Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста

Работа №95716

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста ... 6
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста 12
1.3. Особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста . 18
1.4. Методические основы организации деятельности педагога по
формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 21
1.5 Анализ программы ДОУ в аспекте проблемы организации деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 27 ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Диагностика уровня сформированности словаря детей младшего
дошкольного возраста 30
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на формирование словаря детей
младшего дошкольного возраста 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57

Развитие речи детей дошкольного возраста является одним из наиболее важных разделов педагогики. В период дошкольного возраста ребенка ведущей задачей речевого развития является накопления словаря.
В отечественной методике развития речи в работах Е.И. Тихеевой,
B. И. Логиновой, В.В.Гербовой, В.Н.Зимониной, Л.И.Пушниной были сформулированы основные задачи словарной работы в детском саду. Эти исследователи выделяли необходимость проведения специально организованной работы, направленной на расширение, уточнение и активизацию словаря. Именно в период дошкольного возраста создаются наиболее благоприятные условия для развития словаря, поэтому большое значение имеет развитие словаря детей младшего дошкольного возраста. И это время нельзя упустить, что обуславливает актуальность нашей темы.
Необходимость применения слов в различных видах деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Ребенок лучше осваивает значение слова, если будет употреблять данное слово в разных словосочетаниях, предложениях и связном высказывании. Поэтому формирование словаря непосредственно связано с развитием связной речи ребенка. Общение является одним из наиболее важных факторов развития. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И наоборот, обогащенный словарь является показателем хорошо развитой речи и признаком высокого уровня умственного развития.
Выдающиеся психологи и педагоги К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский,
C. Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец. Работы К.Д. Ушинского изучали вопрос речевого развития детей.Имели большое значение в методике развития речи детей дошкольного возраста. Он определил значимость подготовительного обучения до школьного периода, формирования у детей знаний об окружающих предметах, развития речи на
основе развития мышления.Ф.А. Сохин разработал методическую теорию, которая раскрывает психологические, психолингвистические,
лингвистические и основные педагогические подходы. Он убедительно доказал, что развитие детской речи имеет свое самостоятельное значение и не должно рассматриваться только лишь как часть ознакомления с окружающим миром.
Такой вопрос, как специфика усвоения детьми лексики изучали исследователи А.Н. Богатырева, В.В. Гербова, В.И. Яшина.
В Федеральном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования приведены требования к образовательным программам. Образовательная область: речевое развитие, согласно стандарту, включает в себя обогащение активного словаря дошкольника[55].
Отсюда можно сделать вывод, что педагог дошкольного образования должен организовывать свою педагогическую деятельность так, чтобы у ребенка осуществлялось полноценное речевое развитие, в том числе и формирование словаря, что подтверждает актуальность темы. В современной методике словарная работа выступает как целенаправленная педагогическая деятельность, которая создает условия для эффективного освоения словарного состава родного языка.
В контексте данных утверждений была определена цель исследования: теоретически обосновать и практически внедрить комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
1. Выявить особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Изучить лингвометодические основы организации деятельности педагога по формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать программы ДОУ в аспекте проблемы организации деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
5. Продиагностировать уровень сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста.
6. Подобрать комплекс мероприятий, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
7. Составить мероприятия по взаимодействию образовательного учреждения и родителей в аспекте формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для полноценного развития ребенка необходимо сформировать правильную речь. Одним из важных компонентов речи является словарь. Поэтому педагогу необходимо реализовать комплекс мер по формированию богатого полного словарного запаса ребенка. В частности, работа педагога должна проходить по расширению словаря ребенка, уточнению значений слов, их уместному применению и активизации пассивного словарного запаса. Работу необходимо проводить в комплексе, в разных видах деятельности детей, а также совместно с родителями. Анализ теоретических основ формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста показал, что от уровня развития словаря у ребенка зависит его успешность обучения и социализация. Дети с богатым словарным запасом не испытывают затруднений в обучении и быстро овладевают навыками чтения и письма.
В работах Е.И. Тихеевой, В.И. Логиновой подчеркнута необходимость организации специальных мероприятий по формированию словаря для детей младшего дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин отмечает, чтоуровень речевого развития тесно связан как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника.
В результате первичной диагностики было выявлено, что у 50% детей средний уровень развития словаря и для работы по формированию их словаря необходимо провести определенные мероприятия.Исследование словаря младших дошкольников установило, что дети с легкостью сопоставляют слово с определенным типом предметов, обладают способностью классифицировать, однако возникают трудности при подборе обобщающих слов. При толковании данных слов, дети часто не обращают должного внимания на существенные признаки. Также дети затрудняются в использовании слов в связной речи и подборе подходящего по смыслу слова.
Для развития словаря детей младшего дошкольного возраста нами был разработан комплекс мероприятий. В основном в комплексе использовались дидактические игры, направленные на формирование словаря, так как игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Игры были реализованы в разных видах деятельности детей: при непосредственной образовательной деятельности, во время самостоятельной игровой деятельности, в режимных моментах и при индивидуальной работе.
Также были сформулированы мероприятия по взаимодействию с семьей воспитанников, для более эффективной работы по формированию словаря. При повторной диагностике дети показали более высокий уровень развития словаря.
Таким образом, можно сделать вывод, что комплекс мероприятий является эффективным.


1. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
(зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 18.03.2018).
2. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1997. - 400 с.
3. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника / Е.П. Арнаутова. - М. Просвещение, 1994. - 213 с.
4. Арушанова, А.Г. Дошкольный возраст: Формирование
грамматического строя речи [Текст] / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 1993. - №9. - С. 58-65.
5. Березина, В.А Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча [Текст] / В.А. Березина, Л.И. Виноградова, О.И. Волжина. - СПб.: Каро, 2005. - 141 с.
6. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет.сада [Текст] / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М: Просвещение, 1991 - 160 с: ил.
8. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] /
А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2008. - 225 с.
9. Бушнева, И.М. Педагогические советы [Текст] / И.М. Бушнева. - Волгоград: Учитель, 2012. - 250 с.
10. Венгер, Л.А. Психология [Текст]: учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по специальности «Дошкольное воспитание и Воспитание в дошкольных учреждениях» / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М. Просвещение, 1988. - 336 с.
11. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи[Текст]: учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 144 с.
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]: сборник / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2008. - 668 с.
13. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский Л.С. // Вестн. Моск. унта. - 2011. - № 4. - С. 5-18.
14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с., ил.
15. Гвоздев, Н.А Вопросы изучения детской речи [Текст] /Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство- Пресс, 2007 - 470 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ