Организация деятельности педагога по развитию связной монологической речи у дошкольников
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ 7
1.1. Связная речь и закономерности развития связной
монологической речи у старших дошкольников в процессе творческого рассказывания 7
1.2. Особенности творческого рассказывания и его формы 14
1.3. Роль воображения и мышления в развитии словесного
творчества и речи старшего дошкольного возраста 21
1.4. Методы и приемы обучения творческому рассказыванию
детей старшего дошкольного возраста 26
1.5. Программное содержание работы по развитию связной
речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания 32
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ 41
2.1. Диагностика сформированности связной речи старших
дошкольников в процессе творческого
рассказывания 41
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие
связной речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 9
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ 7
1.1. Связная речь и закономерности развития связной
монологической речи у старших дошкольников в процессе творческого рассказывания 7
1.2. Особенности творческого рассказывания и его формы 14
1.3. Роль воображения и мышления в развитии словесного
творчества и речи старшего дошкольного возраста 21
1.4. Методы и приемы обучения творческому рассказыванию
детей старшего дошкольного возраста 26
1.5. Программное содержание работы по развитию связной
речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания 32
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ 41
2.1. Диагностика сформированности связной речи старших
дошкольников в процессе творческого
рассказывания 41
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие
связной речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 9
При овладении ребенком родным языком важнейшим фактором становится развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств. Когда ребенок овладевает связной речью, он начинает использовать такую функцию общения, как коммуникация. В связной речи отражены такие задачи речевого развития, как формирование грамматического строя речи, словарного запаса, фонетической стороны речи. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.
Связная речь - это речь содержательная, логичная, последовательная, организованная.
Под связной речью мы понимаем развернутый рассказ конкретного содержания, который передается с соблюдением логики, последовательности сюжета, образно и правильно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания детей дошкольного возраста.
Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др., особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими.
В современной психолого - педагогической литературе отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе.
Этим умениям и навыкам нужно направленно обучать. В этой связи важным становится поиск педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельности и активности в рассказывании детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные условия
успешного обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию, теоретически обосновать и проверить эффективность их реализации в ходе образовательного процесса в ДОУ; создать комплекс мероприятий, направленный на развитие связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения их творческому рассказыванию.
Объект исследования: процесс обучения дошкольников творческому рассказыванию.
Предмет исследования: методы и приемы, способствующие
эффективному развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста при обучении рассказыванию.
В соответствии с целью исследования были определены задачи:
1. Изучить особенности творческого рассказывания и его формы.
2. Определить роль воображения и мышления в развитии словесного творчества и речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать наиболее эффективные методы и приемы обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести мониторинг программного содержания работы по развитию связной речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания.
5. Провести диагностику сформированности связной речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания.
6. Создать комплекс мероприятий, направленный на обучение
рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс методов: теоретический анализ литературы и публикаций по теме исследования, моделирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, количественно - качественный анализ полученных данных проведенных диагностик, изучение продуктов деятельности творчества, обработка результатов работы в виде таблиц и диаграмм.
Методологическая основа и теоретическая база исследования основываются на закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах А. Н. Гвоздева, Н. С. Жуковой, Ф. А. Сохина. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной.
Базой исследования явился МАДОУ № 8 «Сказка» г. Арамиль, в проектировочной работе приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: материалы проведенного исследования могут быть использованы в практике педагогов ДОУ.
Связная речь - это речь содержательная, логичная, последовательная, организованная.
Под связной речью мы понимаем развернутый рассказ конкретного содержания, который передается с соблюдением логики, последовательности сюжета, образно и правильно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания детей дошкольного возраста.
Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др., особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими.
В современной психолого - педагогической литературе отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе.
Этим умениям и навыкам нужно направленно обучать. В этой связи важным становится поиск педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельности и активности в рассказывании детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные условия
успешного обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию, теоретически обосновать и проверить эффективность их реализации в ходе образовательного процесса в ДОУ; создать комплекс мероприятий, направленный на развитие связной монологической речи старших дошкольников в процессе обучения их творческому рассказыванию.
Объект исследования: процесс обучения дошкольников творческому рассказыванию.
Предмет исследования: методы и приемы, способствующие
эффективному развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста при обучении рассказыванию.
В соответствии с целью исследования были определены задачи:
1. Изучить особенности творческого рассказывания и его формы.
2. Определить роль воображения и мышления в развитии словесного творчества и речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать наиболее эффективные методы и приемы обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести мониторинг программного содержания работы по развитию связной речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания.
5. Провести диагностику сформированности связной речи старших дошкольников в процессе творческого рассказывания.
6. Создать комплекс мероприятий, направленный на обучение
рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс методов: теоретический анализ литературы и публикаций по теме исследования, моделирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, количественно - качественный анализ полученных данных проведенных диагностик, изучение продуктов деятельности творчества, обработка результатов работы в виде таблиц и диаграмм.
Методологическая основа и теоретическая база исследования основываются на закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах А. Н. Гвоздева, Н. С. Жуковой, Ф. А. Сохина. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной.
Базой исследования явился МАДОУ № 8 «Сказка» г. Арамиль, в проектировочной работе приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: материалы проведенного исследования могут быть использованы в практике педагогов ДОУ.
В современных условиях модернизации системы образования повышаются требования к речевой компетенции, как для дошкольных учреждений, так и для детей. Поэтому педагог должен быть широко информирован обо всех нововведениях в области коммуникации и иметь возможность на высоком уровне решать сложные проблемы речевого развития.
Развитие речи в дошкольном детстве является одной из центральных задач образования. Формирование и развитие всех аспектов речи (фонетическая, лексическая, грамматическая) является основой для последующего овладения родным языком.
Процесс развития речи в дошкольном детстве носит многогранный характер. Он органически связан с умственным развитием, поскольку интеллектуальные и языковые взаимоотношения, включенные в овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку.
Задачи развития монологической речи реализуются в программах, которые определяют объем речевых навыков и требований к речи детей в разных возрастных группах, и, самое главное, уровень развития речи в конце детского сада.
В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариационных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений в соответствии с ФГОС, что затрагивает различные аспекты развития дошкольного возраста, в том числе речевого.
Проектировочная работа, направленная на определение возможности и эффективности использования творческого рассказывания как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста, осуществлялась на базе МАДОУ № 8 «Сказка» в старшей группе. Всего в диагностике приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (6 лет).
Данные диагностики позволили прийти к выводу о том, что у детей старшего дошкольного возраста начальный уровень связной монологической речи в процессе творческого рассказывания находится на среднем уровне, то есть существует необходимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания.
С целью развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста нами был разработан комплекс занятий. Всего в этом комплексе составлено 36 НОД, на каждом из которых подбирались задания, направленные на развития связной монологической речи в процессе творческого рассказывания.
Развитие речи в дошкольном детстве является одной из центральных задач образования. Формирование и развитие всех аспектов речи (фонетическая, лексическая, грамматическая) является основой для последующего овладения родным языком.
Процесс развития речи в дошкольном детстве носит многогранный характер. Он органически связан с умственным развитием, поскольку интеллектуальные и языковые взаимоотношения, включенные в овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку.
Задачи развития монологической речи реализуются в программах, которые определяют объем речевых навыков и требований к речи детей в разных возрастных группах, и, самое главное, уровень развития речи в конце детского сада.
В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариационных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений в соответствии с ФГОС, что затрагивает различные аспекты развития дошкольного возраста, в том числе речевого.
Проектировочная работа, направленная на определение возможности и эффективности использования творческого рассказывания как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста, осуществлялась на базе МАДОУ № 8 «Сказка» в старшей группе. Всего в диагностике приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (6 лет).
Данные диагностики позволили прийти к выводу о том, что у детей старшего дошкольного возраста начальный уровень связной монологической речи в процессе творческого рассказывания находится на среднем уровне, то есть существует необходимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания.
С целью развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста нами был разработан комплекс занятий. Всего в этом комплексе составлено 36 НОД, на каждом из которых подбирались задания, направленные на развития связной монологической речи в процессе творческого рассказывания.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста при обучении пересказу
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию умений монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пересказу
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по развитию связной речи
у дошкольников в процессе обучения творческому рассказыванию
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Методическое обеспечение логопедической работы по развитию связной
монологической речи у третьеклассников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи П-Ш уровня средствами народных сказок
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ
РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Развитие связной монологической речи у дошкольников
в процессе обучения творческому рассказыванию
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





