ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1. 1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков... 6
1. 2. Понятие «правовое воспитание»: определение, задачи, методы, формы и принципы 14
1. 3. Сущность внеурочной деятельности как средства правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ №36 ИМ. М. П. ОДИНЦОВА Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 35
2.1. Анализ деятельности МБОУ СОШ №36 им. М.П. Одинцова г.
Екатеринбурга в аспекте правового воспитания старших подростков 35
2.2. Первичная диагностика правовой воспитанности старших
подростков 41
2.3. Содержание и обоснование комплекса мероприятий по правовому
воспитанию старших подростков во внеурочной деятельности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время всю жизнедеятельность современного общества регламентируют нормы права. Они касаются абсолютно всех аспектов деятельности человека, помогая успешно развиваться в обществе. Но наравне с процессами развития, протекают и противоположные процессы. Происходит рост правонарушений и преступности, преимущественно подростковой[20, с.15].
Исходя из неблагоприятных последствий, различного рода ситуаций современной реальности, человек должен уметь подстраиваться под ход событий, адаптироваться к ним через определённые знания.В современное время, по мнению З.В. Бочкаревой,крайне важно знать нормативные акты, которые регламентируют ту или иную ситуацию, чтобы принять правильную модель поведения. Необходимые правовые знания важно получать в подростковом возрасте. Поскольку правовое воспитание, как один из аспектов воспитания, способствует профессиональному определению подростков [7, с.37].
Согласно федеральному государственному общеобразовательному стандарту среднего общего образования подросток должен обладать знаниями о праве, его источниках и нормах права, законности, правоотношениях, юридической ответственности и др.; обладать умениями применять правовые знания на практике, а также сформировать навык самостоятельного поиска правовой информации, и уметь использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях [58, с.4].Но, несмотря на это, реальность такова, что многие подростки показывают недостаточный уровень правовых знаний, умений и опыта правомерного поведения, так как на практике правовому воспитанию в общеобразовательной организации уделяется недостаточное внимание[63, с.57].
Проблема правового воспитания рассматривается в научных работах С.А. Беличевой, Л.М. Матвиенко, А.Ф. Никитина, Е.А. Певцовой, П.И. Пидкасистого и др. Вопросами правового воспитания в общеобразовательной организации занимались исследовали Е.В. Белоглазова,В.В. Давыдов, Каюмова К.Г., Крамарова Т.Ю., Худойкина Т.В., М.И. Шилова и др.
Всё вышеизложенное позволило сформулировать следующее противоречие исследования: между необходимостью осуществления правового воспитания подростков и недостаточной обоснованностью средств данного вида воспитания старших подростков в общеобразовательной организации.
Проблема исследования: возможно ли применение внеурочной деятельности в качестве средства правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации?
Тема исследования: «Правовое воспитание старших подростков в общеобразовательной организации».
Объект исследования: процесс правового воспитания старших подростков.
Предмет исследования: процесс правового воспитания старших подростков во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных исследования разработать комплекс мероприятий по правовому воспитанию старших подростков во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, разработанный комплекс
мероприятий будет способствовать правовому воспитанию старших подростков во внеурочной деятельности в образовательной организации, если учтены:
1) психолого-педагогические особенности старших подростков;
2) возможности внеурочной деятельности как средства правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации.
3) результаты диагностики правовой воспитанности у старших подростков.
Задачи исследования:
1. Описать психолого-педагогическую характеристику
Старших подростков.
2. Рассмотреть понятие «правовое воспитание»: определение, задачи, методы, формы и принципы.
3. Определить сущность внеурочной деятельности как средства правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать деятельности МБОУ СОШ №36 им. М.П. Одинцова в аспекте правового воспитания старших подростков.
5. Провести диагностику правовой воспитанности старших подростков.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• эмпирические: анкетирование, тестирование, анализ документов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 36 им. М.П. Одинцова г. Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 64 источников, приложений.
В настоящее время жизнедеятельность общества регламентируют нормы права. Они затрагивают все аспекты деятельности человека.Но наравне с процессами развития, протекают и противоположные процессы. Наблюдается рост правонарушений и преступности, преимущественно подростковой. Соответственно, важно знать нормативные акты, которые регулируют ту или иную ситуацию, чтобы принять правильную модель поведения. Формирование правовых убеждений личности необходимо осуществлять в подростковом возрасте, что предполагает правовое воспитание.
Следовательно, изучение вопроса правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности позволило сделать следующие выводы в соответствии с поставленными задачами исследования.
В рамках решения первой задачи была дана психолого-педагогическая характеристика детей старшего подросткового возраста. Периодом старшего подростничества по Д.Б. Эльконину является возраст 15-17 лет. Ведущей деятельностью старших подростков выступает учебно-профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение. Старший подростковый возраст является благоприятным для правового воспитания, поскольку оно способствует становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности, а, следовательно, именно в этом возрасте необходимо осуществлять целенаправленный процесс правового воспитания личности.
В аспекте второй задачи было проанализировано содержание понятия«правовое воспитание». Правовое воспитание - процесс целенаправленного воздействия на человека, с целью формирования высокого уровня правосознания, осознанности восприятия нормативных норм и способности к правомерному поведению. Результатом правового воспитания является определенный уровень правовой воспитанности. Правовая воспитанность детерминирует следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный.
В контексте третьей задачи было определено содержание внеурочной деятельности как средства правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации. Вместе с тем, были рассмотренывиды и направления внеурочной деятельности, такие как: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная; художественное творчество; социальное творчество; трудовая; спортивно-оздоровительная; туристическая и краеведческая. К основным формам внеурочной деятельности в аспекте правового воспитания, как правило, относят: школьный музей; правовой журнал для учащихся; правовой клуб; правовой кружок; правовые вечера; внеурочное чтение и экскурсии. Более того, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью процесса правового воспитания в общеобразовательной организации, поскольку: не ограничена жесткими возрастными рамками; внеурочная деятельность динамична; предоставляет больше возможностей для контактов с реальным взрослым миром; и, в свою очередь, позволяет сосредоточиться на разных аспектах права.
Кроме того, исследование предполагало осуществление опытно-поисковой работы, которая заключалась в анализе деятельности педагоговв аспекте правового воспитания подростков и в проведении диагностики правовой воспитанности.
Анализ деятельности педагогов МБОУ СОШ №36 им. М.П. Одинцова показал, чтов образовательной организации отсутствует направление, или программа, посвященная правовому воспитанию. Мероприятия в рамках правового воспитания осуществляются в контексте гражданско- патриотического, духовно-нравственного и научно-исследовательского направлений воспитательной работы. В работе со старшими подростками внимание правовому воспитанию отводится в виде отдельных, единичных бесед, классных часов и круглого стола и др. В данных формах отсутствуют такие важные в процессе воспитания принципы, как системность и комплексность. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, в данной общеобразовательной организации процессу правового воспитания старших подростков во внеурочной деятельности уделяется недостаточное количество времени и внимания.
Итак, диагностика была посвящена выявлению уровня правовой воспитанности старших подростков, которая осуществлялась на основе следующих методик: «Уровень сформированности когнитивных составляющих личности» (А.Б.Фирстов, А.И.Сорокина, Г.Р.Фаттахова), «Измерение отношения к праву и правовых установок» (Муслумова Р.Р.), «Уровни правопослушного поведения» (Скакунова Л.И.). Методики подбирались с учетом компонентов правовой воспитанности (когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный), как результата правового воспитания. В диагностике приняли участие 26 обучающихся 10 класса. Таким образом, по итогам диагностики, было выявлено, что у обучающихся 10 класса 9 подростков имеют высокий уровень правовой воспитанности, 16 человек - средний уровень правовой воспитанности и у 1 подростка наблюдается низкий уровень правовой воспитанности. Кроме того, стоит обратить внимание на эмоционально-ценностный компонент, так как, большая часть подростков хоть и знают основы нормативно-правовой базы, установленных в общеобразовательной организации, и формально соблюдают их на практике, но положительное отношение к соблюдению правовых норм и правил не наблюдается, следовательно, можно предположить, что правопослушное поведение обучающихся связано с высоким уровнем регламентированности школьной обстановки в целом, а не результатом их осознанного личностного выбора в отношении соблюдения этих норм.
На основе вышесказанного был разработан комплекс мероприятий по правовому воспитанию старших подростков в общеобразовательной организации, целью которого является повышение уровня правовой воспитанности старших подростков во внеурочной деятельности. Мероприятия подбирались с учетом возрастных особенностей старших подростков; принципов, видов и направления внеурочной деятельности как средства правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации; целенаправленности и планомерности в реализации комплекса мероприятий; основных компонентов правовой воспитанности: когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи были решены, а его цель достигнута.
1. Абашкина О.Н. Правовое образование: организация внеурочной работы: сб. материалов. М.: Новый учебник, 2002. 208с.
2. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание.// Лань. 2003. С.301-319.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии М.: Социальное здоровье России, 1994. 224 с.
4. Белоглазова Е.В., Крамарова Т.Ю. Организация правового пространства в школе. Тольятти изд. Фонда «Развитие через образование»,
1999. 40с.
5. Беседкина Н.Н. Правовое регулирование прав ребенка в Российской Федерации// Государство и право. 2006. № 11. С. 44-51.
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2005. 212с.
7. Бочкарева З.В. Правовое воспитание школьников: учебное пособие. Ставрополь: СКФУ, 2016. 236 с.
8. Брутян В.А. Аксиологический аспект правового воспитания, правосознанияи правовой культуры // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 8. С. 101-105.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.
10. Галустов В. У. Формы и методы работы по правовому воспитанию молодежи в образовательном учреждении.// Молодой ученый. 2014. №20. С.465-467.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
12. Ганаева Е.Э. Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения // Молодой ученый. 2014. №20. С. 467-469.
13. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223с.
14. Давыдов Г.П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы: автореф.дис. ... док.пед. наук. Москва, 1985. 371 с.
15. Долгова А.И., Кожевникова А.П., Медведева A.M. Правовое воспитание несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 2013. 293 с.
16. Евтушенко И.И.Внеучебная деятельность как фактор формирования правовой культуры старшеклассниковв современных условиях: автореф. дис ... канд. пед. наук. Москва,2014. 22 с.
...