Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Работа №95710

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста 11
1.3. Коммуникация и коммуникативные умения как
психолого-педагогические понятия 15
1.4. Анализ программного содержания работы по формированию
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 23
1.5. Деятельность педагога по формированию коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возраста: методы и приемы 29
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на формирование
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65

В современном обществе все более очевиден социальный запрос на личность со сформированными коммуникативными умениями, способную к адекватному общению, умеющую ладить с разными людьми, бесконфликтную, способную уживаться в коллективе. Оптимальным периодом для развития коммуникативных умений ученые называют дошкольное детство. В ФГОС ДО обозначено одно из важнейших направлений формирования личности дошкольника - социально­-коммуникативное развитие, что предполагает освоение ребенком «моральных и нравственных ценностей, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками» [47].
Всесторонне развиваясь, дошкольник все больше ощущает потребность поделиться своими мыслями с взрослыми, опытом и знаниями - со сверстниками. Ребенку, не обладающему достаточным уровнем сформированности коммуникативных умений, это представляется затруднительным. Дошкольник, мало контактирующий с окружающими и не принимаемый в коллективе, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к замкнутости, формированию тревожности либо, наоборот, к агрессивности в поведении. И, напротив дошкольник, обладающий достаточным уровнем сформированности коммуникативных умений, легко общается со сверстниками и взрослыми.
Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования: «Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• изучить и проанализировать состояние данной проблемы в педагогической теории и практике;
• рассмотреть особенности речевого развития детей дошкольного возраста;
• изучить особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
• сделать анализ программного содержания работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
• подобрать диагностический инструментарий;
• описать комплекс мероприятий, направленный на формирование коммуникативных умений детей старшего возраста.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды различных ученых. Аспекты психологического развития детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах Л. С. Выготского, Г. В. Гнездилова, Е. О. Смирновой, Г. А. Урунтаевой. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста было рассмотрено в исследованиях А. Г. Арушановой, Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, О. Е. Кондрашиной, А. И. Максакова, В. И. Яшиной. Коммуникация как психолого-педагогическое понятие рассматривалась М. Ю. Коваленко, Ю. В. Таратухиной. Особенности формирования коммуникативных умений старших дошкольников изучались А. А. Максимовой, Е. О. Смирновой, М. И. Лисиной.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования: теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико­-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ и обработка полученных результатов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, в результате которых сделан ряд выводов. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста показали, что развитие общения дошкольников как со сверстниками, так и с взрослыми, представляет собой процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности.
В представленной работе было конкретизировано содержание коммуникативных умений в соответствии со структурой и функциями общения, как коммуникативной деятельности. На современном этапе развития общества особое значение придается сформированным коммуникативным умениям, умению планировать, осуществлять, контролировать и рефлексировать процесс взаимодействия, межличностного общения.
К тому же уровень сформированности коммуникативных умений влияет на степень адаптации человека в социуме. Чем выше этот уровень, тем быстрее и гармоничнее проходит адаптация. Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном детстве.
Формирование коммуникативных умений у дошкольников, одна из актуальных проблем, которая требует серьёзного осмысления. В результате проведенного анализа психолого-педагогической литературы и практики работы дошкольных образовательных учреждений по данной проблеме, определена сущность исследуемых коммуникативных умений, как сложных осознанных коммуникативных действий детей, которые осуществляются на основе знаний и умений и практической значимости.
Особенности коммуникативного и психического развития детей старшего дошкольного возраста позволяют сделать следующий вывод: развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств и потребностей. То есть в дошкольном детстве формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая, действенно­практическая. Определено, что в дошкольном детстве формируются и интенсивно развиваются отношения с взрослыми и сверстниками.
В старшем дошкольном возрасте ребёнку необходимо овладеть следующими коммуникативными умениями: умение сотрудничать, умение слушать и слышать, умение воспринимать и понимать информацию, умение говорить самому. При отсутствии же таковых умений у ребенка появляется ряд трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.
В системе делового и игрового взаимодействия старшего дошкольника приоритетен сверстник, а в системе познавательного - взрослый. Большое влияние на формирование коммуникативных умений дошкольника оказывает развитие речи, мышления, памяти, внимания, а также, развитие эмоциональной сферы дошкольника.
Во второй главе рассмотрены прикладные аспекты формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Обследование проводилось на базе МБДОУ - д/с № 301 г. Екатеринбурга, в старшей группе ДОУ.
Для определения уровня коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста была подобрана диагностика, описанная в мониторинге программы «Детство», целью которой являлось исследование уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование показало, что 30% детей имеют высокий уровень сформированности коммуникативных умений, 45% - средний, 25% - низкий. Проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, у большинства детей неразвиты такие коммуникативные умения, как: умение слушать собеседника, умение грамотно оформлять собственный ответ, умение менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, умение поддерживать определенный эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь и контролировать её нормативность, вносить изменения при необходимости.
Во время игр дети часто спорят, не идут на компромиссы, сюжеты игр однообразны и бедны, речевое сопровождение также однообразно. В связи с этим возникла потребность в разработке комплекса мероприятий, направленного на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно - ролевой игры.
Результаты диагностики были учтены при разработке вышеупомянутого комплекса мероприятий. Целью проекта является, формирование коммуникативных умений у старших дошкольников в ходе сюжетно-ролевой игры.
Мы рассчитываем на то, что разработанный комплекс мероприятий является эффективным и в результате его реализации, педагогам удастся повысить уровень коммуникативных умений у детей.


1. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. пособ. М.: Аспект Пресс, 2016. 145 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 272 с.
3. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. М.: Сфера, 2011. 80 с.
4. Блонский П. П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1968. 464 с.
6. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: АН РСФСР, 1956. 350 с.
7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: РГПУ, 2008. 472 с.
8. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 567 с.
9. Гнездилов Г. В. Возрастная психология и психология развития: Учебное пособие / Г. В. Гнездилов, Е. А. Кокорева, А. Б. Курдюмов. М.: СГУ, 2013. 204 с.
10. Давыдов В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1973. 310 с.
11. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования. / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 321 с.
12. Дунаева Н. А. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста // Наука молодых - будущее России: сб.ст.: в 3 т. / ответственный редактор А. А. Горохов. Курск, 2016. 48 с.
13. Зотова И. В. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ // Наука и образование
сегодня. 2017. № 5. С. 53-55.
14. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
15. Коваленко М. Ю. Теория коммуникации. / М. Ю. Коваленко, М. А. Коваленко. М.: Юрайт, 2016. 466 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ