Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Работа №95633

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ 8
1.1. Теоретическое исследование психологических особенностей
выбора человеком брачного партнера в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Готовность к браку: понятие и структурные компоненты 20
1.3. Психологические особенности юношеского возраста 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 49
2.1. Организация и методы исследования по определению уровня
готовности к браку у молодежи 49
2.2. Сравнительный анализ особенностей готовности к браку у
юношей и девушек 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65


Сохранение и укрепление авторитета семьи является в настоящее время приоритетной задачей, стоящей перед обществом. Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации материнство, детство, семья и отцовство являются основными социальными ценностями общественной жизни. Однако в последнее время всё больше фактов свидетельствуют о кризисном состоянии института семьи и брака. Доказательством этому являются следующие общественные тенденции: снижение престижа семьи, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, обесценивание моральных устоев, увеличение числа разводов, снижение того уровня рождаемости и качества семейного воспитания, в котором заинтересовано общество.
Многие ученые также констатируют слабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточную подготовку молодёжи к семейному образу жизни (Т. И. Дымнова, Е. И. Зритнева, В. Т. Лисовский, Е. М. Черняк, Л. Б. Шнейдер) [26]. Медико-педагогические исследования показывают, что юноши и девушки невежественны в элементарных вопросах, решение которых первостепенно для семьи. Для современной молодёжи характерна ориентировка на гуманистические и нравственные принципы, но при этом у молодёжи отмечается существенный дефицит психологических знаний и умений [14].
Семейная жизнь предъявляет к человеку немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют именно готовность молодежи к браку. Еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижению определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако культурно-историческая динамика общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки подрастающих поколений к жизни в семье.
Современная семья претерпела большое количество психологических изменений и приобрела новые тенденции в развитии. Современная семья всё больше сосредотачивается на своей внутренней жизни, возрастает роль супружеских отношений в обеспечении её стабильности. Ослабление контроля со стороны общественного мнения, а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших семьи предыдущего поколения, резко увеличило нагрузку на морально-нравственную сферу, что позволяет сделать вывод о том, что подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье является серьёзной проблемой для современного общества.
Вместе с тем, молодые люди недооценивают степень важности подготовки к семейной жизни, так как в современном обществе этому вопросу не уделяется особое внимание. К примеру, в современном обществе для того, чтобы выполнять какую-либо профессиональную роль необходимо получить должное образование и документ, позволяющий занимать определенную должность, а для освоения новой семейной роли не требуется обучения и подтверждения о способности и готовности выполнения соответствующих функций. Но, от какой из этих ситуации негативное воздействие будет оказано сильнее, вопрос спорный.
Несмотря на то, что задача подготовки к браку является актуальной и востребованной в обществе, в психологической науке разработано и произведено малое количество необходимых исследований. Отмечается относительная скудность новых научных разработок по проблеме готовности к браку в современных социально-культурных условиях. А также многие положения, накопленные советской педагогикой в идеологической системе воспитания семьянина, оказываются сегодня невостребованными. Анализ научной литературы в отношении готовности юношей и девушек к браку показывает, что чаще всего она рассматривается в общем круге вопросов о самоопределении современной молодёжи, где в большей степени внимание уделяется профессиональной готовности.
Таким образом, существует противоречие между потребностью в понимании механизма образования брака и основной мотивацией, благодаря которой молодые люди вступают в брак и малым количеством исследований готовности молодёжи к вступлению в брак.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования - определение основных особенностей готовности к браку у юношей и девушек.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили тему магистерской диссертации: «Особенности готовности к браку у юношей и девушек».
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать особенности готовности к браку у юношей и девушек.
Объект исследования: готовность к браку.
Предмет исследования: готовность к браку у юношей и девушек.
Гипотеза: готовность к браку у юношей и девушек имеет специфические особенности.
Задачи:
1. Проанализировать психологические особенности выбора человеком брачного партнера в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить готовность к браку: понятие и структурные компоненты.
3. Ознакомиться с основными психологическими особенностями юношеского возраста.
4. Исследовать особенности готовности к браку у юношей и девушек.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- исследования, раскрывающие сущность понятий «готовность», «психологическая готовность», «готовность к браку»;
- исследования социально - психологических и педагогических факторов, оказывающих влияние на готовность к семейной жизни (А. Адлер, И.В. Гребенников, Я.Л. Коломинский, С.В. Ковалёв, Б.С. Круглов, В.С.
Мухина, Н.Н. Обозов, А.А. Бодалев, И.А. Арабов, Т.И. Юферева, И.В. Дубровина и др.);
- анализ основных подходов к семейной жизни, а именно: комплексного (Б.Г. Ананьев, А.А. Семяшкин); интегративного (В.В.Козлов, В.В.Новиков, Р.Ассаджиоли, Ст.Гроф, К. Уилбер); культурологического (В.С.Библер, Е.В. Бондаревская, Л.В. Коломийченко, И.С. Кон).
Научная новизна данного исследования заключается в выделении структурных компонентов готовности к браку на основе рассмотрения понятия «психологическая готовность».
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выявленные особенности готовности к браку у юношей и девушек, которые были получены в процессе эмпирической работы, могут учитываться и использоваться в разработке программы, направленной на подготовку к браку подрастающего поколения. А также полученные результаты можно использовать в консультировании.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, дедукция, индукция, систематизация психологических сведений по теме исследования.
2. Эмпирические методы:
- Опросник «Мотивы вступления в брак» (С. И. Голод);
- Опросник методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна;
- Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности
(модифицированный вариант Н. П. Фетискина);
- Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю. Е. Алёшина, Л. Я. Гозман, Е. М, Дубовская)
- Тест-карта оценки готовности к семейной жизни И. Ф. Юнда.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Духовные и эмоционально-сексуальные отношения между мужчиной и женщиной приводят к закреплению этих отношений и формированию супружеской пары.
Супружеская пара является базой для формирования семьи как малой группы и социальной общественной единицы. Семья выполняет ряд жизненно важных функций, основной из которых является воспроизводство потомства.
В современном постсоветском российском обществе институт брака претерпел сильные изменения. Акцент в браке сместился от репродуктивной семейной функции к личностным потребностям индивидов, вступающих в брак. Такое смешение акцента привело к расплывчатости в выполнении брачных ролей и изменению объема прав и обязанностей супругов.
Однако как бы ни менялись семейные взаимоотношения и взаимоотношения мужчины и женщины, базовые качества для создания и поддержания успешных семейных отношений остаются постоянными. К этим качествам относятся: терпение, уважением, эмпатия, сопереживание, стремление к компромиссам, взаимопомощь.
Перечисленные тенденции были подтверждены эмпирическими исследованиями в данной работе. Также в этой работе проводилось сравнение по половому принципу.
По половому принципу наблюдаются различия по мотивам вступления в брак, по возрасту вступления в брак, по отношению к детям и по отношению к разводу.
Женщины склонны к официальным бракам, готовы иметь большее количество детей, чем мужчины и не готовы морально к разводу.
Мужчины рассматривают варианты пробного гражданского брака, хотят иметь не более 1 ребёнка и готовы повторно вступить в брак.
Именно такая общая закономерность наблюдалась при проведении эмпирического исследования в данной работе.



1. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие [Текст] / Т. В. Андреева. - СПб. : Речь, 2004. - 244 с.
2. Антонов, А.И. Социология семьи [Текст] / А. И. Антонов и др.; под ред. А.И. Антонова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 640 с.
3. Барсукова, С. Ю. Легенда о гендере: Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье [Текст] / С. Ю. Барсукова, В. В. Радаев // Мир России. - 2000. - № 4. - С.65-103.
4. Берн, Ш. М. Гендерная психология [Текст] / Ш. М. Берн. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2001. - 320 с.
5. Большой психологический словарь [Текст] / сост. Б. Г. Мещереков, В.П. Зинченко. - М. : Олма-пресс, 2004. - 666 с.
6. Вейго, М. Г., Баркас, А. А., Сухорукова, К. С. Трансформация
семейных ценностей молодежи в современном обществе [Электронный ресурс] URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-semeynyh-
tsennostey-molodezhi-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 06.03.2019).
7. Воеводина, Е. В. Особенности обработки эмпирической информации в качественных и количественных исследованиях педагогической и социальной сферы [Текст] / Е. В. Воеводина, Е. Е. Горина // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. - 2011. - №17. - С.4-4.
8. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования [Текст] : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Академ. проект ; Фонд "Мир", 2009. - 352 с.
9. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. [Текст] / С. И. Голод. - СПб. : Прополис, 2018. - 272 с.
10. Голод, С. И. Стабильность семьи: социально-демографические аспекты [Текст] / С. И. Голод - Л. : Наука, 1984. - 136 с.
11. Гуревич, М. А. Жилищный вопрос молодых семей в Челябинске [Текст] / М. А. Гуревич, Т. Ю. Радиловская // СОЦИС. - 2007. - № 8. - С.89.
12. Давыдова, М. А. Как преодолеть одиночество [Текст] / М. А. Давыдова, И. А. Агапова. - М. : Рольф, 2001. - 288 с.
13. Дружинин, В. Н. Психология семьи. [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2008. - 176 с.
14. Дымнова, Т. И. Психология семейного образа жизни [Текст] : учеб.-практ. пособие / Т. И. Дымнова. - М. : Пед. о-во России, 2009. - 144 с.
15. Жилина Л. Я. Диагностика готовности несовершеннолетних к
будущей семейной жизни как направление деятельности психолога образования [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-gotovnosti-nesovershennoletnih-k- buduschey-semeynoy-zhizni-kak-napravlenie-deyatelnosti-psihologa-obrazovaniya (дата обращения: 16.03.2019).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ