ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Связная диалогическая речь и закономерности ее развития у
детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Речь как средство общения детей дошкольного возраста. 9
Коммуникативные умения, формирующиеся у детей в процессе общения
1.3 Приемы развития коммуникативных умений у старших 14
дошкольников
1.4 Программное содержание работы по развитию коммуникативных
умений у дошкольников 20
Глава 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Условия, способствующие развитию коммуникативных умений
у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 28
2.2. Диагностика уровня сформированности коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 40
2.3. Комплекс мероприятий, направленный на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в
игровой деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
В течение последнего времени в области образования произошли значительные изменения, вышли в свет новые нормативные документы (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и пр.), обусловившие необходимость разработки актуальных технологий речевого коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
В положениях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по направлению «социальнокоммуникативное развитие» определены задачи, которые связаны с усвоением детьми дошкольного возраста нравственных, моральных ценностей и социально-культурных норм, развитием социального и эмоционального интеллекта, разнообразных форм общения ребенка со сверстниками и взрослыми, готовности к осуществлению с ними совместной деятельности, и пр. [51, с.4].
С точки зрения многих психологов (М.И. Лисиной, В.В. Давыдова, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьева, А.Г. Рузской, Д.Б. Эльконина, Т.А. Репиной и пр.), общение требует от ребенка определенных умений и знаний, которыми индивид овладевает в ходе усвоения социальных правил и норм, передачи опыта от поколения к поколению. Многими исследователями общение рассматривается в качестве сложной коммуникативной деятельности [9;26;29;58].
Высокий уровень сформированности коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации дошкольника к школьному обучению, что подчеркивает актуальность настоящего исследования.
Дошкольный возраст является сенситивным для развития разных сторон личности (включая коммуникативные умения в различных видах деятельности). В проведенных Г.Г. Кравцовым, З.М. Богуславской, В.А. Петровским, М.И. Лисиной, Е.Е. Шулешко, Д.Б. Элькониным, А.Г. Рузской и другими педагогических исследований указывается, что коммуникативные умения являются приоритетными в процессе преемственности дошкольного и начального образования, способствуют развитию психологических процессов у детей дошкольного возраста, выступают в качестве направления социально-личностного развития и залога успешности образовательной деятельности в школе [9;28;58].
Для современных педагогических технологий в области коммуникативного развития детей характерна направленность на развитие у ребенка чувства психолого-педагогической поддержки и защищенности. Например, в проведенных В.А. Петровским, М.И. Лисиной и других исследованиях освещаются аспекты общения дошкольников с воспитателем; в трудах С.В. Корницкой, Т.И. Ерофеевой, А.А. Рояк и пр. - общение детей дошкольного возраста со сверстниками; в работах А.Г. Рузской, З.М. Богуславской и пр. - актуальные вопросы общения детей дошкольного возраста с родителями; в трудах Т.А. Антоновой, М.В. Ильяшенко, С.В. Петериной, Н.С. Малетиной рассматриваются особенности формирования культуры общения у детей дошкольного возраста [29;38;].
Итак, анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о недостаточной изученности данного аспекта педагогической деятельности, касающегося развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Уточнения требуют формы организации деятельности с детьми, содержание процесса развития коммуникативных умений, технологии работы с дошкольниками согласно ФГОС ДО, уровни, показатели и критерии сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений старших дошкольников в игровой деятельности.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на развитие коммуникативных умений у старших дошкольников в игровой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие коммуникативных умений у старших дошкольников в игровой деятельности.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Описать особенности связной диалогической речи, ее основные виды в теории речевой деятельности.
2. Описать особенности развития диалогической речи у старших дошкольников.
3. Изучить методы и приемы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать программное содержание работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников.
5. Разработать содержание проектировочной работы, направленной на развитие коммуникативных умений у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
База исследования: город Новоуральск, МАДОУ детский сад «Росинка». Дети подготовительной группы МАДОУ детский сад №6 в количестве 20 человек.
Практическая значимость исследования: результаты проектировочной работы и разработанный комплекс мероприятий может использоваться педагогами детских садов.
Коммуникативные умения - это индивидуально-психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений (Л.Я. Лозован) [32].
Структурными компонентами коммуникативных навыков являются:
1. информационно-коммуникативный компонент (умение принимать информацию, умение передавать информацию);
2. интерактивный компонент (умение взаимодействовать с партнером, готовность к взаимодействию, адаптированность в коллективе);
3. перцептивный компонент (восприятие другого человека, восприятие межличностных отношений).
Проблемой общения и развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте занимались такие ученые, как Л.Я. Лозован, А.А. Бодалев, Е.Г. Савина, Е.О. Смирнова, М.И. Лисина, Т.А. Репина [32; 30; 44].
Развитие коммуникативных умений дошкольников - это развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружающими, в процессе которого ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Данное направление является основным в социально-личностном развитии ребенка.
В старшем дошкольном возрасте коммуникативная активность ребенка направляется как на сверстника, так и на взрослого. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе познавательного - взрослый. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными умениями, как умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.
Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра, в которой дети знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, являющимися образцом для их поведения. Также, в процессе игры ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта с другими людьми, происходит развитие речи. Данная проблема освящена в работах отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой [34;50;58].
В процессе исследования нами была проведена диагностика по выявлению уровня развития коммуникативных умений старших дошкольников.
В процессе диагностирования мы использовали такие методики, как:
• Методика «Интервью» (О. В. Дыбина).
• Методика « Необитаемый остров» (О. В. Дыбина).
• Наблюдение совместной деятельности детей.
После проведения диагностического исследования на начальном этапе проектировочной работы, нами были проанализированы полученные данные. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень сформированности коммуникативных умений был выявлен у 20 % детей (4 человека), у 35 % детей (7 человек), выявлен средний уровень сформированности коммуникативных умений, и остальные 45 % детей (9 человек), показали низкий уровень сформированности
коммуникативных умений.
Исходя из полученных данных, был разработан план НОД и игровых упражнений по развитию коммуникативных умений старших дошкольников посредством игровых упражнений и сюжетно-ролевой игры.
Данный комплекс НОД и игровых упражнений направлен на развитие способов сотрудничества со сверстниками и взрослыми, проявление во взаимодействии инициативы и активности, развитие умения выражать и доказывать свою мысль, умение вести диалог, слушать и слышать собеседника. В плане использовались такие методы развития коммуникативных умений старших дошкольников, как игровое упражнение, сюжетно-ролевая игра, игра-фантазирование, игра-драматизация.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учебное пособие для студентов высших и средних, педагогических учебных заведений / М.М Алексеева, Б.И. Яшина - 3-е издание, - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.
2. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы [Текст]: Учебное пособие для вузов /Г.М Андреева, Н.Н Богомолова, Л.А. Петровская - М.: Аспект Пресс 2011, с.75.
3. Антонова, Т. В. Особенности социального поведения детей в игре [Текст]: Руководство играми в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. - М.: Педагогика, 2010.
4. Антонова, Л. Г. Развитие речи «Уроки риторики» [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Г. Антонова. - М.: Академия развития, 2015. - 224 с.
5. Арушанова, А.Г. Истоки диалога [Текст] / А.Г. Арушанова, Е.С. Рычагова, Н.В.Дурова// Дошкольное воспитание. - 2012. - №10. - С. 82-90.
6. Бабаева, Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст]: Сборник/Т.И. Бабаева, З.А.Михайлова СПб: Детство-пресс, 2012.
7. Базжина, Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития [Текст] // Детская речь. - СПб, 2014г.
8. Бородич, А.М., Методика развития речи детей [Текст] - М., Просвещение, 2014. - 255 с.
9. Венгер, Л.А. Психология. М.[Текст]: Учебное пособие для студентов педвузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина - Просвещение. 2013.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] - М.: Просвещение, 2011, с. 96.
11. Гришина, Г. Н. Любимые детские игры [Текст] - М.:
Просвещение.2010.
12. Громова, Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников: Практический журнал [Текст] // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5. - 2010-. с.54-58.
13. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] /Дыбина О.В - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с.
14. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст]: Учеб. Пособие - М., 2014.
15. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст]: Учебное пособие для студентов педвузов / А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин - М.: Просвещение.2011...