Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие сотрудничества на уроках английского языка в начальной школе

Работа №95548

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Анализ содержания понятия «сотрудничество» на основе
научной литературы 19
1.3. Формы сотрудничества детей младшего школьного возраста на
уроках английского языка в начальной школе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
СОТРУДНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ
МБОУ «СОШ № 95» Г. ЕКАТЕРИНБУРГ 41
2.1. Анализ деятельности учителей МБОУ «СОШ № 95» в аспекте
развития сотрудничества детей на уроках английского языка 41
2.2. Диагностика уровня сотрудничества детей младшего школьного
возраста на уроках английского языка 51
2.3. Содержание и обоснование комплекса уроков английского
языка по развитию сотрудничества детей в начальной школе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75


В настоящее время знание иностранных языков является не только характерным признаком культурного развития и образования человека, но также одним из главных условий успешного выбора карьеры. Современные изменения в образовательных, общественных и социокультурных условиях создают новые правила в учебно-воспитательном процессе, предусматривающие формирование личности, которая способна нестандартно мыслить, креативно решать поставленные задачи, творчески справляться с различными ситуациями [45].
Соответственно новым требованиям, которые определенны Федеральным государственным стандартом начального общего образования в Российской Федерации, одной из ключевых направленностей учебного процесса считается коммуникативная направленность, т.е. одной из главных компетенций, формирующихся у школьников, должна быть коммуникативная компетенция, так как личность способная к осуществлению межличностного и межкультурного взаимодействия, решению коммуникативных задач, создает условия для ее успешной адаптации в современном многонациональном мире и предполагает решение значимых педагогических задач. В стандартах второго поколения устанавливается, что формирование данной компетенции является основным направлением английского языка [69].
С переходом на работу по стандартам второго поколения современная школа определяет новые задачи для учителей, направленные на развитие личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, умеющей самостоятельно добывать знания, уметь применять приобретенные знания в практической ситуации и повседневной жизни, обладать коммуникабельностью. Вследствие этого одним из важнейших факторов психологического развития ребенка является коммуникабельность, которая помогает обучающимся осуществлять совместную деятельность со сверстниками. Но такая форма взаимодействия, как сотрудничество, которое является особой формой коммуникаций между обучающимися, в школьном обучении и, в частности, в деятельности младшего школьника практически не используется [71].
Актуальность данного исследования состоит в том, что такая форма взаимодействия, как сотрудничество характеризуется высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования на родном и иностранных языках. Таким образом, сотрудничество соответствует новой парадигме образования, гуманистическому, личностно ориентированному подходу и в современной постановке проблемы соотносится с модернизацией российского образования, наиболее полно отвечает запросам людей нашего времени в связи с увеличением значимости человеческого фактора.
В педагогической науке проблема развития отношений сотрудничества выделилась в самостоятельную очень давно. Научной базой данной науки как самостоятельной и дальнейшей её разработки послужили работы Л.С. Выготского[13], П.Я. Гальперина[16], А.Н. Леонтьева[36], С.Л. Рубинштейна[59], Д.Б. Эльконина[75]. Многоаспектное освещение в психолого-педагогической литературе получила проблема общения ребёнка с другими детьми в работах М.И. Лисиной[37], А.В. Мудрика[42], Я.Л. Коломинского[32], Р.С. Немова[43], Н.В. Бариленко[5], А.А. Реан[54], Т.А. Матис[40],Т.А. Репиной[56], Р.Б. Стёркиной[64]. В современном аспекте наиболее актуальными являются работы Е.С. Полата[48], Е.Н. Солововой[62], Е.Г. Ивановой[25] и др.
Научная литература свидетельствует о том, что основанием для развития ребенка является процесс деятельности и взаимодействия. Именно в общей деятельности и в процессе сотрудничестве с другими происходит формирование компетенций младшего школьника. Наиболее благоприятным для развития компетенций младшего школьника является сотрудничество, так как именно данное взаимодействие помогает ребенку научиться коммуницировать на иностранном языке в социальной среде.
Следовательно, все вышесказанное позволило сформулировать противоречие, проблему, объект, предмет, цель, гипотезу и задачи исследования.
Противоречие исследования: между необходимостью развития сотрудничества на уроках английского языка в начальной школе и недостаточной теоретико-методической разработанностью данного процесса.
Проблема исследования: каковы формы сотрудничества в процессе обучения английскому языку детей в начальной школе?
Тема исследования: «Развитие сотрудничества на уроках английского языка в начальной школе».
Объект исследования: процесс обучения английскому языку детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: процесс развития сотрудничества детей младшего школьного возраста на уроках английского языка в начальной школе.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных исследования разработать комплекс уроков английского языка по развитию сотрудничества детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, разработанный комплекс уроков английского языка по развитию сотрудничества учащихся младшего школьного возраста в общеобразовательной организации будет наиболее успешным, если: будут учтены психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста; в основу обучения английскому языку будет положено взаимодействие между обучающимися; будут учтены принципы обучения английскому языку в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть содержание понятия «сотрудничество» на основе анализа научной литературы.
3. Описать формы развития сотрудничества обучающихся на уроках английского языка в начальной школе.
4. Проанализировать опыт деятельности педагогов МБОУ «СОШ № 95» в аспекте развития сотрудничества детей на уроках английского языка в начальной школе.
5. Провести диагностику уровня сотрудничества обучающихся младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез, сравнение, обобщение) и эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ документов,).
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 95» г. Екатеринбург.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, изучив теоретическую литературу, согласно которой общение является неотъемлемой частью любого взаимодействия, как в жизни, так и на уроке и, исходя из проведенного опытно-поискового исследования развитие таких форм обучения, как сотрудничество в процессе урока английского языка является наиболее актуальной формой обучения в современной практике преподавания, а особенно на начальном этапе. Исходя из актуальности были обозначены задачи исследования.
В контексте первой задачи были проанализированы особенности младшего школьного возраста. В этом возрасте происходит равномерное физическое, психологическое, эмоционально-волевое и эмоционально-нравственное развитие. Учебная деятельность становится ведущей. Благодаря окружающим условиям у ребенка младшего школьного возраста развивается адаптационные формы поведения, рефлексия. В этом возрасте ребенок особенно подвергается социальным воздействиям, формируется социальный опыт, который развивается во время взаимодействия с учителем и одноклассниками. Такое взаимодействие помогает младшему школьнику развивать коммуникативную компетенцию.
В контексте второй задачи был проведен анализ понятия «сотрудничество», а также были рассмотрены формы сотрудничества и выделены детерминанты организации сотрудничества. Исходя из анализа научной литературы, было определенно, что сотрудничество - это взаимодействие между обучающимися и учителем, которое имеет общую цель и общностью действий и результатов. Как правило, формами развития сотрудничества являются следующие: совместная деятельность в малых группах, деятельность на основе игры или турнира, индивидуализация обучения в командах, обучение в сотрудничестве чтению и сочинению, «Пила», «Учимся вместе», SLT, исследовательская работа. Кроме того, детерминантами (критериями) сотрудничества можно считать такие, как: активность участников; единая цель; совместная деятельность обучающихся; взаимозависимость обучающихся; личная ответственность каждого обучающегося; равная доля участия каждого обучающегося; рефлексия.
В аспекте третьей задачи были рассмотрены особенности проведения урока английского языка у младших школьников и выделены следующие принципы: групповая работа; стимулирование коммуникативного взаимодействия между обучающимися; создание специальных ситуаций, направленных на приобретение нового социального опыта и опыта говорения; создание психолого-педагогических условий на уроках для развития мотивации у детей к изучению английского языка; организация взаимопомощи и взаимообучаемости, способствующие формированию универсальных знаний, умений и навыков, а также были рассмотрены формы развития сотрудничества, которые наиболее целесообразны при организации обучения младших школьников на уроках английского языка. Они включают в себя 4 формы: SLT, «Пила», «Учимся вместе», исследовательская деятельность.
В аспекте данного исследования также была проведена опытно-поисковая работа, которая предполагала анализ деятельности учителей МБОУ «СОШ № 95» на предмет развития форм развития сотрудничества детей на уроках английского языка в начальной школе и проведение диагностики уровней сотрудничества обучающихся на уроках английского языка.
Итак, анализ деятельности МБОУ «СОШ № 95» показал следующее, что развитие сотрудничества в процессе обучения младших школьников в МБОУ «СОШ № 95» на уроках английского языка не реализуется, но является приоритетной формой обучения в начальных классах. Наиболее востребованными формами работы учителя с обучающимися являются фронтальная форма работы и индивидуальная.
Диагностика уровня сотрудничества младших осуществлялась с помощью методик: тест «Уровень сотрудничества в коллективе младших школьников»; методика «Качества настоящего друга»; методика «Рукавички». Данный диагностический инструментарий подбирался с учетом критериев сотрудничества. Согласно проведенной диагностике можно констатировать, что средний уровень, имеют 16 человек, у этих детей наблюдаются попытки договориться, сотрудничать между собой в группах, но слабо взаимодействуют в классе. 9 человек имеют низкий уровень сотрудничества, соответственно, они не могут договориться между собой, поставить общую цель совместной работы, а также отсутствует мотивация к сотрудничеству. Только 1 человек имеет высокий уровень сотрудничества, активно взаимодействует с окружающими, умеет поставить общую цель, проявляют активность на уроках, а также во взаимодействии с другими одноклассниками.
На основе теоритических и эмпирических данных исследования был разработан комплекс уроков, направленный на совершенствование развития сотрудничества младших школьников на уроках английского языка. Данный комплекс выстраивался на таких принципах как: принцип организации групповой работы; принцип стимулирования коммуникативного взаимодействия между обучающимися; принцип создания специальных ситуаций, направленных на приобретение нового социального опыта и опыта говорения; принцип создания благоприятных условий на уроках для развития мотивации у детей к изучению английского языка; принцип организации взаимопомощи и взаимообучаемости, способствующие формированию универсальных знаний, умений и навыков.
Комплекс уроков составлен в соответствии с учебной программой по предмету английский язык.
Кроме того, комплекс уроков содержит рекомендации субъектам общеобразовательной организации по его реализации.
Таким образом, задачи работы решены, цель достигнута и гипотеза
нашла свое подтверждение.



1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. 379 с.
2. Андрушенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1978. № 4. С.147-151.
3. Антоненко Н.В. Обучение в сотрудничестве как современная образовательная технология // Электронный журнал «Открытый урок». 2009. URL: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/ (дата обращения: 24.04.2019).
4. Балина Л.Г. Особенности обучения английскому языку в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. URL: http://e-koncept.ru/2015/65177.htm (дата обращения: 14.04.2019).
5. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии. 1996. № 4. С.24-32.
6. Бассис А. Об основах «Нового образования» // Педагогические мастерские: «Франция - Россия. М.: Новая школа, 1997. С.16-20.
7. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 2002. 420 с.
8. Биболетова М.З., Денисенко О.А. Книга для учителя по английскому языку. Обнинск: Издательство «Титул», 2003. 97 с.
9. Васильева И.В. Учебное сотрудничество на уроках // Электронный журнал «Открытый урок». 2010. URL: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/ (дата обращения: 17.04.2019).
10. Вдовина И.Н. Особенности обучения английскому языку младших школьников // Ведущий образовательный портал России «Инфоурок». 2015. URL: https://infourok.ru/ (дата обращения 19.04.2019).
11. Витковская И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности: учеб.-метод. пособие. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2000. 96
с.
12. Выготский Л.С. Авторский терминологический словарь. М.: НПФ «Смысл», 2004. 170 с.
13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. 520 с.
14. Выготский Л.С. Кризис семи лет. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. I. М.: Педагогика, 1984. С.376-385.
15. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. IV. Педагогика, 1984. 400 с.
16. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Издательство Московского университета, 1985. 45 с.
17. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Просвещение, 2005. 254 с.
18. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 301 с.
19. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 175 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ