ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ 7
1.1. Связная речь и закономерности развития связной
монологической речи у старших дошкольников в процессе творческого рассказывания 7
1.2. Особенности творческого рассказывания и его формы 14
1.3. Роль воображения и мышления в развитии словесного
творчества и речи старшего дошкольного возраста 21
1.4. Методы и приемы обучения творческому рассказыванию
детей старшего дошкольного возраста 26
1.5. Программное содержание работы по развитию связной
речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания 32
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ 41
2.1. Диагностика сформированности связной речи старших
дошкольников в процессе творческого
рассказывания 41
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие
связной речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 9
При овладении ребенком родным языком важнейшим фактором становится развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств. Когда ребенок овладевает связной речью, он начинает использовать такую функцию общения, как коммуникация. В связной речи отражены такие задачи речевого развития, как формирование грамматического строя речи, словарного запаса, фонетической стороны речи. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.
Связная речь - это речь содержательная, логичная, последовательная, организованная.
Под связной речью мы понимаем развернутый рассказ конкретного содержания, который передается с соблюдением логики, последовательности сюжета, образно и правильно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания детей дошкольного возраста.
Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др., особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими.
В современной психолого - педагогической литературе отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе.
Этим умениям и навыкам нужно направленно обучать. В этой связи важным становится поиск педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельности и активности в рассказывании детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные условия
успешного обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию, теоретически обосновать и проверить эффективность их реализации в ходе образовательного процесса в ДОУ; создать комплекс мероприятий, направленный на развитие связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения их творческому рассказыванию.
Объект исследования: процесс обучения дошкольников творческому рассказыванию.
Предмет исследования: методы и приемы, способствующие
эффективному развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста при обучении рассказыванию.
В соответствии с целью исследования были определены задачи:
1. Изучить особенности творческого рассказывания и его формы.
2. Определить роль воображения и мышления в развитии словесного творчества и речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать наиболее эффективные методы и приемы обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести мониторинг программного содержания работы по развитию связной речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания.
5. Провести диагностику сформированности связной речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания.
6. Создать комплекс мероприятий, направленный на обучение
рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс методов: теоретический анализ литературы и публикаций по теме исследования, моделирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, количественно - качественный анализ полученных данных проведенных диагностик, изучение продуктов деятельности творчества, обработка результатов работы в виде таблиц и диаграмм.
Методологическая основа и теоретическая база исследования основываются на закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах А. Н. Гвоздева, Н. С. Жуковой, Ф. А. Сохина. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной.
Базой исследования явился МАДОУ № 8 «Сказка» г. Арамиль, в проектировочной работе приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: материалы проведенного исследования могут быть использованы в практике педагогов ДОУ.
В современных условиях модернизации системы образования повышаются требования к речевой компетенции, как для дошкольных учреждений, так и для детей. Поэтому педагог должен быть широко информирован обо всех нововведениях в области коммуникации и иметь возможность на высоком уровне решать сложные проблемы речевого развития.
Развитие речи в дошкольном детстве является одной из центральных задач образования. Формирование и развитие всех аспектов речи (фонетическая, лексическая, грамматическая) является основой для последующего овладения родным языком.
Процесс развития речи в дошкольном детстве носит многогранный характер. Он органически связан с умственным развитием, поскольку интеллектуальные и языковые взаимоотношения, включенные в овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку.
Задачи развития монологической речи реализуются в программах, которые определяют объем речевых навыков и требований к речи детей в разных возрастных группах, и, самое главное, уровень развития речи в конце детского сада.
В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариационных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений в соответствии с ФГОС, что затрагивает различные аспекты развития дошкольного возраста, в том числе речевого.
Проектировочная работа, направленная на определение возможности и эффективности использования творческого рассказывания как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста, осуществлялась на базе МАДОУ № 8 «Сказка» в старшей группе. Всего в диагностике приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (6 лет).
Данные диагностики позволили прийти к выводу о том, что у детей старшего дошкольного возраста начальный уровень связной монологической речи в процессе творческого рассказывания находится на среднем уровне, то есть существует необходимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания.
С целью развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста нами был разработан комплекс занятий. Всего в этом комплексе составлено 36 НОД, на каждом из которых подбирались задания, направленные на развития связной монологической речи в процессе творческого рассказывания.
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М Алексеева, В. И. Яшина. М.: Академия, 2010. 400 с.
2. Алексеева С. Активизация словесного творчества детей / Дошкольное воспитание, 2010. № 9.32 36 с.
3. Алиева К. И. Чтение художественной литературы как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста. / Пед. опыт: теория, методика, практика, 2016. № 4 (9). С. 219-221.
4. Антропова Т. А. Страна чудесных слов: метод. пособие: (занятия для детей 5 - 7 лет по развитию связной речи) / Т. А. Антропова, Г. А. Мареева. М.: ТЦ Сфера, 2016 (макет 2017). 61 с.
5. Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2010. 198 с.
6. Баранова В. В. Содержание и методы развития связной речи в изобразительной деятельности / Концепт: науч. - метод. электрон. Журнал, 2014. № 5. 81 - 85 с.
7. Бородич А. М. Методика развития речи / М.: Академия, 2014. 256 с.
8. Брилева Р. Х. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста / Дошкольное образование: опыт и перспективы развития, 2017. 73 с.
9. Бутусова Н. Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / СПб.: Детство Пресс, 2012. 304 с.
10. Ветлугина Н. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн. Для воспитателя детского сада / Н. А. Ветлугина, Р. С. Буре, Т. И.
Осокина: под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1987. 287 с.
11. Ворошнина Л. В. Обучение творческому рассказыванию / Дошкольное воспитание, 2015. № 4. 77 - 81 с.
12. Ворошнина Л. В. Творческое рассказывание / Дошкольное воспитание, 2012. № 5. 50 - 56 с.
13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 2015. 560 с.
14. Галкина И. А. Индивидуальный подход в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста / Вектор науки Тольяттинского государственного Университета Серия: Педагогика, психология, 2013. № 2 (13). 69 - 71 с.
15. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Просвещение. 2009. 365 с...