Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПТИМИЗАЦИЯ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №95486

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы132
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 7
ОПТИМИЗАЦИИ САМООЦЕНКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Анализ понятия «самооценка» в научной литературе 7
1.2. Особенности развития самооценки у обучающихся подросткового 15
возраста
1.3. Формы и методы оптимизации самооценки у обучающихся во 23
внеурочной деятельности
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Программа оптимизации самооценки обучающихся во внеурочной 41
деятельности
2.3. Анализ результатов научного исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Одной из приоритетных проблем в современном образовании является проблема становления самооценки обучающихся. Данный вопрос актуален в сегодняшние дни, так как многие педагоги в ходе учебного процесса не учитывают некоторые личностные особенности обучающихся . Одной из таких особенностей является самооценка. Корректировка самооценки детей со стороны педагога поможет обучающимся добиться больших результатов не только в учебе, но и в социуме, что определяет практическую значимость данного исследования. Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве и продолжает - в течение всей жизни.
Развитию самооценки на разных возрастных этапах были посвящены многочисленные исследования в отечественной педагогике и психологии . Большинство из них рассматривает проблемы формирования самооценки в рамках изучения проблем Я-концепции. С точки зрения такого подхода самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания (Н. А. Батурин, Л. И. Божович, С. А. Будасси, Е. А. Залучинова, О. Н. Молчанова, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, Е. О. Федотова, П. Р. Чамата, И. И. Чеснокова), показатель индивидного его уровня развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания (К . А. Абульханова, Е. П. Авдуевская, Б. Г. Ананьев, С. А. Баклушинский, Л. В. Бороздина, А. В. Бояринцева, О. В. Дашкевич, И. С. Кон, В. Н. Куницина, А. Л. Шнирман). В исследованиях обсуждаются как проблемы связи личности и самооценки, так и проблемы соотношения Я-концепции, самосознания и самооценки .
Интересными представляются работы, рассматривающие
педагогические проблемы самооценки. К таким работам относятся исследования Л. И. Божович, А. И. Липкиной, Е. И. Савонько.
Е. И. Савонько под руководством Л. И. Божович рассматривала возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми .
А. И. Липкина рассматривает самооценку школьника с точки зрения регуляции его поведения, зависимости от контроля над ним других людей.
Особенно интересным периодом формирования самооценки является подростковый. Этот возрастной период соответствует переходу человека от детства к юности. Именно в это время в жизни человека происходит множество изменений, событий, переживаний, противоречий. Данные изменения связаны, в первую очередь, с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Основным мотивом в подростковом возрасте являются формирование нового самосознания, преобразование Я-концепции, попытки в понимания себя и своих возможностей .
Проблемами самооценки подросткового периода занимались Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. Фрейд, А. Е. Личко, А. В, Захарова, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, В. С. Мухина, Т. В. Драгунова, А. А. Реан.
Д. И. Фельдштейн полагает, что большинство детей младшего подросткового возраста особенно критичны в самооценке .
А. А. Реан отмечает неустойчивость, зависимость от ситуации, от внешних воздействий у младших подростков и большую устойчивость, многогранность изучаемого явления у старших подростков .
Л. И. Божович и ряд других психологов обращают внимание на неуравновешенность, импульсивность, лабильность настроения, чаще подавленность у подростков, что говорит о неадекватности самооценки.
Приведенный обзор показывает, что, с одной стороны, проблема становления самооценки обучающихся на разных возрастных этапах освящена в многочисленных трудах разных авторов, но с другой стороны, самооценка подростков изучена недостаточно полно. В связи с этим, было решено провести исследование, которое позволит выявить особенности формирования самооценки на заданном возрастном этапе, а также составить программу оптимизации самооценки подростков и реализовать ее .
Объект исследования: самооценка подростка.
Предмет исследования: оптимизация самооценки подростков во внеурочной деятельности.
Цель: теоретически обосновать и практическим путем проверить процесс оптимизации самооценки у подростков во внеурочной деятельности.
В связи с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Анализ основных понятий исследования;
2. Выделение особенностей развития самооценки у обучающихся подросткового возраста;
3. Изучение форм и методов оптимизации самооценки у подростков во внеурочной деятельности;
4. Исследование состояния самооценки у подростков;
5. Реализация программы оптимизации самооценки обучающихся во внеурочной деятельности и анализ ее эффективности.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
• обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы);
• психологические (психодиагностические и психолого -педагогические методики:
• методика исследования самооценки Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, методика исследования самооценки личности С. А. Будасси, методика самооценки «Дерево» авт. Д. Лампен в адаптации Л. П. Пономаренко).
Гипотеза исследования: предполагается, что составленная программа поможет оптимизировать самооценку подростка во внеурочной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы и приложения.
Во введении работы обозначена проблема исследования, ее актуальность, определены объект, предмет, цель, задачи, методы и гипотеза исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы оптимизации самооценки у обучающихся во внеурочной деятельности» анализируется понятие «самооценка» в научной литературе, раскрываются особенности становления самооценки у подростков, а также рассматриваются возможные формы и методы оптимизации самооценки у данной категории обучающихся в рамках внеурочной деятельности.
Во второй главе «Эмпирическое исследование проблемы оптимизации самооценки обучающихся во внеурочной деятельности» проводится описание организации и методов проводимого исследования, программы оптимизации самооценки подростков и анализ результатов ее реализации.
В заключении представлены выводы по выпускной квалификационной работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведения данной работы были освящены теоретические аспекты проблемы оптимизации самооценки подростков во внеурочной деятельности, а также разработана и реализована программа, направленная на устранение данной проблемы.
В процессе анализа понятия «самооценка» было установлено, что исследованием феномена самооценки занимаются многие специалисты, и каждый из них раскрывает данное понятие с точки зрения своего подхода. Так самооценка может рассматриваться как самоотношение, как компонент Я-концепции. Несмотря на это, все ученые сходятся во мнении, что самооценка является одним из ведущих компонентов личности, ядром самосознания. Процесс формирования самооценки начинается в детском возрасте и продолжается в течение всей жизни индивида под воздействием социальных ситуаций, значимых окружающих, имеет тесную взаимосвязь с мотивацией, личностными ценностями, Я-концепцией и аффективными переживаниями.
Самооценка, по мнению многих ученых, является когнитивным компонентом личности, который был сформирован на основе эмоционального самоотношения. Близкими по значению терминами к самооценке можно назвать следующие: самоуважение, чувство собственного достоинства, самоэффективность и другие.
В процессе изучения характеристики самооценки подростков были получены данные, что этот компонент личности в указанном возрасте является очень изменчивым, поскольку именно в подростковом возрасте у человека происходит перестроение самосознания. На формирование самооценки у подростков влияет множество факторов, большое влияние оказывают сверстники, родители, общение с ними, участие и роль последних в совместной с подростками деятельности, а также внешний облик подростков и особенности телосложения. Таким образом, изменение 56
самооценки происходит под влиянием семейных, социальных, психолого­педагогических факторов, а также под влиянием учебной деятельности.
Следовательно, чтобы сформировать у ребенка адекватную самооценку, необходимо использовать эффективные формы и методы организации деятельности. Для достижения поставленной цели могут быть использованы такие методы как игровая и соревновательная деятельность, создание проблемных ситуаций, акцентирование внимания на собственном мнении обучающегося, активное привлечение его к общественной деятельности. Также эффективными методами будут являться тренинг, методы арт-терапии, метод проектной деятельности, психологическое просвещение родителей и педагогов. Последнее говорит о необходимости привлечения к работе всех участников образовательного процесса для достижения наиболее эффективного результата.
Для изучения самооценки подростков на практике было проведено экспериментальное исследование на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №14» поселка Красногвардейский Артемовского района Свердловской области. Выборка испытуемых составила 61 обучающийся шестых и седьмых классов.
Для проведения экспериментального исследования самооценки у подростков нами были выбраны следующие методики:
1. методика исследования самооценки Т. Дембо и С. Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;
2. методика исследования самооценки личности С. А. Будасси;
3. методика самооценки «Дерево» автор - Д. Лампен, в адаптации Л. П. Пономаренко.
В результате проведения данных методик был проведен анализ каждой их них и общий анализ всех методик. Обобщенные данные позволяют судить не только о преобладании у испытуемых адекватной самооценки (65,6%), но и о наличии завышенного (27,9%) и заниженного (6,5%) уровней данного личностного качества.
Для дальнейшей работы были созданы две группы: контрольная (6 «А» и 7 «А» классы, всего - 29 человек, 17 девочек и 12 мальчиков) и
экспериментальная (6 «Б» и 7 «Б» классы, всего - 32 человека, 10 девочек и 22 мальчика).
В ходе образовательного процесса реализовывать программу нецелесообразно, поскольку он строго регламентирован по времени и содержанию. Вследствие этого программа оптимизации самооценки обучающихся была реализована во внеурочной деятельности.
В основу данной программы оптимизации самооценки обучающихся были положены следующие методологические руководства: Н. В. Бордовская «Современные образовательные технологии», А. Г. Лидерс «Психологический тренинг с подростками», Т. К. Молчанова «Составление образовательных программ», Е. А. Осипова «Основные направления деятельности педагога-психолога».
Целью данной программы является оптимизация самооценки обучающихся младшего подросткового возраста.
Продолжительность занятий: 18 занятий по 40-45 минут, два раза в неделю.
Программа реализовалась в несколько этапов: подготовительный, организационный, основной, заключительный, рефлексивный.
Для успешной реализации программы был составлен тематический план, который представлен в Таблице 1.
Для оценки эффективности реализованной программы был проведен контрольный эксперимент. Для этого использовались те же методики, что и на констатирующем этапе исследования. Результаты контрольного эксперимента показали тенденцию приближения к адекватному уровню самооценки у обучающихся экспериментальной группы в большей степени по сравнению в контрольной группой. Исходя из полученных данных можно сделать вывод об эффективности апробированной программы. Следовательно, цель исследования была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза подтверждена.


1. Аношкова, И. В. Оптимизация самооценки учащихся с
нарушениями зрения в игровой деятельности / И. В. Аношкова // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного
университета. - 2012. - №4. - С. 25-33. - Текст: непосредственный.
2. Белоусова, Н. С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений / Н. С. Белоусова // Педагогическое образование в России. - 2013. - №5. - С.103-107. - Текст: непосредственный.
3. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С.67-74. - Текст: непосредственный.
4. Бороздина, Л. В. Самооценка и психометрический интеллект в прогнозе эффективности учебной деятельности / Л. В. Бороздина // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2013. - №3. - С.30-38. - Текст: непосредственный.
5. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я - концепцией / Л. В. Бороздина // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2013. - №1. - С.54-65. - Текст: непосредственный.
6. Бурамбаева, Д. А. формирование адекватной самооценки
младших подростков как фактор психологической безопасности личности / Д. А. Бурамбаева // Концепт. - 2015. - №1. - С.14-22. - Текст:
непосредственный.
7. Буртовая, Н. Б. Методы коррекции эгоцентризма в подростковом возрасте и решение проблемы социальной дезадаптации / Н. Б. Буртовая // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - №11. - С. 96-102. - Текст: непосредственный.
8. Велицкас, Г. К., Гиппенрейтер, Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г. К. Велицкас, Ю. Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии. - 2014. - №1. - С.45-54. - Текст: непосредственный.
9. Вяткин, А. П., Невструева, Т. Х., Терехова, Т. А., Санина,
Л. В. Методы психокоррекции личности несовершеннолетних в системе раннего предупреждения их преступного поведения / А. П. Вяткин, Т. Х. Невструева, Т. А. Терехова, Л. В. Санина //Всероссийский криминологический журнал. - 2016. - №3. - С. 497-498. - Текст:
непосредственный.
10. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А. В. Гайфулин // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - №1. - С.73-76. - Текст: непосредственный.
11. Гапоненко, М. Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте / М. Н. Г апоненко // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №7. - С.76-79. - Текст: непосредственный.
12. Гришина, И. И., Дальхеева, А. М. Сказкотерапия как один из способов формирования самодостаточной личности у детей / И. И. Гришина, А. М. Дальхеева // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2016. -№2. - С.164-167. - Текст: непосредственный.
13. Гущина, Т. И., Андреева, И. Г. Развитие самоотношения как фактора психологического здоровья детей подросткового возраста / Т. И. Гущина, И. Г. Андреева // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2016. - №5. - С. 111-120. - Текст: непосредственный.
14. Дворник, О. А. Использование методов арт -терапии в социальной работе с трудными подростками / О. А. Дворник // Научная палитра. - 2018. - 1. - С. 30-37. - Текст: непосредственный.
15. Долгова, В. И., Ордина, И. П. Формирование позитивной Я - концепции старших школьников / В. И. Долгова, И. П. Ордина // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2016. - № 4 (24). - С. 63-65. - Текст: непосредственный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ