Самоотношение личности с разным уровнем агрессивности
|
1. Теоретический анализ понятий самоотношения и агрессивности 6
1.1 Подходы к пониманию самоотношения как одного из структурных
компонентов самосознания и особенности его формирования в юношеском возрасте 6
1.2 Понятие агрессивности в психологии 9
2. Эмпирическое исследование особенностей самоотношения и
агрессивности у студентов 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
1.1 Подходы к пониманию самоотношения как одного из структурных
компонентов самосознания и особенности его формирования в юношеском возрасте 6
1.2 Понятие агрессивности в психологии 9
2. Эмпирическое исследование особенностей самоотношения и
агрессивности у студентов 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Проблема самоотношения и его значение в структуре личности является очень актуальной для психологической науки в настоящее время. Разработке данного вопроса посвятили свои работы C. Л. Рубинштейн, К. Роджерс, А. Маслоу, И. С. Кон, B. C. Мухина, В. В. Столин, Р. Берне, Е. Т. Соколова, И. И. Чеснокова и многие другие. В психологической литературе, как отечественной так и зарубежной, самоотношение понимается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой - создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития.
В данной работе мы будем рассматривать личностные характеристики юношеского возраста в период студенчества, а именно самоотношение и агрессивность. По мнению многих авторов (B.C. Мухина, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, И.И. Чеснокова и другие) самоотношение это ведущий компонент структуры самосознания человека.
Актуальность темы обуславливается тем, что изучив особенности самоотношения у студентов с различным уровнем агрессивности можно разработать практические рекомендации по коррекции самоотношения, что может сопутствовать снижению агрессивности. Это поможет человеку улучшить отношения с окружающими, а так же улучшить качество своих профессиональных обязанностей в будущем.
Студенческий период является благоприятным периодом для формирования самоотношения личности, поскольку самоотношение личности способствует повышению физического и психического здоровья и реализации себя как полноценного члена социума.
Также, самоотношение определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, выполняет защитную функцию, влияя на поведение и развитие личности.
В студенческий период жизни для человека свойственно агрессивное поведение, с которым ему нелегко справляться. Справиться с этими порывами агрессивности очень важно для налаживания связей в обществе, и личного благополучия.
Поэтому проблема самоотношения личности и агрессивности является актуальной и выходит на передний план научного осмысления, не вызывает сомнений и их дальнейшее исследование.
Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема исследования, сформулированы объект, предмет, цель, гипотезы и задачи исследования.
Цель исследования - эмпирическим путем выявить особенности самоотношения студентов, имеющих различный уровень агрессивности.
В соответствии с темой можно выделить объект исследования - самоотношение личности.
Предмет исследования - особенности самоотношения у студентов с разным уровнем агрессивности.
Гипотеза - существуют различия в показателях самоотношения у студентов с высоким и низким уровнем агрессивности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы формирования самоотношения;
2. рассмотреть понятие самоотношения в психолого-педагогической литературе и особенности его формирования у студентов;
3. изучить понятие агрессивности в психологии и раскрыть его значение;
4. провести эмпирическое исследование особенностей самоотношения студентов с разным уровнем агрессивности.
В данной работе применялись теоретические и практические методы исследования: метод теоретического анализа; многомерный опросник исследования самоотношения С. Р. Пантелеева, тест агрессивности (опросник Л. Г. Почебут). Использовались методы математической статистики: U-критерий Мана-Уитни, факторный анализ.
Теоретико-методологическую основу составляют: основные положения о природе самоотношения, развиваемые в работах В. В. Столина, Е. Т. Соколовой, И. И. Чесноковой, С. Р. Пантилеева, С. Р. Пантелеев - концепция самоотношения личности так же теория социального научения А. Бандуры.
Научная новизна исследования определена анализом проблемы взаимосвязи агрессивности и самоотношения в студенческом возрасте с учетом имеющихся данных в психологической литературе, в обобщении имеющегося наработанного материала.
Практическая значимость исследования отражена в том, что полученные результаты экспериментального исследования могут быть использованы педагогами, психологами при работе со студентами, а так же это позволит расширить спектр сопутствующих форм обучения в виде тренингов, семинаров-практикумов, спецкурсов и т.д., которые позволят научить студентов справляться со своей агрессией.
База исследования: студенты вузов.
Структура научной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В данной работе мы будем рассматривать личностные характеристики юношеского возраста в период студенчества, а именно самоотношение и агрессивность. По мнению многих авторов (B.C. Мухина, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, И.И. Чеснокова и другие) самоотношение это ведущий компонент структуры самосознания человека.
Актуальность темы обуславливается тем, что изучив особенности самоотношения у студентов с различным уровнем агрессивности можно разработать практические рекомендации по коррекции самоотношения, что может сопутствовать снижению агрессивности. Это поможет человеку улучшить отношения с окружающими, а так же улучшить качество своих профессиональных обязанностей в будущем.
Студенческий период является благоприятным периодом для формирования самоотношения личности, поскольку самоотношение личности способствует повышению физического и психического здоровья и реализации себя как полноценного члена социума.
Также, самоотношение определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, выполняет защитную функцию, влияя на поведение и развитие личности.
В студенческий период жизни для человека свойственно агрессивное поведение, с которым ему нелегко справляться. Справиться с этими порывами агрессивности очень важно для налаживания связей в обществе, и личного благополучия.
Поэтому проблема самоотношения личности и агрессивности является актуальной и выходит на передний план научного осмысления, не вызывает сомнений и их дальнейшее исследование.
Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема исследования, сформулированы объект, предмет, цель, гипотезы и задачи исследования.
Цель исследования - эмпирическим путем выявить особенности самоотношения студентов, имеющих различный уровень агрессивности.
В соответствии с темой можно выделить объект исследования - самоотношение личности.
Предмет исследования - особенности самоотношения у студентов с разным уровнем агрессивности.
Гипотеза - существуют различия в показателях самоотношения у студентов с высоким и низким уровнем агрессивности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы формирования самоотношения;
2. рассмотреть понятие самоотношения в психолого-педагогической литературе и особенности его формирования у студентов;
3. изучить понятие агрессивности в психологии и раскрыть его значение;
4. провести эмпирическое исследование особенностей самоотношения студентов с разным уровнем агрессивности.
В данной работе применялись теоретические и практические методы исследования: метод теоретического анализа; многомерный опросник исследования самоотношения С. Р. Пантелеева, тест агрессивности (опросник Л. Г. Почебут). Использовались методы математической статистики: U-критерий Мана-Уитни, факторный анализ.
Теоретико-методологическую основу составляют: основные положения о природе самоотношения, развиваемые в работах В. В. Столина, Е. Т. Соколовой, И. И. Чесноковой, С. Р. Пантилеева, С. Р. Пантелеев - концепция самоотношения личности так же теория социального научения А. Бандуры.
Научная новизна исследования определена анализом проблемы взаимосвязи агрессивности и самоотношения в студенческом возрасте с учетом имеющихся данных в психологической литературе, в обобщении имеющегося наработанного материала.
Практическая значимость исследования отражена в том, что полученные результаты экспериментального исследования могут быть использованы педагогами, психологами при работе со студентами, а так же это позволит расширить спектр сопутствующих форм обучения в виде тренингов, семинаров-практикумов, спецкурсов и т.д., которые позволят научить студентов справляться со своей агрессией.
База исследования: студенты вузов.
Структура научной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Целью нашей работы было изучение самоотношения личности у студентов с различным уровнем агрессивности.
Выделили подход к тому, какую структуру имеет самоотношение, как она представлена в самосознании и дали ей определение:
Самоотношение - это целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя. В настоящее время большинством принимается следующее определение агрессии - это любая форма поведения, основанная на оскорблении и причинении вреда другим живым существам.
В данной работе нами проведен теоретический анализ проблемы самоотношения в зарубежной и отечественной психологии.
Мы определили факторы, условия и особенности проявления самоотношения в юношеском возрасте и описали особенности проявления агрессии у студентов. Также, нами реализовано эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей структуры самоотношения в зависимости от уровня агрессивности. При первичной обработке данных проверили выборку на нормальность распределения и определили средний показатель по методике исследования самоотношения. Для проверки нормальности использовали значение Шапиро - Уилка.
Изучили каждый вид агрессивности - вербальный, физический, предметный, эмоциональный и самоагрессию и их структуры самоотношения.
Использовали факторный анализ, с помощью которого выявили различия в факторной структуре самоотношения с низким и высоким уровнем агрессивности. В результате была получена трехмодельная структура самоотношения личности студентов с высоким уровнем агрессивности, в которую вошли три фактора, которые мы определили как:
I. Комплекс полноценности - с общей дисперсией равной 2,84. В данный фактор вошли такие показатели как самопринятие (0,880), самоуверенность (0,809) и саморуководство (0,778).
II. Искренность самопрезентации - с общей дисперсией равной 2,08. В данный фактор вошли такие показатели как открытость (0,861) и внутренний конфликт (-0,847), отрицательное число указывает на отсутствие внутреннего конфликта.
III. Самодостаточность - с общей дисперсией равной 1,81. В данный фактор вошли такие показатели как отражённое самоотношение (0,834) и самоценность (0,756).
Так же трехмодельная структура самоотношения личности была получена у студентов с низким уровнем агрессивности. В нее так же вошли три фактора, которые мы определили как:
I. «Я хороший» - с общей дисперсией равной 2,89. В данный фактор вошли такие показатели как отражённое самоотношение (0,925), самообвинение (-0,904), отрицательный показательговорит о том, что такие люди не склонны к самообвинению, и самоценность (0,886).
II. Созерцательная позиция - с общей дисперсией равной 2,15. В
данный фактор вошли такие показатели как саморуководство (0,914), внутренний конфликт (-0,817) - отрицательные показатели говорят об отсутствии руководства собой и наличии внутреннего конфликта, и открытость (0,716).
III. Позитивная аутентичность - с общей дисперсией равной 2,78. В данный фактор вошли такие показатели как самопривязанность (0,930), самоуверенность (0,881), самопринятие (0,747).
Подводя итог, можно сказать, что у студентов с высоким уровнем агрессивности существуют особенности в структуре самоотношения, а именно для них наиболее характерна высокая выраженность такого показателя самоотношения как саморуководство, а для студентов с низким уровнем агрессивности более характерен низкий уровень самообвинения.
Наша гипотеза подтверждена, цель работы достигнута.
Выделили подход к тому, какую структуру имеет самоотношение, как она представлена в самосознании и дали ей определение:
Самоотношение - это целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя. В настоящее время большинством принимается следующее определение агрессии - это любая форма поведения, основанная на оскорблении и причинении вреда другим живым существам.
В данной работе нами проведен теоретический анализ проблемы самоотношения в зарубежной и отечественной психологии.
Мы определили факторы, условия и особенности проявления самоотношения в юношеском возрасте и описали особенности проявления агрессии у студентов. Также, нами реализовано эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей структуры самоотношения в зависимости от уровня агрессивности. При первичной обработке данных проверили выборку на нормальность распределения и определили средний показатель по методике исследования самоотношения. Для проверки нормальности использовали значение Шапиро - Уилка.
Изучили каждый вид агрессивности - вербальный, физический, предметный, эмоциональный и самоагрессию и их структуры самоотношения.
Использовали факторный анализ, с помощью которого выявили различия в факторной структуре самоотношения с низким и высоким уровнем агрессивности. В результате была получена трехмодельная структура самоотношения личности студентов с высоким уровнем агрессивности, в которую вошли три фактора, которые мы определили как:
I. Комплекс полноценности - с общей дисперсией равной 2,84. В данный фактор вошли такие показатели как самопринятие (0,880), самоуверенность (0,809) и саморуководство (0,778).
II. Искренность самопрезентации - с общей дисперсией равной 2,08. В данный фактор вошли такие показатели как открытость (0,861) и внутренний конфликт (-0,847), отрицательное число указывает на отсутствие внутреннего конфликта.
III. Самодостаточность - с общей дисперсией равной 1,81. В данный фактор вошли такие показатели как отражённое самоотношение (0,834) и самоценность (0,756).
Так же трехмодельная структура самоотношения личности была получена у студентов с низким уровнем агрессивности. В нее так же вошли три фактора, которые мы определили как:
I. «Я хороший» - с общей дисперсией равной 2,89. В данный фактор вошли такие показатели как отражённое самоотношение (0,925), самообвинение (-0,904), отрицательный показательговорит о том, что такие люди не склонны к самообвинению, и самоценность (0,886).
II. Созерцательная позиция - с общей дисперсией равной 2,15. В
данный фактор вошли такие показатели как саморуководство (0,914), внутренний конфликт (-0,817) - отрицательные показатели говорят об отсутствии руководства собой и наличии внутреннего конфликта, и открытость (0,716).
III. Позитивная аутентичность - с общей дисперсией равной 2,78. В данный фактор вошли такие показатели как самопривязанность (0,930), самоуверенность (0,881), самопринятие (0,747).
Подводя итог, можно сказать, что у студентов с высоким уровнем агрессивности существуют особенности в структуре самоотношения, а именно для них наиболее характерна высокая выраженность такого показателя самоотношения как саморуководство, а для студентов с низким уровнем агрессивности более характерен низкий уровень самообвинения.
Наша гипотеза подтверждена, цель работы достигнута.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КУРСАНТОВ МВД С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Эмоционально поведенческие проблемы дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с разным уровнем прогнозирования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С АГРЕССИВНОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Особенности проявления агрессии у студентов с
разным уровнем самооценки
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Диагностика и коррекция разных видов агрессивного поведения у подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМПАТИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА В ПРОБЛЕМНОМ ИНТЕРНЕТ-ПОВЕДЕНИИ
ЛИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018





