Социально-педагогическое сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов ВУЗа
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ 8 ЗАВЕДЕНИЯХ
1.1. Научно-исследовательская деятельность в ВУЗе: понятие и
характеристика 8
1.2. Студенты как субъекты научно-исследовательской деятельности
в высших учебных заведениях 22
1.3. Методы, формы, виды, этапы социально-педагогического
сопровождения студентов в ВУЗе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНСТИТУТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК УРГПУ 37
2.1. Анализ социально-педагогического сопровождения научно¬
исследовательской деятельности студентов в институте 37
общественных наук
2.2. Диагностика научно-исследовательской деятельности студентов
в институте общественных наук 45
2.3. Программа по социально-педагогическому сопровождению
научно-исследовательской деятельности студентов в институте общественных наук 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ 8 ЗАВЕДЕНИЯХ
1.1. Научно-исследовательская деятельность в ВУЗе: понятие и
характеристика 8
1.2. Студенты как субъекты научно-исследовательской деятельности
в высших учебных заведениях 22
1.3. Методы, формы, виды, этапы социально-педагогического
сопровождения студентов в ВУЗе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНСТИТУТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК УРГПУ 37
2.1. Анализ социально-педагогического сопровождения научно¬
исследовательской деятельности студентов в институте 37
общественных наук
2.2. Диагностика научно-исследовательской деятельности студентов
в институте общественных наук 45
2.3. Программа по социально-педагогическому сопровождению
научно-исследовательской деятельности студентов в институте общественных наук 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Актуальность темы исследования. Переход высшего образования в России на многоуровневую систему подготовки, а также рост требований со стороны работодателей к выпускникам высших учебных заведений обуславливают необходимость изменений в содержании подготовки студентов ВУЗа. Эти изменения нашли отражение в образовательных стандартах третьего поколения. В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов студенты помимо решения учебных, воспитательных, профориентационных и других задач должен быть способны вести научно-исследовательскую работу, направленную на самостоятельный поиск научного знания, анализ актуальной информации, выбор и использование методов исследования, принятых в науке. Таким образом, это обусловливает необходимость совершенствования подготовки студентов ВУЗа к научно-исследовательской деятельности.
Повышение интеллектуального потенциала общества напрямую связано с наукой, так как, с одной стороны, наиболее творческая часть общества вовлечена в научные исследования, а с другой стороны, компоненты интеллектуального потенциала - культура, новые технологии, образование - обогащают друг друга через науку.
В настоящее время, по оценкам независимых экспертов, университетская наука находится «в кризисе» - считают 50,8%, или даже «в упадке» - 8,1. Четверть экспертов (24,4%) склонны рассматривать ситуацию в университетской науке как «застой» и только 16,9% экспертов, в основном на примере своих вузов, отмечают начало, пусть и небольшого, подъема университетской науки. Этот вывод подтверждается оценками, а также статистикой Минобразования по развитию университетской науки [1].
В связи с чем, необходимым становится согласование всех компонентов научно-исследовательской деятельности в ВУЗе, способствующее сопровождению становления специалиста в той или иной сфере деятельности. В этом контексте для развития научной деятельности в университете внедряются и совершенствуются все компоненты исследовательской деятельности, включая поддержку исследовательской деятельности. Идея социально-образовательной поддержки студентов в научно-исследовательской деятельности университета основана на принципах использования научного потенциала ВУЗа, с одной стороны поддержки деятельности каждого уровня, направления и образовательного процесса в соответствии с основной стратегией развития ВУЗа и науки с изменяющимися индивидуальными экономическими условиями, с инновационными технологиями и индивидуально-личностными особенностями всех участников в разных сферах деятельности ВУЗа.
Социально-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности можно охарактеризовать как ресурс совершенствования образования в ВУЗе, позволяющий субъектам образовательного процесса всех уровней быстрее реагировать на изменения внешней среды. Координация и усиление управленческих воздействий на разных уровнях. Реализация внешних исследовательских проектов с наименьшими интеллектуальными и временными затратами благодаря интенсивной подготовительной работе и комплексной творческой деятельности. Разработка научных основ развития и совершенствования профессионального образования в гуманитарном ВУЗе.
Будучи научной и практической составляющей процесса обучения, научно-исследовательская деятельность носит также учебно-воспитательный характер, что делает образовательный процесс целостным и законченным.
Научно-исследовательская деятельность в структуре образовательного процесса в ВУЗе рассматривали А.П. Акатьев [2], В.В. Балашов [5], Г.В. Лагунов [46], И.В. Малюгина [46], А.И. Момот [43] и др.
Различные аспекты использования возможностей научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы в ВУЗе изучали Журавлев[8], Б.И. Загвязинский [22], А.И. Кочетов [32], В.И. Мареев [41] и др.
Различные аспекты проблемы сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов выступали в последние десятилетия предметом научного рассмотрения. Основам организации сопровождения научно-исследовательской деятельности посвящены работы В.В. Балашова [5], Н.В. Бордовской [7], Л.С. Выготского [11], Е.Н. Исаева [27], В.В. Краевского[29], Н.Н. Лагусева [36], И.Я. Лернера [38], С.Л. Рубинштейна [56], В.А. Сластенина [51]. Вопросы активизации исследовательской деятельности обучающихся рассмотрены в трудах В.И. Богословского [7], П.И. Пидкасистого [52].
Вместе с тем следует констатировать, что проблемы, связанные с социально-педагогическим сопровождением научно-исследовательской деятельности студентов ВУЗа недостаточно изучены. Существует необходимость обобщения и переосмысления имеющегося педагогического опыта с целью выявления новых, оптимальных путей формирования социально-педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов, которые бы эффективно работали в современной социо-культурной ситуации.
В связи с тем, что можно выделить несколько категорий студентов в научно-исследовательской деятельности в ВУЗе для каждой отдельной категории социально-педагогическое сопровождение будет иметь отличительные характеристики.
Противоречие исследования: заключается между необходимостью социально-педагогическим сопровождением научно-исследовательской деятельности студентов и недостаточностью методического обеспечения для специалистов по рассматриваемому вопросу.
Проблема исследования: как осуществить социально-педагогическое сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов заочной формы обучения в институте общественных наук.
Объект исследования: процесс социально-педагогического сопровождения студентов заочной формы обучения исследовательской деятельности.
Предмет исследования: содержание социально-педагогического сопровождения студентов научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении в институте общественных наук.
Цель исследования: на основе теоретического анализа и проведенной опытно-поисковой работы осуществить социально-педагогическое сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов ВУЗа путем реализации программы.
Гипотеза исследования: вероятно, сопровождение студентов в научно-исследовательской деятельности в ВУЗе будет успешным, если реализуется программа:
• направленная на повышение мотивации студента к реализации научно-исследовательской деятельности и включающая проблематизацию, поисково-вариативный, практически-действенный, аналитический этапы;
• в процессе ее реализации будут формироваться компетенции, включающие в себя: способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-исследовательскую деятельность в ВУЗе: понятие и характеристика.
2. Дать характеристику студентов как субъектов научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях.
3. Рассмотреть методы, формы, виды, этапы социально-педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов в ВУЗе.
4. Проанализировать социально-педагогическое сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов в институте общественных наук.
5. Разработать программу социально-педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов заочной формы обучения.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение.
• Эмпирические: анализ документов, анкетирование, обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации программы сопровождения студентов в научно-исследовательской деятельности в ВУЗе. Данная программа может быть использована педагогами (научными руководителями) ВУЗа в учреждениях подобного типа.
База исследования: Институт общественных наук Уральского государственного педагогического университета.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Повышение интеллектуального потенциала общества напрямую связано с наукой, так как, с одной стороны, наиболее творческая часть общества вовлечена в научные исследования, а с другой стороны, компоненты интеллектуального потенциала - культура, новые технологии, образование - обогащают друг друга через науку.
В настоящее время, по оценкам независимых экспертов, университетская наука находится «в кризисе» - считают 50,8%, или даже «в упадке» - 8,1. Четверть экспертов (24,4%) склонны рассматривать ситуацию в университетской науке как «застой» и только 16,9% экспертов, в основном на примере своих вузов, отмечают начало, пусть и небольшого, подъема университетской науки. Этот вывод подтверждается оценками, а также статистикой Минобразования по развитию университетской науки [1].
В связи с чем, необходимым становится согласование всех компонентов научно-исследовательской деятельности в ВУЗе, способствующее сопровождению становления специалиста в той или иной сфере деятельности. В этом контексте для развития научной деятельности в университете внедряются и совершенствуются все компоненты исследовательской деятельности, включая поддержку исследовательской деятельности. Идея социально-образовательной поддержки студентов в научно-исследовательской деятельности университета основана на принципах использования научного потенциала ВУЗа, с одной стороны поддержки деятельности каждого уровня, направления и образовательного процесса в соответствии с основной стратегией развития ВУЗа и науки с изменяющимися индивидуальными экономическими условиями, с инновационными технологиями и индивидуально-личностными особенностями всех участников в разных сферах деятельности ВУЗа.
Социально-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности можно охарактеризовать как ресурс совершенствования образования в ВУЗе, позволяющий субъектам образовательного процесса всех уровней быстрее реагировать на изменения внешней среды. Координация и усиление управленческих воздействий на разных уровнях. Реализация внешних исследовательских проектов с наименьшими интеллектуальными и временными затратами благодаря интенсивной подготовительной работе и комплексной творческой деятельности. Разработка научных основ развития и совершенствования профессионального образования в гуманитарном ВУЗе.
Будучи научной и практической составляющей процесса обучения, научно-исследовательская деятельность носит также учебно-воспитательный характер, что делает образовательный процесс целостным и законченным.
Научно-исследовательская деятельность в структуре образовательного процесса в ВУЗе рассматривали А.П. Акатьев [2], В.В. Балашов [5], Г.В. Лагунов [46], И.В. Малюгина [46], А.И. Момот [43] и др.
Различные аспекты использования возможностей научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы в ВУЗе изучали Журавлев[8], Б.И. Загвязинский [22], А.И. Кочетов [32], В.И. Мареев [41] и др.
Различные аспекты проблемы сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов выступали в последние десятилетия предметом научного рассмотрения. Основам организации сопровождения научно-исследовательской деятельности посвящены работы В.В. Балашова [5], Н.В. Бордовской [7], Л.С. Выготского [11], Е.Н. Исаева [27], В.В. Краевского[29], Н.Н. Лагусева [36], И.Я. Лернера [38], С.Л. Рубинштейна [56], В.А. Сластенина [51]. Вопросы активизации исследовательской деятельности обучающихся рассмотрены в трудах В.И. Богословского [7], П.И. Пидкасистого [52].
Вместе с тем следует констатировать, что проблемы, связанные с социально-педагогическим сопровождением научно-исследовательской деятельности студентов ВУЗа недостаточно изучены. Существует необходимость обобщения и переосмысления имеющегося педагогического опыта с целью выявления новых, оптимальных путей формирования социально-педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов, которые бы эффективно работали в современной социо-культурной ситуации.
В связи с тем, что можно выделить несколько категорий студентов в научно-исследовательской деятельности в ВУЗе для каждой отдельной категории социально-педагогическое сопровождение будет иметь отличительные характеристики.
Противоречие исследования: заключается между необходимостью социально-педагогическим сопровождением научно-исследовательской деятельности студентов и недостаточностью методического обеспечения для специалистов по рассматриваемому вопросу.
Проблема исследования: как осуществить социально-педагогическое сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов заочной формы обучения в институте общественных наук.
Объект исследования: процесс социально-педагогического сопровождения студентов заочной формы обучения исследовательской деятельности.
Предмет исследования: содержание социально-педагогического сопровождения студентов научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении в институте общественных наук.
Цель исследования: на основе теоретического анализа и проведенной опытно-поисковой работы осуществить социально-педагогическое сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов ВУЗа путем реализации программы.
Гипотеза исследования: вероятно, сопровождение студентов в научно-исследовательской деятельности в ВУЗе будет успешным, если реализуется программа:
• направленная на повышение мотивации студента к реализации научно-исследовательской деятельности и включающая проблематизацию, поисково-вариативный, практически-действенный, аналитический этапы;
• в процессе ее реализации будут формироваться компетенции, включающие в себя: способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-исследовательскую деятельность в ВУЗе: понятие и характеристика.
2. Дать характеристику студентов как субъектов научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях.
3. Рассмотреть методы, формы, виды, этапы социально-педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов в ВУЗе.
4. Проанализировать социально-педагогическое сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов в институте общественных наук.
5. Разработать программу социально-педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов заочной формы обучения.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение.
• Эмпирические: анализ документов, анкетирование, обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации программы сопровождения студентов в научно-исследовательской деятельности в ВУЗе. Данная программа может быть использована педагогами (научными руководителями) ВУЗа в учреждениях подобного типа.
База исследования: Институт общественных наук Уральского государственного педагогического университета.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Таким образом, проанализировав теоретическую литературу и проведя опытно-поисковую работу, мы пришли к следующим выводам:
В процессе решения первой задачи мы определили, что научно-исследовательская деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, подготовка конкурентоспособного специалиста. Научно-исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. В научно-исследовательской деятельности важны два аспекта: научно-исследовательская деятельность - как возможность получения объективно новых знаний, имеющих значение для развития педагогической науки и практики, обусловливающую развитие исследовательских компетенций и как учебная - получение субъективно нового для будущего педагога знания, с помощью которого активизируется познавательная деятельность, создаются условия для развития у будущих учителей стремления к познанию и преобразованию педагогической действительности.
Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса. Базой организации НИРС являются научно-исследовательские работы студентов, как выполненные самостоятельно, так и под руководством профессорско-преподавательским составом кафедры ВУЗа.
Научно-исследовательская деятельность направлена на развитие не только навыков ведения деятельности, но и общекультурных компетенций, связанных с личной эффективностью: готовность действовать в нестандартных ситуациях; нести социальную и этическую ответственность за принимаемые решения; способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала. В то же время преподавателям вузов все еще сложно развивать педагогическую мотивацию к исследовательской деятельности.
Исследования в университете имеют когнитивную и адаптивную направленность на первых курсах и профессиональную направленность на последних курсах. Исследовательская деятельность в области повышения квалификации студентов, а также исследовательская деятельность.
В процессе решения второй задачи мы пришли к вводу, что студент ВУЗа как субъект научно-исследовательской деятельности формируется в системе его взаимодействия с научным руководителем, преподавателем. Научно-исследовательская деятельность студента под руководством преподавателя, с одной стороны, представляет собой совместную деятельность преподавателя и студента, а с другой, имеет выраженный обучающий характер. Основными проблемами в научно-исследовательской деятельности у студентов является не достаточное получение необходимых знаний, не заинтересованность и не хватает времени из-за загруженности в образовательном процессе, низкая мотивация.
В процессе решения третей задачи мы установили, что социально-педагогическое сопровождение - это целенаправленное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, способствующее решению проблем самим обучающимся. Социально-педагогическое сопровождение представлено как совокупность приемов, упражнений, заданий, направленных на организацию деятельности обучающегося. В нашем исследовании мы рассматриваем социально-педагогическое сопровождение научно-исследовательской деятельности студента, которая осуществляется педагогом в образовательном процессе ВУЗа. Социально-педагогического сопровождения проходит в 4 этапа: 1 этап - проблематизация; 2 этап - поисково-вариативный; 3 этап - практически-действенный; 4 этап - аналитический. Социально-педагогическое сопровождение студента в образовательной среде ВУЗа - это форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации студентов, развитие их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора.
В рамках решения четвертой задачи была проведена диагностика социально-педагогического сопровождения. Для проведения диагностики социально-педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов и их мотивации для участия в научно-исследовательской деятельности было проведено анкетирование студентов заочной формы обучения направление подготовки: «Педагогическое образование» профиль: Управление воспитательной работой» Института общественных наук.
В качестве основных задач опроса: оценить мотивацию студентов к научно-исследовательской деятельности в институте; определение уровня участия студентов в научно-исследовательской деятельности; оценка социально-педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов в институте; выяснить уровень удовлетворенности социально-педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов в институте.
На основании проведенных практических исследований мы пришли к выводу о том, что существует проблемы в участии студентов в научно-исследовательской деятельности в ВУЗе. К ним относят следующие, мотивация и готовность студентов к научно-исследовательской деятельности низкая, студенты в большинстве своем под научно-исследовательской работой понимают подготовку курсовой/дипломной работы и рефератов, а также в лучшем случае пассивное, в качестве слушателя, участие в конференциях, круглых столах и т.п, а также научные руководители почти не взаимодействуют со студентами. Также надо отметить, что часть студентов недостаточно мотивированы для занятий научно-исследовательской деятельности и предпочитают найти другую работу (чаще всего не по специальности).
Полученные результаты диагностики свидетельствуют о необходимости повысить научную активность студентов, создать нужные условия для включения студентов в научно-исследовательскую деятельность, повысить уровень мотивации к научно-исследовательской деятельности в ВУЗе. Преподавателям необходимо продолжить работу по развитию творческого потенциала студентов через научно-исследовательскую деятельность в рамках преподаваемых дисциплин и за их пределами, поскольку есть взаимное желание к поиску новых научных знаний.
В рамках пятой задачи, на основании проведенных исследований нами была разработанная и представлена программа по социально-педагогическому сопровождению научно-исследовательской деятельности студентов Института общественных наук.
Программа разработана с целью обеспечения условий и мотиваций студентов к научно-исследовательской деятельности. Социально-педагогическое сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов заочников в Институте общественных наук.
Реализация программы осуществляется в течение учебного года студентов. Программа призвана обеспечить взаимосвязь организационных, учебно-методических, научных и информационных условий для развития и совершенствования социально-педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов.
Программа является обязательной для исполнения структурными подразделениями Института общественных наук. Управление реализацией программы и контроль за ходом её выполнения осуществляют заведующие кафедр Института общественных наук, воспитательным отделом, органами студенческого самоуправления и администрация института.
В результате внедрения программы мы ожидаем - формирование высокой мотивации к научно-исследовательской деятельности студентов, становлению профессиональных интересов будущих специалистов.
В процессе решения первой задачи мы определили, что научно-исследовательская деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, подготовка конкурентоспособного специалиста. Научно-исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. В научно-исследовательской деятельности важны два аспекта: научно-исследовательская деятельность - как возможность получения объективно новых знаний, имеющих значение для развития педагогической науки и практики, обусловливающую развитие исследовательских компетенций и как учебная - получение субъективно нового для будущего педагога знания, с помощью которого активизируется познавательная деятельность, создаются условия для развития у будущих учителей стремления к познанию и преобразованию педагогической действительности.
Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса. Базой организации НИРС являются научно-исследовательские работы студентов, как выполненные самостоятельно, так и под руководством профессорско-преподавательским составом кафедры ВУЗа.
Научно-исследовательская деятельность направлена на развитие не только навыков ведения деятельности, но и общекультурных компетенций, связанных с личной эффективностью: готовность действовать в нестандартных ситуациях; нести социальную и этическую ответственность за принимаемые решения; способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала. В то же время преподавателям вузов все еще сложно развивать педагогическую мотивацию к исследовательской деятельности.
Исследования в университете имеют когнитивную и адаптивную направленность на первых курсах и профессиональную направленность на последних курсах. Исследовательская деятельность в области повышения квалификации студентов, а также исследовательская деятельность.
В процессе решения второй задачи мы пришли к вводу, что студент ВУЗа как субъект научно-исследовательской деятельности формируется в системе его взаимодействия с научным руководителем, преподавателем. Научно-исследовательская деятельность студента под руководством преподавателя, с одной стороны, представляет собой совместную деятельность преподавателя и студента, а с другой, имеет выраженный обучающий характер. Основными проблемами в научно-исследовательской деятельности у студентов является не достаточное получение необходимых знаний, не заинтересованность и не хватает времени из-за загруженности в образовательном процессе, низкая мотивация.
В процессе решения третей задачи мы установили, что социально-педагогическое сопровождение - это целенаправленное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, способствующее решению проблем самим обучающимся. Социально-педагогическое сопровождение представлено как совокупность приемов, упражнений, заданий, направленных на организацию деятельности обучающегося. В нашем исследовании мы рассматриваем социально-педагогическое сопровождение научно-исследовательской деятельности студента, которая осуществляется педагогом в образовательном процессе ВУЗа. Социально-педагогического сопровождения проходит в 4 этапа: 1 этап - проблематизация; 2 этап - поисково-вариативный; 3 этап - практически-действенный; 4 этап - аналитический. Социально-педагогическое сопровождение студента в образовательной среде ВУЗа - это форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации студентов, развитие их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора.
В рамках решения четвертой задачи была проведена диагностика социально-педагогического сопровождения. Для проведения диагностики социально-педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов и их мотивации для участия в научно-исследовательской деятельности было проведено анкетирование студентов заочной формы обучения направление подготовки: «Педагогическое образование» профиль: Управление воспитательной работой» Института общественных наук.
В качестве основных задач опроса: оценить мотивацию студентов к научно-исследовательской деятельности в институте; определение уровня участия студентов в научно-исследовательской деятельности; оценка социально-педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов в институте; выяснить уровень удовлетворенности социально-педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов в институте.
На основании проведенных практических исследований мы пришли к выводу о том, что существует проблемы в участии студентов в научно-исследовательской деятельности в ВУЗе. К ним относят следующие, мотивация и готовность студентов к научно-исследовательской деятельности низкая, студенты в большинстве своем под научно-исследовательской работой понимают подготовку курсовой/дипломной работы и рефератов, а также в лучшем случае пассивное, в качестве слушателя, участие в конференциях, круглых столах и т.п, а также научные руководители почти не взаимодействуют со студентами. Также надо отметить, что часть студентов недостаточно мотивированы для занятий научно-исследовательской деятельности и предпочитают найти другую работу (чаще всего не по специальности).
Полученные результаты диагностики свидетельствуют о необходимости повысить научную активность студентов, создать нужные условия для включения студентов в научно-исследовательскую деятельность, повысить уровень мотивации к научно-исследовательской деятельности в ВУЗе. Преподавателям необходимо продолжить работу по развитию творческого потенциала студентов через научно-исследовательскую деятельность в рамках преподаваемых дисциплин и за их пределами, поскольку есть взаимное желание к поиску новых научных знаний.
В рамках пятой задачи, на основании проведенных исследований нами была разработанная и представлена программа по социально-педагогическому сопровождению научно-исследовательской деятельности студентов Института общественных наук.
Программа разработана с целью обеспечения условий и мотиваций студентов к научно-исследовательской деятельности. Социально-педагогическое сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов заочников в Институте общественных наук.
Реализация программы осуществляется в течение учебного года студентов. Программа призвана обеспечить взаимосвязь организационных, учебно-методических, научных и информационных условий для развития и совершенствования социально-педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов.
Программа является обязательной для исполнения структурными подразделениями Института общественных наук. Управление реализацией программы и контроль за ходом её выполнения осуществляют заведующие кафедр Института общественных наук, воспитательным отделом, органами студенческого самоуправления и администрация института.
В результате внедрения программы мы ожидаем - формирование высокой мотивации к научно-исследовательской деятельности студентов, становлению профессиональных интересов будущих специалистов.
Подобные работы
- Актуальность направлений научно-исследовательской деятельности студентов психолого-педагогического направления профессиональной подготовки (Сибирский университет потребительской кооперации)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Авторефераты (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2009 - Организация научно - исследовательской работы обучающихся в
образовательных организациях среднего профессионального образования
(на примере Государственного автономного профессионального
образовательного учреждения «Стерлитамакский колледж физической культуры, управления и сервиса»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование научно - исследовательской работы учащихся в
профессиональных образовательных организациях на примере ГБПОУ
«Заинский политехнический колледж»
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - КОМПЬЮТЕРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2018 - Развитие у студентов педагогического бакалавриата умений поиска научной информации в специализированных системах
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Методы социально - педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2100 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-
СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018



