ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ 8
1.1. Теоретическое исследование психологических особенностей
выбора человеком брачного партнера в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Готовность к браку: понятие и структурные компоненты 20
1.3. Психологические особенности юношеского возраста 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 49
2.1. Организация и методы исследования по определению уровня
готовности к браку у молодежи 49
2.2. Сравнительный анализ особенностей готовности к браку у
юношей и девушек 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
1.1. Теоретическое исследование психологических особенностей
выбора человеком брачного партнера в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Готовность к браку: понятие и структурные компоненты 20
1.3. Психологические особенности юношеского возраста 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 49
2.1. Организация и методы исследования по определению уровня
готовности к браку у молодежи 49
2.2. Сравнительный анализ особенностей готовности к браку у
юношей и девушек 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Сохранение и укрепление авторитета семьи является в настоящее время приоритетной задачей, стоящей перед обществом. Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации материнство, детство, семья и отцовство являются основными социальными ценностями общественной жизни. Однако в последнее время всё больше фактов свидетельствуют о кризисном состоянии института семьи и брака. Доказательством этому являются следующие общественные тенденции: снижение престижа семьи, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, обесценивание моральных устоев, увеличение числа разводов, снижение того уровня рождаемости и качества семейного воспитания, в котором заинтересовано общество.
Многие ученые также констатируют слабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточную подготовку молодёжи к семейному образу жизни (Т. И. Дымнова, Е. И. Зритнева, В. Т. Лисовский, Е. М. Черняк, Л. Б. Шнейдер) [26]. Медико-педагогические исследования показывают, что юноши и девушки невежественны в элементарных вопросах, решение которых первостепенно для семьи. Для современной молодёжи характерна ориентировка на гуманистические и нравственные принципы, но при этом у молодёжи отмечается существенный дефицит психологических знаний и умений [14].
Семейная жизнь предъявляет к человеку немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют именно готовность молодежи к браку. Еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижению определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако культурно-историческая динамика общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки подрастающих поколений к жизни в семье.
Современная семья претерпела большое количество психологических изменений и приобрела новые тенденции в развитии. Современная семья всё больше сосредотачивается на своей внутренней жизни, возрастает роль супружеских отношений в обеспечении её стабильности. Ослабление контроля со стороны общественного мнения, а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших семьи предыдущего поколения, резко увеличило нагрузку на морально-нравственную сферу, что позволяет сделать вывод о том, что подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье является серьёзной проблемой для современного общества.
Вместе с тем, молодые люди недооценивают степень важности подготовки к семейной жизни, так как в современном обществе этому вопросу не уделяется особое внимание. К примеру, в современном обществе для того, чтобы выполнять какую-либо профессиональную роль необходимо получить должное образование и документ, позволяющий занимать определенную должность, а для освоения новой семейной роли не требуется обучения и подтверждения о способности и готовности выполнения соответствующих функций. Но, от какой из этих ситуации негативное воздействие будет оказано сильнее, вопрос спорный.
Несмотря на то, что задача подготовки к браку является актуальной и востребованной в обществе, в психологической науке разработано и произведено малое количество необходимых исследований. Отмечается относительная скудность новых научных разработок по проблеме готовности к браку в современных социально-культурных условиях. А также многие положения, накопленные советской педагогикой в идеологической системе воспитания семьянина, оказываются сегодня невостребованными. Анализ научной литературы в отношении готовности юношей и девушек к браку показывает, что чаще всего она рассматривается в общем круге вопросов о самоопределении современной молодёжи, где в большей степени внимание уделяется профессиональной готовности.
Таким образом, существует противоречие между потребностью в понимании механизма образования брака и основной мотивацией, благодаря которой молодые люди вступают в брак и малым количеством исследований готовности молодёжи к вступлению в брак.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования - определение основных особенностей готовности к браку у юношей и девушек.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили тему магистерской диссертации: «Особенности готовности к браку у юношей и девушек».
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать особенности готовности к браку у юношей и девушек.
Объект исследования: готовность к браку.
Предмет исследования: готовность к браку у юношей и девушек.
Гипотеза: готовность к браку у юношей и девушек имеет специфические особенности.
Задачи:
1. Проанализировать психологические особенности выбора человеком брачного партнера в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить готовность к браку: понятие и структурные компоненты.
3. Ознакомиться с основными психологическими особенностями юношеского возраста.
4. Исследовать особенности готовности к браку у юношей и девушек.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- исследования, раскрывающие сущность понятий «готовность», «психологическая готовность», «готовность к браку»;
- исследования социально - психологических и педагогических факторов, оказывающих влияние на готовность к семейной жизни (А. Адлер, И.В. Гребенников, Я.Л. Коломинский, С.В. Ковалёв, Б.С. Круглов, В.С.
Мухина, Н.Н. Обозов, А.А. Бодалев, И.А. Арабов, Т.И. Юферева, И.В. Дубровина и др.);
- анализ основных подходов к семейной жизни, а именно: комплексного (Б.Г. Ананьев, А.А. Семяшкин); интегративного (В.В.Козлов, В.В.Новиков, Р.Ассаджиоли, Ст.Гроф, К. Уилбер); культурологического (В.С.Библер, Е.В. Бондаревская, Л.В. Коломийченко, И.С. Кон).
Научная новизна данного исследования заключается в выделении структурных компонентов готовности к браку на основе рассмотрения понятия «психологическая готовность».
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выявленные особенности готовности к браку у юношей и девушек, которые были получены в процессе эмпирической работы, могут учитываться и использоваться в разработке программы, направленной на подготовку к браку подрастающего поколения. А также полученные результаты можно использовать в консультировании.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, дедукция, индукция, систематизация психологических сведений по теме исследования.
2. Эмпирические методы:
- Опросник «Мотивы вступления в брак» (С. И. Голод);
- Опросник методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна;
- Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности
(модифицированный вариант Н. П. Фетискина);
- Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю. Е. Алёшина, Л. Я. Гозман, Е. М, Дубовская)
- Тест-карта оценки готовности к семейной жизни И. Ф. Юнда.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Многие ученые также констатируют слабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточную подготовку молодёжи к семейному образу жизни (Т. И. Дымнова, Е. И. Зритнева, В. Т. Лисовский, Е. М. Черняк, Л. Б. Шнейдер) [26]. Медико-педагогические исследования показывают, что юноши и девушки невежественны в элементарных вопросах, решение которых первостепенно для семьи. Для современной молодёжи характерна ориентировка на гуманистические и нравственные принципы, но при этом у молодёжи отмечается существенный дефицит психологических знаний и умений [14].
Семейная жизнь предъявляет к человеку немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют именно готовность молодежи к браку. Еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижению определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако культурно-историческая динамика общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки подрастающих поколений к жизни в семье.
Современная семья претерпела большое количество психологических изменений и приобрела новые тенденции в развитии. Современная семья всё больше сосредотачивается на своей внутренней жизни, возрастает роль супружеских отношений в обеспечении её стабильности. Ослабление контроля со стороны общественного мнения, а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших семьи предыдущего поколения, резко увеличило нагрузку на морально-нравственную сферу, что позволяет сделать вывод о том, что подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье является серьёзной проблемой для современного общества.
Вместе с тем, молодые люди недооценивают степень важности подготовки к семейной жизни, так как в современном обществе этому вопросу не уделяется особое внимание. К примеру, в современном обществе для того, чтобы выполнять какую-либо профессиональную роль необходимо получить должное образование и документ, позволяющий занимать определенную должность, а для освоения новой семейной роли не требуется обучения и подтверждения о способности и готовности выполнения соответствующих функций. Но, от какой из этих ситуации негативное воздействие будет оказано сильнее, вопрос спорный.
Несмотря на то, что задача подготовки к браку является актуальной и востребованной в обществе, в психологической науке разработано и произведено малое количество необходимых исследований. Отмечается относительная скудность новых научных разработок по проблеме готовности к браку в современных социально-культурных условиях. А также многие положения, накопленные советской педагогикой в идеологической системе воспитания семьянина, оказываются сегодня невостребованными. Анализ научной литературы в отношении готовности юношей и девушек к браку показывает, что чаще всего она рассматривается в общем круге вопросов о самоопределении современной молодёжи, где в большей степени внимание уделяется профессиональной готовности.
Таким образом, существует противоречие между потребностью в понимании механизма образования брака и основной мотивацией, благодаря которой молодые люди вступают в брак и малым количеством исследований готовности молодёжи к вступлению в брак.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования - определение основных особенностей готовности к браку у юношей и девушек.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили тему магистерской диссертации: «Особенности готовности к браку у юношей и девушек».
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать особенности готовности к браку у юношей и девушек.
Объект исследования: готовность к браку.
Предмет исследования: готовность к браку у юношей и девушек.
Гипотеза: готовность к браку у юношей и девушек имеет специфические особенности.
Задачи:
1. Проанализировать психологические особенности выбора человеком брачного партнера в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить готовность к браку: понятие и структурные компоненты.
3. Ознакомиться с основными психологическими особенностями юношеского возраста.
4. Исследовать особенности готовности к браку у юношей и девушек.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- исследования, раскрывающие сущность понятий «готовность», «психологическая готовность», «готовность к браку»;
- исследования социально - психологических и педагогических факторов, оказывающих влияние на готовность к семейной жизни (А. Адлер, И.В. Гребенников, Я.Л. Коломинский, С.В. Ковалёв, Б.С. Круглов, В.С.
Мухина, Н.Н. Обозов, А.А. Бодалев, И.А. Арабов, Т.И. Юферева, И.В. Дубровина и др.);
- анализ основных подходов к семейной жизни, а именно: комплексного (Б.Г. Ананьев, А.А. Семяшкин); интегративного (В.В.Козлов, В.В.Новиков, Р.Ассаджиоли, Ст.Гроф, К. Уилбер); культурологического (В.С.Библер, Е.В. Бондаревская, Л.В. Коломийченко, И.С. Кон).
Научная новизна данного исследования заключается в выделении структурных компонентов готовности к браку на основе рассмотрения понятия «психологическая готовность».
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выявленные особенности готовности к браку у юношей и девушек, которые были получены в процессе эмпирической работы, могут учитываться и использоваться в разработке программы, направленной на подготовку к браку подрастающего поколения. А также полученные результаты можно использовать в консультировании.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, дедукция, индукция, систематизация психологических сведений по теме исследования.
2. Эмпирические методы:
- Опросник «Мотивы вступления в брак» (С. И. Голод);
- Опросник методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна;
- Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности
(модифицированный вариант Н. П. Фетискина);
- Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю. Е. Алёшина, Л. Я. Гозман, Е. М, Дубовская)
- Тест-карта оценки готовности к семейной жизни И. Ф. Юнда.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Духовные и эмоционально-сексуальные отношения между мужчиной и женщиной приводят к закреплению этих отношений и формированию супружеской пары.
Супружеская пара является базой для формирования семьи как малой группы и социальной общественной единицы. Семья выполняет ряд жизненно важных функций, основной из которых является воспроизводство потомства.
В современном постсоветском российском обществе институт брака претерпел сильные изменения. Акцент в браке сместился от репродуктивной семейной функции к личностным потребностям индивидов, вступающих в брак. Такое смешение акцента привело к расплывчатости в выполнении брачных ролей и изменению объема прав и обязанностей супругов.
Однако как бы ни менялись семейные взаимоотношения и взаимоотношения мужчины и женщины, базовые качества для создания и поддержания успешных семейных отношений остаются постоянными. К этим качествам относятся: терпение, уважением, эмпатия, сопереживание, стремление к компромиссам, взаимопомощь.
Перечисленные тенденции были подтверждены эмпирическими исследованиями в данной работе. Также в этой работе проводилось сравнение по половому принципу.
По половому принципу наблюдаются различия по мотивам вступления в брак, по возрасту вступления в брак, по отношению к детям и по отношению к разводу.
Женщины склонны к официальным бракам, готовы иметь большее количество детей, чем мужчины и не готовы морально к разводу.
Мужчины рассматривают варианты пробного гражданского брака, хотят иметь не более 1 ребёнка и готовы повторно вступить в брак.
Именно такая общая закономерность наблюдалась при проведении эмпирического исследования в данной работе.
Супружеская пара является базой для формирования семьи как малой группы и социальной общественной единицы. Семья выполняет ряд жизненно важных функций, основной из которых является воспроизводство потомства.
В современном постсоветском российском обществе институт брака претерпел сильные изменения. Акцент в браке сместился от репродуктивной семейной функции к личностным потребностям индивидов, вступающих в брак. Такое смешение акцента привело к расплывчатости в выполнении брачных ролей и изменению объема прав и обязанностей супругов.
Однако как бы ни менялись семейные взаимоотношения и взаимоотношения мужчины и женщины, базовые качества для создания и поддержания успешных семейных отношений остаются постоянными. К этим качествам относятся: терпение, уважением, эмпатия, сопереживание, стремление к компромиссам, взаимопомощь.
Перечисленные тенденции были подтверждены эмпирическими исследованиями в данной работе. Также в этой работе проводилось сравнение по половому принципу.
По половому принципу наблюдаются различия по мотивам вступления в брак, по возрасту вступления в брак, по отношению к детям и по отношению к разводу.
Женщины склонны к официальным бракам, готовы иметь большее количество детей, чем мужчины и не готовы морально к разводу.
Мужчины рассматривают варианты пробного гражданского брака, хотят иметь не более 1 ребёнка и готовы повторно вступить в брак.
Именно такая общая закономерность наблюдалась при проведении эмпирического исследования в данной работе.
Подобные работы
- Сравнительный анализ психологической готовности к браку у юношей и девушек
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К БРАКУ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая готовность к браку у молодежи (Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ У СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ИДЕАЛЬНОЙ СЕМЬИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности готовности личности к браку в юношеском возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности готовности личности к браку в зависимости от опыта брачных отношений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Психологические особенности готовности личности к браку в период ранней взрослости
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017





