Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социокультурной компетентности у младших школьников на уроках английского языка

Работа №95536

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
207
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ШКОЛЕ 7
1.1. Анализ понятия «социокультурная компетентность» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего
школьного возраста 15
1.3. Методы, приёмы и средства формирования социокультурной компетентности у младших школьников на уроках английского языка
в школе 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ МАОУ СОШ № 16
Г. ЕКАТЕРИНБУРГ 36
2.1. Анализ деятельности школы по формированию социокультурной
компетентности у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка 36
2.2. Комплекс мероприятий по формированию социокультурной
компетентности у младших школьников на уроках английского языка 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 69


Актуальность темы исследования. Современное состояние общества характеризуется усилением социальной мобильности и миграции. Все чаще во взаимодействие вступают люди различного мировоззрения, этнической принадлежности, представители разных культур. Расовые, национальные, конфессиальные и другие различия оказывают значительное влияние на характер взаимоотношений между индивидами и социальными группами и нередко ведут к непониманию или открытому противостоянию, росту культурной нетерпимости. Вследствие чего огромную роль приобретает формирование социокультурной компетентности.
Проблема формирования социокультурной компетентности нашла свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых, являющихся представителями различных наук (философия, культурология, педагогика). Так А.Я. Флиер [55] рассматривает данное понятие как систему ценностных и культурных ориентаций личности в контексте поликультурного взаимодействия. А.П. Садохин [38] исследует социокультурную компетентность как способность и готовность к социокультурному взаимодействию посредством овладения знаний о собственной культуре и культуре партнера. А.В. Хуторской рассматривает приемы и средства ее формирования у детей как компонент общекультурной компетентности [20].
Результаты этих исследований в настоящее время отражены в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В соответствии со стандартом одним из направлений работы школы является формирование поликультурности, обеспечивающей бесконфликтную идентификацию личности в многокультурном обществе [29], а также формирование положительного отношения учеников к иному мнению, межкультурной толерантности. Все это обеспечивает возможность преломления ситуации усугубляющихся культурных конфликтов, посредством формирования социокультурной компетентности.
Социокультурная компетентность представляет собой совокупность культурологических знаний и социального опыта, включающего в себя опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, а также опыт эмоционально-ценностных отношений [19].
Следует отметить, что умение быть безоценочным по отношению к другим взглядам, проявлять межкультурную толерантность играет значительную роль в процессе взаимоотношений как учителя и ученика, так и учеников между собой. Кроме того, формирование социокультурной компетентности может иметь свою специфику в зависимости от преподаваемого предмета.
В частности, формирование социокультурной компетентности при преподавании иностранного языка должно включать не только единые комплексные задачи по изучению теоретических основ языка и его грамматики, но и становление иноязычной коммуникативной компетенции, которая предполагает помимо обмена информацией, достижение некой общности, установление межличностного восприятия.
Таким образом, формирование социокультурной компетентности на уроках английского языка имеет существенное значение для обеспечения социальной компетентности и сознательной ориентации младших школьников на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности) и является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [29].
Противоречие исследования: между необходимостью формирования социокультурной компетентности у каждого члена общества, в том числе у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью содержательного и методического компонентов решения данного вопроса в образовательных учреждениях.
Проблема исследования: как фомировать социокультурную компетентность у младших школьников на уроках английского языка?
Тема исследования: «Формирование социокультурной компетентности у младших школьников на уроках английского языка».
Объект исследования: процесс формирования социокультурной компетентности у младших школьников на уроках английского языка.
Предмет исследования: содержание формирования социокультурной компетентности на уроках английского языка у младших школьников.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по формирования социокультурной компетентности у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование социокультурной компетентности у младших школьников на уроках английского языка в школе должно строится с учетом комплекса мероприятий, которые включают в себя выделенные методы (рассказ, беседа страноведческого характера, демонстрация кинофильмов, видеофильмов, сюжетно-ролевые игры, «метод письма»); приемы (Link Lists - сопоставительная таблица, составление диалогов и монологов), средства (контекст «диалог культур», страноведческие материалы).
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «социокультурная компетентность».
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.
3. На основе теоретического анализа охарактеризовать методы, приемы и средства формирования социокультурной компетентности у младших школьников на уроках английского языка.
4. Проанализировать деятельность школы по формированию социокультурной компетентности у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение; эмпирические: анкетирование, анализ документов, метод математической обработки информации.
База исследования: МАОУ СОШ № 16, г. Екатеринбург.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа теоретических и эмпирических данных по формированию социокультурной компетентности у младших школьников на уроках английского языка были сформулированы следующие выводы.
1. Анализ работ М.А. Жуковой, Е.В. Виноградовой показал, что социокультурная компетентность является одним из главных ресурсов развития человека в условиях глобализации общественных отношений. Социокультурная компетентность представляет собой это интегративное свойство личности, в основе которого лежит толерантное отношение к представителям различных культур, теоретическая (знания личности об особенностях национальной и чужой культуры) и практическая (конкретные действия толерантного / интолерантного реагирования) готовность к социокультурной деятельности.
2. Младший школьный возраст (6,7 -10,11) представляет собой важный период жизни, который связан с появлением учебной деятельностью ребенка. Она воплощается в виде новой социальной ситуации и в значительной степени характеризуется отношением «ребенок - учитель».
Основываясь на исследованиях И.А. Зимней, В.А. Ситарова, можно заключить, что для младшего школьного возраста одним из основополагающих факторов для успешного обучения, является наличие мотива. Также, важно отметить, такие процессы, как внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь, определяющие последующее развитие познавательной сферы младшего школьника, обуславливают готовность к эффективному взаимодействию детей друг с другом, подразумевающее под собой умение грамотно излагать свои мысли и умение ориентировать свое высказывание на разные ситуации общения, что позволяет говорить о возможности формирования социокультурной компетентности, в том числе на уроках английского языка.
3. Существующие программы изучения английского языка основаны на различных методах, приемах и средствах:
• методы: словесные методы - рассказ, беседа страноведческого характера; наглядные методы - демонстрация кинофильмов, видеофильмов применение аудио-текстов; методы формирования интереса к учению - сюжетно-ролевые игры; методы письменной проверки знаний, умений и навыков - «метод письма»;
• приемы: организационные приемы; приемы функционального назначения - Link Lists (сопоставительная таблица); приемы, отражающие тип источника информации - составление диалогов и монологов; приемы материально-технического оснащения;
• средства: вербальные - контекст «диалог культур»; визуальные - страноведческие материалы.
Их использование на уроках английского языка позволяет говорить о возможности формирования социокультурной компетентности.
Это может быть достигнуто путём приобретения начальных навыков общения в устной и письменной форме на основе своих речевых возможностей; освоения правил речевого и неречевого поведения посредством использования речевых клише (варианты вежливого и уважительного обращения к собеседнику, варианты ответа на критические замечания и т.п.); освоения начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке.
4. Анализ деятельности МАОУ СОШ № 16 г. Екатеринбурга показал, что основная цель организации заключается во всестороннем развитии личности обучающихся посредством формирования умственных, нравственных, эстетических, трудовых и физических качеств личности в их тесной взаимосвязи. Формирование социокультурной компетентности также не остается без внимания учителей, в том числе и на уроках английского языка.
Результаты проведенной диагностики позволили выявить, что для большей части классного коллектива характерно проявление социокультурной компетентности. Однако есть ученики, обладающие поверхностными знаниями, как о собственной, так и о чужой культуре, проявление толерантного отношения варьируется от обстоятельств, а также есть обучающиеся для которых характерны действия интолерантного характера.
Для решения данных проблем был разработан комплекс мероприятий, направленный на повышение общего уровня социокультурной компетентности.
5. Предложенный комплекс мероприятий по формированию социокультурной компетентности у младших школьников на уроках английского языка направлен на овладение учениками различных умений и приемов, необходимых для межкультурного общения.
В частности, комплекс направлен на повышение уровня культурной осведомленности, развитие умений правильно воспринимать информацию, вычленять основную мысль, анализировать полученную информацию, давать ей оценку, выстраивать свое поведение, контролируя эмоциональные реакции, относительно ситуации, что повышает способность ребенка строить межкультурное общение на основе взаимоуважения. При этом разработанный комплекс мероприятий следует рассматривать как неотъемлемый элемент «общешкольной программы» по формированию социокультурной компетентности у учащихся.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута.



1. Астафьева О.Н., Захарова О.А. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества [Электронный ресурс] // Документарное хранилище GigaBaza.ru [сайт]. [2018]. URL: https://gigabaza.ru/doc/86387.html (дата обращения: 30.10.2018).
2. Ахметшина Л.В. Воспитание толерантности на уроках английского языка // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сб. науч. статей по материалам междун. науч.-практич. конф. 2016. С. 21-29.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1988. 479 с.
5. Бабешкова А.И. Методические приемы и средства, используемые при
организации процесса обучения [Электронный
ресурс] // Мультиурок [сайт]. [2019]. URL: https://multiurok.ru/files/mietodichie skiie-priiemy-i-sriedstva.html (дата обращения: 15.01.2019).
6. Баранова Н.В., Гусева С.Б. Социокультурный компонент в содержании обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2001. № 4, С. 13-20.
7. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учеб. пособие. СПб.: Издательство «СПбКО», 2009. 416 с.
8. Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена Генер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [сайт]. [2018]. URL: http://www.un.org/ru/documents/dec l conv/declarations/declhr (дата обращения: 15.10.2018).
9. Гаврилова Н.А. Использование современных приемов обучения в условиях введения ФГОС ООО [Электронный ресурс] // Инфоурок [сайт]. [2019]. URL: https://infourok.ru/material.html?mid=103832
10. Груздева И.В. Социокультурная компетентность: подходы к определению структуры и функции // Грамота. 2015. № 8. С. 55-58.
11. Жукова Т.А. Педагогическая технология формирования социокультурной компетентности будущих учителей: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2007. 23 с.
12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. № 5. С. 34-42.
13. Зимняя И.А., Бойденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 67 с.
14. Золотарева К.В. Индивидуальные особенности внимания. М.: Лаборатория книга, 2010. 70 с.
15. Игнатьев Е.И., Лукин Н.С., Громов М.Д. Психология. Пособие для педагогических училищ (школьных). М.: Просвещение, 1965. 344 с.
16. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П. Корпоративная культура: теория и практика, 2005. 351 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ