Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Работа №17443

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы30
Год сдачи2009
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
337
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. В документах, отражающих концепцию развития образования России на 2006-2010 год, обращается внимание на необходимость повышения уровня подготовки специалистов, обеспечивающих функционирование образовательных систем и учреждений. Отмечается потребность в притоке молодых, грамотных специалистов в области образования. Вместе с имеющимися успехами в системе подготовки специалистов отмечается отсутствие полноценной взаимосвязи между профессиональным образованием, научно-исследовательской и практической деятельностью. Из этого вытекают задачи подготовки специалиста для системы образования, в частности психолога- преподавателя, связанные, прежде всего, с необходимостью реализовать условия, позволяющие студенту на основе полученной теоретической подготовки осуществлять научно-практическую деятельность, и ориентировать студента на работу в учебном заведении. Однако, на практике при решении этих задач наблюдаются определенные трудности.
Для психолога-преподавателя важным является развитие у обучающихся способности к самопознанию, самообразованию, саморазвитию. Вследствие этого основу профессиональной подготовки психолога-преподавателя должны составлять, в первую очередь, формирование профессионально-педагогической направленности его личности, объем усвоенных теоретических знаний, а также эффективная научно-практическая подготовка.
Что касается притока молодых кадров в образовательную сферу, то следует отметить, что, несмотря на все прилагаемые усилия, пока не происходит реальное повышение престижа педагогической профессии среди молодежи. У значительного числа выпускников вуза не сформировано положительное отношение к избранной специальности, отмечается нежелание связывать свою будущую педагогическую деятельность с работой в образовательных учреждениях. Довольно часто это связано с недостаточной практической подготовкой, неумением творчески решать возникающие задачи.
Причиной сложившейся ситуации, на наш взгляд, может являться как неразвитость навыков научно-практической деятельности у студентов, так и недостаточная разработанность содержания, механизмов и способов реализации педагогического сопровождения этой деятельности, которое имеет
направленность на профессиональное развитие студентов, особенно в части его гностического, конструктивного и исследовательского компонентов.
Существующая в настоящее время система учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) недостаточно эффективно перерастает в научно-исследовательскую работу студентов (НИРС), которая позволила бы большему количеству студентов овладеть навыками работы не только в теоретическом, но и практическом плане, подготовить к профессии.
Введение «научно-практической деятельности» (НПД) как деятельности, которая переводит УИРС в НИРС и включает элементы научного исследования, теоретические и практические результаты которого должны быть включены в содержание индивидуальных курсовых работ, отчетов по практикам, итоговых квалификационных работ, и «педагогического сопровождения» этой деятельности как непрерывной, целостной, системно организованной деятельности
В современной системе подготовки психолога-преподавателя на основе вышесказанного, можно выделить противоречия между:
- существующими требованиями к уровню подготовки студентов психологов- преподавателей как специалистов, способных грамотно ориентироваться в возникающих перед ними проблемах, и практическим отсутствием разработанного педагогического сопровождения для формирования умений, помогающих ставить и решать исследовательские и практические задачи, заложенные в этих требованиях;
- традиционной научно-практической подготовкой студентов-психологов, будущих преподавателей, в которой недостаточно внимания уделяется выполнению заданий исследовательского характера, и потребностями практики работы специалиста, преподающего психологию на современном уровне;
- необходимостью перехода как можно большего числа студентов психологов- преподавателей от выполнения УИРС к более высокому исследовательскому уровню НИРС и отсутствием наиболее эффективно обеспечивающей этот переход системы деятельности.
С учетом этих противоречий общая проблема состоит в отсутствии теоретически-обоснованной и организационно-спрогнозированной системы в профессиональной подготовке студента психолога-преподавателя, позволяющей усилить не только когнитивную составляющую, но и сформировать необходимые будущему специалисту в условиях современного функционирования умения творчески решать научно-практические задачи.
Общая проблема структурирована следующими подпроблемами:
- недостаточность существующих методов, обеспечивающих эффективную взаимосвязь теоретической и научно-практической деятельности студентов- психологов;
- необходимость в разработке теоретической интегративной модели научно-практической деятельности студентов психологов-преподавателей;
-отсутствие разработанной организационно-педагогической системы педагогического сопровождения научно-практической деятельности студентов психологов-преподавателей;
- недостаточная обоснованность подбора критериев для проверки эффективности разработанного педагогического сопровождения научно-практической деятельности студентов психологов-преподавателей.
Поиск путей разрешения обозначенных противоречий и проблемы обусловил постановку цели исследования, которая состоит в разработке новой инновационной системы научно-практической деятельности студентов психологов- преподавателей и ее педагогического сопровождения, как основы их профессиональной подготовки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении представлены основные результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования:
1. В ходе исследования было установлено, что проблема связи теоретического, исследовательского и практического обучения, а также формирование творческих способностей у психологов-преподавателей является одной из актуальных проблем, требующей разрешения на теоретическом и практическом уровне.
2. На теоретическом уровне:
- определены педагогические аспекты обучения психолога-преподавателя,
- введено понятие «научно-практическая деятельность» на основе уточненных понятий «деятельность» и «педагогическая деятельность»,
- рассмотрены признаки инновационности предлагаемой системы научно-практической деятельности: цель - удовлетворение потребности общества в специалистах новой формации; видоизменяет и обогащает сферу профессиональной подготовки, придает ей новые ценности; творчески реализуется авторами на практике; имеет свой «жизненный цикл»;
- обоснована концепция проектирования системы научно-практической деятельности, состоящая в том, что главная системообразующая роль принадлежит научно-методичнскому содержанию, а стратегический прорыв обеспечивается студентами, соединившими в своей подготовке творческий подход и научный поиск;
- выявлена необходимость в педагогическом сопровождении, уточнено его определение в контексте научно-практической деятельности.
3. На практическом уровне:
- спроектирована интегративная модель научно-практической деятельности и рассмотрены ее конструктивные элементы;
- разработана организационно-педагогическая модель психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности, ее содержательные и организационно-методические аспекты, а также взаимосвязи между аспектами, на основании которых подтверждена приоритетность информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе;
- определены и экспериментально проверены мероприятия психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности студентов- психологов, будущих преподавателей, которые включают:
в качестве психологического аспекта: диагностику динамики профессионального развития студентов и их личностных особенностей; помощь в развитии профессионально-личностного потенциала; психологическую поддержку в
преодолении трудностей при выполнении самостоятельных заданий творческого характера; консультирование по вопросам профессионального становления; в качестве педагогического аспекта: создание гуманистического образовательного пространства, направленного на интеграцию всех субъектов учебного взаимодействия; создание высокоорганизованного студенческого и педагогического сообщества; оптимизацию профессионального партнерства;
- разработано и внедрено в практику научно-методическое обеспечение педагогического сопровождения научно-практической деятельности, которое включает: авторские программы практик, учебные пособия по практикам, по выполнению и защите выпускных (дипломных) и курсовых работ, комплекты тестовых материалов для осуществления поэтапного мониторинга знаний и умений студентов.
4. Проведенный психолого-педагогический эксперимент, в целом, подтвердил рабочую гипотезу о том, что реализация разработанного нами педагогического сопровождения научно-практической деятельности студентов способствует достижению наиболее высокого результата - повышению уровня профессионального и личностного развития студентов, поскольку статистическая обработка результатов экспериментов показала достоверность различий между результатами обучения студентов экспериментальной и контрольной групп (p<0,01).



1. Логашенко, О.И. Психолого-педагогическое сопровождение практики студентов [Текст] / О.И. Логашенко // Профессиональное образование. Столица.- 2009.- №2.- С.22-23. (0,13 п.л.)
2. Логашенко, О.И. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов в контексте здоровьесбережения [Текст] / О.И. Логашенко, Л.И. Ломакина // Человек и образование.- 2009.- №1.- С.86-89. (0,25 п.л./0,15 п.л.; авторский вклад 60%)
Статьи в зарубежных рецензируемых сборниках научных трудов и
международных научно-практических конференций:
3. Шапошникова, Т.Л. Обоснование и методология психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности студентов-психологов [Текст] / Т.Л. Шапошникова, О.И. Логашенко // Международный сериальный сборник научных трудов «Problems of education in the 21st century. Variety of education in central and eastern Europe».- Lithuania.- 2007.- №2.- С. 166-174. (0,94 п.л./0,47 п.л.; авторский вклад 50%).
4. Логашенко. О.И. Эффективность психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности студентов-психологов [Текст] / О.И. Логашенко, Т.Л. Шапошникова, Л.И. Ломакина // Международный сериальный сборник научных трудов «Problems of education in the 21st century. Peculiarities of contemporary education».- Lithuania.- 2008.- №7.- С. 180-192. (0,81 п.л./0,41 п.л.; авторский вклад 50%).
5. Логашенко, О.И. Технология реализации межпредметных связей в информационном обеспечении подготовки психолога-преподавателя психологии
на базе научно-практической деятельности студента [Текст] / О.И. Логашенко, Л.И. Ломакина // Образование школьников и студентов в области окружающей среды: Материалы международной научно-практической конференции, г. Петрозаводск, 20-22 марта 2008 г.- Петрозаводск: КГПУ.- 2008.- С.194-199. (0,38 п.л./0,20 п.л.; авторский вклад 50%).
6. Логашенко, О.И. Современное образование и сохранность здоровья студентов в контексте психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовке в вузе [Текст] / О.И. Логашенко, Л.И. Ломакина // Международный сериальный сборник научных трудов «Problems of education in the 21st century. Contemporary issues in education».- Lithuania.- 2009.- №13.- С. 183-192 (0,63 п.л./0,32 п.л.; авторский вклад 50%).
Статьи, тезисы в сборниках научных трудов и материалов научно-
практических конференций
7. Логашенко, О.И. Инновационный подход к проведению учебно¬ознакомительной практики студентов-психологов [Текст] / О.И. Логашенко, С.В. Кабанова, Л.И. Ломакина // Современные проблемы науки и образования.- 2006.- №12.- С.60-61. (0,13 п.л./0,05 п.л.; авторский вклад 40%).
8. Ломакина, Л.И. Комплексный инновационный подход к организации и методическому обеспечению учебно-ознакомительной практики студентов- психологов [Текст] / Л.И. Ломакина, О.И. Логашенко, С.В. Кабанова // Инновационные процессы в высшей школе: Материалы ХП Всеросссийской научно-практической конференции, г. Краснодар, 21-24 сентября 2006 г.¬Краснодар: Изд. ГОУ ВПО КубГТУ.- 2006.- С.49-50. (0,13 п.л./0,05 п.л.; авторский вклад 40%).
9. Ломакина, Л.И. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов на кафедре психологии и педагогики Института экономики и управления в медицине и социальной сфере [Текст] / Л.И. Ломакина, О.И. Логашенко // Социальная сфера Кубани:экономические и социально-психологические аспекты развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Краснодар, 31 мая 2007 г.- Краснодар: ИЭиУ МиСС.- 2007.- С.277-279. (0,19 п.л./0,10 п.л.; авторский вклад 50%).
10. Логашенко, О.И. К вопросу выявления структуры деятельности преподавателя по развитию творческого и критического мышления студентов [Текст]/ О.И. Логашенко, Л.И. Ломакина, С.В. Кабанова // Социальная сфера Кубани:экономические и социально-психологические аспекты развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Краснодар, 31 мая 2007 г.- Краснодар: ИЭиУ МиСС.- 2007.- С.294-297. (0,25 п.л./0,10 п.л.; авторский вклад 40%).
11. Логашенко, О.И. Информационное обеспечение подготовки психолога- преподавателя психологии на базе научно-практической деятельности студента [Текст] / О.И. Логашенко, В.В. Белова // Развитие социальной сферы: региональный взгляд: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Краснодар, 30 мая 2008 г.- Краснодар: ИЭиУ МиСС.- 2008.- С.108¬
111. (0,25 п.л./0,15 п.л.; авторский вклад 60%).
12. Логашенко, О.И. Реализация межпредметных связей в процессе подготовки психолога-преподавателя психологии на основе внедрения в обучение научно-практической деятельности студента [Текст] / О.И. Логашенко, Л.И. Ломакина,
С.В. Кабанова // Современные проблемы науки и образования.- 2008.- №2.- С.118¬119. (0,13 п.л./0,05 п.л.; авторский вклад 40%).
13. Ломакина, Л.И. Проектирование научно-практической деятельности как инновационной системы в профессиональной подготовке психолога-преподавателя [Текст] / Л.И. Ломакина, О.И. Логашенко // Проблемы качества в образовании: Материалы межвузовской научно-практической конференции, г. Белореченск, 17 марта 2009 г.- Белореченск: филиал ИЭиУ МиСС.- 2009.- С.106-113. (0,5 п.л./0,25 п.л.; авторский вклад 50%).
14. Логашенко, О.И. Роль и место научно-практической деятельности студентов как инновационной технологии в системе УИРС и НИРС [Текст] / О.И. Логашенко, Л.И. Ломакина, В.В. Белова // Развитие кубанского региона: экономические и социально-психологические аспекты: Материалы межрегиональной научно¬практической конференции, г. Краснодар, 29 мая 2009 г.- Краснодар: ИЭиУ МиСС.- 2009.- С.177-181. (0,31 п.л./0,15 п.л.; авторский вклад 50%).
Учебно-методические пособия:
15. Ломакина, Л.И. Организация и проведение учебно-ознакомительной практики [Текст] / Л.И. Ломакина, Н.П. Петрова, В.В. Белова, О.И. Логашенко // Учебно-методическое пособие. - Краснодар: ИЭиУ МиСС, 2006.- С. 190 (11,9 п.л./3,57 п.л.; авторский вклад 30%).
16. Логашенко, О.И. Учебно-методическое пособие по выполнению и защите квалификационных (дипломных) работ [Текст] / О.И. Логашенко, Л.И. Ломакина, М.А. Максименко, В.В. Янова // Учебно-методическое пособие.- Краснодар: ИЭиУ МиСС, 2009.- С. 168 (10,5 п.л./3,15 п.л.; авторский вклад 30%).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ