Игровое моделирование как средство обучения лексике английского языка
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 6
1.1. Психологические особенности обучающихся в средней школе с точки
зрения обучения английскому языку 6
1.2. Методика обучения лексике языка в средней школе 14
1.3. Игровое моделирование на уроке английского языка 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ .. 29
2.1. Анализ УМК с точки зрения применения игрового моделирования на
уроке английского языка 29
2.2. Описание технологии применения игрового моделирования на уроках
английского языка 36
2.3. Анализ результатов апробации применения игрового моделирования на
уроках английского языка 57
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 6
1.1. Психологические особенности обучающихся в средней школе с точки
зрения обучения английскому языку 6
1.2. Методика обучения лексике языка в средней школе 14
1.3. Игровое моделирование на уроке английского языка 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ .. 29
2.1. Анализ УМК с точки зрения применения игрового моделирования на
уроке английского языка 29
2.2. Описание технологии применения игрового моделирования на уроках
английского языка 36
2.3. Анализ результатов апробации применения игрового моделирования на
уроках английского языка 57
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Тема данной выпускной квалификационной работы «Игровое моделирование как средство обучения лексике английского языка» имеет весьма актуальное значение, т.к. одной из основных задач преподавателя иностранного языка в средней школе является обучение языковым и коммуникативным аспектам, включающим язык и речь вместе с социокультурными компонентами коммуникации, такими, как межкультурная коммуникации и лингвострановедение. В первом случае предполагается овладение обучающимися подсистемами языка (фонетической, морфологической и т.д.), а во втором - всеми видами речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо).
Основной задачей преподавания иностранного языка на основном этапе является формирование лексического навыка. Обучающиеся 5х классов, как правило, используют однообразную лексику, у них отмечается немотивированность к заучиванию, к запоминанию лексики. Использование лексических игр при обучении иностранному языку способствует развитию познавательной активности и творческих способностей обучающихся, что в свою очередь предоставляет возможность для поиска и обработки необходимой информации.
Таким образом, целесообразно использование познавательных игр на уроках иностранного языка для школьников, так как игры являются определенной моделирующей деятельностью, способствующей развитию интереса, внимательности, находчивости.
Игровое моделирование учебного процесса понимается как использование игр, являющимися определенными упражнениями, в которых определяются возможности повторения речевого образца с соответствующими ему признаками целенаправленности, неожиданности.
Проблема использования игрового моделирования в образовательном процессе рассматривается в различных аспектах. Такие исследователи как А. Дахин, С. Рубенштейн, К. Ушинский изучали ее с позиции педагогики. В трудах Л. Выготского, А. Леонтьева, Э. Берна и др. игровое моделирование представлено с позиции психологического подхода. В свою очередь, великие мыслители древности - Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, Аристотель - заложили философские основы метода игрового моделирования. О. Финк, Х. Гадамер, И. Кант также описывали философский подход в применении игры в обучении и воспитании.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы.
Объект исследования: обучение лексике английского языка в средней школе.
Предмет исследования: использование технологии игрового
моделирования в обучении лексике английского языка.
Цель: теоретическое обоснование и разработка игровых моделей для обучающихся основной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать психологические особенности обучающихся в средней школе с точки зрения обучения английскому языку;
2) рассмотреть методику обучения лексике языка в средней школе;
3) охарактеризовать игровое моделирование на уроке английского языка;
4) провести анализ УМК с точки зрения обучения;
5) разработать уроки с использованием игр;
6) апробировать игровое моделирование на занятиях английского языка.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс обучения лексике школьников будет более эффективным, если использовать игровое моделирование на занятиях английского языка.
Успешность выполнения задач по написанию выпускной квалификационной работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования. В работе использовались методы: анализ литературы, синтез, обобщение, моделирование, эксперимент и анкетирование.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в преподавании дисциплины «Английский язык» в средней школе.
База исследования: Лицей № 1 города Шадринска.
Структура выпускной квалификационной работы выражается в ее содержании. Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Основной задачей преподавания иностранного языка на основном этапе является формирование лексического навыка. Обучающиеся 5х классов, как правило, используют однообразную лексику, у них отмечается немотивированность к заучиванию, к запоминанию лексики. Использование лексических игр при обучении иностранному языку способствует развитию познавательной активности и творческих способностей обучающихся, что в свою очередь предоставляет возможность для поиска и обработки необходимой информации.
Таким образом, целесообразно использование познавательных игр на уроках иностранного языка для школьников, так как игры являются определенной моделирующей деятельностью, способствующей развитию интереса, внимательности, находчивости.
Игровое моделирование учебного процесса понимается как использование игр, являющимися определенными упражнениями, в которых определяются возможности повторения речевого образца с соответствующими ему признаками целенаправленности, неожиданности.
Проблема использования игрового моделирования в образовательном процессе рассматривается в различных аспектах. Такие исследователи как А. Дахин, С. Рубенштейн, К. Ушинский изучали ее с позиции педагогики. В трудах Л. Выготского, А. Леонтьева, Э. Берна и др. игровое моделирование представлено с позиции психологического подхода. В свою очередь, великие мыслители древности - Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, Аристотель - заложили философские основы метода игрового моделирования. О. Финк, Х. Гадамер, И. Кант также описывали философский подход в применении игры в обучении и воспитании.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы.
Объект исследования: обучение лексике английского языка в средней школе.
Предмет исследования: использование технологии игрового
моделирования в обучении лексике английского языка.
Цель: теоретическое обоснование и разработка игровых моделей для обучающихся основной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать психологические особенности обучающихся в средней школе с точки зрения обучения английскому языку;
2) рассмотреть методику обучения лексике языка в средней школе;
3) охарактеризовать игровое моделирование на уроке английского языка;
4) провести анализ УМК с точки зрения обучения;
5) разработать уроки с использованием игр;
6) апробировать игровое моделирование на занятиях английского языка.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс обучения лексике школьников будет более эффективным, если использовать игровое моделирование на занятиях английского языка.
Успешность выполнения задач по написанию выпускной квалификационной работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования. В работе использовались методы: анализ литературы, синтез, обобщение, моделирование, эксперимент и анкетирование.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в преподавании дисциплины «Английский язык» в средней школе.
База исследования: Лицей № 1 города Шадринска.
Структура выпускной квалификационной работы выражается в ее содержании. Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы: изучив методику преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе и труды некоторых методистов и преподавателей, мы достигли поставленных целей.
Проанализировав психологические особенности обучающихся 5 класса мы можем сказать, что данный школьный возраст - это возраст бурной социализации личности школьника. В этот период расширяется круг общения, школьникам важна общественная оценка своей личности и деятельности, растет социальная активность школьника. Подростковый возраст характеризуется активностью не только в социальной сфере. Подросток ищет чем заняться: здесь особенно ярко проявляются интересы, появляются новые увлечения и хобби. Внимание подростка становится более устойчивым, сознательным и избирательным. То же касается восприятия и памяти. Изменяется и мышление школьников.
Для эффективной организации обучения иностранному языку необходимо обратить внимание на учебно-познавательную мотивацию обучающихся, желание узнавать новое, осуществлять поиск информации. Возникновение и поддержание познавательной потребности у обучающихся в средней школе связывают с применением игровых технологий, эмоциональных приемов организации урока.
Использование лексических игр при обучении иностранному языку способствует развитию познавательной активности и творческих способностей обучающихся, что в свою очередь предоставляет возможность для поиска и обработки необходимой информации.
Место игр на уроке иностранного языка и отводимое игре время условны, так как это зависит от ряда факторов, а именно от уровня владения языком обучающихся, от подготовленности детей, от изучаемого материала, от целей и условий урока и т. д. Это означает, что игры и игровые технологии можно использовать на различных этапах школьного урока: как в самом начале урока, так и в его середине и, разумеется, на последнем этапе урока.
Целесообразно использование познавательных игр на уроках иностранного языка для обучающихся 5 класса, так как игры являются определенной моделирующей деятельностью, способствующей развитию интереса, внимательности, находчивости.
Игровое моделирование учебного процесса это один из самых часто используемых преподавателями методов и является очень эффективным при проведении уроков иностранного языка. Игровое моделирование понимается как использование игр, являющимися определенными упражнениями, в которых определяются возможности повторения речевого образца с соответствующими ему признаками целенаправленности и неожиданности.
Мы узнали, что есть 4 этапа игрового моделирования, которые позволят ученикам лучше запомнить и усвоить пройденный материал на уроке. Это проектно-организационный этап, основной этап игрового моделирования, этап контроля и самоконтроля навыков, умений, знаний и компетенций обучающихся и рефлексия.
Так же мы выяснили, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования для 5-9 классов, изучение предметной области «Иностранные языки» должно обеспечить формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции.
В общеобразовательной программе среднего общего образования, обеспечивающей дополнительную подготовку обучающихся по английскому языку, говорится, что на среднем этапе изучения иностранного языка большое
внимание уделяется познавательному и систематическому развитию у обучающихся всех составляющих коммуникативной деятельности, умению межкультурного общения на английском языке. На этом этапе большую роль играет аудирование аутентичной английской речи, чтение газетножурнальных материалов, развитие умений вести беседу на английском языке, выражать свои мысли в письменной форме.
К основным этапам работы над лексикой относятся: ознакомление с новым материалом (введение), первичное закрепление (тренировка) и применение. Все этапы работы над лексикой представляют собой единое целое.
В ходе исследования был проведен анализ двух УМК по английскому языку для 5 класса с точки зрения наличия в них игровых упражнений и заданий. Все названные учебники входят в перечень рекомендованных ФГОС. Они реализуют коммуникативный подход к обучению. Структурно учебники представляют собой тематические блоки (разделы), каждый из которых имеет более дробное членение. Учебники характеризуются наличием большого объема аутентичного материала, соответствующего возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Каждый из учебников и имеет как преимущества, так и недостатки. С точки зрения анализа игровых упражнений и заданий, то все перечисленные УМК снабжены большим количеством самых разнообразных игр: ролевых, (творческих), лексических, грамматических, познавательных и др.
Для обучения лексике английского языка мы предложили разработанный нами комплекс обучающих лексических игр, которые дополняют рассмотренные нами УМК по английскому языку. Лексические игры расположены в соответствии с тематикой данных УМК, т.е. на каждый модуль (тему) мы приводим по одной игре. Игры направлены на активизацию, закрепление и повторение лексических единиц. Разработанный нами комплекс упражнений стал эффективным средством формирования лексических навыков у обучающихся средней школы.
Проанализировав психологические особенности обучающихся 5 класса мы можем сказать, что данный школьный возраст - это возраст бурной социализации личности школьника. В этот период расширяется круг общения, школьникам важна общественная оценка своей личности и деятельности, растет социальная активность школьника. Подростковый возраст характеризуется активностью не только в социальной сфере. Подросток ищет чем заняться: здесь особенно ярко проявляются интересы, появляются новые увлечения и хобби. Внимание подростка становится более устойчивым, сознательным и избирательным. То же касается восприятия и памяти. Изменяется и мышление школьников.
Для эффективной организации обучения иностранному языку необходимо обратить внимание на учебно-познавательную мотивацию обучающихся, желание узнавать новое, осуществлять поиск информации. Возникновение и поддержание познавательной потребности у обучающихся в средней школе связывают с применением игровых технологий, эмоциональных приемов организации урока.
Использование лексических игр при обучении иностранному языку способствует развитию познавательной активности и творческих способностей обучающихся, что в свою очередь предоставляет возможность для поиска и обработки необходимой информации.
Место игр на уроке иностранного языка и отводимое игре время условны, так как это зависит от ряда факторов, а именно от уровня владения языком обучающихся, от подготовленности детей, от изучаемого материала, от целей и условий урока и т. д. Это означает, что игры и игровые технологии можно использовать на различных этапах школьного урока: как в самом начале урока, так и в его середине и, разумеется, на последнем этапе урока.
Целесообразно использование познавательных игр на уроках иностранного языка для обучающихся 5 класса, так как игры являются определенной моделирующей деятельностью, способствующей развитию интереса, внимательности, находчивости.
Игровое моделирование учебного процесса это один из самых часто используемых преподавателями методов и является очень эффективным при проведении уроков иностранного языка. Игровое моделирование понимается как использование игр, являющимися определенными упражнениями, в которых определяются возможности повторения речевого образца с соответствующими ему признаками целенаправленности и неожиданности.
Мы узнали, что есть 4 этапа игрового моделирования, которые позволят ученикам лучше запомнить и усвоить пройденный материал на уроке. Это проектно-организационный этап, основной этап игрового моделирования, этап контроля и самоконтроля навыков, умений, знаний и компетенций обучающихся и рефлексия.
Так же мы выяснили, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования для 5-9 классов, изучение предметной области «Иностранные языки» должно обеспечить формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции.
В общеобразовательной программе среднего общего образования, обеспечивающей дополнительную подготовку обучающихся по английскому языку, говорится, что на среднем этапе изучения иностранного языка большое
внимание уделяется познавательному и систематическому развитию у обучающихся всех составляющих коммуникативной деятельности, умению межкультурного общения на английском языке. На этом этапе большую роль играет аудирование аутентичной английской речи, чтение газетножурнальных материалов, развитие умений вести беседу на английском языке, выражать свои мысли в письменной форме.
К основным этапам работы над лексикой относятся: ознакомление с новым материалом (введение), первичное закрепление (тренировка) и применение. Все этапы работы над лексикой представляют собой единое целое.
В ходе исследования был проведен анализ двух УМК по английскому языку для 5 класса с точки зрения наличия в них игровых упражнений и заданий. Все названные учебники входят в перечень рекомендованных ФГОС. Они реализуют коммуникативный подход к обучению. Структурно учебники представляют собой тематические блоки (разделы), каждый из которых имеет более дробное членение. Учебники характеризуются наличием большого объема аутентичного материала, соответствующего возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Каждый из учебников и имеет как преимущества, так и недостатки. С точки зрения анализа игровых упражнений и заданий, то все перечисленные УМК снабжены большим количеством самых разнообразных игр: ролевых, (творческих), лексических, грамматических, познавательных и др.
Для обучения лексике английского языка мы предложили разработанный нами комплекс обучающих лексических игр, которые дополняют рассмотренные нами УМК по английскому языку. Лексические игры расположены в соответствии с тематикой данных УМК, т.е. на каждый модуль (тему) мы приводим по одной игре. Игры направлены на активизацию, закрепление и повторение лексических единиц. Разработанный нами комплекс упражнений стал эффективным средством формирования лексических навыков у обучающихся средней школы.
Подобные работы
- ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Игровые технологии как средство повышения качества коммуникативной компетенции школьников на среднем этапе обучения иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Технология формирования лексических навыков учащихся
средней школы
Дипломные работы, ВКР, лексикология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Настольные игры как средство формирования продуктивных лексико-грамматических навыков в начальной школе
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





