Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое воспитание старших подростков в общеобразовательной организации

Работа №95531

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
188
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1. 1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков... 6
1. 2. Понятие «правовое воспитание»: определение, задачи, методы, формы и принципы 14
1. 3. Сущность внеурочной деятельности как средства правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ №36 ИМ. М. П. ОДИНЦОВА Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 35
2.1. Анализ деятельности МБОУ СОШ №36 им. М.П. Одинцова г.
Екатеринбурга в аспекте правового воспитания старших подростков 35
2.2. Первичная диагностика правовой воспитанности старших
подростков 41
2.3. Содержание и обоснование комплекса мероприятий по правовому
воспитанию старших подростков во внеурочной деятельности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67


Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время всю жизнедеятельность современного общества регламентируют нормы права. Они касаются абсолютно всех аспектов деятельности человека, помогая успешно развиваться в обществе. Но наравне с процессами развития, протекают и противоположные процессы. Происходит рост правонарушений и преступности, преимущественно подростковой[20, с.15].
Исходя из неблагоприятных последствий, различного рода ситуаций современной реальности, человек должен уметь подстраиваться под ход событий, адаптироваться к ним через определённые знания.В современное время, по мнению З.В. Бочкаревой,крайне важно знать нормативные акты, которые регламентируют ту или иную ситуацию, чтобы принять правильную модель поведения. Необходимые правовые знания важно получать в подростковом возрасте. Поскольку правовое воспитание, как один из аспектов воспитания, способствует профессиональному определению подростков [7, с.37].
Согласно федеральному государственному общеобразовательному стандарту среднего общего образования подросток должен обладать знаниями о праве, его источниках и нормах права, законности, правоотношениях, юридической ответственности и др.; обладать умениями применять правовые знания на практике, а также сформировать навык самостоятельного поиска правовой информации, и уметь использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях [58, с.4].Но, несмотря на это, реальность такова, что многие подростки показывают недостаточный уровень правовых знаний, умений и опыта правомерного поведения, так как на практике правовому воспитанию в общеобразовательной организации уделяется недостаточное внимание[63, с.57].
Проблема правового воспитания рассматривается в научных работах С.А. Беличевой, Л.М. Матвиенко, А.Ф. Никитина, Е.А. Певцовой, П.И. Пидкасистого и др. Вопросами правового воспитания в общеобразовательной организации занимались исследовали Е.В. Белоглазова,В.В. Давыдов, Каюмова К.Г., Крамарова Т.Ю., Худойкина Т.В., М.И. Шилова и др.
Всё вышеизложенное позволило сформулировать следующее противоречие исследования: между необходимостью осуществления правового воспитания подростков и недостаточной обоснованностью средств данного вида воспитания старших подростков в общеобразовательной организации.
Проблема исследования: возможно ли применение внеурочной деятельности в качестве средства правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации?
Тема исследования: «Правовое воспитание старших подростков в общеобразовательной организации».
Объект исследования: процесс правового воспитания старших подростков.
Предмет исследования: процесс правового воспитания старших подростков во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных исследования разработать комплекс мероприятий по правовому воспитанию старших подростков во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, разработанный комплекс
мероприятий будет способствовать правовому воспитанию старших подростков во внеурочной деятельности в образовательной организации, если учтены:
1) психолого-педагогические особенности старших подростков;
2) возможности внеурочной деятельности как средства правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации.
3) результаты диагностики правовой воспитанности у старших подростков.
Задачи исследования:
1. Описать психолого-педагогическую характеристику
Старших подростков.
2. Рассмотреть понятие «правовое воспитание»: определение, задачи, методы, формы и принципы.
3. Определить сущность внеурочной деятельности как средства правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать деятельности МБОУ СОШ №36 им. М.П. Одинцова в аспекте правового воспитания старших подростков.
5. Провести диагностику правовой воспитанности старших подростков.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• эмпирические: анкетирование, тестирование, анализ документов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова г. Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 64 источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время жизнедеятельность общества регламентируют нормы права. Они затрагивают все аспекты деятельности человека.Но наравне с процессами развития, протекают и противоположные процессы. Наблюдается рост правонарушений и преступности, преимущественно подростковой. Соответственно, важно знать нормативные акты, которые регулируют ту или иную ситуацию, чтобы принять правильную модель поведения. Формирование правовых убеждений личности необходимо осуществлять в подростковом возрасте, что предполагает правовое воспитание.
Следовательно, изучение вопроса правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности позволило сделать следующие выводы в соответствии с поставленными задачами исследования.
В рамках решения первой задачи была дана психолого-педагогическая характеристика детей старшего подросткового возраста. Периодом старшего подростничества по Д.Б. Эльконину является возраст 15-17 лет. Ведущей деятельностью старших подростков выступает учебно-профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение. Старший подростковый возраст является благоприятным для правового воспитания, поскольку оно способствует становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности, а, следовательно, именно в этом возрасте необходимо осуществлять целенаправленный процесс правового воспитания личности.
В аспекте второй задачи было проанализировано содержание понятия«правовое воспитание». Правовое воспитание - процесс целенаправленного воздействия на человека, с целью формирования высокого уровня правосознания, осознанности восприятия нормативных норм и способности к правомерному поведению. Результатом правового воспитания является определенный уровень правовой воспитанности. Правовая воспитанность детерминирует следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный.
В контексте третьей задачи было определено содержание внеурочной деятельности как средства правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации. Вместе с тем, были рассмотренывиды и направления внеурочной деятельности, такие как: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная; художественное творчество; социальное творчество; трудовая; спортивно-оздоровительная; туристическая и краеведческая. К основным формам внеурочной деятельности в аспекте правового воспитания, как правило, относят: школьный музей; правовой журнал для учащихся; правовой клуб; правовой кружок; правовые вечера; внеурочное чтение и экскурсии. Более того, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью процесса правового воспитания в общеобразовательной организации, поскольку: не ограничена жесткими возрастными рамками; внеурочная деятельность динамична; предоставляет больше возможностей для контактов с реальным взрослым миром; и, в свою очередь, позволяет сосредоточиться на разных аспектах права.
Кроме того, исследование предполагало осуществление опытно-поисковой работы, которая заключалась в анализе деятельности педагоговв аспекте правового воспитания подростков и в проведении диагностики правовой воспитанности.
Анализ деятельности педагогов МБОУ СОШ №36 им. М.П. Одинцова показал, чтов образовательной организации отсутствует направление, или программа, посвященная правовому воспитанию. Мероприятия в рамках правового воспитания осуществляются в контексте гражданско- патриотического, духовно-нравственного и научно-исследовательского направлений воспитательной работы. В работе со старшими подростками внимание правовому воспитанию отводится в виде отдельных, единичных бесед, классных часов и круглого стола и др. В данных формах отсутствуют такие важные в процессе воспитания принципы, как системность и комплексность. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, в данной общеобразовательной организации процессу правового воспитания старших подростков во внеурочной деятельности уделяется недостаточное количество времени и внимания.
Итак, диагностика была посвящена выявлению уровня правовой воспитанности старших подростков, которая осуществлялась на основе следующих методик: «Уровень сформированности когнитивных составляющих личности» (А.Б.Фирстов, А.И.Сорокина, Г.Р.Фаттахова), «Измерение отношения к праву и правовых установок» (Муслумова Р.Р.), «Уровни правопослушного поведения» (Скакунова Л.И.). Методики подбирались с учетом компонентов правовой воспитанности (когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный), как результата правового воспитания. В диагностике приняли участие 26 обучающихся 10 класса. Таким образом, по итогам диагностики, было выявлено, что у обучающихся 10 класса 9 подростков имеют высокий уровень правовой воспитанности, 16 человек - средний уровень правовой воспитанности и у 1 подростка наблюдается низкий уровень правовой воспитанности. Кроме того, стоит обратить внимание на эмоционально-ценностный компонент, так как, большая часть подростков хоть и знают основы нормативно-правовой базы, установленных в общеобразовательной организации, и формально соблюдают их на практике, но положительное отношение к соблюдению правовых норм и правил не наблюдается, следовательно, можно предположить, что правопослушное поведение обучающихся связано с высоким уровнем регламентированности школьной обстановки в целом, а не результатом их осознанного личностного выбора в отношении соблюдения этих норм.
На основе вышесказанного был разработан комплекс мероприятий по правовому воспитанию старших подростков в общеобразовательной организации, целью которого является повышение уровня правовой воспитанности старших подростков во внеурочной деятельности. Мероприятия подбирались с учетом возрастных особенностей старших подростков; принципов, видов и направления внеурочной деятельности как средства правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации; целенаправленности и планомерности в реализации комплекса мероприятий; основных компонентов правовой воспитанности: когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи были решены, а его цель достигнута.


1. Абашкина О.Н. Правовое образование: организация внеурочной работы: сб. материалов. М.: Новый учебник, 2002. 208с.
2. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание.// Лань. 2003. С.301-319.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии М.: Социальное здоровье России, 1994. 224 с.
4. Белоглазова Е.В., Крамарова Т.Ю. Организация правового пространства в школе. Тольятти изд. Фонда «Развитие через образование»,
1999. 40с.
5. Беседкина Н.Н. Правовое регулирование прав ребенка в Российской Федерации// Государство и право. 2006. № 11. С. 44-51.
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2005. 212с.
7. Бочкарева З.В. Правовое воспитание школьников: учебное пособие. Ставрополь: СКФУ, 2016. 236 с.
8. Брутян В.А. Аксиологический аспект правового воспитания, правосознанияи правовой культуры // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 8. С. 101-105.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.
10. Галустов В. У. Формы и методы работы по правовому воспитанию молодежи в образовательном учреждении.// Молодой ученый. 2014. №20. С.465-467.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
12. Ганаева Е.Э. Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения // Молодой ученый. 2014. №20. С. 467-469.
13. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223с.
14. Давыдов Г.П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы: автореф.дис. ... док.пед. наук. Москва, 1985. 371 с.
15. Долгова А.И., Кожевникова А.П., Медведева A.M. Правовое воспитание несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 2013. 293 с.
16. Евтушенко И.И.Внеучебная деятельность как фактор формирования правовой культуры старшеклассниковв современных условиях: автореф. дис ... канд. пед. наук. Москва,2014. 22 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ