ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБ АТТРАКТИВНОСТИ 6
1.1. Аттрактивность как коммуникативный феномен 6
1.2. Аттрактивность в системе человек-человек 8
1.3. Аттрактивность в системе человек-текст 18
ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНОЕ И ВИЗУАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ.
КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ 28
2.1. Сфера интересов школьников 28
2.2. Преференции учащихся и их отражение в школьных учебниках 30
2.3. Понятие об креолизованном тексте. Воздействие креолизованных
текстов 34
ГЛАВА 3. АРГУМЕНТАЦИЯ КАК СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ТЕКСТАХ
ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ 42
3.1. Понятие об аргументации. Тезис. Виды аргументов. Способы
аргументации 42
3.2. Аргументация в школьном учебнике по литературе 50
3.3. Аргументация в школьном учебнике по географии 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 70
Актуальность: актуальность темы ВКР обусловлена тем, что школьные учебники - один из главных источников изучения школьной программы и получения новой информации. Невозможно представить уроки и выполнение домашних работ без учебников. С их помощью преподавателю становится легче проводить урок и знакомить учеников с новой темой. В них имеется большое количество заданий для самостоятельной работы, при помощи которых школьники могут повысить уровень своих знаний. Важно многоканальное восприятие школьниками учебников. От этого зависит желание или нежелание обучаться по тем или иным учебникам, и, как следствие, изучать соответствующие дисциплины. Скучно изложенный материал и отсутствие изображений, как правило, ведут к нежеланию усваивать материал, из-за чего эффективность обучения падает. И наоборот, хорошо и интересно поданный текст с наличием иллюстраций способен увлечь, заинтересовать школьников, за счет чего эффективность обучения может стать выше.
Школьные учебники могут вызвать интерес, если они будут отражать преференции учащихся и содержать различные вербальные и визуальные средства воздействия. Иными словами, учебники должны отражать интересы учащихся и актуализировать всевозможные средства воздействия, чтобы привлечь внимание учеников к конкретной информации.
Проблема исследования охватывает круг вопросов: Насколько современные учебники и информация в них интересны и привлекательны для школьников? Отражают ли они то, что непосредственно любопытно ученикам? Содержат ли вербальные и визуальные средства воздействия, которые могут возбудить интерес к прочтению школьного материала?
Практическая значимость: данная работа может быть полезна для авторов учебников (как гуманитарных, так и естественнонаучных), для учителей, студентов и самих школьников. Материалы и выводы данной работы можно использовать при написании всевозможных рефератов, научных работ, статей, курсовых работ, диссертаций и т.д.
Предмет изучения: аттрактивность современных школьных учебников.
Объект изучения: вербальные и визуальные средства воздействия в школьных учебниках.
Цель работы: выявить и охарактеризовать средства воздействия в школьных учебниках, способствующие их привлекательности для учащихся.
Задачи:
1. Охарактеризовать феномен аттрактивности в вербальном и визуальном ключе.
2. Раскрыть понятия «аттрактивность», «креолизованный текст», «аргументация».
3. Обобщить теоретические сведения об аргументации.
4. Экспериментальным путем выявить привлекательную информацию для учеников 5-9 классов, установить ее.
5. Определить степень отражения интересов школьников в материалах учебников.
6. Охарактеризовать дидактическую составляющую креолизованных текстов и их функции.
7. Обобщить способы воздействия, используемые в школьных учебниках.
8. Создать рекомендации по совершенствованию воздействующего потенциала учебного материала.
Материал для работы: школьные учебники, газеты, научные статьи и работы.
Методика исследования: описание, сравнение, анкетирование, опрос, анализ, синтез, обобщение.
Структура ВКР: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения.
1. Аттрактивносить является одним из ключевых факторов при выборе абсолютно всего, с чем человек сталкивается впервые, будь то партнер по общению, новая вещь, предмет быта, деятельность и, конечно, книга. Аттрактивность - это фактор, действующий на бессознательном уровне, ему человек поддается инстинктивно, не пользуясь логикой.
2. Аттрактивность печатного издания определяет: обложка, размер, переплет, качество страниц, использование ярких иллюстраций, наличие графических текстовых выделений, выигрышное сочетание различных цветов, креолизация текстов.
Внешнюю аттрактивность учебников мы попытались охарактеризовать на примере учебника Н.В. Загладина для 9 класса «Новейшая история зарубежных стран ХХ век».
Компоненты анализа: внешний вид учебника (обложка, переплет, преобладающие цвета, качество бумаги); шрифт, шрифтовое выделение (наличие или отсутствие выделений жирным шрифтом или курсивом, цветные выделения); наличие или отсутствие изображений и их связь с текстом; заголовки и заголовочные комплексы; предпочтения учащихся и их отражение в школьном учебнике.
Учебник Н.В. Загладина может быть привлекательным для школьников, т.к. внешний вид включает: обложку приятного неяркого цвета, изображения, графические выделения шрифта. О хорошем качестве учебника свидетельствует его твердый переплет и плотные страницы.
3. Внешняя аттрактивность - не единственный фактор, способствующий возникновению интереса к предмету. Помимо внешней привлекательности, учебник должен включать информацию, интересующую школьников. Чтобы выяснить, насколько в учебнике отражены преференции школьников, мы определили круг их интересов, для чего мы провели анкетирование среди учеников 8 и 9 классов Криулинской СОШ. Общее количество опрошенных - 35. По результатам анкетирования почти 1/2 опрошенных интересуется следующая информация: жизнь в России; взаимоотношения стран; киноиндустрия; музыка; живопись. Самыми интересными предметами для школьников являются история, биология и литература. Данные преференции находят отражение и в учебнике Н.В. Загладина(сведения о музыке, кино и др.). Таким образом, предпочтения учеников в известной мере отражаются в данном учебнике и поэтому можно назвать его привлекательным для школьников по следующим показателям:
1) он красив внешне: обложка приятного, не раздражающего бирюзового и оранжевого цветов, а на ней - фотографии, которые соотносятся с тематикой учебника;
2) он не тяжелый (что немаловажно для школьников), хорошего качества (твердый переплет, плотные страницы);
3) названия глав, параграфов и разделов параграфа, а также новые термины, графически выделены ярким цветом или жирным шрифтом, таким образом актуализируется важность той или иной информации;
4) большое количество цветных фотографий, приложенных к определенному тексту (креолизованный текст), вызывают у ученика больший интерес, нежели просто исторические факты без наглядного подтверждения в виде фотографий и способствуют лучшему запоминанию изображенных событий, возникновению ассоциативных образов. В целом использование автором креолизованного текста делает учебник более наглядным, информативным, интересным, красочным, доступным для понимания, более простым для запоминания;
5) последний, и, пожалуй, самый значительный показатель привлекательности данного учебника для школьников - наличие в нем материала, который интересует учеников.
Таким образом, содержание учебника для школьников привлекательно в основном тогда, когда оно отражает предпочтения учащихся и подкрепляется использованием визуального ряда, что делает материал более интересным, ярким, наглядным и запоминающимся.
4. Важнейшим средством воздействия является аргументация. Для анализа аргументации были рассмотрены учебник-хрестоматия по литературе для 8 класса под редакцией А.Б.Есина, М.Б.Ладыгина, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина 1999 года и учебник В.П. Сухова «География» для 8 класса 1989 года. Анализ аргументации включал ее способы: нисходящая и восходящая; односторонняя и двусторонняя; опровергающая и поддерживающая; дедуктивная и индуктивная.
Сравнительный анализ показал, что: убеждающий текст имеет место быть в текстах обоих школьных учебников; в обоих учебниках чаще используется односторонняя поддерживающая аргументация; в обоих учебниках преобладает дедуктивная аргументация; способы аргументации в учебниках по литературе и географии отличаются тем, что в учебнике по литературе преобладающей является нисходящая аргументация, а в учебнике по географии - восходящая;
5. У каждого способа аргументации есть свои положительные стороны. Так, используемая в учебнике по литературе нисходящая аргументация, по нашему мнению, является наиболее подходящей для гуманитариев. Тезисы обычно находятся в начале абзацев, выделены жирным шрифтом, первые аргументы - самые сильные. Это способствует более быстрому пониманию и усвоению информации. Преимущество восходящей аргументации, которая используется в учебнике по географии, - в доведении мыслительной деятельности до предела, до логического конца. Она заставляет учеников думать, анализировать, дает возможность самим сделать выводы, а, следовательно, лучше понять новый материал.
В обоих учебниках используется односторонняя аргументация. Мы считаем, что данный способ аргументации наиболее эффективен, т.к. такая неподготовленная группа людей, как школьники, легче и лучше воспринимают именно таким образом новую информацию. Односторонняя аргументация учит воспринимать готовую информацию, критически не осмысливая ее.
В учебниках литературы и географии используется поддерживающая аргументация. Этот способ наиболее эффективен в текстах школьных учебников, т.к. поддерживающую аргументацию легче понять и запомнить, нежели опровергающую. Негативная сторона: при поддерживающей аргументации оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует.
В обоих учебниках используется дедуктивная аргументация, которая строится от вывода к аргументам. Данный способ аргументации можно считать наиболее эффективным как для естественнонаучного сообщения, так и для гуманитарного.
6. Для привлечения внимания учеников к изучаемому предмету в учебнике должны содержаться креолизованный и убеждающий тексты, отражающие преференции школьников. Вербальные и визуальные средства воздействия помогают акцентировать внимание на важной/интересной информации, способствовать более обширному, полному, быстрому пониманию и усвоению информации, учит доведению мыслительной деятельности до логического конца. Однако самым важным является то, насколько учебник отражает интересы учеников. Чем больше в нем значимых для школьников фактов, тем больше вероятность, что данный учебник будет им интересен и послужит основой для дальнейшего образования.
1. Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: спецпрактикум : учебно-методическое пособие / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 120 с.
2. Аминов, Н. А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов // Психологический журнал. - 1992. - № 5. - С.104.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб. : Питер, 2000. - 288 с.
4. Бердышев С.Н. Рекламный текст. Методика составления и оформления
[Электронный ресурс]. 2008. URL: https://www.e-
reading.club/chapter.php/102994/54/Berdyshev -
Reklamnyii tekst. Metodika sostavleniya i oformleniya.html#n 157 (дата обращения: 17.02.2019).
5. Валгина, Н.С. Теория текста : учебное пособие. - М. : Логос, 2003. - 280 с.
6. Ворошилова, М.Б. Политический креолизованный текст : ключи к прочтению. - Екб. : Урал. гос. пед. инст-т, 2013. - 192 с.
7. Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации : учебное пособие. - СПб. : Питер, 2011. - 285 с.
8. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 450 с.
9. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. - СПб. : Свет, 1997. - 608 с.
10. Гришина, Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. - М. : Лениздат, 1990. - 174 с.
11. Далецкий, Ч.Б. Практикум по риторике. - М. : Азбука, 1996. - 192 с.
12. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство. - М. : Знание, 1980. - 144 с.
13. Жданов, Л.С. Курс физики / В.А. Маранджян, Л.С. Жданов. - М. : Наука, 1968. - 512 с.
14. Зарецкая, Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. - М. : Дело, 2002. - 480 с.
15. Зимняя, И.А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. - М. : Знание, 1970. - 190 с.
16. Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М. : Комета, 1989. - 180 с.
17. Колесникова О.И., Воронова Е.В. Когнитивно-прагматические основания редактирования медиатекста [Электронный ресурс]. 2019. URL: http://vcl.ralk.info/issues/2019/vypusk-1-2019/kognitivno-pragmaticheskie- osnovaniva-redaktirovaniya-mediateksta.html (дата обращения: 1.03.2019).
18. Коньков, В.И. Русская речь в средствах массовой информации: стилистический аспект. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 272 с.
...