Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №95696

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Анализ понятия «тревожность» в научной литературе 6
1.2. Причины появления и особенности проявления тревожности у
детей младшего школьного возраста 16
1.3. Методы профилактики тревожности младших школьников 26
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Программа профилактики тревожности детей младшего
школьного возраста 38
2.3. Анализ результатов научного исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70


Основные свойства и качества личности закладываются в младшем школьном возрасте. От их формирования зависит дальнейшее развитие ребенка. Осознание самого себя, усвоение моральных норм, мотивов поведения, формирование направленности личности происходит в период младшего школьного возраста [1]. В данный период одним из важных обстоятельств является поступление в школу, что означает переход к новому образу жизни. В связи с этим происходят изменения, которые оказывают влияние на его социальное положение. У младшего школьника появляются новые обязанности, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми. Биоритм ребенка меняется, ведущей деятельностью становится учебная. Все это может быть источником для проявления тревожности. Одним из важных условий в развитии личности ребенка является обеспечение эмоционального благополучия. Роль школы имеет большое значение в формировании всесторонне развитой, здоровой личности младшего школьника. В настоящее время достаточно актуальной проблемой является тревожность младших школьников [18]. Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов [30, с. 500]. Для того что бы ребенок развивался гармонично, возникает вопрос о создании благоприятных условий для обучения, с целью профилактики тревожности младших школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Изучением тревожности занимались как отечественные психологи: Н.Д. Левитов, А. М. Прихожан, В. П. Астапов, так и зарубежные: З. Фрейд., А. Адлер, В. П. Астапов и другие. А. Л. Вегнер, О. А. Слепичева, А. К. Дусавицкий, Е. Н. Новикова выделили ряд причин, по которым возникает школьная тревожность, вызванная обстановкой дома или в школе, а также социальным окружением. К ним относятся смена учебного коллектива, неблагоприятные отношения со сверстниками либо особенности взаимодействия с учителем, учебные перегрузки, неадекватные требования со стороны родителей. Причины появления тревожности, а также способы ее предупреждения и коррекции можно отметить в трудах Е. Ю. Брель и А. М. Прихожан. О росте числа тревожных детей, для которых характерны неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, повышенное беспокойство отмечает в своих трудах И. В. Дубровина.
Объект исследования: феномен тревожности.
Предмет: программа профилактики тревожности младших школьников.
Цель: теоретически обосновать, составить и апробировать программу профилактики тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
2. На основе теоретического анализа, выявить психологическое содержание понятия «тревожность» и особенности ее проявления в младшем школьном возрасте.
3. Изучить методы профилактики тревожности младших школьников.
4. Подобрать психодиагностический инструментарий для исследования тревожности детей младшего школьного возраста.
5. Составить программу профилактики тревожности у детей младшего школьного возраста.
6. Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.
Гипотеза исследования: разработанная программа позволит
предупредить тревожность детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого¬
педагогической литературы; методики исследования: «Тест школьной тревожности Филипса»; «Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS)»; методы математико-статистического анализа: Т-критерий Вилкоксона.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы на практике.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает в себя введение, две главы (теоретическую и эмпирическую), заключение, библиографический список из 50 (пятидесяти) наименований и приложение. Объем выпускной квалификационной работы составил 73 (семьдесят три) страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время тревожность является одним из самых распространенных феноменов психического развития. В младшем школьном возрасте возникает школьная тревожность, что связано с возникновением ситуации постоянного оценивания, которое затрагивает не только оценивание умений и навыков, но и самого человека, как личности. От степени проявления тревожности зависит эффективность адаптации к новым условиям, успешность обучения, а также особенности взаимоотношений со сверстниками.
Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что тревожность необходимо рассматривать дифференцированно как ситуативное явление и как личностную характеристику.
Начало обучения в школе является переломным этапом ребенка в физическом и нравственном отношении, в связи с чем младший школьный возраст считается уязвимым в плане происхождения тревожности. Но на данном возрастном этапе тревожность не является устойчивой чертой характера, и при проведении профилактических мероприятий является относительно обратимой.
Было проведено эмпирическое исследование со следующей выборкой: в исследовании приняли обучающиеся в количестве 48 человек, в возрасте 8¬9 лет.
Для проведения эмпирического исследования были подобраны методики: «Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А. М. Прихожан)», «Тест школьной тревожности Филипса».
Результаты первичной диагностики показали, что у младших школьников наблюдается «несколько повышенный уровень тревожности», который проявляется в ситуациях проверки знаний, демонстрации своих возможностей. Также мы выяснили что младшие школьники ориентируются на оценку результата своей деятельности, даваемую окружающими.
На втором этапе была сформирована и апробирована программа профилактики тревожности у младших школьников, целью которой являлась профилактика тревожности у младших школьников.
По итогам реализации программы, мы проследили динамику уровня тревожности при помощи вторичной диагностики. Была выявлена положительная динамика по показателям уровня тревожности у младших школьников в экспериментальной группе: увеличилось количество
обучающихся с нормальным уровнем тревожности и сократилось количество обучающихся с высоким уровнем. Эффективность программы была доказана методом математической статистики
По результатам проведенного исследования мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о том, что разработанная программа позволит предупредить тревожность детей младшего школьного возраста подтвердилась.


1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2010. - C. 672.
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В. А. Аверин. - СПб.,1998. - С.187.
3. Аракелов, Н. Е., Лысенко Е. Е. Психофизиологический метод
оценки тревожности [Текст] / Н. Е. Аракелов., Е. Е. Лысенко //
Психологический журнал. 2014 - № 2. - С. 34-38.
4. Аракелов, Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и
коррекции [Текст] / Н. Аракелов., Н. Шишкова // Вестник МУ, сер.
Психология. 2015. - № 1 с. 18.
5. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В. М. Астапов. - М.: ПЭР СЕ, 2008. - C. 159.
6. Астапов, В.М. Тревога и тревожность [Текст]: Хрестоматия. Сост. / В. М. Астапов. - СПб.: Питер, 2001. - 296с.
7. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст]: 2-е изд. / В М. Астапов -СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
8. Барсукова, Е. В., Гуссейнова Э. Г. Реактивная тревожность - естественное или приобретенное состояние организма [Текст] / Е. В. Барсукова., Э. Г. Гуссейнова // Современная педагогика. 2016 - №10(47). - С. 73-78.
9. Белов, В. Г. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов [Текст] / В. Г. Беглов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2015 - № 10 - С. 36-41.
10. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
11. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М. Р. Битянова., Т.В Азарова., Е.И Афанасьева., Н.Л. Васильева. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2001. - 352 с.
12. Бурлачук, Л. Ф. Словарь - справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб., 2002. - С.-123.
13. Волгуснова, Е. А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников [Текст] / Е. А. Волгуснова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: «Педагогика. Психология. Социокинетика» - 2015 - № 1. - С. 67-70.
14. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье [Текст]: монография / В. И. Гарбузов. - Санкт-Петербург: Сфера, 1994. - 159 с.
15. Гуров, В. А. Тревожность и здоровье младших школьников [Текст] / В. А. Гуров // Вестник Томского государственного педагогического университета - 2015 - №4(82). - С. 56-60.
16. Данилова, М. В. Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия [Текст] / М. В. Данилова, В. В. Трофимова - Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 901-904.
17. Дружинин, В. Н. Психическое здоровье детей [Текст] / В. Н. Дружинин - М.: Тв. Центр, 2012. - 164 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ