Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Работа №95499

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования личностной готовности к обучению в школе 7
1.1. Сущность и критерии готовности ребенка к обучению в школе 7
1.2. Особенности личностной готовности к обучению в школе в старшем
дошкольном возрасте 15
1.3. Анализ подходов к формированию личностной готовности к школе 24
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации программы формирования личностной готовности к обучению в школе 33
2.1. Организация и методы исследования, анализ результатов первичной
диагностики 33
2.2. Программа формирования личностной готовности к обучению в школе 48
2.3. Анализ эффективности формирования личностной готовности к
обучению в школе в ходе реализации программы 56
Выводы по второй главе 65
Заключение 67
Список литературы 71
Приложения 79

Одной из важнейших задач в системе дошкольного образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста является мониторинг развития психофизиологических характеристик детей, определяющих уровень личностной готовности к обучению в школе.
Подготовка детей к школе предстает комплексной и многогранной задачей охватывающая все сферы жизнедеятельности старшего дошкольника. Личностная готовность к школе - один из ведущих аспектов этой задачи в связи с тем, что наличие сформированной личностной готовности детей к обучению в школе облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям жизни, а ее мониторинг позволяет педагогическому работнику вовремя скорректировать развитие ее отдельных характеристик, обеспечивая благоприятный переход в систему начального общего образования.
Изучение разработанности темы исследовательской работы показало, что вопросы готовности детей к обучению в школе были фундаментально разработанны такими представителями отечественной и зарубежной науки, как М.М. Безруких, Л.И. Божович, Н.Е. Вераксы, Н.Ф. Виноградова, JI.C. Выготский, В.А. Губин, Н.И. Гуткина, О.М. Дьяченко, Е.С. Ермакова, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, A.A. Люблинская, B.C. Мухина, Н.В. Нижегородцева, Р.В. Овчарова, У.В. Ульенкова, B.C. Цеханская, Д.Б. Эльконин и др.
Вместе с тем, несмотря на разработанность исследовательской темы, вопрос создания программы, направленный на формирование и развитие личностной готовности к обучению в школе, не получил необходимое отражение в научно-методической литературе. Выявленные противоречия, степень изученности исследовательской темы позволили сформировать проблему работы, сущность которой заключается в необходимости разработки программы формирования личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
На основании вышеизложенного, произведя анализ научно­методической литературы по заявленной проблеме и рассмотрев состояние психолого-педагогической практики, были сформированы цель, предмет и объект исследования, задачи выпускной квалификационной работы.
Цель исследования - теоретически проанализировать особенности личностной готовности детей к обучению в школе, разработать и апробировать программу обеспечивающую эффективное формирование компонентов личностной готовности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - личностная готовность дошкольников к обучению в школе.
Предмет исследования - программа формирования личностной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из вышеизложенного, перед нами были поставлены следующие задачи исследовательской деятельности:
1) изучить сущности и критерии (медицинские, психолого­педагогические) готовности к обучению в школе;
2) выявить особенности личностной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста;
3) разработать и апробировать программу формирования личностной готовности к обучению в школе на базе дошкольного образовательного учреждения;
4) произвести анализ эффективности реализации программы как средства формирования личностной готовности к обучению в школе.
Гипотеза исследования состоит в предположении что, применение формирующей программы, направленной на развитие компонентов личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (стремление занять новое социальное положение, наличие сформированной позиции школьника, определенное отношение к себе, сверстникам и педагогу, адекватное отношение к своим способностям и уровню самосознания, а также определенное межличностное взаимодействие с педагогом и сверстниками и преобладание познавательного мотива поведения над игровым) в рамках деятельностного подхода, способствует положительной динамике и достижению достаточной зрелости выявленных компонентов.
Методы исследования для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов, включающих в себя:
1. Методы теоретического исследования - теоретический анализ психолого-педагогической, медико-физиологической и методической литературы по теме исследования, анализ и синтез полученных результатов.
2. Методы эмпирического исследования - методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинсбург), методика «Мотивационная готовность к школьному обучению» (Л.А. Венгер), методика «Лесенка» (В.Г. Щур), методика диагностики форм общения (М.А. Лисина).
3. Методы математической обработки данных и статистические методы - сравнительный анализ диагностических результатов. Для выявления статистически достоверных различий был применен U-критерий Манна- Уитни для двух независимых выборок, t-критерий Вилкоксона для двух зависимых выборок.
Методологическая основа исследования:
• сущность готовности к обучению в школе старших дошкольников, представленная работами Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, Г. Гетцера, А.В. Гордиеца, О.В. Грузевой, Л.С. Выготского, А.В. Запорожцы, А. Керна, И.А. Киселевой, А.Н. Леонтьева и др.;
• современные исследования по изучению личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, представлены в трудах Е.А. Груденко, И.Ю. Кулагиной, С.А. Минюровой, А.А Реана, О.А. Черных и т.д.;
- средства формирования готовности к обучению в школе представленные в исследованиях таких авторов, как В.К. Бармотина, О.Д. Белогорская, О.В. Булатова, Ю.Г. Воронина, Т.А. Крайникова, Л.М. Лобень, Л.В. Мамедова, Н.Б. Никитина и др.
Эмпирическая база исследования - базой исследования послужил филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Надежда» - Детский сад комбинированного вида № 523. В исследовании приняли участие
обучающиеся старшего дошкольного возраста, воспитанники подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения в общем количестве 40 человек (контрольная и экспериментальная группы).
Практическая значимость - разработанная в ходе исследовательской деятельности формирующая программа, может широко использоваться в образовательной деятельности системы дошкольного образования.
Содержание исследовательской работы - выпускная
квалификационная работа на тему «Формирование личностной готовности к обучению в школе» состоит из оглавления, введения, основной части работы - две главы, состоящие из трех параграфов, а также заключения, списка литературы и приложения. В целом работа, как результат проведенных теоретических обобщений и эмпирических исследований, имеет 78 страниц машинописного текста и приложения - 34 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, представляет собой одну из важнейших задач системы дошкольного образования в рамках преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Представляя собой комплексную и многогранную задачу, охватывающую все сферы жизнедеятельности старшего дошкольника, особое внимание в ней уделяется формированию личностной готовности к школе, представляющей собой определенное отношение к себе, адекватное оценивание своих способностей, результатов деятельности и социальных мотивов поведения, определенный уровень развития самопознания.
На основании выявленной актуальности, проблематике исследования, выпускная квалификационная работа «Формирование личностной готовности к обучению в школе» посвящена теоретическому анализу особенности личностной готовности детей к обучению в школе, разработке и апробации программы, обеспечивающей эффективное формирование компонентов личностной готовности детей старшего дошкольного возраста.
В рамках представления теоретических основ проблемы формирования личностной готовности к обучению в школе, нами рассмотрено определение готовности к обучению в школе, под которой понимают многоаспектное явление, включающее в себя психологические, физиологические, социальные и психические характеристики возрастного развития ребенка старшего дошкольного возраста. Готовность к обучению в школе включает в себя ряд составляющих, к которым в наиболее широком плане относят - эмоционально-волевые, интеллектуальные, мотивационные, социальные и личностные.
Личностная готовность к обучению в школе является важнейшей психолого-педагогической составляющей готовности к школьному обучению и включает в себя такие компоненты, как: стремление занять новое социальное положение, наличие сформированной позиции школьника, определенное отношение к себе, сверстникам и педагогу, адекватное отношение к своим способностям и уровню самосознания, а также определенное межличностное взаимодействие с педагогом и сверстниками и преобладание познавательного мотива поведения над игровым. На основании анализа подходов к формированию личностной готовности к обучению в школе и беря за основу исследовательской деятельности деятельностный подход, нами было выявлено, что процесс формирования личностной готовности к школе должен осуществляться путем применения словесных, наглядных, практических и арт-терапевтических методов и форм работы.
Опытно-экспериментальная работа по апробации программы формирования личностной готовности к обучению в школе осуществлялась осуществлена с сентября 2019 года по декабрь 2019 года на базе филиала Детского сада комбинированного вида № 523 г. Екатеринбург и включала в себя три основных этапа практической деятельности: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент. Выборка исследовательской деятельности составила 40 человек, в равных количествах, подразделенных на контрольную (20 человек) и экспериментальную (20 человек) группы детей старшего дошкольного возраста. Батарея диагностических методик, направленная на изучение сформированности компонентов личностной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста, включила в себя методику «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинсбург), методику «Мотивационная готовность к школьному обучению» (Л.А. Вагнер), методику «Лесенка» (В.Г. Щур), методику диагностики форм общения (М.А. Лисина).
Констатирующий эксперимент показал, что для выборки старших дошкольников характерен позиционный мотив (35%) и желание овладеть учебной деятельностю для повышение личностного статуса, сформированная внутренняя позиция школьника (63%), адекватная самооценка (52%) и внеситуативно-познавательная (47%) форма общения в качестве ведущей, однако - в выборке были выявлены дошкольники с недостаточной сформированностью компонентов личностной готовности к школьному обучению, что актуализировало разработку и апробацию программы формирования личностной готовности к обучению в школе.
Программа компилятивного характера, основной целью которой стало формирование личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, включила в себя 16 занятий, подразделенных на четыре блока, в соответствии с критериями личностной готовности к школе и основными задачами формирующего эксперимента: «Внутренняя позиция школьника», «Межличностное взаимодействие», «Самооценка»,
«Познавательные мотивы». Методами реализации программы выступили наглядные, словесные, практические и арт-терапевтические техники. Рефлексивный анализ показал, что дети были активны и открыто взаимодействовали в процессе формирующего эксперимента, выполняли все предложенные упражнения, тем самым был сделан вывод о том, что программа была реализована успешно.
По завершению реализации программы формирования личностной готовности к обучению в школе, в рамках контрольного эксперимента была проведена повторная диагностика, выявившая у представителей экспериментальной группы рост позиционного мотива учения (с 35% до 65%) и формирование мотива учебной деятельности (с 0% до 5%), рост параметра внутренней позиции школьника (с 60% до 95%), нормализацию самооценки детей старшего дошкольного возраста (с 55% до 65%), а также формирование показателей внеситуативно-личностного общения (с 20% до 75%), что свидетельствует о выборе данной формы межличностного общения в качестве ведущей.
Для подтверждения формирующего влияния, нами был применен статистический анализ с применением t-критерия Вилкоксона, который подтвердил значимые различия в исследуемых параметрах, представляющих компоненты личностной готовности к обучению в школе, на констатирующем и контрольном этапе исследовательской деятельности. Таким образом, мы можем говорить о том, что что гипотеза, заключающаяся в предположении что, применение формирующей программы направленной на развитие компонентов личностной готовности детей к обучению в школе (стремление занять новое социальное положение, наличие сформированной позиции школьника, определенное отношение к себе, сверстникам и педагогу, адекватное отношение к своим способностям и уровню самосознания, а также определенное межличностное взаимодействие с педагогом и сверстниками и преобладание познавательного мотива поведения над игровым) в рамках деятельностного подхода, способствует положительной динамике и достигает достаточной зрелости выявленных компонентов - подтвердилась в полном объеме.


1. Авдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная компетентность современного дошкольника / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева. - М.: Прометей, 2020. - 140 с. - Текст: непосредственный.
2. Авсеенко, Н. В. Педагогические условия формирования готовности
детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. В. Авсеенко. - Мурманск, 2011. - 191 с. - Текст:
непосредственный.
3. Бармотина, В. К. Изучение личностной готовности к школе детей с проблемами в развитии / В. К. Бармотина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №51. - С. 156-158. - Текст: непосредственный.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с. - Текст: непосредственный.
5. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. - СПб.: Питер, 2018. - 512 с. - Текст: непосредственный.
6. Бубарева, В. Е. Компоненты психологической готовности детей с нарушениями слуха к школьному обучению / В. Е. Бубарева, Г. С. Корытова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - №5. - С. 73-80. - Текст: непосредственный.
7. Бузарова, Е. А., Психолого-педагогическая характеристика детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е. А. Бузарова, Т. Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2007. - №3. - С. 327-338. - Текст:
непосредственный.
8. Булатова, О. В. Требования к составлению психокоррекционных программ / О. В. Булатова // Вестник Югорского государственного университета. - 2014. - №1 (32). -С. 18-23. - Текст: непосредственный.
9. Воронина, Ю. Г. Индивидуальная программа коррекционно­развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / Ю. Г. Воронина // Журнал медико-биологических исследований. - 2014. - №1. - С. 76-79. - Текст: непосредственный.
10. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста / О. О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 425 с. - Текст: непосредственный.
11. Гордиец, А. В. Медико-психологическая готовность детей к школе: проблемы, пути решения: монография / А. В. Гордильцев, О. В. Груздева. - Красноярск, 2011. - 92 с. - Текст: непосредственный.
12. Грахов, В. П. Деятельностный подход к усвоению, учению и обучения в вузе / В. П. Грахов, Ю. Г. Кислякова, У. Ф. Симакова // Фотинские чтения. - 2015. - №2 (4). - С. 7-12. - Текст: непосредственный.
13. Грудненко, Е. А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности / Е. А. Груденко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. № 3. - Новосибирск: СибАК, 2010. - С. 127-133. - Текст: непосредственный.
14. Дмитриев, Ю. А. Образование детей старшего дошкольного возраста в России и за рубежом / Ю. А. Дмитриев, О. Л. Зверева. - М.: МПГУ, 2016. - 119 с. - Текст: непосредственный.
15. Доманецкая, Л. В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста / Л. В. Доманецкая. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2008. - 164 с. - Текст: непосредственный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ