Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие правового самосознания старших подростков в общеобразовательной организации

Работа №95526

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Общеобразовательная организация: понятие и типы 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего
подросткового возраста 11
1.3. Правовое самосознание и его развитие у старших
подростков 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРАВОВОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ НА БАЗЕ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ИНДРА» Г. ЕКАТЕРИНБУРГ 31
2.1. Анализ развития правового самосознания старших
подростков в ЧОУ СОШ «ИНДРА» Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 31
2.2. Первичная диагностика развития правового самосознания
старших подростков 39
2.3 Комплекс мероприятий по развитию правового самосознания старших подростков в общеобразовательной организации 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62


Актуальность темы исследование. На современном этапе развития Российского государства, значительное внимание уделяют его потребностям, новые требование выдвигаются и к современной личности. Государство нуждается в подготовке разносторонне образованных, нестандартно мыслящих, обладающих широким кругозором специалистов - профессионалов, граждански активных, нравственно и профессионально подготовленных к работе по избранной специальности.
Современная система образования ориентирована на развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства, что подчеркивается в Законе об образовании Российской Федерации. По стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, приоритетной задачей Российской Федерации является воспитание детей, обладающих знаниями и умениями, такими качествами как долг, честь, совесть, ответственность и справедливость, которые отвечают требованиям XXI века, детей разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Особую значимость здесь приобретают задачи развития системы правового образования населения, становления правовой культуры граждан, решение которых следует начинать со школьного возраста, создавая целостную систему правового образования и нравственного правового воспитания, которое охватывало бы все возрастные группы.
В настоящее время становится очевидным, что успешное решение задач государства невозможно без повышения уровня правового самосознания личности, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности активно участвовать в жизнедеятельности общества, и готовности использовать правовые норм в повседневной жизни.
Именно уровень образования молодого поколения откладывает отпечаток на дальнейшее формирование и развитие страны, поэтому существует необходимость развития правового самосознания старших подростков в общеобразовательной организации.
Проблемой развития правового самосознания в России занимались многие педагоги и юристы: Л.И Божович, С.И Гаджиева, А.А Цахаева, Т.А. Симакова, В.А. Сластёнин, А.Г Спиркин, В.П. Таранцов.
Правовое самосознание, являясь духовным началом в праве, оказывает существенное влияние на общественные отношения, правовое поведение и является одним из ведущих факторов развития правовой активности личности. Правовое самосознания личности главным образом реализуется самой личностью, в то же время этот процесс не может осуществляться без посторонней помощи. Индивидуальное развитие личности во многом зависит от окружающей общественной и культурной среды.
Хоть и имеется теоретическая база со всеми возможностями для развития правового самосознания, данный процесс носит ситуативный характер.
Противоречие заключается между необходимостью развития правового самосознания старших подростков и его недостаточной реализацией в практике работы общеобразовательной организации.
Проблема исследования: как развить правовое самосознание старших подростков в общеобразовательной организации?
Тема исследования: Развитие правового самосознания старших подростков в общеобразовательной организации.
Объект исследования: правовое самосознание старших подростков.
Предмет исследования: развитие правового самосознания старших подростков.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по развитию правового самосознания у старших подростков в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что, вероятно, развитие правового самосознания старших подростков будет успешно, если будет представлен комплекс мероприятий по развитию правового самосознания старших подростков в общеобразовательной организации с учетом выделенных форм: мероприятия (беседы, лекции, дискуссии, диспуты, обучающие занятия), дела (ярмарки, фестивали), игры (деловые игры, сюжетно-ролевые, познавательные) и методов (убеждение и принуждение, личный пример, метод поощрения и наказания).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и типы общеобразовательной организации;
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику старших подростков;
3. Раскрыть понятие «правовое самосознание» и его развитие у старших подростков;
4. Проанализировать деятельность частного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Индра» по развитию правового самосознания старших подростков.
5. Провести первичную диагностику уровня развития правового самосознания старших подростков.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические: анкетирование, анализ документов.
База исследования: Частное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа «Индра» г. Екатеринбург.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 62 источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования - школы.
Общеобразовательная организация является одним из главных элементов в системе образования Российской Федерации. Задача школы состоит в том, чтобы требования современного общества трансформировать в личные качества учеников, такие как ответственность, честь, достоинство, совесть и др. Но условия для воспитания личности в различные возрастные периоды будут неодинаковы.
Старший подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения человека, системы его взглядов на действительность, самого себя и других людей. Он приходится на период от 14 до 17 лет.
Учебная деятельность старших подростков является ведущей деятельностью, но приобретает значение самообразования, подросток руководствуется личными и профессиональными интересами. Старшие школьники находятся в процессе профессионального самоопределения. Происходят значительнее преобразования в когнитивной сфере, умственные операции преобразуются в единую структуру.
Центральным новообразованием подростка является чувство взрослости и стремление к самостоятельности. У подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость и резкость. Так же у подростка развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к собственной личности. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения. Приобретает значение оценка поступков других людей и сравнение с собственным поведением, так возникает самооценка.
Изменения в моральной сфере подростков характеризуются двумя наиболее важными положениями, нормы и правила общественного поведения и нормы взаимоотношений людей друг с другом становятся в центре внимания старшего школьника; моральные взгляды, суждения и оценки, которые складываются у подростка, становятся устойчивыми и независимы.
Важными новообразованиями подростка являются рефлексия - система отношений личности к себе, другим, миру, процессу жизни, и самосознание - внутреннее ощущение себя индивидуальностью.
Правовое самосознание - осознание субъектом собственных правовых знаний, ориентаций в правовой системе, оценку умений и навыков мыслить нормативно-правовыми категориями и сознанием долга и ответственности относиться к правам и свободам человека, государству и соблюдению российского законодательства.
Правовое самосознание характеризуется двумя важными позициями, во-первых, осознанием личности своих знаний, способностей и идеалов права, пониманием своих прав и обязанностей; во-вторых, осознанием лично своей роли в воздействии на правовую жизнь общества.
Охарактеризованы основные компоненты правового самосознания.
Базовым компонентом в структуре правосознания является когнитивный компонент, определяющий совокупность знаний о праве, представления о законах и нормах права, правомерном и противоправном поведении, о личной ответственности перед законом.
Вторым выступает эмоционально-оценочный компонент, включающий самооценку личной гражданской позиции, то есть, осознание личностью себя как гражданина, и самооценку личностных правовых качеств.
Третий поведенческий компонент, определяющий поведение личности, опыт применения правовых знаний, готовность соотносить свои действия в соответствии с принятыми в обществе нормами права, действовать в соответствии с законом: использовать свои права, выполнять обязанности, соблюдать запреты, а также отстаивать свои права в случае их нарушения
Среди форм правового самосознания выделяют: мероприятия, это беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия; дела, например, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, творческие вечера; игры, среди которых указывают деловые игры, сюжетно-ролевые игры, познавательные и др. К методам относят: убеждение и принуждение, личный пример, метод поощрения и наказания.
Первичную диагностику уровня правового самосознания мы провели на базе Частного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы «Индра» г. Екатеринбурга. Дигностические методики были подобраны с учетом указанных компонентов правового самосознания: «Правовая грамотность» (В.Д. Босай), Методика «Самооценка личности» (О. И. Мотков), Методика «Уровни правовой активности старших подростков в школе».
В ходе диагностики было установлено, учащиеся 11 класса имеют средний уровень развития правового самосознания. То есть, учащиеся проявляют себя в системе сложившихся у него базовых знаний о теории права, подростки анализируют результаты своей гражданско-правовой деятельности, но не проявляет достаточной инициативы в их применении, стремятся к развитию личностных правовых качеств и к применению правовых знаний в своей жизнедеятельности.
На основе полученных результатов диагностики был разработан комплекс мероприятий по развитию правового самосознания направленный на решение задач, таких как, расширение правовых знаний старших подростков, воспитывать качества присущие гражданину такие как ответственность, активность, самостоятельность, развивать позитивное отношение к праву и практике его применения, формирование правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридических значимых ситуациях.
Мы предполагаем, что данный комплекс мероприятий по развитию правового самосознания старших подростков в общеобразовательной организации позволит расширить представление старших подростков о понятии право, о правилах поведения, школьники начнут ориентироваться в системе правовых знаний, искать и находить новые решения правовых задач, возникающих в процессе их жизнедеятельности. Повыситься стремление к изучению права, сформируются правовые качества личности, и старшеклассники начнут оценивать себя с позиции субъекта права, у учеников сформируется готовность к активным сознательным действиям на основе права.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи были решены, а его цель достигнута.



1. Абашкина О.Н. Правовое образование: организация внеурочной работы: сб. материалов. М.: Новый учебник, 2002. 208 с.
2. Абрамов В.И. Учебно-методические проблемы правового образования в современной российской школе // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. 2008. N 2. С.76-80.
3. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. М.: Свердловск, 1989. 51 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов. М.: Аспект Пресс, 2013. 363 с.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 192 с.
6. Берне Р. Что такое Я-концепция. Психология самосознания. Хрестоматия. М.: Издательский Дом «БАХАР», 2003. 672 с.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Питер, 2008. 400 с.
8. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 2007. № 5. С.78-85.
9. Болотина Т.В. Обучение школьников правам человека как условие гуманизма общего образования: Дис. . канд. пед наук. М., 1997. 180 с.
10. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие. М.: Академический проект: Трикста, 2012. 256 с.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс,
1999. 533 с.
12. Гаджиева С.И., Цахаева А.А. Формирования правового самосознания личности подростка // Журнал психолого-педагогические науки. 2009. №4. С.15-17.
13. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2008. 128 с.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ACT, 2015. 352 с.
15. Глебова Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая энциклопедия, 2003. 172 с.
16. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ