ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Анализ понятия «тревожность» в научной литературе 6
1.2. Причины появления и особенности проявления тревожности у
детей младшего школьного возраста 16
1.3. Методы профилактики тревожности младших школьников 26
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Программа профилактики тревожности детей младшего
школьного возраста 38
2.3. Анализ результатов научного исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
Основные свойства и качества личности закладываются в младшем школьном возрасте. От их формирования зависит дальнейшее развитие ребенка. Осознание самого себя, усвоение моральных норм, мотивов поведения, формирование направленности личности происходит в период младшего школьного возраста [1]. В данный период одним из важных обстоятельств является поступление в школу, что означает переход к новому образу жизни. В связи с этим происходят изменения, которые оказывают влияние на его социальное положение. У младшего школьника появляются новые обязанности, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми. Биоритм ребенка меняется, ведущей деятельностью становится учебная. Все это может быть источником для проявления тревожности. Одним из важных условий в развитии личности ребенка является обеспечение эмоционального благополучия. Роль школы имеет большое значение в формировании всесторонне развитой, здоровой личности младшего школьника. В настоящее время достаточно актуальной проблемой является тревожность младших школьников [18]. Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов [30, с. 500]. Для того что бы ребенок развивался гармонично, возникает вопрос о создании благоприятных условий для обучения, с целью профилактики тревожности младших школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Изучением тревожности занимались как отечественные психологи: Н.Д. Левитов, А. М. Прихожан, В. П. Астапов, так и зарубежные: З. Фрейд., А. Адлер, В. П. Астапов и другие. А. Л. Вегнер, О. А. Слепичева, А. К. Дусавицкий, Е. Н. Новикова выделили ряд причин, по которым возникает школьная тревожность, вызванная обстановкой дома или в школе, а также социальным окружением. К ним относятся смена учебного коллектива, неблагоприятные отношения со сверстниками либо особенности взаимодействия с учителем, учебные перегрузки, неадекватные требования со стороны родителей. Причины появления тревожности, а также способы ее предупреждения и коррекции можно отметить в трудах Е. Ю. Брель и А. М. Прихожан. О росте числа тревожных детей, для которых характерны неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, повышенное беспокойство отмечает в своих трудах И. В. Дубровина.
Объект исследования: феномен тревожности.
Предмет: программа профилактики тревожности младших школьников.
Цель: теоретически обосновать, составить и апробировать программу профилактики тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
2. На основе теоретического анализа, выявить психологическое содержание понятия «тревожность» и особенности ее проявления в младшем школьном возрасте.
3. Изучить методы профилактики тревожности младших школьников.
4. Подобрать психодиагностический инструментарий для исследования тревожности детей младшего школьного возраста.
5. Составить программу профилактики тревожности у детей младшего школьного возраста.
6. Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.
Гипотеза исследования: разработанная программа позволит
предупредить тревожность детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого¬
педагогической литературы; методики исследования: «Тест школьной тревожности Филипса»; «Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS)»; методы математико-статистического анализа: Т-критерий Вилкоксона.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы на практике.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает в себя введение, две главы (теоретическую и эмпирическую), заключение, библиографический список из 50 (пятидесяти) наименований и приложение. Объем выпускной квалификационной работы составил 73 (семьдесят три) страницы.
В настоящее время тревожность является одним из самых распространенных феноменов психического развития. В младшем школьном возрасте возникает школьная тревожность, что связано с возникновением ситуации постоянного оценивания, которое затрагивает не только оценивание умений и навыков, но и самого человека, как личности. От степени проявления тревожности зависит эффективность адаптации к новым условиям, успешность обучения, а также особенности взаимоотношений со сверстниками.
Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что тревожность необходимо рассматривать дифференцированно как ситуативное явление и как личностную характеристику.
Начало обучения в школе является переломным этапом ребенка в физическом и нравственном отношении, в связи с чем младший школьный возраст считается уязвимым в плане происхождения тревожности. Но на данном возрастном этапе тревожность не является устойчивой чертой характера, и при проведении профилактических мероприятий является относительно обратимой.
Было проведено эмпирическое исследование со следующей выборкой: в исследовании приняли обучающиеся в количестве 48 человек, в возрасте 8¬9 лет.
Для проведения эмпирического исследования были подобраны методики: «Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А. М. Прихожан)», «Тест школьной тревожности Филипса».
Результаты первичной диагностики показали, что у младших школьников наблюдается «несколько повышенный уровень тревожности», который проявляется в ситуациях проверки знаний, демонстрации своих возможностей. Также мы выяснили что младшие школьники ориентируются на оценку результата своей деятельности, даваемую окружающими.
На втором этапе была сформирована и апробирована программа профилактики тревожности у младших школьников, целью которой являлась профилактика тревожности у младших школьников.
По итогам реализации программы, мы проследили динамику уровня тревожности при помощи вторичной диагностики. Была выявлена положительная динамика по показателям уровня тревожности у младших школьников в экспериментальной группе: увеличилось количество
обучающихся с нормальным уровнем тревожности и сократилось количество обучающихся с высоким уровнем. Эффективность программы была доказана методом математической статистики
По результатам проведенного исследования мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о том, что разработанная программа позволит предупредить тревожность детей младшего школьного возраста подтвердилась.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2010. - C. 672.
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В. А. Аверин. - СПб.,1998. - С.187.
3. Аракелов, Н. Е., Лысенко Е. Е. Психофизиологический метод
оценки тревожности [Текст] / Н. Е. Аракелов., Е. Е. Лысенко //
Психологический журнал. 2014 - № 2. - С. 34-38.
4. Аракелов, Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и
коррекции [Текст] / Н. Аракелов., Н. Шишкова // Вестник МУ, сер.
Психология. 2015. - № 1 с. 18.
5. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В. М. Астапов. - М.: ПЭР СЕ, 2008. - C. 159.
6. Астапов, В.М. Тревога и тревожность [Текст]: Хрестоматия. Сост. / В. М. Астапов. - СПб.: Питер, 2001. - 296с.
7. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст]: 2-е изд. / В М. Астапов -СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
8. Барсукова, Е. В., Гуссейнова Э. Г. Реактивная тревожность - естественное или приобретенное состояние организма [Текст] / Е. В. Барсукова., Э. Г. Гуссейнова // Современная педагогика. 2016 - №10(47). - С. 73-78.
9. Белов, В. Г. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов [Текст] / В. Г. Беглов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2015 - № 10 - С. 36-41.
10. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
11. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М. Р. Битянова., Т.В Азарова., Е.И Афанасьева., Н.Л. Васильева. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2001. - 352 с.
12. Бурлачук, Л. Ф. Словарь - справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб., 2002. - С.-123.
13. Волгуснова, Е. А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников [Текст] / Е. А. Волгуснова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: «Педагогика. Психология. Социокинетика» - 2015 - № 1. - С. 67-70.
14. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье [Текст]: монография / В. И. Гарбузов. - Санкт-Петербург: Сфера, 1994. - 159 с.
15. Гуров, В. А. Тревожность и здоровье младших школьников [Текст] / В. А. Гуров // Вестник Томского государственного педагогического университета - 2015 - №4(82). - С. 56-60.
16. Данилова, М. В. Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия [Текст] / М. В. Данилова, В. В. Трофимова - Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 901-904.
17. Дружинин, В. Н. Психическое здоровье детей [Текст] / В. Н. Дружинин - М.: Тв. Центр, 2012. - 164 с.
...