большинство исследований посвящено проблемам развития монологической речи у детей среднего дошкольного возраста. В исследованиях лингвистов, педагогов, психологов, методистов, занимающихся проблемами развития связной речи детей дошкольного возраста таких как, М.М.Алексеева [2] [3], В.И.Яшина [2] [3], Н.В.Новоторцева [27] [28] ,Ф.А.Сохина [36], Н.А. Стародубова [37],
О.С.Ушаковой [41] [42]. Закономерности речевого развития дошкольников изучались Л.С.Выготским [8] [9], А.А.Леонтьевым [23], Щерба Л.В. [49], Рубинштейном С.Л. [34].
Ф.А. Сохин [36] основоположник лингвистической концепции развития ребенка в дошкольном детстве утверждал, что в дошкольном возрасте язык усваивается ребенком активно, поэтому данный процесс должен быть организован целенаправленно через систематическое обучение в образовательной деятельности.
При определении актуальности мы исходили из анализа психологопедагогической, лингвистической литературы дошкольного образования, анализа примерных общеобразовательных программ дошкольного образования и методических пособий.
Развитие связной речи детей на литературном материале занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Такую работу рекомендовано проводить как на занятиях, так и в свободное от занятий время. Также рекомендовать родителям работу с детьми в домашних условиях.
На занятиях по развитию речи, во время пересказа дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Цельность формы композиции и языка, а так же высокая художественность произведений, предполагаемых для пересказа, учат детей дошкольного возраста чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают его речевые умения.
Для эффективного проведения данной работы необходимо выявить уровень умений и возможности детей воспроизводить любой текст, соответствующий среднему дошкольному возрасту. Исходя из результатов диагностики, требуется организовать комплекс мероприятий по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста на литературном материале.
Цель исследования: разработать комплекс мероприятий по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста на литературном материале.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста на литературном материале.
В соответствии с предметом, объектом и целью исследования определены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы развития связной речи детей среднего дошкольного возраста на литературном материале.
2. Проанализировать программы ДОУ в аспекте развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
3. Раскрыть аналитическое описание проектировочной работы
по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста на литературном материале.
Методы исследования: теоретические: обобщение и систематизация информации, анализ программ ДОУ; эмпирические: диагностика уровня умений детей ,описание проектировочной работы.
База исследования: исследование проводилось на базе филиала МБДОУ детского сада «Детство» детский сад №3 г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 14 детей среднего дошкольного возраста (45лет).
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
В процессе проделанной работы , сформировались следующие выводы:
Одно из главных направлений развития речи детей среднего дошкольного возраста неизменно остается освоение связной монологической речи.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Она окунает ребенка в мир взаимоотношений и человеческих чувств.
Для того чтобы достичь высокого уровня речевой культуры, нужно чтобы ребенок обладал тремя важными признаками речи: богатство, точность и выразительность.
В ходе проведенного исследования был осуществлен анализ психологопедагогической и методической литературы. Были даны основные определения такие как связная речь, монолог. Определены возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста. Проанализированы методы и приемы по работе с пересказом на литературном материале. Так же при анализе программ , были сделаны обобщающие выводы.
Исследование умений детей помогло выявить следующие задачи по развитию связной речи детей на литературном материале:
• Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
• Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации;
• Формирование у детей умений правильной расстановки структуры текста;
• Формирование умения планирования развернутых высказываний;
• Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексикограмматических и фонетико-фонематических норм;
На основании полученных результатов был разработан комплекс мероприятий для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста на литературном материале. В комплекс входит организация работы с воспитателем, детьми и родителями. Цель работы достигнута.
1. Ала бужева СВ. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Изд. Дом "Удмурт, ун-т", 2003.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И., Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования.; под общ. ред. В. И. Яшиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2013.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
5. Бизикова О. А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.
6. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Издательство: Детство- Пресс, 2005.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей "- М., Просвещение, 2004.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Владос, 2006.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2007.
10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.2015
11. Гербова В.В. Развитие речи в средней группе детского сада. Планы занятий. - 2011
12. Гербова, В.В..Учусь говорить : Метод. рекомендации для
воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет по программе "Радуга" / В. В. Гербова. - 2. изд. - М. : Просвещение, 2000
13. Гризик, Т. И. Особенности обучения детей 4-6 лет описанию и повествованию (на материале малокомплектных детских садов): автореф. дис. ... канд. пед. наук /Т. И. Гризик. - М., 1990
14. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие . - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006.
15. Ельцова О. М. Методика обучения детей пересказу// Справочник старшего воспитателя ДОУ. - 2009...